Ребенок 1 год начал кричать

Ребенок 1 год начал кричать thumbnail

Ребенок плачетНедавно я посетила одни из форумов мамочек и была просто поражена количеством вопросов на тему того, что делать, если истерики у ребенка в 1 год становятся привычным и невыносимым явлением.

Ответов на этот вопрос тоже было невероятное множество, но, что самое интересное, не все они были действенными и работали.

Многие жаловались на то, что применение какого-то конкретного совета или методики не только не помогало, но и, в некоторых случаях, ухудшало сложившуюся ситуацию.

В общем, я поняла, что тема актуальна, как никогда и решила всесторонне разобраться с вопросом, что делать, когда ребенку 1 год, а его истерики стали частыми и порой невыносимыми для всей семьи, максимально точно изложив всю известную мне информацию в этой статье.

Причины истерик в 1 год

К первому году жизни ребенок начинает осознавать себя, как самостоятельную единицу. У него появляются свои желания, которые не всегда созвучны с вашими.

Если попытаться кратко объяснить положение вещей в возрасте 1 года, то это будет звучать так: желаний много, а возможностей мало.

У ребенка плохо развита та часть мозга, которая отвечает за самоконтроль и выражения себя словами. В этом возрасте малыш руководствуется исключительно эмоциями.

Не до конца сформированная нервная система еще не умеет правильно справляться с чувствами и эмоциями, одолевающими малыша. И это — самая основная причина истерик ребенка в 1 год.

Что же может вызвать у ребенка, переполненного эмоциями, истерику? Причин может быть множество. Но перечисленные ниже наиболее часто встречаемые. Для удобства их можно разделить на две группы:

  1. Физиологические;
  2. Потребность возраста (кстати о возрасте, посмотрите актуальную статью Что должен уметь ребенок в 1 год>>>).

К первой группе относятся:

  • чувство голода;
  • желание пить;
  • потребность во сне и отдыхе (читайте важную статью: Сколько должен спать ребенок в 1 год?>>>);
  • температурный режим. Малышу может быть жарко или, наоборот, холодно;
  • потребность в тактильном контакте. Ребенок нуждается в постоянном внимании со стороны мамы. Сюда можно отнести поцелуи, обнимания и т.д.

Ко второй группе относятся следующие причины:

  1. желание отделиться от мамы;
  2. малыш не ощущает для себя достаточной свободы, чтобы он смог проявить себя и показать свою самостоятельность, тем самым выражая себя, как отдельную личность;
  3. наоборот, много свободы и малыш не знает, как с ней справляться;
  4. переизбыток сенсорной информации. Это постоянные передвижения, путешествия, меняющиеся незнакомые люди в вашем доме и т.д. Это вполне может стать причиной ночных истерик в 1 год;
  5. взрослый слишком много говорит и делает за малыша. Все мы мамы в какой-то мере являемся курицами-наседками, но все же нужно уметь вовремя остановиться;

Если вы чувствуете, что вам не хватает авторитета в глазах ребенка и часто вы сдаете свои позиции, не можете поставить понятных границ ребенку, смотрите интернет-семинар Мама – главная!>>>

Внимание! Самое важное, что вам нужно запомнить и знать: ребенок никогда не пытается сделать назло или специально.

Просто по-другому, он еще не умеет в этом возрасте справляться со своими чувствами и эмоциями. Малыш в 1 год физически не способен ясно и красноречиво изложить вам суть своей проблемы.

Как реагировать на истерику в 1 год

Существует множество разных вариантов на тему, как реагировать на частые истерики у ребенка в 1 год. Например:

  • увести малыша с места раздражения. Это касается больше общественных мест: магазинов, транспорта и т.д;
  • предложить выбор из 2-3 позиций, если истерика по поводу какой-то конкретно желаемой вещи;
  • оставить малыша наедине с собой и не реагировать на него некоторое время;
  • отвлекать, переключать внимание.

Но все дело в том, что часто данные советы просто не работают или физически не выполнимы в конкретный момент времени.

Годовалому ребенку тяжело сделать выбор из нескольких предложенных вариантов, тем более, если он уже точно определил для себя, что ему нужно. И если он выбрал и захотел именно эту зеленую машину, то сок или печенье его уже вряд ли заинтересуют.

Да и из поезда тоже на ходу не выпрыгнешь, нужно решать проблему здесь и сейчас. Не реагировать на истерику в корне не правильно: ребенок в 1 год наоборот больше всего в такие моменты нуждается в понимании и поддержке самого близкого ему человека.

Так все-таки, как остановить истерику у ребенка в 1 год? Исходя из основной причины истерик: неумение нервной системы справляться с эмоциями в этом возрасте, прежде всего, следует помочь пережить малышу это состояние.

Помните! Рекомендации по типу: Вам нужно вслух проговорить все, что чувствует ребенок в этот момент: боль, обиду, горечь — не подходят.

Например: «Ты хотел взять с полки печенье и съесть его сейчас, а его там не оказалось, потому, что мы не заехали в магазин и не купили. Я понимаю, ты очень расстроен и злишься, что твое желание не осуществимо именно сейчас.

Но как только мы окажемся в магазине то обязательно купим это печенье и положим его на полку, чтобы ты смог взять его оттуда» — все это подходит для детей старше 2-х лет.

Один из лучших вариантов для годовасика, как можно прекратить его истерику, это переключить внимание на другой объект:

  1. Внезапно громко сказать: «Ой! Это что мышка?» и пойти заглядывать под кровать, искать мышку» или посмотреть в окошко и показать, как едет машина;

Важно добавить эмоций, сделать их чуть преувеличенными. Нервная система ребенка в 1 год не способна сосредотачиваться на двух вещах одновременно и отвлечение работает отлично.

Также, варианты, которые можно использовать, я даю на курсе Послушание без криков и угроз>>>

В курсе вы найдете более 12 вариантов, как общаться с ребенком в моменты его непослушания и капризов. Сможете подобрать то, что будет лучше всего работать в вашем случае.

  1. Второй способ, который стоит применять в 1 год, если отвлечь ребенка не удается, это дать возможность пройти истерику до конца. И здесь нам помогут слезы тщетности

Слезы тщетности

Существует такое понятие, как слезы тщетности. Это своего рода инструмент, который позволяет ребенку справляться с осознанием и принятием того, что невозможно изменить, с запретами и границами.

Согласитесь, что все разрешать и позволять ребенку просто невозможно, да и не правильно. Малыш должен с раннего возраста знать и понимать, что есть вещи, которые делать нельзя.

Слезы тщетности как раз и помогают малышу принять это. А ваше дело понять это и быть в этот момент рядом. Какое-то время истерика будет продолжаться, но со временем начнет стихать, перейдет в тихий плач, затем останутся только всхлипывания и, наконец, все прекратится.

Читайте также:  Ребенок 1 год ест только каши из коробочек

Ночные истерики

Если большинство истерик у ребенка происходят ночью, это — повод задуматься над тем, как проходит ваш день (обратите также внимание на статью Ребенок просыпается ночью и не спит>>>).

Слишком сильные эмоциональные и двигательные нагрузки могут истощать ребенка, но как сказать вам об этом он не знает. Начинаются трудности с засыпанием и ночные истерики в 1 год. Смотрите на режим дня ребенка.

Важно! Если вы не укладываете ребенка спать своевременно, к вечеру переутомление достигает предела и, чтобы сбросить нагрузку, ребенок будет уходить в истерику.

Проблемы сна и выстраивание правильного режима дня для годовалого ребенка мы разбираем в рамках курса Как улучшить сон ребенка: учим ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Что нельзя делать во время истерики в 1 год

Очень важно запомнить, к каким действиям и поступкам нельзя прибегать ни в коем случае, чтобы остановить истерики у ребенка в 1 год:

  • Не использовать физическое наказание. Последствия для вас будут неутешительными: замкнутость, повышенная агрессия и т.д;
  • Не приказывать успокоиться сейчас же. Ребенок просто не в состоянии этого сделать;
  • Не стыдите малыша за слезы. Этим вы научите подавлять свои эмоции, что крайне неправильно и, в конце концов, во многом опасно.

Плакать, давая тем самым выход своим эмоциям, это нормально и вполне естественно. Причем это касается как мальчиков, так и девочек.

Если вам сложно справиться со своими эмоциями, вы раздражаетесь или кричите на малыша, посмотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Ребенок — такой же человек, как и мы с вами. Несмотря на маленький возраст, у него есть свои чувства, желания и эмоции.

И он не обязан, да и не должен подавлять в себе свои отрицательные порывы. Ровно как вы не обязаны посвящать ему все свое свободное время и забыть о личном.

Понять, принять, рассказать, помочь и просто любить всем сердцем не за хорошее поведение, а потому что он у вас есть – это то, что вы можете сделать для счастливого будущего вашего малыша.

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как объяснить ребенку, что нельзя?
  • Кризис 1 года

Источник

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Читайте также:  Можно ли купать ребенка 1 год если у него сопли

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Распространенная картина: ребенок рыдает, стучит ногами, падает на пол, кусается, царапается. Попытки успокоить его не дают результата. Родители в растерянности, а особо чувствительные натуры и сами готовы впасть в истерику, наблюдая за действиями своего чада и осознавая бессилие разрулить ситуацию.

Истерика у ребенка: суть и механизм развития

В медицинской практике под истерикой понимают состояние сильной возбужденности, выражающееся резкой переменой в настроении, утратой самообладания, слезами и криками.

Наиболее подвержены истерическим приступам дети в возрасте от одного до трех лет: 90% подобных вспышек приходится именно на этот период. Пиковым считается промежуток с двух до трех лет: иногда за сутки здесь наблюдается до 10–15 истерических проявлений.

К четырем годам, по мере совершенствования речевых навыков, число таких срывов резко сокращается.

Причины истерики у детей

В основе вспышек истерического характера, возникающих в детском возрасте, лежит незрелость нервной системы и неспособность обозначить потребности и эмоции в иной, социально приемлемой форме.

Спровоцировать их могут такие факторы:

  • боль, голод, жажда, духота в помещении (частые причины срывов в возрасте от семи месяцев до одного года);
  • переутомление, связанное с нарушением режима бодрствования и сна, обилием ярких впечатлений;
  • недостаток внимания со стороны взрослых;
  • неудача при выполнении какого-либо действия;
  • копирование истерического поведения другого ребенка;
  • чрезмерная опека или директивная модель поведения взрослых (повод для закатывания истерик у трехлетних детей).

Склонность к истерическим вспышкам – одна из особенностей детских возрастных кризисов, связанных с разрушением прежних поведенческих моделей и формированием новых.

Переживая кризис одного года, на пути перехода из младенчества к детству ребенок активно осваивает пространство. Теперь ему часто говорят слово «нет», и это может провоцировать яркую эмоциональную реакцию.

Кризис трех лет – время роста самостоятельности и активности. Если новые качества не находят поддержки и поощрения у окружающих, возникает негативизм, упрямство и строптивость. Чтобы отвоевать право на самостоятельность, трехлетка устраивает истерики.

Как развивается истерический приступ

Развиваясь стремительно, истерика у ребенка протекает в несколько этапов, и родителям важно научиться распознавать предвестники «представления». Активный ранее, малыш затихает, начинает хныкать и сопеть. На этой стадии еще возможно предотвратить вспышку, вовремя заметив такое затишье перед бурей. Порой здесь бывает достаточно ласково обратиться к ребенку, приобнять его, переключить внимание на значимые для него вещи, помочь в починке сломавшейся игрушки или в сборке не желающего складываться пазла.

Если момент упущен, начинается истерика. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

  • Голосовая. Стараясь обратить на себя внимание, ребенок хнычет, а порой сразу переходит на крик.
  • Моторная. Крик сопровождается активными движениями: топаньем, бросанием разных предметов, катанием по полу, выгибанием корпуса, царапаньем. В этот момент болевой порог снижается, и маленький скандалист может травмироваться, сам того не замечая.
  • Остаточная. К этому моменту малыш морально и физически обессилен, он плачет, судорожно всхлипывая. Это может затянуться на часы.

По завершении истерического приступа остаются признаки усталости и сонливости.

Виды истерики у ребенка

У детей встречаются истерические вспышки двух видов, каждый из которых имеет свои особенности и требует разной тактики родительского поведения.

Читайте также:  Как правильно составить гардероб для ребенка 1 год

Такая классификация связана с условным разделением человеческого мозга на верхние и нижние зоны. Созревание мозговых структур идет постепенно, от подкорковых структур к коре, то есть от низших отделов к высшим. Последние, отвечающие за мышление и управление собственными эмоциями, у малолетнего ребенка не достигли зрелости, в то время как «нижний этаж», замыкающий на себе эмоциональные импульсы и инстинкты, развит с самого рождения. 

  • Произвольное истерическое поведение, именуемое также «истерикой верхнего этажа». Особенность такой истерики – ее преднамеренность. Типичный пример – скандал в торговом зале, устроенный при отказе взрослого купить игрушку: малыш хочет получить желаемое и не видит другого способа сделать это.
  • Непроизвольное поведение, или «нижний» тип истерики. Здесь первую скрипку играет «нижний этаж» мозга, неподвластный сознанию. Истерические проявления могут возникнуть в ответ на яркий свет, громкую музыку, воду, льющуюся на голову при купании, другие факторы. К такому результату часто приводит перегрузка нервной системы из-за избыточного информационного потока, недостатка сна, нервного перенапряжения. Ребенок попросту не в силах контролировать свое поведение из-за активного выброса гормонов стресса.

Ребенок 1–1,5 лет чаще устраивает истерики непроизвольно. Ближе к трем годам подобные всплески часто выступают своеобразной манипуляцией и способом обозначить свои требования – для этого возраста типична истерическая вспышка «верхнего этажа».

Родители и детская истерика: тактика поведения взрослого

Истеричное поведение ребенка – настоящее испытание на прочность для взрослого. Самые популярные приемы – угрозы, уговоры, ругань, насильственные действия, открытое игнорирование – часто не приносят результатов.

Чем опасна истерика: возможные осложнения

Широкая распространенность детских истерических вспышек не повод относиться к ним легкомысленно: такие явления чреваты осложнениями.

  • Последствия физического характера. Истерика у ребенка может сопровождаться падениями, ударами головой о мебель, о пол. Здесь возможны не только ушибы и царапины, но и более серьезные травмы, включая сотрясение мозга.
  • Нарушение поведенческого механизма. Из-за неверной родительской реакции на приступы у ребенка закрепляется стандарт поведения: он сознательно воспроизводит их для достижения целей. В подростковом периоде это приведет к формированию истерических черт характера.
  • Психические нарушения. Специфическое поведение во время срывов может трансформироваться в истерический невроз – одну из разновидностей психических нарушений, связанных с патологическим стремлением привлечь к себе внимание.

Истерика у ребенка не должна восприниматься взрослыми как обыденное явление, которое с возрастом пройдет само собой.

Что предпринять родителям: общие принципы поведения при возникновении детской истерики

Позиция взрослого в случае возникновения бурного эмоционального «представления» зависит от возраста ребенка и разновидности истерики, однако имеются общие моменты, которых стоит придерживаться в подобных ситуациях.

  • Сохранять спокойствие. Пожалуй, это самый сложный шаг, поскольку взрослые сами часто теряют самообладание, созерцая катающееся по полу чадо. Не стоит демонстрировать ответный гнев, раздражение, панику.
  • Нахождение в поле зрения ребенка. Несмотря на обилие рекомендаций по целесообразности ухода в другое помещение, такой вариант нежелателен. Во-первых, отсутствие взрослого может привести к испугу и усилить истерические проявления. Во-вторых, активные телодвижения малыша во время приступа чреваты получением травмы. Поэтому важен постоянный контроль за ситуацией при сохранении невозмутимости. Можно демонстративно надеть наушники, включить телевизор, заняться своими делами.
  • Исключение угроз и наказаний. Шлепки и ругань только усугубят проблему.
  • Тактильный контакт. Когда истерика достигнет остаточной стадии, прикосновения помогут быстрее успокоиться.

Конкретная модель поведения взрослого при возникновении детской истерики будет различаться в зависимости от природы вспышки.

Истерика «верхнего этажа»: нужны ли переговоры с террористом

При произвольной истерике не стоит идти на уступки. Если причиной вспышки стало решение, принятое взрослым (отказ, запрет), менять его нельзя. Однажды добившись своего таким способом, юный шантажист зафиксирует столь эффективную модель поведения и станет пользоваться ею в дальнейшем. Важно, чтобы этой поведенческой тактики придерживались все члены семьи. Папино «нет» не должно трансформироваться в мамино «да».

Особенно трудно сохранять спокойствие, когда малыш закатывает истерики в общественном месте. Здесь не стоит терять самообладания, идя на поводу у маленького тирана во избежание осуждающей реакции окружающих. После одной уступки придется делать это постоянно. Ребенок будет устраивать такие спектакли при любом удобном случае, оказавшись в торговом центре, парке – там, где много благодарной публики. Здесь по возможности нужно лишить скандалиста зрителей (к примеру, перенести его в малолюдное место), сохраняя самообладание.

Оптимальный способ борьбы с детскими истериками «верхнего этажа» – установление границ и формирование у ребенка представлений о том, какое поведение является достойным и заслуживает поощрения, а какое неприемлемо.

Непроизвольная истерика: приласкать и успокоить

Когда гормоны стресса не позволяют полноценно функционировать верхним отделам мозга, ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Непроизвольная истерика быстрее сойдет на нет при тактильном контакте: пусть поведение взрослого будет ласковым и успокаивающим. Стоит попытаться обнять малыша, взять на руки, погладить по голове – важно установить контакт и помочь успокоиться.

По возможности желательно унести ребенка с места событий, взяв на руки. Когда первая волна истерики пойдет на спад, можно начать разговор тихими, успокаивающими интонациями на отвлеченные темы. После того как малыш окончательно успокоится, важно постараться выяснить причину расстройства.

От тактики родительского поведения во время истерического приступа зависит частота и интенсивность подобных вспышек в дальнейшем, а также становление детской психики и поведенческих установок.

Профилактика истерического поведения у детей

Склонность к истерикам – особенность детского возраста, поэтому родителям стоит приложить усилия, чтобы минимизировать подобные проявления.

  • Важен правильный режим дня с полноценным сном, прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
  • Желательно, чтобы яркие впечатления были дозированными. Шумные праздники, просмотр телепередач, не подходящих по возрасту, бурные семейные сцены перегружают детскую психику и провоцируют истерические вспышки. 
  • Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием: так у него не будет необходимости устраивать «представления». К тому же, у внимательных родителей больше шансов вовремя заметить и пресечь намечающуюся истерику. 
  • Не стоит придерживаться директивного тона в общении с ребенком (особенно это актуально для трехлеток). Подрастающий малыш должен чувствовать, что с его мнением считаются и у него есть право выбирать. К примеру, вместо «Собирайся, идем на прогулку!» стоит спросить: «Где ты хочешь погулять, в парке или во дворе?».
  • Все запреты нужно обосновывать в доступной форме (к примеру, разъяснить потенциальный вред тех или иных действий).

Истерика у ребенка – испытание для родителей. Нужно выдержать его с честью, сохраняя самообладание и придерживаясь взрослой позиции уравновешенного, спокойного и рассудительного человека.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник