Ребенок 1 год не внимательный

Ребенок 1 год не внимательный thumbnail

Что делать, если ребенок невнимательный. Причины и способы реальной помощи родителям и детям. Как правильно подготовить малыша к школе. Способы борьбы с забывчивостью.

Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.

Причины невнимательности детей

Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:

  1. Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
  2. Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
  3. Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
  4. Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
  5. Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.

Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.

Признаки отклонений от нормы

Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:

  • Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
  • При этом обнаруживается много ошибок;
  • Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
  • Но также может быть и обратная сторона — уроки делаются крайне медленно и неохотно;
  • Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.

Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.

Проблемы в школе

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон
Читайте также:  Ребенок 1 год часто летает на самолете

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Способы решения проблемы

Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.

Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.

Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.

Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.

Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.

Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.

Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

Источник

Как часто мы говорим своему ребенку: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки.

Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Источников информации в окружающем мире очень много и их большое количество воздействует на человека одновременно. Нужно уметь выделить важную и полезную информацию. Эту функцию и выполняет внимание.

В школе к ребенку предъявляются требования разного уровня, появляются новые обязанности. Одни дети справляются с этим легко, а для других деток это сложный и трудный процесс. Оказывается, что успехи детей в школе и других видах деятельности зависят от способности быть внимательным. Внимание нужно развивать.

Как научить ребенка внимательность? Давайте разберем.

Проблемы внимания бывают трех разных типов:

1.Нарушения внимания, связанные с энергетикой ребенка, когда у него понижен энергетический уровень работы мозга и всей нервной системы. Это такие дети, которые очень быстро устают. Или, наоборот, гиперактивные дети, которые не могут сидеть на месте, все время что-то роняют, куда-то бегут. Это врожденное нарушение внимание, которое формируется во время беременности и в первый год жизни. Такое нарушение сложнее поддается контролю.

2.Нарушение внимания, связанное с органами чувств (зрение, слух). Например: ребенок хорошо воспринимает информацию когда, читает, но совсем не воспринимает информацию на слух.

3.Нарушение внимания, связанное с нарушением программирования и контроля своих действий. Ребенок не может составить план дня, программу того, что ему надо сделать и в какой последовательности и проконтролировать это.

Причины нарушения и их выявление

1.Причины нарушения энергетической составляющей внимания — это врожденные нарушения. Связанны эти нарушения с работой структур головного мозга, которые формируются во время беременности. В период беременности у мамы были, например: гипоксия, обвитие пуповиной, стрессы. Дети с энергетическими нарушения быстро устают. Можно заметить к концу дня ребенок как бы «разваливается», у него нет сил, он приходит и ложиться спать. Или наоборот, очень активный. На уроке все время вертится и не может сидеть, все время куда-то бежит — это тоже нарушение энергетики. Ребенок как бы пытается себя подпитать тем, что он крутится, вертится, что-то делает. Потому что если он остановиться, он сразу же уснет. Проблемы с вниманием у таких деток остаются на всю жизнь. Их можно исправлять, поддерживать, корректировать, но полностью искоренить это невозможно.

Читайте также:  Чем чистят зубы ребенку 1 год

Заметить такие нарушения можно уже в первый год жизни малыша. Он очень активен, плохо спит, или, наоборот, много спит, малоподвижен. Обычно невропатологи это видят на раннем этапе. Если соблюдать рекомендации врача (медикаментозное лечение, массаж, закаливание) эти проблемы можно очень сильно уменьшить, если заниматься до года. После года уже посложнее. Таким детям подходит активный отдых, например — бег. Как можно больше дыхательной активности, чтобы мозг обогащался кислородом и ребенок лучше думал. Полезны такие минутки перерыва в которые ребенок может сесть подышать, сделать зарядку, облиться прохладной водой.

2. Внимание, которое связано с контролем своей деятельности, с построение программ и планов, формируется уже при жизни ребенка, его формируют родители в ходе совместной деятельности. Наличие такого внимания, то есть умение себя контролировать (сидеть за столом, составлять план своих действий, последовательность выполнения) формируется к школе, к 7 годам. Является фактором готовности к школе. Именно в этом возрасте многие родители начинают бить тревогу, обращаются к психологам (а вообще лучше обращаться к нейропсихологу, он проведет диагностику), потому что нарушения уже явно видны в первом классе. Переживать не стоит. Все нарушения хорошо корректируются, но при условии, если родители включаются и работают с ребенком.

Манипуляции

Бывает так, что у ребенка проблемы не с вниманием, а он просто пытается манипулировать мамой и теми кто рядом. Это хорошо вино по поведению. Например: ребенок все время что-то теряет дома (игрушки, карандаши, какие-то мелкие предметы, ключики, монетки), ходит ищет, устраивает истерики, чтобы вся семья бегала по дому и искала эту вещь. Мама ходит и подбирает за ним эти вещи, чтобы в случае чего дать ему то, что он ищет. В этой ситуации мама делает все, чтобы его внимание не развивалось. Ребенку, конечно, проще, чтобы мамам искала его вещи, чем он сам будет искать.
Мама должна сказать следующее: «Ты уже большой, ты можешь запомнить, где оставлял свою вещь, давай иди и ищи сам. Вспомни, где ты видел эту вещь последний раз?». Говорить нужно спокойно, уверенно. При истериках не поддаваться, а продолжать разговор: «Ты вообще-то виноват сам в том, что эта вещь потерялась. Ни кто не виноват». Мам не должна поддаваться этому манипулированию. Если мама поддается, то ребенку делает только хуже, потому что он тогда не будет запоминать где он бросил свою вещь. И контроль за своими действиями не формируется.
Предложите ребенку вместе сделать шкатулочку (картонная коробка, пластиковый контейнер и т.д.) и договоритесь, что он сюда будет складывать мелкие предметы которые постоянно теряет. В следующий раз, когда ребенок потеряет вещь, вы говорите: «Ты знаешь сынок, мы с тобой сделали шкатулочку, ты не положил сюда сам, теперь нет смысла плакать, иди и ищи».

Как привить внимательность

Самый действенный способ — это проговаривать с ребенком его действия, режим дня. Например: ты встаешь в 6,30, идешь чистить зубы и умываться, идешь завтракаешь, затем делаешь то-то…Это можно зарисовать вместе с ребенком и попросить его повторить. Особенно это важно проговаривать пока ребенок в начальных классах. Дома вместе делайте уроки, так же проговаривая, что сначала мы делаем это, потом это, все-все проговаривайте.

Через определенное время, когда вы увидите, что ребенок с этим справляется, отдайте ему роль говорящего. Пусть ребенок сам расскажет, что он должен делать, как не потерять сои вещи (ручки, тетрадки, сменку). Вскоре проговаривание войдет у него в привычку, и он будет проговаривать внутри себя. Проговаривание очень важно для таких детей. Взрослый как бы за него составляет эту программу, которую сам ребенок составить не может. Потом ребенок начинает сам составлять программу, и она переходит у него во внутренний план и он может делать самостоятельно.

Вообще, за год до школы и первые три года в школе — это активный период формирования произвольного внимания. Ребенок учиться составлять план того, что он должен сделать.

Упражнение «Найди отличия»

Нужно найти отличия между двумя схожими изображениями. В интернете их поищите. Вот пример. Ребенку 7-8 лет подберите картинки с небольшим количеством крупных элементов. Детям постарше подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей. Это упражнение формирует устойчивость и объем внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

скачать картинку

скачать картинку

Упражнение «Назови цвет»

Это упражнение можно использовать как соревновательное упражнение. Суть такова: ребенку нужно назвать цвет которым написано слово, а не само слово.

скачать

Вывод:

Родители сами формируют у ребенка внимательность и дисциплину. Это их заслуга. Если у ребенка есть проблема с вниманием, то родителям нужно задуматься и проанализировать, где упущение и начать работать над этим. Как правило, дело в том, что родители сами все делают за ребенка, все контролируют, по 100 раз напоминают сходил ли он в туалет, почистил ли зубы. Конечно же, ребенок не будет сам вспоминать, что ему нужно почистить зубы, и выйдя во взрослую жизнь будет забывать это делать, потому что ему постоянно напоминали.

Чем больше родители контролируют за ребенка, не отдают ему роль контролера своей жизни, своих вещей, тем более невнимательного ребенка вы получите.

Формировать произвольное внимание, программирование и контроль нужно с 3- лет. К трем годам у ребенка сформировались все функции, связанные с восприятием мира (зрение слух, тактильные чувства) и начинает формироваться как раз эта произвольность. В этом возрасте уже важно говорить ребенку, что можно, что нельзя, как надо собраться, и давать ему возможность тоже что-то контролировать.

Читайте также:  Почему ребенок просится на руки к чужим людям на площадке 1 год

Терпения и радости в воспитании детей!

https://moskovskaya.site/distsiplina/kak-nauchit-rebenka-vnimatelnosti-rekomendacii-i-uprazhneniya

Источник

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Источник