Ребенок 1 год когда заговорит

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Когда ребенок начинает говорить и как его научить«Когда же малыш заговорит?» — это один из самых главных вопросов для мам и пап. Ведь так хочется, чтобы поскорее!

В первые три года ваш малыш овладевает тем базовым запасом слов, которым он будет пользоваться всю жизнь. Развитие речи – это естественный процесс, но его можно немного ускорить.

Как происходит развитие речи?

В период от новорожденного до дошкольника речь вашего ребенка развивается с невероятной скоростью. До двух лет ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.

Возраст Речевые навыки
новорожденный  Общается с помощью плача
3 месяца       Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах»
6 месяцев Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма»
9 месяцев   Соединяет звуки
12 месяцев Произносит сложные согласные, например, «в», и может сказать «мама»
18 месяцев Знает около 30 простых слов и каждый день произносит новые
2 года  Знает около 200 слов и начинает их соединять
3 года   Знает сотни слов и объединяет их в предложении

Это всего лишь усредненные данные. Каждый  ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой. Но что делать, если очень хочется поскорее поговорить с малышом? Приведем несколько универсальных советов, следуя которым, родители помогут ребенку постепенно и своевременно освоить родной язык.

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.  Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.

» Девушка с характером, Stissy: Но ведь тут не только «ласковое» название, но и указание на размер прямо в слове.  Можно уже дифференцировать предметы по размеру, например: «Посмотри — это большая СОБАКА, а это маленькая СОБАЧКА». Так ребенок узнает, что один предмет можно назвать по-разному, и что одинаковые предметы, отличаясь по размеру, и называться будут по-другому.

3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.

4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.

» marichkapautova: я учу разговаривать сына в процессе игры, он показывает пальцем — я называю, затем наоборот. Правда, с его стороны только пока слоги (один или два) с каждого слова.

5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.

6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.

7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.

8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.

9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.

» Vesnusha: Я вчера дочку водила к логопеду, она нам эти же вещи и рекомендовала  Т.е. не «учить говорить», а именно понимать речь, узнавать названия предметов. Показывать ей элементы одежды (пуговицы, воротник, рукава), овощи-фрукты, зверей и т.д. Плюс учить ребенка в игре выполнять различные действия. От элементарных – показывать, как летит птичка, умывается котик – до более сложных: мама читает стишок («мишка косолапый по лесу идет…»), а ребенок по ходу изображает.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.

Читайте также:  Детская зубная паста для ребенка 1 года

11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.

12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Когда нужно заниматься постановкой звука Р?

В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.

А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:

  • «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
  • «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить «ДДД», рот приоткрыть.

Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.

» Lanalis: нам логопед сказала, что лучше ставить после 5, главное, успеть до того, как ребенок в школу пойдет.  А артикуляционную гимнастику в любом случае делать полезно. И еще она говорила, что, если ребенок не умеет четко говорить Л и ЛЬ, Р ставить нельзя.

Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:

» Скорпиоша: На момент начала активной речи (год и 11 месяцев) в фаворе были трактора. Ну и учились называть правильно: «Т-Т-Т-Р-Р-РАКТОР». Оказалось, с «т» на «р» очень легко язычок переставляется.  Через месяц начала речи буква «р» у нас была и сразу была чистая (не гортанная).

» mona_81: Мы голос каждого животного изображаем. Ну, знаете: собачка — ав-ав, киска — мяу… Сказала пару раз, как лев делает (ррр), доча стала повторять.

Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.

18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля

Обновлено и дополнено 03.09.2020

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Ребенок 1 год когда заговорит

Наш младший начал говорить сразу предложениями с буквой Р в три года. До этого говорил отдельные слова: мама, дай, титя, нет, да… А в три года — сразу заговорил. Как переключатель переключили.

У меня старший начал разговаривать предложениями в 1,10, аж ночью уснуть не мог, перевозбуждение от этого события было, а младший сын не хочет ничего говорить, ждём, наверное всему свое время

Источник

Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников – это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.

Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость

Когда здоровый ребенок начинает говорить

Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.

Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.

Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.

К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.

Последующее речевое развитие выглядит так:

  • 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
  • 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
  • 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.

Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.

Читайте также:  У ребенка 1 год на голове шишка

Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать

Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.

Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.

Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.

При общении с ребенком важно:

  • говорить простыми, понятными предложениями;
  • комментировать все, что происходит вокруг;
  • правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
  • в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
  • стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.

Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.

В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Артикуляционные игры для самых маленьких:

  • кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
  • движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
  • надувание щек;
  • вытягивание языка;
  • тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.

Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.

Занятия для развития речи

В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает

Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:

  • чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
  • игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
  • развитие крупной моторики;
  • пальчиковые игры;
  • игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.

Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.

Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка

Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.

Такая особенность может быть обусловлена:

  • генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
  • особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
  • снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
  • недостаточным общением и отсутствием мотивации.

Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.

Советы родителям

В каком возрасте заговорит ребенок — во многом зависит от атмосферы в семье

Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:

  • развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
  • понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
  • развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.

На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.

Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.

Читайте также:  Как делают узи брюшной полости ребенку 1 год

Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.

Читайте далее: почему ребенок не разговаривает

Источник

Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.

Когда дети начинают говорить

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Источник