Ребенок 1 год капризничает когда ест

Ребенок 1 год капризничает когда ест thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Безусловно, многим мамам знакома ситуация, когда ребенок капризничает за обедом (за ужином, завтраком). Кстати, психологи утверждают, что такое поведение ребенка за столом неизбежно и рано или поздно процесс приема пищи превращается в настоящую баталию. Как быть, если ребенок не хочет есть?

Читайте также:  Ребенку 1 год чем побрызгать горло

Главное – сохранять спокойствие, как бы ни было трудно это сделать! В определенном возрасте, когда ребенок начинает осознавать свое «я» (где-то в 2-4 года), начинается формирование его личности и характера. Продемонстрировать окружающим свой нрав и свою значимость ребенок может простым и доступным для него способом – отказаться от еды. Он прекрасно видит, как это расстраивает родителей или как они готовы исполнить любые прихоти за ложечку каши. Ребенок учится манипулировать родителями. Поэтому чем более эмоционально родители реагируют на такое поведение за столом, тем труднее становится накормить ребенка.

Что может стать причиной капризов во время еды?

Как ни странно, иногда родители сами невольно подталкивают своего ребенка к отказу от обеда. Если Ваш ребенок между основными приемами пищи перекусывает шоколадными батончиками и чипсами с газировкой, то стоит ли удивляться? Хотя если Вы совсем редко даете «вредные» лакомства ребенку, он может почувствовать себя обделенным и нелюбимым. Потому что он видит – другие дети эти лакомства кушают.

Если один родитель строго принуждает ребенка есть, то что, по его мнению, не вкусно, а в то же время другой – щедро угощает сладким пирожком, то ребенок будет капризничать за столом еще больше. Взрослым членам семьи следует договориться между собой и поддерживать авторитет родителей ребенка.

Многие мамы пугаются, если ребенок отказывается есть и впадают в панику. Они готовы предлагать малышу все новые и новые блюда, выполнить любое пожелание. Нельзя позволять ребенку садиться Вам на голову, отучить его от этого будет крайне тяжело.

Иногда в нежелании ребенка кушать виноват просто неаппетитный внешний вид приготовленной еды. Постарайтесь оформлять блюда аппетитно и Вы увидите, как изменится к ним отношение ребенка.

Ребенок хотя и не всегда понимает, зато чувствует, что происходит в семье. Если все взрослые раздражены и нервничают, то в такой обстановке и аппетит у малыша пропадает.

Как же все-таки накормить ребенка?

К сожалению, Ваши заверения о том, что если он не будет кушать, то не вырастет или что-то подобное, на ребенка не подействуют. Из-за своего столь небольшого еще жизненного опыта, он Вас просто не поймет. Поэтому нужно постараться найти другой подход.

Заставлять ребенка есть бесполезно. Чем больше Вы настаиваете, тем больше он отказывается, в большей мере из чистого упрямства. Отступите, но объявите малышу, что теперь пусть ждет — до ужина ничего не получит. Голод, как известно, — не тетка и в скором времени возьмет свое.

Одно и то же блюдо можно приготовить и подать по-разному. Пусть молочная каша станет «кашей Карлсона», добавьте в нее немного варенья. Проявляйте фантазию, заинтересовывайте ребенка.

Всем нравится, когда высоко оценивают их старания. Предложите своему ребенку помочь Вам с приготовлением обеда, например, дайте ему почистить яйцо или помешать ложкой суп. Он будет очень горд, когда, сев за стол, сообщит всем, что он помогал готовить. И скушает все, что «наготовил»!

Подражая взрослым, дети учатся и познают мир. Позовите за обеденный стол всю семью, друзей или соседей с хорошим аппетитом. Малыш непременно «заразится» их примером и станет уплетать за обе щеки!

Вам нравится однообразная еда? Нет? Наверняка и Вашему ребенку тоже. Кроме того, что разнообразное питание просто необходимо для развития детского организма, одно и то же блюдо может надоесть, даже если оно и любимое. Овощи, фрукты, кисломолочные продукты, каши, мясные и рыбные блюда – пусть рацион Вашего ребенка будет полноценным.

Лучше не давать в перерывах между едой сладости или снэки ребенку. Это, безусловно, подпортит его аппетит. Если ребенок действительно успел проголодаться, то полезнее будет яблочко или банан, кислый морс. В этом случае ребенок будет сыт до основного приема пищи и в то же время сохранит аппетит.

Вы замечали, как на природе «на ура» съедаются даже самые нелюбимые блюда? Свежий воздух, прогулка возбуждают аппетит, поэтому перед обедом сходите с малышом на прогулку, дайте ему побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Ребенок здорово проголодается и без капризов съест все, что Вы положите ему на тарелку!

Источник

Ребенок в год стал очень капризным. У вас были такие разительные перемены — вот наступил годик, и стал много капризничать? И кушает теперь плохо, и орет когда одеваем, и в песочнице лупит других ребятишек, игрушки отнимает все время… Почему так происходит? Это какие-то гормоны? Или что? И главное — это пройдет??

Гость

[2574796190] — 10 января 2017, 01:38

1.

Гость

[3869413396] — 10 января 2017, 02:14

Было..Это у них кризисы начались…У нас тоже самое было..А после двух ещё хуже стало..Вроде как бывает кризис 1 года, кризис 3х лет….и т.д. В общем пока дитё не выростит и не начнёт самостоятельную жизнь- одни кризисы будут…)))

2.

Гость

[3797949170] — 10 января 2017, 02:16

Если воспитывать не будете, то не пройдет! Строгое воспитание, объяснение настойчивое, строгое, но без крика, что бить других нельзя! Капризничать нельзя! Отнимать игрушки нельзя, надо попросить со словом пожалуйста! Дети все понимают, сейчас вы уже упустили ребенка, но есть возможность исправить упущенное.

3.

Гость

[331872561] — 10 января 2017, 05:58

Да, дети начинают себя осознавать отдельно. Требуют большей самостоятельности. Это нормально. Никому не нужен вечный младенец. Здоровый ребенок должен учиться всё делать сам, самостоятельно принимать решения. Но вы описываете очень агрессивное поведение. Это уже не капризы. Похоже на стресс. Либо у вас в семье скандалы, либо вы очень жестко обращаетесь с ребенком. Не даете ему шагу самостоятельно ступить и за всё ругаете. Некоторых малышей даже бьют. Всегда хочется спросить у таких мамок — зачем тогда вообще рожали. Нельзя позволять ребенку бить других детей и отбирать игрушки. Мягко, но настойчиво уводите от других детей в такой ситуации. Если часто так себя ведет — играйте в отдаление от других детей и взрослых. В год еще слишком рано для социализации. И они не в состоянии понять моё-чужое.

4.

Гость

[331872561] — 10 января 2017, 06:00

Гость

Если воспитывать не будете, то не пройдет! Строгое воспитание, объяснение настойчивое, строгое, но без крика, что бить других нельзя! Капризничать нельзя! Отнимать игрушки нельзя, надо попросить со словом пожалуйста! Дети все понимают, сейчас вы уже упустили ребенка, но есть возможность исправить упущенное.

5.

Гость

[3990459995] — 10 января 2017, 09:56

в 2 будет капризным, в три. а уж в 15!

6.

Гость

[2275258833] — 10 января 2017, 11:17

Автор — это норма, как ни печально. Человек в этом возрасте так мир изучает, пробует на прочность границы и рамки исходящие от взрослых. Погуглите «кризис одного года». Терпения вам и выдержки. Это пройдёт максимум через полгода. От вас требуется быть последовательной в общении с ребёнком и не разрешать собой манипулировать. Категорически нельзя на поводу у истерик вестись. Держитесь!

7.

Гость

[561342765] — 10 января 2017, 15:33

Гость

Автор — это норма, как ни печально. Человек в этом возрасте так мир изучает, пробует на прочность границы и рамки исходящие от взрослых. Погуглите «кризис одного года». Терпения вам и выдержки. Это пройдёт максимум через полгода. От вас требуется быть последовательной в общении с ребёнком и не разрешать собой манипулировать. Категорически нельзя на поводу у истерик вестись. Держитесь!

8.

Гость

[2652668420] — 10 января 2017, 22:40

У нас тоже как годик исполнился, так дочку как подменили. Орет во все горло, а спать теперь укладываем, так весь дом наверное ее слышит, раньше спокойно засыпала.

Читайте также:  Ребенок 1 год кривые ножки

9.

Гость

[4178321319] — 10 января 2017, 22:46

Гость

У нас тоже как годик исполнился, так дочку как подменили. Орет во все горло, а спать теперь укладываем, так весь дом наверное ее слышит, раньше спокойно засыпала.

Обязательно пройдет! Но желательно все-таки проконсультироваться с педиатром.У нас была подобная ситуация. Нам посоветовали купать сынулю в теплой водичке с добавлением экстракта Хвойный. Я купила целую коллекцию этих экстрактов, их у Страны Здравландии несколько разных. Есть успокоительный, от животика, для хорошего сна.

11.

Гость

[743975025] — 20 ноября 2017, 09:44

Гость

Да, дети начинают себя осознавать отдельно. Требуют большей самостоятельности. Это нормально. Никому не нужен вечный младенец. Здоровый ребенок должен учиться всё делать сам, самостоятельно принимать решения. Но вы описываете очень агрессивное поведение. Это уже не капризы. Похоже на стресс. Либо у вас в семье скандалы, либо вы очень жестко обращаетесь с ребенком. Не даете ему шагу самостоятельно ступить и за всё ругаете. Некоторых малышей даже бьют. Всегда хочется спросить у таких мамок — зачем тогда вообще рожали. Нельзя позволять ребенку бить других детей и

12.

Гость

[743975025] — 20 ноября 2017, 09:48

Гость

Категорически нельзя истерики допускать! Ребенка нужно успокоить. Не надо доводить детей до психических проблем и неврозов. Откуда только такие советчики берутся…. Не надо детей учит ь жестокости и безразличию.

Источник

Честно стыренно с какого-то сайта (ссылку потеряла). Много, но стоит почитать.

Еще вчера ваш карапуз спокойно сидел в коляске и вызывал умиление прохожих. «Ах, какой чудный малыш!» — слышали вы. А сегодня он, кажется, сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья…

Он бегает по квартире на неокрепших ножках и прыгает с дивана, он пытается есть сам, перемазывается кашей с головы до пят, но не дает себя кормить, он брыкается и кусается, плачет и вопит, цепляется за мамину ногу и тут же с криком отталкивает вас… Знакомая картина? Поздравляем! У вас кризис первого года!
Неважно, 9 месяцев вашему малышу или год и 2 — рано или поздно с этим явлением сталкивается каждая семья. Но несмотря на это, мамы и папы оказываются совсем не готовы к таким потрясениям. «Вот он, результат вашего неправильного воспитания! Совсем разбаловали ребенка, скоро на голову сядет!» — это лишь малая часть того, что вынуждены слышать многострадальные родители от критичных бабушек и дедушек, а иногда и педиатров. А ведь на самом деле, этот кризис — важная и неотъемлемая часть психологического становления личности.

Низы хотят…
Все мы знаем, что ребенок развивается постепенно, как бы переходя с одной «ступеньки» на другую. И каждый такой переход обязательно сопровождается кризисом — когда ребенок уже хочет большего, но еще не знает или не умеет этого достичь. Кризис переживают и родители, которые оказываются не готовы к новым требованиям малыша. Одним словом, «низы хотят, верхи не могут». И в этом, как у медали, две стороны: плохая — кризис бывает абсолютно у всех детей и сопровождается сильными переживаниями. Простите за выражение, «колбасит» всю семью. А хорошая сторона заключается в том, что кризис рано или поздно заканчивается, и вся семья выходит из него знающей и умеющей намного больше. Как же пройти этот кризис первого года с наименьшими потерями и с наибольшей пользой?

В чем проблема?
Почти каждая мама двухлетки на вопрос «Как вел себя твой малыш в годик?» ответит что-то вроде: «Ой, не напоминай…». Но если хорошенько расспросить, вам расскажут приблизительно следующее.
Сравнительно покладистый и любознательный малыш неожиданно для мамы превращается в «шилопопа». Ему вдруг становится намного сложнее усидеть на месте — еще бы, он уже уверенно держится на ногах и стремится как можно скорее освоить все доступные территории. На любые запреты и отказы он реагирует возмущенным плачем и криком. В его «репертуаре» появляются истерики, капризы и «художественные падения» на пол как способ получить желаемое (к примеру, дернуть за хвост дворовую собаку или угоститься подобранным в песочнице окурком). Одевание и раздевание превращаются в акробатические этюды и борьбу нанайских мальчиков, ребенка невозможно посадить в ванную, а потом достать из нее, он настойчиво требует внимания, когда вы заняты, но с возмущением выкручивается из ваших объятий, когда вы пытаетесь приласкать его…

Почему так происходит?
Как уже говорилось выше, кризис наступает тогда, когда есть противоречие между желаемым и реальными возможностями ребенка. Представьте: раньше ваш малыш был одним целым — сперва физически, затем психологически — с мамой, и полностью зависел от нее и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило, он давал об этом знать плачем, и вы заботились о нем. Увидел что-то интересное, показал пальчиком – и вот уже мама несет прямиком к цели. Здорово, но для малыша пока совсем непонятно: где же заканчиваюсь я и начинается весь остальной мир?
Вот ваш карапуз встал на ножки, сделал первые шаги. И очень быстро обнаружил, что, оказывается, теперь он может сам добраться туда, куда хочется! И может сам выбрать, куда идти, что схватить и рассмотреть. Оказывается, можно самому кушать такое интересное яблочное пюре, а если невкусно — выплевывать! И если я разозлился на маму, то могу убежать от нее или отбрыкаться… Но потом выясняется, что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка почему-то норовит перевернуться, и я все равно остаюсь голодным, и такой красивый мячик выскальзывает из неловких ручек и убегает далеко, и колечки от пирамидки никак не хотят нанизываться… Обидно!!! Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается мама?… И куда подевается мама, если я убегу далеко-далеко?… И если мы не одно целое, то вдруг она куда-то исчезнет без меня?…

И что нам делать?
Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша, чем перевоспитать уже имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие родители, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или прикрикивают. Но это помогает ненадолго. Как же быть? Как заставить такого маленького, но уже такого непослушного сделать то, что нужно? Вот способы решения основных проблем, с которыми сталкиваются родители годовасиков.

1. «Хвостатая мама»
У малыша периодически наступают такие дни, когда он не отпускает маму буквально ни на шаг! Когда вас нет дома, это «золотой ребенок» — послушный, дружелюбный игрун. Но стоит маме появиться на пороге… Малыш тут же полностью переключается на вас, требует внимания, не позволяя заниматься никакими другими делами. Что же делать? Допустим, вы вернулись с работы и у вас есть некоторое количество домашних дел. А еще есть малыш, который настойчиво требует внимания. И это вполне естественно, ведь он соскучился. У вас есть два варианта. Первый — не обращать внимания на возмущенного и расстроенного ребенка и пытаться заниматься своими делами (например, приготовлением ужина). Будьте готовы к тому, что ваши ноги будут покусаны, а кастрюли и миски — опрокинуты как главные конкуренты в борьбе за мамино внимание. Ужин толком вы не приготовите, зато потратите километр нервов своих и ребенка. А второй вариант — уделить полчаса только качественному общению с малышом. Играйте, возитесь с ним, носите на руках. И вот увидите — малыш быстро удостоверится, что мама никуда не исчезла, и довольно скоро потребует свободы. Вы сможете выдать ему пару сковородок и посадить возле себя на кухне, получив возможность полноценно заняться своими делами.

Читайте также:  Ребенок 1 год часто плачет причины

2. Плач под дверью
С этим сталкивается почти каждая мама, и почти каждая стесняется об этом сказать подругам: такая прозаическая вещь, как посещение душа или туалета становится почти неразрешимой проблемой! Ваш сын или дочка горько рыдают под дверью, пока вы не появитесь на пороге. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама исчезнет. Но эта проблема решается на удивление просто:
• идя в туалет, берите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, и он в полном восторге будет запихивать их обратно;
• вы можете громко петь любимые песни — слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли;
• еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы — «Ждем-ждем-ждем!». Поменяйтесь ролями, и после нескольких таких тренировок малыш будет с удовольствием стучать в любые закрытые двери и ждать ответа.

3. Маленький исследователь
Годовалый ребенок уже очень подвижен, по-прежнему любопытен и, к сожалению, еще не очень разумен. А вокруг столько всего интересного! Чтобы свести к минимуму риск травм и необходимость запретов (уж очень болезненно они воспринимаются в этом возрасте), пора подумать о безопасности вашего дома. Сейчас тот период, когда красоту и декоративность квартиры следует временно принести в жертву здравому смыслу. Как показывает опыт, годовалый ребенок разбивает все, что можно разбить, падает отовсюду, откуда можно упасть и тянет в рот все, что может в него поместиться. И очень возмущается, если взрослые не позволяют этого сделать. Если же необходимость запрета все-таки возникла, не пресекайте любопытство малыша, а перенаправьте в мирное русло, иначе рискуете получить вялого, ничем не интересующегося ребенка. Предложите малышу разрешенный способ взаимодействия с интересующим его предметом. К примеру, скажите и покажите: «Книжку рвать нельзя, можно перелистывать. Живого котенка не надо хватать за хвост, можно погладить. А с игрушечным можешь делать что хочешь».

4. Обыденные войны
Классическое проявление кризиса одного года — это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Здесь ваши незаменимые помощники — куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому примеру (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок — одеться (особенно если вы позволите малышу самому одевать игрушку), кукла — купаться и укладываться спать.

5. Буря эмоций
И, пожалуй, самая большая головная боль всех родителей — это эмоции ребенка. Его настроение меняется каждые 30 секунд, чуть что не так — малыш рыдает, швыряет вещи, топает и сводит с ума всю семью. Особенно пугает родителей обычай абсолютно всех годовалых детей с воплем падать на пол и стучать ногами и руками, а то и головой. Кажется, что крик и слезы не прекращаются ни на минуту. Родители злятся, раздражаются, наказывают ребенка… Но перед тем, как прикрикнуть на ваше вопящее чадо, остановитесь и задумайтесь вот над чем. Во-первых, малыш сам очень сильно страдает от своего состояния и пока что не умеет его контролировать. Во-вторых, он очень чувствителен к маминому настроению, и если вы с перекошенным лицом будете шипеть: «Успокойся немедленно!» — это никак не поможет, а только возбудит малыша еще сильнее.
Вообще, все бурные эмоции малыша можно разделить на три группы. Первая — это реакции на отказ или запрет. Малыш расстроен и выражает это именно таким способом — по-другому не умеет. Поэтому ваша задача — посочувствовать и переключить внимание малыша на что-то интересное.
Вторая группа — это «капризы специальные», инструмент малыша для достижения желаемого. Если ребенок капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит — видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите мимо и т.д. А если ребенок капризничает, добиваясь чего-то запрещенного, ни в коем случае не отменяйте запрет! В противном случае вы только приучите добиваться желаемого с помощью громкого крика и дадите маленькому человечку понять, что на самом деле главнее не мама, а малыш (ведь он может заставит ее сделать все что угодно, даже то, что «нельзя»). Поэтому на показательные капризы реагируйте нейтрально, но следите, чтобы кроха не травмировал себя или близких.
Третья группа — «истерики усталости». Ребенок перевозбужден или переутомлен после похода по магазинам, зоопарку, после тяжелого дня. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Этот каприз проходит очень трудно. Прежде всего, успокойтесь сами (например, примите мягкое успокоительное) — как мы говорили, ваше состояние передается и ребенку. Постарайтесь не доводить ситуацию до такого плача, когда ребенок «заходится», икает — это очень вредно для его здоровья. Положите рядом с ним подушечку, набитую сухими травами (мята, ромашка, валериана, мелисса и т.д.), включите тихую колыбельную музыку или просто откройте краны в ванной, ласково говорите с ним.

Кризис у… мамы
К сожалению, сейчас еще очень мало пишут и говорят о том, что мама тоже переживает свой кризис одного года. И женщины, столкнувшись с переживаниями, не знают: нормально ли это? Это только со мной такое, или со всеми бывает? Что же происходит на душе у мамы такого шустрого карапуза?
Во-первых, мама переживает из-за выросшей самостоятельности малыша. Могут появляться такие мысли вроде: «Ну вот, я его родила, кормила, заботилась, а теперь я ему совсем не нужна!». Но это только кажется. Даже если теперь сын или дочка могут есть суп и самостоятельно бегать за погремушками, это вовсе не значит, что вы ему не нужны! Ведь мама — это не только молоко и руки, на которых можно сидеть. Мама — это главный источник безопасности и уверенности в своих силах. Малыш действительно становится более независимым, но его смелость строится на уверенности, что в любой момент он может рассчитывать на мамину защиту. Образно говоря, ваша с малышом невидимая пуповина вовсе не оборвалась, а только удлинилась.
Вторая проблема — внутренний конфликт между желанием разнообразия и чувством долга. Мама, уставшая от однообразия домашней рутины, и рада бы выйти на работу, уделять больше внимания хобби и друзьям, но голос совести (часто в лице бабушек, мужа и подруг с детьми) внушает: «Ребенок еще слишком маленький, а ты развлекаться надумала! Посиди еще дома». Здесь стоит трезво оценить, насколько страдает ребенок от общения с замотанной мамой и решить, сколько времени вы готовы выделить на себя. Здоровая и счастливая мама — это здоровый и счастливый ребенок.
Третья и самая распространенная проблема — это «комплекс плохой матери». Когда годовалый ребенок ведет себя далеко не ангельски, особенно на публике, редкая мама удержится от мысли: «Это я виновата, я воспитываю его неправильно, у других дети вон какие послушные!». Чтобы избавиться от этого чувства, прочитайте статью еще раз и запомните главное: абсолютно все годовалые дети капризничают, падают на землю, цепляются за маму и отовсюду сваливаются. Это нормально, это необходимо для их развития. А еще есть такая народная мудрость: ребенок понимает, что поступает нехорошо. И главная проблема в том, что он начинает считать себя плохим и недостойным маминой любви. Поэтому важно показать ему, что его любят и что со всеми так бывает. А переходный возраст рано или поздно закончится, и в семье снова воцарится мир и спокойствие.

Источник