Ребенок 1 год плакса

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Читайте также:  Сироп для аппетита для ребенка 1 года

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

Плакса-вакса-гуталин…

Плаксивость у детей. Почему появляется повышенная плаксивость. Повышенная плаксивость как симптом заболевания. Психология дошкольников.

  • Плач для привлечения внимания
  • Плач-манипуляция
  • Плач от усталости
  • Плач от болезни
  • Плач «тонкой натуры»

Вашему ребенку уже 2, 3, 4 года, а недовольный плач раздается ежедневно, если не ежечасно? В чем причина и как это поправить – разбираемся вместе!

Плач для привлечения внимания

Если родители реагируют на ребенка исключительно в момент плача, не удивительно, если он быстро осваивает этот способ привлечения внимания. Проанализируйте ваше взаимодействие: как часто вы просите малыша подождать, если он хочет пообниматься, или отказываетесь участвовать в его игре?

Это не значит, что нужно немедленно соглашаться на любое пожелание малыша, но вы должны по меньшей мере реагировать на обращение ребенка, а не игнорировать его!

Что делать

Если вы не можете прямо сейчас выполнить пожелание малыша, объясните, почему это происходит, когда вы сможете выполнить его просьбу, и сможете ли вообще. Есть три правила, которые помогут вам достигнуть взаимопонимания с ребенком.

  1. Не обманывайте.
  2. Оперируйте понятными для малыша категориями (нет смысла обещать сделать что-то «через час», если ребенок не умеет пользоваться часами).
  3. Предлагайте альтернативу (Нет, я не смогу покатать тебя, как лошадка, потому что у меня болит спина; но мы можем построить для игрушечной лошадки конюшню из кубиков!)

” Из этого правила есть одно исключение: обнимашки! Если ребенку требуется тактильный контакт, постарайтесь удовлетворить его потребности в полной мере и как можно скорее. Контакт с родителями – такая же естественная потребность, как сон и еда, помните об этом!

Плач-манипуляция

Этот тип поведения отличается от плача для привлечения внимания. Если вы уделяете ребенку достаточно времени и сил, а он все равно плачет ежедневно, быть может, в вашей семье растет маленький манипулятор

Трех-четырехлетний ребенок уже достаточно смышлен, чтобы использовать плач в своих интересах. Если ребенок начинает плакать на любое «нет» с вашей стороны, подумайте, не поощряете ли вы его к этому сами.

Что делать

Не соглашайтесь на требования ребенка сразу, как только он заплачет! Ведь от слез они не станут более разумными, выполнимыми и полезными. Твердо и спокойно повторяйте свои доводы и (поверьте, это работает!) предлагайте альтернативные варианты.

” Если ребенок не реагирует на объятия, не готов обсуждать альтернативы, не идет на уступки – что ж, лучше дать ему время поплакать в одиночестве. Нужно четко дать понять, что слезы  — это не аргумент в споре.

Плач от усталости

Конечно, ваш ребенок уже не новорожденный. Но он по-прежнему с трудом может проанализировать свое состояние и сообщить вам, что он устал, хочет есть или спать. Его ощущения можно описать как «все плохо, но не пойму, что именно». И так же, как младенец, ребенок начинает плакать!

Если ваш ребенок начинает заливаться слезами в определенное время, например, капризничает на развивающих занятиях, на прогулке, во время ужина, то, возможно, это именно оно и есть.

Многие родители надеются, что ребенок подстроится под определенный график дня, удобный для родителей. Это действительно случается, но адаптировать ребенок может далеко не всегда.

Что делать

Постарайтесь проанализировать, что именно вызывает дискомфорт. Может быть, стоит кормить ребенка пораньше, делать прогулки покороче, отказаться от развивающих занятий в пользу дополнительного сна и так далее.

” Не расстраивайтесь, это не навсегда – пройдет полгода, и ваш малыш достаточно окрепнет, чтобы пересмотреть планы вновь!

Плач от болезни

Плач – это не только каприз, это еще и симптом. Если веселый уравновешенный ребенок внезапно начинает «кукситься» на ровном месте, проверьте, не поднялась ли у него температура! Повышенной плаксивостью с рождения отличаются дети с неврологическими нарушениями; к примеру, повышение внутричерепного давления вызывает головную боль, которую ребенок не в состоянии осознать. И начинает плакать!

Читайте также:  Сульфацил натрия глазные капли ребенку 1 год

Что делать

Обратиться к невропатологу и обязательно рассказать о том, что ваш малыш-плакса. Опишите ситуации, когда он начинает капризничать, подчеркните, что вы не связываете их с педагогическими промахами, расскажите, как именно плачет ваш ребенок.

” Быть может он «закатывается» (прерывается дыхание), синеет кожа, запрокидывается голова? Не может успокоиться, даже если вы согласились со всеми его пожеланиями? Начинает плакать, пугаясь резких звуков или движений? Все это важно для диагностики!

Плач «тонкой натуры»

Наверняка у вас есть знакомые (а, может, и вы сами?), кто легко прослезится от мелодрамы, плачет не только от огорчения, но и от счастья и даже от умиления. Не только взрослые, но и дети обладают разной склонностью к проявлению чувств. Если ребенок здоров, при этом плач не перерастает в истерику и не сопровождается никакими требованиями, то, быть может, вам достался именно такой чуткий экземпляр?

Часто такие дети обладают незаурядными творческими талантами – рисуют, сочиняют музыку и стихи, много фантазируют и выдумывают. Это же замечательно, правда?

Что делать

Если плач – одно из проявлений повышенной эмоциональной чувствительности, то, скорее всего, с этим ничего не надо делать. Если же плаксивость начинает мешать или становится причиной насмешек сверстников, учите малыша переводить свои чувства в творчество.

” Вам придется освоить начала арт-терапии: пусть ребенок выражает свои чувства красками на бумаге, или сочиняет сказки. Очень важно обучить такого ребенка самовыражению!

Плач – это естественная для ребенка реакция. Не нужно сердиться, если ваш малыш плачет, ведь это не просто каприз – это всегда отправленный вам сигнал о помощи! Анализируйте поведение ребенка, и постарайтесь дать правильную ответную реакцию.

Пусть слез будет меньше, а улыбок – больше!

4.04.2018

Автор: Анна Первушина

  

Аули
(11/04/2018)

Спасибо за статью!!!

” Если ребенок не реагирует на объятия, не готов обсуждать альтернативы, не идет на уступки – что ж, лучше дать ему время поплакать в одиночестве. Нужно четко дать понять, что слезы — это не аргумент в споре.

СОГЛАСНА с этим полностью.

Мне досталась чуткая натура. И с годами проще не становится. Я с ужасом жду подросткового возраста, когда к этой чуткости добавится гормональный взрыв…

burya

Полезная статья, спасибо!

Источник

Через несколько секунд этот ребенок будет смеяться так же искренне и бодро, как сейчас несчастно плачет. И если это на родителей будет действовать — почему бы это не использовать?
скачать видео

Фильм «Университет практической психологии»

Фильм «Университет практической психологии»

Фильм «Психология эмоций. Часть 1»

Главное, что нужно знать о детском плаче ребенка в возрасте от года до трех — это то, что эти дети свой плач могут как произвольно запускать, так и свободно, практически мгновенно его прекращать. Это удивительная картина: вот двухлетка с отчаянно несчастным плачем бежит к маме, которая единственно может ее спасти, но на ее пути стою я. Она стукается о мои ноги, поднимает голову, плач мгновенно прекращается, глаза внимательные и спокойные. Поняв, что это не мама и вообще не интересно, малышка возвращается к своим делам, огибает эти ненужные ей ноги и снова с отчаянно несчастным плачем бежит к своей маме.

Видели такое?

Об этом феномене с удивленным восхищением рассказывают очень многие родители.

Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие — плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску…

Второе, что важно знать всем родителям: в этом возрасте дети начинают своим плачем просто развлекаться. Плач для ребенка — вовсе не всегда отражение какой-либо трагедии, это такая же энергичная форма жизнедеятельности, как смех или игра. И бодро поплакать ребенку так же нравится, как покричать или посмеяться. Поплакать — это одна из его любимых игрушек.

А третье, дети в этом возрасте начинают плакать с особой целью: плакать, чтобы их не ругали родители. Их плач — не просто способ психологической защиты, это полностью осознанный способ защиты от родителей.

Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала. Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? — Нет. — А зачем ты плачешь? — Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. — А разве я тебя ругаю? — Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно, со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был «опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!

При этом самая главная функция детского плача все-таки в другом: плач для ребенка — это вполне осознанный инструмент для влияния на родителей. Ребенок пускает свой плач в ход, когда он хочет чего-то добиться. Самое простое: если попросить просто, то мама машинку не купит, а если ей заплакать — то купит. Такой плач называет инструментальным плачем, но инструментальный плач ребенка после года отличается от плача младенца двумя обстоятельствами.

Читайте также:  Бассейн для ребенка 1 год в минске

Первое обстоятельство состоит в том, плач малыша этого возраста уже стал его свободным инструментом. То есть, если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач полностью свободно, для любых своих целей.

Расшифруем это. Начиная с года жизни (иногда и немного раньше) круг потребностей ребенка расширяется. А именно, если малыша до года все основные потребности — настоящие, честные, то теперь у ребенка появляются потребности придуманные, произвольные.

Раньше младенец плакал, если ему хотелось есть, пить и быть в сухости, то теперь малыш плачет, потому что ему хочется красный паровозик или кудрявую куколку: он без нее жить не может.

После года жизни ребенок начинает добиваться своим плачем не только того, что ему реально необходимо, а еще и того, что ему просто хочется. Плач становится чисто инструментальным, становится для ребенка свободным инструментом достижения его произвольных целей.

Рассказывает папа: У меня двойняшки, им год и три месяца. Согласен, до года мои девочки действительно плакали только по делу: мокрая, обкакалась, голодная, газики, спать, перегруз впечатлениями, зубки… А тут – плач, чтобы уделили больше внимания, чем сестре! Плач совсем без «честных» причин, чёткий инструментальный плач! Поскольку мы не «велись», плач вдруг резко оборвался и дочка совершенно спокойно переключилась на другие дела. Конечно, мы не просто игнорировали нежелательное поведение, а подкрепляли желательное: немедленно подходили, когда дочка просила об этом приемлемо. Где-то за полторы недели попытки давить на меня прекратились.

Рассказ: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу — упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Вторая важная особенность плача ребенка после года в открытости его намерений: в это время ребенок готов честно говорить, кому и для чего он плачет. «Я не тебе плачу, я маме плачу! — А что ты маме плачешь? — А что она с сестренкой сидит, пусть со мной поиграет!»

Ребенок от года до трех умеет уже не только мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный плач под конкретного адресата. На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка — это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.

Рассказ папы: Машеньке 2 года, сидит, что-то бормочет про себя. Прислушался — она конструирует будущий диалог, говорит и за себя, и за маму: «Мама, пить! Мама, очень хочу пить!» — «На, Машенька, попей!» — «Не хочу, эта вода противная!» Она репетирует то, что будет ей радость и проблема родителям…

Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать. Этим, собственно, и знаменуется известный всем кризис трех лет.

И что же делать с плачем в этом возрасте?

Первое — это что не делать. Даже если вы понимаете, что ребенок вами когда-то манипулирует, не правильно на него сердиться и его в этом обвинять. «Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!» — все это негативные внушения. Если вы скажете: «Как ты бодро плачешь! Энергичный ты мой, дай тебя обниму!» — это будет веселее и позитивнее.

Второе — не подкреплять поведение плача. Это важный и не простой пункт, потому что большинство мам не понимают: если ребенок заплакал, то ваше сопереживание и жалость поддерживают его плач. Если ваш малыш ударился и хочет заплакать, то ваше желание пожалеть и мягкое «Миленький, ударился, или я тебя пожалею!» как раз запускают плач и жалобы. Напротив того, ваша спокойная реакция успокаивает ребенка, деятельная — переключает его внимание.

Творческие родители с удовольствием учат своих малышек на проблемы и неприятности реагировать не плачем, а смехом и радостью. Действительно, а почему бы и не да?

А третье и главное — это учить ребенка, как можно добиваться своего без плача. Учите вашего ребенка обращаться с просьбой. Это простое правило знают все разумные мамы, а именно — если ребенок бежит к вам с плачем, вы не торопитесь его жалеть, а спокойно говорите: «Когда ты плачешь, я ничего не могу понять. Ты вначале успокойся, скажи что у тебя случилось, что ты хочешь. Что у тебя случилось? Что ты хочешь».

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Источник