Ребенок 1 год общение с другими детьми
Привет! Наш Егорка очень тянется к другим детям. Заметили мы это с мужем в поликлинике, т.е. там, где большое скопление ребятишек. Гуляем мы пока ещё в коляске (спим). Так что, на улице общения с себе подобными не получается. У наших друзей детей такого возраста нет. Хотелось бы знать, насколько важно общение с другими детьми в возрасте 1-го года? Не тормозит ли развитие ребенка, не мешает ли становлению психики и характера отсутствие общения с другими детьми? Спасибо.
09.03.2005 23:21:14, Валерико
14 комментариев
скоро весна, будете топать в компании детей и проблемы нет 🙂
10.03.2005 00:27:05, Anny+
я не знаю, насколько важно, не тормозит ли, но если ребенок тянется — я бы попробовала предоставить ему возможность общаться с другими детьми. Мой с года очень любит… не то, чтобы играть — это только начинается — но как-то взаимодействовать… ну в общем, именно что общаться с другими детьми. Только детей я выбираю тех, которые не ужасают меня своим поведением:)
10.03.2005 00:25:51, ЗУку
Мы,например,ещё до года пару раз общались с мальчиком постарше нас на год(к нам гости приходили)-так уже ТОГДА их было не оторвать друг от друга…А сейчас мы не общаемся,к сожалению,с другими детьми по причине нашей непривитости и времени года,но к лету обязательно сделаем прививки и пойдём знакомиться в песочницу!:)))ИМХО,это от ребенка зависет:наш,например,ОЧЕНЬ общительный,а некоторые детки боятся незнакомых-тогда,по-моему,лучше подождать,пока сам не придет к этому.
10.03.2005 00:18:31, Мама Ладика
нифига это общение не даст. дети антисоциальны в этом возрасте. другие детки для них- забавные двигающиеся игрушки
10.03.2005 00:00:33, strelka(Василиса 2г,Марья 5m)
я думаю что нужно. Наш опыт говорит об этом: Саше год как раз был летом. Действительно она не играла с кем-то, но, если заметили, дети всегда «кучкуются» в одном месте, даже если каждый вроде сам по себе. потом она стала узнавать знакомых и встречать их ( и их родителей)приветсвенными криками. сейчас, когда ей год и 7 и запас слов еще невелик, она знает имена всех детишек и их мам-нянек, произносит, называет в игре.
еще важен момент: когда они общаются малыш понимает, что не все вокруг складывается так как хочет он: хочет лопатку — а тут другой ею играет :)))
Другая сторона: во дворе есть дети даже 3-4 лет, которые гуляют ТОЛЬКО отдельно с вечно-неизменной няней или бабушкой, которая просто ни с кем не общается по разным причинам, ходят где-то в стороне от площадок и мест кучкования. говорила на днях с одной бабулей: она сказала, что мальчик просто не испытывает желания общаться — ему неинтересно, в сад не отдают. почему так происходит? и что ждет такого малыша в школе?
09.03.2005 23:50:07, жужжалка
Мы во время прогулок обязательно достаем Владьку из коляски и даем возможность ему пообщаться с другими детьми. Обычно это происходит на площади где дети кормят голубей. Правда общение пока на уровне, подходит к ребенку и долго его разглядывает, может дать руку. Любит наблюдать за детьми. Недавно были в гостях, там был мальчик 2,5 года. Мой Владька легко нашел общия язык со старшим сверстником.
Хотя все равно нам общения не хватает.
09.03.2005 23:38:30, Верунчик и Владька ( 1,1)
В таком возрасте, думаю, общение некритично. Вот потеплеет, и высыпят ровесники в ближайшую песочницу, и вы к ним присоединяйтесь :)) Правда, многого сразу не ждите, дети лет до двух редко ОСОЗНАННО играют друг с другом, чаще сами по себе (хоть и наблюдая, и повторяя за другими).
09.03.2005 23:32:40, Штуша
с 1,5 лет Саша играет именно осознанно с другими детьми, хорошо знакомыми, правда. с незнакомыми — не наблюдала
09.03.2005 23:42:53, жужжалка
Ну, скажем так. Нормально, если ребенок в 1,5 года не будет играть с другими детьми. В смысле, в этом ничего страшного нет 🙂
09.03.2005 23:54:35, Штуша
Мне кажется, что общение очень нужно. Конечно психика и развитие от отсутсвия не нарушится..но просо при общении с другими детками они начинают быстрее развиваться, тянутся друг за другом. у кого-то что-то получилось впервые- и другим сразу хочется. Моя растет с двумя друзьями с 3-х месяцев. Это очень видно как они повторяют друг за дружкой
09.03.2005 23:26:02, Марина (Ксюша 2,6 года)
А дети одного возраста?
09.03.2005 23:30:41, Валерико
Источник
Мы собрали вопросы читателей в наших группах в социальных сетях на тему «Социализация детей» и задали их Эдварду Креймеру, директору по образованию ММЦ «Отрада» (имеет диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота).
Перед вами ответы нашего эксперта, в которых разбираются как общие, так и конкретные ситуации.
- Скажите, пожалуйста, с какого возраста ребёнку требуется регулярное общение со сверстниками?
– Я бы начал с того, что многие сосредотачивают внимание на общении со сверстниками, детьми одного возраста. Но я думаю, что для детей так же важно иметь в окружении детей старшего и младшего возраста, чтобы видеть контрасты в жизни. Когда начать социализацию? У детей есть естественная тенденция к концентрации на внутреннем мире в младшем возрасте. Конечно, все дети разные, но до определённого возраста они эгоистичны и так должно быть. Им нужно быть эгоистичными: думать о собственном развитии и получать то, что они хотят. Это в каком-то смысле их генетическая программа. Но это не тот же эгоизм, который мы понимаем, будучи взрослыми. Дети находятся на другом уровне развития, за эгоизмом детей стоят определённые цели, это не эгоизм ради эгоизма. Ребёнок очень сфокусирован на своей работе, на работе взросления. И я бы сказал, что социализация в любом возрасте – это хорошо, но ваши ожидания как взрослого должны быть разными на разных этапах. Например, вы идёте с вашим ребёнком на игровую площадку и ему три с половиной – четыре года. Не ожидайте, что он начнёт налаживать связи с другими детьми, становиться с ними друзьями и прочее. Может быть это не то, что ему интересно. Дружба, желание делиться – ценности, которые есть у нас как у взрослых. Мы пытаемся навязать их детям, и дети могут «натренировать» в себе эти навыки. «Ты должен делиться, тебе надо дать это другому ребёнку», или «тебе нужно делать то-то и то-то». Но они ещё могут быть неспособны понять, что это значит на самом деле. Поэтому родители должны ждать разного поведения от детей в разном возрасте. Возвращаясь к изначальному вопросу: здесь нет лёгкого ответа, потому что все дети разные, и вам следует смотреть на определённые вещи в разном возрасте. Я уверен, что есть ресурсы, которые помогут распознать этапы развития и затем попытаться следовать за ребёнком. Нет однозначного ответа на такой вопрос.
- Подскажите, если ребёнку 1 год и 3 месяца, и он стесняется других детей, может ли это быть из-за того, что он мало общается с другими малышами? Или в таком возрасте ещё рано переживать из-за этого?
– Этому может быть множество причин. Зависит от вашего восприятия как взрослого: может быть, если вы придаёте так много значения персоне другого ребёнка. Для него происходящее просто странно. Как я уже сказал в ответе на предыдущий вопрос, дети иногда сфокусированы на себе и на отношениях с вами. И если вы пытаетесь наладить контакт одного ребёнка с другим, это может смутить их. Есть и множество других причин. Может быть, ребёнку просто это неинтересно или просто странно, что вы подталкиваете его к дружбе с другим ребёнком. Я думаю, что стоит обратить внимание на своё поведение: если вы не будете обращать много внимания на других детей, а будете просто наблюдать за тем, чтобы было комфортно вашему ребёнку, то вы дадите ему органично развиваться. В нас эволюционно заложены механизмы, которые позволяют нам контактировать с другими людьми, нам дано естественное положение вещей. Поэтому как взрослый не пытайтесь слишком контролировать естественное положение вещей. Зачастую дети склонны социализироваться самостоятельно. Поэтому я бы задумался над созданием среды, в которой они могут взаимодействовать с другими детьми, делая самостоятельный выбор в пользу этого. А если это вынужденное взаимодействие, есть вероятность, что ребёнок почувствует и не захочет этого делать.
– А если, например, ребёнок охотнее общается со взрослыми, нежели с другими детьми?
– Если такое происходит, то потому, что при общении со взрослыми созданы более благоприятные условия. Взрослые могут давать ребёнку что-то, чего не могут дать другие дети. Может быть, взрослые делают для ребёнка всё, что он попросит. Или, когда ребёнок плачет, взрослые бегут ему помогать, а другие дети могут реагировать не так, как ребёнку хотелось бы. И он может быть обескуражен недостатком контроля поведения других детей, непредсказуемостью их поведения. Но может быть множество вещей в жизни ребёнка, которые определяют, в какой момент именно он социализируется. Но вне зависимости от причин я считаю, что нужно начать с самых основ: постараться создать контролируемую среду, в позитивной манере позволяя ребёнку принимать решения.
- Расскажите, пожалуйста, как научить/показать игре с детьми. Девочке сейчас 1,2.
– Я не думаю, что это будет единственно верный ответ, но основываясь на методе Монтессори, мы можем придерживаться примерных предположений, которые могут помочь. Всё зависит от вашей цели. Ваша цель заключается в том, чтобы ваш ребёнок ладил с другими детьми? Также важны ваши ожидания. Каких отношений вы ожидаете от ребёнка в год и два месяца, в 3 года, 5 и 10 лет? Это очень большая разница. Как мы уже говорили, на разном уровне развития – разные нормы поведения или даже тенденции к разным типам коммуникаций между детьми одного и разных возрастов. Так что я считаю, что ребёнку в 1 год и 2 месяца нужно быть сфокусированным на своих потребностях, у него ещё нет комплексного развития для сложного взаимодействия со сверстниками, их чувства отличаются от 7-летнего ребёнка. Так что в 1,2 года я бы хотел сказать родителям, что, конечно, мы должны наблюдать за взаимодействием ребёнка с другими детьми, чтобы контролировать безопасность. Но, придерживаясь метода Монтессори, мы не должны слишком часто вмешиваться в ситуации. Мы скорее будем наблюдать за тем, что происходит с ребёнком, и воспитывать, но не нарушая текущий момент.
Например, если ваш 1,2-летний ребёнок пытается ударить другого ребёнка, попытки объяснить детям что-либо не принесут никакого результата. Даже если они понимают слова, которые вы говорите, это не имеет значения: их эмоциональное развитие ещё не на той стадии. Просто отведя ребёнка в сторону от других детей после инцидента, вы дадите ребёнку сигнал, что, похоже был не лучший вариант поведения. Меня больше волнуют мои отношения с ребёнком, нежели отношения ребёнка с другим ребёнком. Куда важнее, что он увидит мои действия, потому что я даю больше сигналов, намёков, потому что я и мой ребёнок связаны сильнее, нежели мой ребёнок с другим ребёнком. В общем, с целью социализации и создания опыта позитивных связей нужно просто быть поблизости, наблюдать за тем, что происходит, и следить за тем, чтобы у ребёнка было пространство для того, чтобы стать отзывчивым к другим детям. Я хочу сказать: лучшее что вы можете сделать для ребёнка возрастом 1 год и 2 месяца – познакомить его с другими детьми. Это здорово, когда ребёнок находится среди других детей, его осведомленность растёт, он подумает: «о, есть такие же существа, как и я», и это, вероятно, для него интересно. Как и в других сферах, например, знакомство с животными, это всегда хорошо.
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Общение со сверстниками или другими детьми в этом возрасте начинает у вашего ребенка только формироваться. То, что получится к кризису трех лет, назвать полноценным общением в нашем взрослом понимании невозможно.
Для того, что бы полноценно сформировалось общение, ребенок должен пройти через несколько стадий развития этого навыка, при чем стадия может занимать буквально несколько дней и остаться незамеченной. Итак, все начинается с общего знакомства мамочек: песочница, слет слингомам, просто соседки – любой вариант, который приведет к тому, что ваш ребенок станет общаться с другими детьми.
Сначала, в младенчестве, они могут довольно мило лежать вместе под мобилем или на игровом коврике. Дальше дети растут и даже очень хорошо знакомые дети на втором году жизни попадают в ситуацию страха перед сверстниками: любая встреча вашего ребенка с другим ребенком может вызвать испуг и потребность быть защищенным. Но на третьем году жизни дети уже легко играют рядом, но не в какие-то игры по правилам ( о полноценных ролевых играх речь не идет), а просто используют общее пространство для манипуляции предметами.
Игры ребенка в раннем детстве (один-три года)
Во что играть — спрашивают мамы. Как играть – спрашивают папы, требуя инструкции. Играть – отвечаем мы – просто играть.
Общение детей друг с другом в этом возрасте характеризуется большой двигательной активностью и резкими вспышками эмоциональных реакций. Зачастую весьма сильных. И тогда к «цивилизованному» общению может вполне подключиться «зов предков»: дети. Не поделившие книгу или игрушку дерутся, кусаются и истошно вопят. При это могут дети и проявлять агрессивность друг по отношению к другу: толкаться, ударять друг друга рукой, ногой или даже лопаточкой для песка. Особенно ярко выражают дети агрессивность в случае ущемления их прав другими детьми: попытка поиграть (отобрать) чужое ведерко может закончится малышовой дракой.
Дети в этом возрасте абсолютно не умеют учитывать желания другого – здоровый детский эгоизм, этому, учитывать интересы других, им еще предстоит научиться. И во многом это зависит от готовности мамы или другого значимого взрослого, объяснять нормы поведения. Если же мама культивирует агрессивность в ребенке «ты имеешь право защищать свои формочки», то в последующем не следует удивляться положительно закрепленному поведению. Это совсем не значит, что мамы, которые объясняют своему ребенку нормы поведения, могут донести до своего чада переживания другого ребенка — малыши еще не умеют сопереживать, опять же, сообразно онтогенезу психики.
Способность к сопереживанию появится у ребенка значительно позже – после кризиса трех лет, в период дошкольного возраста.
Особенности психического развития ребенка в раннем детстве (один-три года)
Период раннего детства для психического развития ребенка не менее важен, чем предстоящий ему период младенчества. Как и в младенчестве – все в этот период начинается впервые: и речь, и осмысленная игра с несколькими предметами, и общение со сверстниками, и первые представления о себе, как об отдельном субъекте, впервые появляется представление о мире и впервые же ребенок соприкасается с его безразмерными размерами.
Ближе к трем годам, при приближении к кризису трех лет, ребенок начинает эмоционально крайне тяжело проживать неудачи: если кубики не стали в ожидаемую конструкцию они будут расшвыряны по всей комнате. Могут быть и потоптаны. Могут быть и брошены в маму или бабушку. Причем на маму и бабушку (условно, на любого значимого персонажа) может быть вымещена агрессия – или за то, что его, взрослого, не было рядом в тяжелую минуту, или за то, что был, но не помог. Это также является нормой в определенные периоды развития психики ребенка, но не следует относится к этому с умилением – привитие норм эмоциональных реакций также находится в ведение родителей. Та же самая картина может проявиться и в общении со сверстниками или младшими детьми.
В общем и целом созревание этого «кусочка» психики будет строиться всю детскую жизнь. А затем и взрослую – умение общаться с другими людьми в разных возрастах требует разного подхода. Но не забывайте, родители, что очень многое зависит от вас и от той системы взаимоотношений, которая есть у вас в семье.
Кристина Вязовская
Также по теме
23.10.2014
Овладение речью – новые возможности для ребенка
Только тем из нас, рода человеческого, кто уже достаточно владеет словом на протяжении долгого, очень долгого периода времени по представлениям ребенка, только вышедшего из младенческого возраста, может казаться, что речь это просто и является таким же простым умением, как способность сложить пирамидку.
14.10.2014
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте
Потребность в общении со сверстниками является одной из лидирующих потребностей ребенка в дошкольном возрасте. С трех лет до семи, и дальше, в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.
07.10.2014
Почему дети ссорятся?
Маленькие дети – большие собственники. С чем это связано?
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Источник
Ирина Малышенкова
Общение детей раннего возраста со сверстниками
В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.
В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.
Как общаются малыши?
Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.
2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.
3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).
4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.
К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.
Что дают игры со сверстниками?
Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.
Что делать взрослым?
Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?
Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.
Организация общения между детьми в течение дня в группе
Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.
У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.
Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.
Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.
Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.
Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.
Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.
Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :
• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;
• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
• помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.
Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:
• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);
• не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);
• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;
• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);
• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);
• использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;
• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.
В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.
Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Организуем и игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.
Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие игры с правилами, в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.
Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.
Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.
В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.
Рекомендуемая литература:
Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М. 2008
«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б. С., Волкова Н. В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб. : Речь, 2006. — 176 с.
Источник