Ребенок 1 год пропорции

Человеческое тело в разные периоды жизни имеет разные пропорции. Голова, туловище, руки и ноги находятся в постоянных для каждого возраста соотношениях. Конечно, существуют индивидуальные колебания (в зависимости от пола, расы и т. д.), но пределы этих колебаний сравнительно невелики, поэтому люди одного возраста, в среднем, имеют одинаковые пропорции тела. И если эта пропорциональность нарушается, то это воспринимается нами как нарушение гармонии или эстетический изъян.

Согласно общим канонам, в правильно сложенном человеческом теле длина головы в 8 раз меньше длины всего тела и в 3 раза меньше длины туловища. Длина рук равняется 3,25, а ног 4,25 длины головы. Тело ребенка имеет совершенно другие пропорции. Так, у новорожденного длина головы всего в 4 раза меньше длины его тела, длина рук составляет 1,6, а длина ног 2,5 от длины головы. К году эти соотношения меняются. Длина головы укладывается в длине тела около 5 раз, а длина рук равна длине ног. Таким образом, ребенок (по сравнению со взрослым) — это коротконогое и короткорукое существо с большой головой и большими глазами. (Глаза за время роста человека — с детства до взрослого возраста — растут значительно медленнее остальных частей тела. Поэтому относительно пропорций головы у детей глаза гораздо больше, чем у взрослых.)

Этот феномен используют художники-мультипликаторы. Если они хотят, чтобы их персонаж вызывал умиление, любовь и другие приятные эмоции, то изображают его с пропорциями ребенка — большая головка, огромные глаза с длинными ресницами, короткие лапки (или ручки и ножки). И наоборот — злого персонажа обязательно рисуют в пропорциях взрослого.

От пропорций перейдем к абсолютным величинам. После того, как ребенку исполнился год, темпы его физического развития несколько замедляются. Масса его тела увеличивается в среднем лишь на 30-50 г в неделю.

У ребенка в возрасте одного года окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она увеличивается до 48 см, а у двухлетних малышей до 49 см. Таким образом, за второй год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что у ребенка окружность груди больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Ноги растут в длину гораздо быстрее рук. В то время как у новорожденного руки несколько длиннее ног, к году конечности становятся одинаковой длины, а у двухлетнего ребенка ноги уже длиннее рук. Рассмотрим череп ребенка. Он делится на лицевую и мозговую части. Мозговая часть черепа значительно больше, чем лицевая, особенно у новорожденных. С возрастом весь череп растет, но лицевая его часть растет гораздо быстрее, чем мозговая. Особое значение для внешнего вида имеет рост нижней челюсти. Эта кость состоит из костной дуги и отходящих от нее ветвей. Угол, образуемый ветвями и дугой, меняется с возрастом) от тупого к прямому. При этом у женщин форма нижней челюсти (как и весь череп в целом) во взрослом состоянии очень похожа на детский.

Изменяется масса тела ребенка. В этот период она увеличивается примерно на 200-250 г в месяц, что составляет около 2,5-3 кг в год. А рост увеличивается на 12 см, причем с каждым месяцем он замедляется. Иногда он может даже остановиться и оставаться неизменным в течение 1-3-х месяцев. Это может зависеть от питания, окружающей среды и других факторов. Однако и рост, и масса тела в большей степени зависят от наследственности.

Между годом и 18-ю месяцами, как правило, появляются четыре премоляра. А между 16-м и 24-м месяцами прорезываются клыки. Порядок прорезывания зубов может нарушиться, но в среднем, к 25-му месяцу жизни у ребенка должно быть 20 молочных зубов.

Иногда прорезывание зубов может сопровождаться местной болью, слюнотечением, раздражительностью, снижением аппетита.

Несмотря на то, что ребенок в возрасте от года до полутора лет уже хорошо стоит и ходит, строение его тела пока не совсем соответствует функции прямохождения, отличающей человека от высших животных.

Дело в том, что ступни его коротких ножек еще очень малы, а голова большая и тяжелая. Мышцы шеи, спины, ног еще не окрепшие. Все это затрудняет поддержание равновесия. Кроме того, еще недостаточно развит вестибулярный аппарат ребенка.

Позвоночник взрослого человека имеет несколько физиологических изгибов, облегчающих стояние и ходьбу. Эти изгибы называются лордозами и кифозами. Лордоз — это изгиб кпереди. Кифоз — кзади. У взрослого имеются шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологические изгибы служат своеобразными амортизаторами, смягчающими тряску тела при ходьбе, беге и прыжках.

У детей, особенно маленьких, позвоночник не имеет всех этих изгибов. Кроме того, он еще не окрепший, его связочный аппарат не до конца сформирован и начинает окостеневать лишь к концу дошкольного возраста. А изгибы позвоночника формируются и закрепляются в среднем к 13-15-ти годам. Причем формирование их идет последовательно. У новорожденного позвоночник имеет форму почти прямого столба. Когда младенец начинает держать голову и в работу включаются шейные мышцы, начинает формироваться шейный лордоз. Позже, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной кифоз. А после того как ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. Но даже и в это время, когда ребенок ложится, его позвоночник снова выпрямляется, поскольку не достиг еще нужной степени окостенения.

Читайте также:  Ребенок 1 год соленый пот

Вообще, кости ребенка достигают полной зрелости лишь к периоду полового созревания. До этого же поверхностный слой кости ребенка — надкостница — значительно толще, чем у взрослых. Поэтому у детей очень часто встречаются переломы по типу «зеленой веточки». Вы ломали когда-нибудь зеленые молодые побеги кустарников? Вспомните, как это происходило: внутри стебель сломался, а снаружи толстая сочная кожура держит его и почти не нарушена. Таковы и поднадкостничные переломы у детей. Кроме того, кости кисти и стопы еще долго имеют хрящевую основу и окостеневают в определенное время.

Сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы за эти полгода (с года до полутора лет) не претерпевают заметных изменений. Так, частота сердечных сокращений остается на уровне около 120 в минуту, частота дыхания — не ниже 30 вдохов в минуту. Что же касается желудочно-кишечного тракта, то он продолжает работать так же, если, конечно, вы не ввели в рацион ребенка шашлык, барбекю, сало с чесноком и прочие мясные продукты, не предусмотренные для этого возраста.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории
г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

Читайте также:  Ребенку 1 год не закрыт родничок

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то
    неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

Читайте также:  Нормы mcv крови для ребенка 1 года

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник