Ребенок 1 год не понимает речь

В прошлой статье «Мой ребёнок не говорит» мы разобрали возможные причины отсутствия речи у детей. И так как статья набрала больше всего дочитываний среди других статей, делаю вывод, что тема весьма актуальна для родителей. Понимание речи является очень важным фактором для речевого развития.

Формирование речевой способности как ребенка, так и взрослого, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов.

Мне очень нравится выражение «привиться с молоком матери», потому что оно очень точно отображает суть формирования человеческой речи — язык приходит к ребёнку через различные органы чувств, которые у него обострены намного сильнее, чем у взрослого. Дети очень чутко улавливают любые звуковые сигналы, ведь таким образом происходит постижение мира. Мама подходит к малышу и говорит: «Я твоя мама!» и ребёнок улыбается в ответ, он чувствует эту теплую улыбку, мягкую и ласковую интонацию, затем все чаще прислушивается к словам и распознает именно мамин голос. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – гуканье (начальное гуление). И если этого не происходит, стоит задуматься, распознает ли речевые звуки ребёнок.

За восприятие речи отвечает не физический слух, а фонематический. Но формируется он за счет физического, конечно.

Как распознать, что ребёнок не понимает обращенную речь?

Ребёнок  не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь:

—  реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого;

— создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит;

— может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую;

— не откликается на своё имя;

— часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу;

— лучше понимает речь матери;

— неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя);

— повторяет заданный вопрос;

— часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»);

— наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание;

— ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого;

— характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке.

Чтобы ребёнок начал говорить, он должен слышать обращенную речь и понимать ее.

Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. На понимание речи также влияют различные ушные заболевания.

Что делать, если Вы не уверены в том, что ребёнок понимает речь:

  • В первую очередь обратиться к специалистам и сделать аудиограмму. Найти причину и как можно раньше начать лечение, следуя рекомендациям специалистов.
  • Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму).
  • Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила:

— смотреть в лицо ребёнку и убедиться, что он понимает, что вы к нему обращаетесь;

— произносить только то, что имеет отношение к данной конкретной ситуации (например, «будем кушать!»), без лишних слов, кратко.

  • Оценить, как влияет понимание речи на другие функции и развитие ребёнка. В данном случае важно понимать есть ли у ребёнка речь, как он развивается умственно и физически.
  • Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком  безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи.

В заключение отмечу, что при своевременном установлении диагноза в раннем возрасте и коррекции, проблему удается компенсировать вплоть до полного выздоровления. Это относится к таким расстройствам как, например, слуховая агнозия или сенсорная алалия. Про аутизм или кохлеарную имплантацию совсем другая история. Поэтому обращайте внимание на то, как ребёнок воспринимает речь и будьте здоровы 🙂

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить самое интересное! Я обязательно напишу статью о том, как запустить речь ребёнка и развивать понимание речи.

Ставь «+» в комментариях если статья была для Вас полезная!

О чём хотите поговорить? Задавайте свои вопросы в комментариях или в личных сообщениях.

Источник

Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения. Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны. Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.

Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!). Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя. Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.

Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем. Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы). Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.

Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем. Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери. Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь. Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.

Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме. Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).

Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Читайте также:

  • Алалия и РАС: чем различаются?

Источник

Полное или частичное непонимание речи у детей с алалией, ЗПР и аутизмом совсем не редкость. Это угнетает больше всего потому, что в то время, когда с ребенком с обычным развитием уже можно договориться и что-то до него донести, родитель особого ребёнка вместо диалога регулярно сталкивается с психами, истериками, негативизмом.

Для меня возраст сына с 1,5 и примерно до 2,8 лет был самым тяжёлым именно по причине непонимания речи. Я могла хоть сколько угодно говорить, что мы не будем гулять по проезжей части, могла уговаривать сидеть под навесом в дождь, могла что-то объяснять — мой сын меня совсем не понимал. И от непонимания орал. Много орал.

фото из открытых источников

Однако постепенно понимание начало постепенно улучшаться. Если в 2 года мой ребёнок только-только понял как его зовут, то к трём понимание уже достигало 50% речи и, к моей великой радости, с ним стало возможным хоть немного договариваться. Сейчас (нам на днях будет 5,8) я могу сказать, что понимание речи практически полное — трудно даются только иносказания и абстракции, и то при настойчивой работе и это доходит.

Рост понимания стал возможным благодаря конечно занятиям, общему развитию и кое-каким простым, но, как оказалось, важным приёмам, о которых я вам и хочу рассказать.

Общайтесь с ребёнком без посторонней речи

У детей с проблемами в понимании речи очень слабое слуховое внимание. Малейшая посторонняя речь, даже пение на фоне — всё, вы ребёнка потеряли.

Если ребёнок смотрит телевизор, играет в какую-нибудь игру с говорящим планшетом, не нужно пытаться с ним общаться и что-то объяснять в этот момент. Одновременная речь от мамы и телевизора/телефона/планшета только создаст у малыша в голове кашу. В результате он не поймёт ни что вы хотели сказать, ни что хотел сказать телевизор.

Негативно действует даже фоновый шум. То есть, у вас включен ТВ, радио фоном, ребёнок НЕ смотрит, а бегает и во что-то играет — бесполезно в этот момент пытаться с ним говорить и уж тем более что-то объяснять.

Чтобы ребёнок вас услышал, ему необходимо слышать только вас. Поэтому если нужно пообщаться с малышом, нужно выключить все посторонние источники речи.

Говорите на 1-2 слова больше, чем говорит ребёнок

В повседневной речи родители, прекрасно понимая, что с речью всё туго, тем не менее, часто допускают ошибки в общении.

Ребёнок не говорит и не понимает, а ему что-то многословно объясняют, используют сложные речевые обороты. Это неправильно потому, что такие объяснения не достигают своей цели.

Через 2-3 слова от начала объяснения мозг ребёнка отключается от разглагольствований родителя. В итоге ребёнок слышит не объяснения, а бесконечный поток бла-бла-бла.

Есть очень хорошее правило, чтобы добиться максимального понимания у таких детей: говорить на 1-2 слово больше, чем говорит сам ребёнок.

Например, «Дай кубик» — идеальная инструкция малыша, который лохо понимает речь. А вот развёрнутые объяснения типа: «Дай мне синий кубик с кошкой вон в том углу» — плохая идея потому, что к концу предложения внимание ребёнка уже отключится.

Поэтому, если малыш совсем молчит, значит и мы говорим только 1-2 слова. Если говорит хотя бы одно слово — можно уже использовать предложения на 2-3 слова, и так далее.

Не надо читать книги «чтобы развивалась речь», если саму речь малыш не понимает

Часто вижу такие жалобы от родителей аутистов, алаликов и других особых малышей:

«Я читаю книжку, сказку, пытаюсь развивать, а ребёнку не нравится — он психует, вырывает её из рук».

Так вот, по опыту могу сказать, что пока ребёнок не начинает более-менее понимать речь, читать ему книжки бесполезное занятие. Поток слов из книжек для непонимающего речь малыша выглядит не как интересная информация, которую надо бы сесть и послушать, а как бессмысленный шум.

Именно с этим и связаны психи детей — они НЕ ХОТЯТ слушать то, что они не понимают, и не видят в этом смысла. А мама ж ещё часто настойчиво пытается усадить со словами «Давай послушаем», «Ой, посиди», чем вызывает ещё больший негатив.

Проблема с книжками связана с тем, что во время чтения мама говорит слишком много слов сразу, а мозг пока не может всё это нормально обработать. В итоге чтение только раздражает ребёнка.

Стоит ли совсем отказываться от книг? Нет! Читать книги можно и нужно, но по-особенному.

фото из открытых источников

Для ребёнка, который не понимает речь, прослушивание книги требует коррекции со стороны взрослого:

  1. По ходу чтения надо упрощать текст, вычёркивая незначительные, лишние слова;
  2. Нужны частые паузы на 1-2 секунды между словами, чтобы ребёнок успел обрабатывать информацию;
  3. Нужно перемежать чтение с показыванием картинок;
  4. Эмоциональное и выразительное чтение, чтобы внимание не отключалось.

Попробую объяснить на примере. Нельзя таким детям сразу вываливать классическое предложение типа: «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба«.

Должны быть остановки и упрощения: «Жили дед *пауза, показываем на деда, если есть картинки* и баба *пауза, показываем бабу* и была у них *пауза + фразу «у них» произносим с восторгом, будто ничего великолепнее никогда на свете ни у кого не было* курочка Ряба! *говорим выразительно, с ударением, показываем курочку*»

Вот тогда есть шанс, что ребёнок и послушает, и поймёт и даже со временем попытается пересказать сказку.

Говорите медленно, тоном чуть тише обычного

Для таких детей бесполезно повышать голос и тараторить.

Если родитель использует 1-2 слова, как положено, но при этом говорит слова быстро, у ребёнка даже эти 1-2 слова могут смешаться в неразборчивую кашу.

А громкая речь растормаживает и без того плохое внимание у ребёнка.

Хуже громкой речи только крик. Иногда родители начинают повышать голос и кричать на ребёнка, потому что он не понимает, а они уже устали и их это злит. Это понятная реакция — мы все не святые, а уж с особыми детьми часто ещё и нервы ни к чёрту. Но всё равно следует стараться себя держать в руках, так как это путь в никуда.

И не из-за прописной истины о том, что кричать на детей плохо. А потому, что от крика ребёнок начинает бояться и страх выключает те остатки понимания, которые у малыша ещё есть. Нам это нужно? Конечно нет.

Спасибо, что дочитали! 🙂

Ставьте лайки и подписывайтесь.

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей

Источник