Ребенок 1 год плаксивость

Ребенок 1 год плаксивость thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Читайте также:  Бассейн для ребенка 1 год кировский район

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Большинство из нас забыло, как это быть ребенком. Родители смотрят на детей сверху вниз, не понимая, почему он зачастую плачет. Слезы – это абсолютно нормальная реакция на различные печальные или радостные события. Чрезмерная плаксивость – эмоциональное состояние, признак психического или физического ослабления. Если такое состояние родители периодически наблюдают у ребенка, нужно обратиться к доктору. Врач направит на обследование и по результатам назначит лечение.

Причины повышенной плаксивости

На самом деле причин повышенной плаксивости существует множество. Список самых распространенных причин:

  1. Новорожденные плачут из-за голода, хотят к маме на руки, из-за того, что хотят спать или дискомфорта.
  2. На 2-ом месяце жизни перед сном малыш плачет – это такая своеобразная эмоциональная разрядка, накопившаяся за день. С течением времени это пройдет.

    Чрезмерная плаксивость

  3. Появление молочных зубов.
  4. Громкие звуки или голоса.
  5. Падение и удар, а также при любой другой физиологической боли. В этом случае не надо чрезмерно жалеть ребенка, просто обнимите и скажите, что такое бывает, и он должен с этим справиться сам, поскольку сильный. Мужчины не плачут – это неправильная фраза. Многие психологи говорят, что это страшная ошибка мам и пап. Они понимают ее неправильно, ведь мужественность не измеряется слезами.
  6. Малыш посмотрел грустный мультфильм.
  7. Крайне часто дети плачут, поскольку хотят привлечь внимание взрослых. По всей видимости, им просто его не хватает. В таком случае не стоит ругать ребенка. Покажите, как любите его и тем самым Вы создадите базу для дружеских отношений в будущем, ведь родители – это лучшие друзья. Если такого не сделать, то ждите соответствующей реакции ребенка: истерики и непослушание.
  8. Страх перед незнакомыми взрослыми людьми. Здесь главную ошибку делают мамы и папы, поскольку пугают ребенка: «Вот, не будешь слушаться, отдам тебя дяде или тете». Дети, особенно когда они совсем маленькие, верят во все. Такими фразами вы лишь поселяете страх внутри ребенка. Если без конца запугивать его, то у него появятся комплексы.
  9. Медицинские причины. В таком случае незамедлительно нужно отвести ребенка к неврологу или эндокринологу. Если специалисты обнаружат патологию – необходимо лечиться.
  10. Смена обстановки или, проще говоря, детский сад или школа. Если со школой дела обстоят лучше, то с детским садом не так все проходит складно, особенно первый год. С таким состоянием встречается каждый родитель. В этой ситуации нужно завлечь ребенка, у него должен появиться интерес к тому, чем будет заниматься на протяжении дня в детском саду. Что же касается первого похода в школу, то это встречается намного реже, поскольку за огромное количество времени пребывания в саду, ребенок привыкает и быстрее адаптируется к новой обстановке.
  11. Ссоры в семье. В этой ситуации вина лежит на взрослых. Родители порой сами не замечают, что нанесли психологическую травму ребенку. Малейший конфликт или ссора родителей на глазах малыша может повлечь за собой такие последствия, как чрезмерная плаксивость.
  12. Индивидуальная особенность личности. Любой из нас обладает разной нервной системой. Она может быть как сильной, так и слабой. Если у ребенка слабые нервы, то в будущем, неважно мужчина это или же женщина, он будет отличаться повышенной чувствительностью. У детей такое состояние выражается ярче, зачастую оно сопровождается нарушением сна.

    Страх воды

  13. Кризис определенного года жизни. Как правило, он возникает в год, три года и семь лет. На такие капризы не следует обращать внимания, они пройдут сами по себе с течением времени.
  14. Манипуляция. Что это значит? Ребенок начинает капризничать, как только старшие что-либо запрещают.
Читайте также:  Что приготовить из говяжьей печени ребенку 1 год

Помимо этого, причинами чрезмерной плаксивости может быть депрессия или пережитое насилие. Проследите за ребенком, если у него возникли следующие признаки, обратись к доктору:

  • исчез интерес к жизни
  • возникли ночные кошмары
  • стал напряженным, возникли нервные тики и прочие тревожные признаки

Прежде всего, выявите причину такого состояния. Присмотритесь к поведению ребенка в разных ситуациях. Если он капризничает, как только Вы что-либо запретили, он тем самым пытается вами манипулировать, чтобы добиться своего несмотря ни на что. Такое поведение нельзя поощрять, иначе в будущем намного сложнее будет с ним совладать. Если плаксивость не проходит с течением времени, необходимо обратиться к доктору.

Лечение плаксивости у детей

Ваше чадо полностью избавится от плаксивости при смене обстановки окружающего мира. Придется отказаться от ряда вещей и убрать некоторые игрушки. Родителям следует запастись терпением, потому как этот процесс займет не один и не два дня. На это уйдет огромное количество времени, но тут главное, результат.

Яркие детали в детской

Отличным толчком для перемены настроения послужит возникновение ярких красок в жизни вашего чада. Начните с ремонта в комнате ребенка, создайте ему новый мир, который полон положительных эмоций.
Уберите из детской комнаты телевизор, ведь он негативно сказывается на ребенке, особенно если он смотрит его на ночь.

Периодически посещайте с вашим чадом парки аттракционов, музеи и театры, тем самым у ребенка зародится возможность расслабиться.

Совместно с чадом делайте зарядки по утрам, занимайтесь спортом. Детям нравится гордиться своими родителями.

А также необходимо включить в рацион как можно больше фруктов и овощей, а те продукты, которые не приносят пользу или наносят вред, исключить.

Лечение депрессии

Лечением такого состояния должен заниматься специалист: а именно, педиатр или психиатр. Только один из них, правильно оценив ситуацию, может назначить терапию препаратами.

Как правило, для лечения такого состояния используют антидепрессанты:

  • Флуоксетин
  • Пароксетин и т.д.

Они обладают успокаивающим действием на организм. Медикаменты борются с навязчивыми мыслями и с паническими атаками. Эти препараты практически не вызывают побочных эффектов.

Депрессия у детей разной возрастной категории также лечится с помощью терапии когнитивно-поведенческого типа. Она объединяет в себе изменение мышления и коррекцию поведения. Эта терапия помогает чаду бороться с проблемами психологического характера и негативными эмоциями, вследствие чего ребенок легче приспосабливается в обществе.

Среди задач индивидуальной психотерапии – подготовка ребенка школьного возраста правильно выражать свои эмоции, рассказывать о страхах, травмах и преодолевать такие трудности.

Если в семье крайне часто возникают ссоры, проблемы с взаимопониманием, родители не могут найти общего языка с чадом, в таком поможет только психотерапия.

Неправильное поведение родителей

Основной ошибкой мам и пап является то, что родители порываются побороть чрезмерную плаксивость ребенка, требуя прекратить плакать, а порой и высмеивая такое состояние ребенка, особенно это касается мальчиков. Именно данное воспитание оборачивается тем, что чадо в дальнейшем становится неуверенным в себе и не воспринимает себя.

В будущем психика чада окрепнет, разовьется самоконтроль, и данное состояние будет возникать все меньше. Но очень полезно при общении с ним подчеркивать лучшие аспекты жизни, постепенно переводя с плохих мыслей, не позволяя ему оставаться с ними надолго.

Если это состояние у ребенка появилась внезапно, то причину ищите в наличии хронического стресса. Привыкание к детскому саду или школе, ссоры в семье, развод родителей, проблемы с другими детьми – все это ослабляет психику чада, делая эмоциональным.

Важно уловить точную причину чрезмерной плаксивости ребенка и справиться с ней совместно, а не бороться только со слезами.

Стоит помнить, что нередко такое состояние возникает в период возрастных кризисов (год, три года и семь лет). Как правило, с течением времени оно пройдет само по себе.

Что делать если слезы – это способ манипуляции?

Детская манипуляция

Иногда чрезмерная плаксивость – это не выражение слабости, усталости и т.д., а лишь форма поведения ребенка, которая оказывается эффективной. Понаблюдайте за чадом, когда именно начинает плакать. Если плаксивость возникает в ситуации запрета или ограничения в чем-либо родителями, и она постепенно перетекает в истерику, подумайте, почему же данный способ влияния стал для него результативным методом добиваться от мам и пап.

Ребенок не манипулирует слезами сознательно, но если опыт ему подсказывает что с помощью них можно добиться многого, то зачастую такой способ становится «оружием».

Читайте также:  Рецепт филе трески ребенку 1 год

Важно помнить о более тяжелых причинах, которые могут повлечь за собой такое состояние – депрессия и пережитое насилие. Если увидели, что чадо неожиданно стало чрезмерно плаксивым, потеряло смысл к жизни, перестало увлекаться хобби, общаться с детьми и близкими, появились нервные тики и кошмары, незамедлительно обратитесь к доктору. Только врач сможет поставить диагноз и назначить соответствующее лечение.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Сен 29, 2017Виолетта Лекарь

Источник

анонимно, Женщина, 29 лет

Доброе время суток.Ребенку 1,5 года.Второй месяц как ребенок изменился в поведение.Плаксивый. если что ему не дают — сразу в плачь и может закатиться даже (с задержкой воздуха).Когда ему было примерно год такого прям не замечала. До года на приему невролога он тоже всегда плакал , но вот в год он вел себя хорошо и она сказала что он, видимо, перерос это состояние.
Но вот сейчас….
Вот моменты из жизни, которые меня настараживают:
1) если не даю ему ложку самому есть — у него начинается истерика (плачет, закатывается) (не всегда правда, иногда разрешает самой его покормить)
2) потом когда мы отдаем вещи в раздевалку он тоже плачет из-за этого;
3) как-то при нем отдавала из его рук банку смеси чужому человеку и он тоже зарыдал, хотел чтобы вернули;
4) потом положила как-то подушку не так как ему хотелось и он опять расстроился и заплакал;
5) пытаюсь показать, опустив в низ,что пить из бутылки с трубочкой, нужно не поднимая ее, он психует, плачет, вырывает ее у меня из рук, может упасть на пол и дальше плакать, пробует дальше ить запрокинув голову не получается соответственно и опять расстраивается;
6) еще был случай когда его обычную бутылочку (на тот момент она ему не нужно была) , я положила в прозрачный кулечек и вынесла из комнаты, в которой находился ребенок и он тоже заплакал из-за этого.Успокоился только тогда. когда я ему ее принесла обратно.
7) если у него что-то не получается (допустим, он вкладывает фигурки в отверстие в домике, прекрасно бывает с этим справляется), но если вот не получается одна из них — он может ее кинуть, кинуть домик, подойти к столу своему и скинуть с него со психами все что там лежала и дальше с серванта все поскидывать, пока его, вообщем, не остановить
8) иногда он может меня ударить если не по его что-то! я как то сильн его ударила за это по руам.В последние несколько дней, если он меня ударяет я строго говорю что это плохо и он меня гладит по этому месту;
Еще нам гастроэнтеролог ставит диагноз «синдром протекающего кишечника».ребенка на многие продукты поэтому краснеют щеки.Прочитала. что из-за того, что нарушена проницаемость кишечника могут начаться проблемы с неврологие /психикой?насколько это достоверно?
Еще в тот период когда у него все началось — муж был в отпуске.Мы часто с ним ругались/кричали.В основном это была я.Может в этом причина?
Еще мы в этот период когда все началось мы 3 раза сдавали кровь. а он жутко боиться врачей (лежали просто 2 раза в больнице с кишечноцй инфекцией).Мможет поэтому на последней прием у врача-невролога он так себя и вел из-за тог что сдавали кровь из вены относительно недавно от ее приема к ней?Хотя она была не в белом халате.на белые халаты он сразу реагирует плачем.Расплакался сначала. когда ее увидел, потом успокоился, заинтересовавшись ее игрушками, и расплакался вновь сильно , когда она начала его трогать. особенно если трогают ее голову.Когда допустим педи атр меряет сантиметром его голову (каждый раз в принципе плачет когда заходим в кабинет к последнему)
Еще он не идет ко мне. когда на руках у мужа, прям выгибается чтоб его не забрали от него.(муж по-моем у мнению многое ему позволяет то, что я бы просто не разрешила бы делать и не умеет его вовсе ругать :он у меня слишком спокойный)(муж кстати работает с 7 утра до 9 вечера 6 дней в неделю)
На руки идет помимо папы только к своей бабушке и дедушке.Допустим, приезжает моя сестра (нередко), он не хочет к ней идти, даже дотронуться не дает, как и в принципе со всеми чужим людьми — сразу плачет. Поэтому он и на невролога реагировал: она ж трогала и стукала его ручки и ножки. Вообще нельзя дотронуться до него чужому!
Из речи он говорит им ожет повторить если попросить: мама, папа, тетя, Ань, кать, кап-кап, иногда дядя и всё.Любимое слово «бадям-бадям» .ба-ба и де-да все никак не получается у него сказать.Речь нашу хорошо понимает,знает многое (животных многих, птиц, даже насекомых, все виды транспорта, основные виды професий по картинкам,явления природы по картинкам, три основных формы, цвета пока может только сортировать, всттляет все фигурки без подборки в отверстие, любит подбирать на картинках вторые половинки предметов
На горшок не проситься, но ходит на него по маленькому если снять штаны и поставить рядом с ним.
Еще нам невролог прописал лекарство гомеопотическое Киндинорм. Что вы может сказать по поводу него?Вообщем, подскажите, пожалуйста. что нам делать?(Как мне себя вести с ребенком?

Источник