Ребенок 1 год и 4 месяца маленького роста

Ребенок 1 год и 4 месяца маленького роста thumbnail

Определить границу между действительно низким ростом и патологией сегодня не составит труда ни медикам, ни родителям. Канули в лету те времена, когда маленький рост не мог корректироваться, и человек вынужден был строить жизнь и карьеру сообразно тем физическим параметрам, которыми был наделен с рождения. Существуют ли действенные методы, позволяющие подрасти? И что делать, если у ребенка маленький рост? Обо всем об этом мы и погорим в этой статье.

Ростовые нормы у детей

Несколько десятилетий назад психологи отмечали профессиональный взлет людей, рост которых не соответствовал норме. Мотивация достигать успеха базировалась на преодолении психической ранимости.

Современная наука наших дней подтверждает тот факт, что низкорослость как патология излечима. Главное в решении возникшей проблемы ответственное выполнение родителями своих обязательств перед детьми: своевременное выявление методом наблюдения отставания в росте от сверстников. Факторы, оказывающие влияние на процесс роста многообразны.

Специалистами определены четкие критерии роста детей согласно их возрастным характеристикам. Ответственность родителей заключается в осуществлении надлежащего контроля за этими показателями.

Для каждого возраста утверждена нижняя граница нормы. Так, рост годовалого малыша должен варьироваться в диапазоне от 71 сантиметра, что является нижней границей нормы; двухгодовалого ребенка — от 82 сантиметров; трехгодовалого — от 88 сантиметров; пятилетнего — от 100 сантиметров; семилетнего — от 112 сантиметров; десятилетнего — от 128 сантиметров.

Отличительная особенность организма ребенка заключается в его интенсивном росте. Так, внутриутробно эмбрион второго месяца жизни растет по 1 сантиметру в сутки. К моменту появления на свет рост малыша снижается на несколько миллиметров. От зарождения яйцеклетки до полноценного формирования плода масса тела малыша увеличивается в 6 раз.

Сразу следует отметить, что маленький рост – понятие субъективное. Если в семье все члены не отличаются высоким ростом, мама, папа, дедушки, бабушки обладают миниатюрной конституцией и, при этом, никаких нарушений в росте у них выявлено не было, то значит маленький рост ребенка – это особенности его генетического развития.

Однако, если родственники ребенка имеют нормальный рост (выше среднего или высокий), а малыш ниже остальных деток в дошкольной группе или в классе, то родителям стоит задуматься и навестить врача.

Как определить, правильно ли ребенок растет?

Средняя цифра ежегодного прибавления в росте у детей составляет более 4 сантиметров. Понятно, что в первые годы жизни эта цифра несколько больше, но к началу обучения в школе показатели выравниваются.

К 11 годам специалисты отмечают значительный скачок роста у девочек и примерно в 13 годам у мальчиков. Так, например, ребенок может вырасти резко за летний каникулярный период. Однако каждый временной промежуток в жизни ребенка обозначен определенной фазой.

Первая фаза продолжается до наступления 4 лет, и это время интенсивного развития, в период которого вес тела ребенка преобладает над показателями роста.

Фаза «бурного» вытягивания приходится на промежуток от 5 лет до 8. С наступлением 13 лет завершается фаза, за время развития которой масса тела ребенка увеличивается гораздо быстрее роста. Период юношества современных молодых людей характеризуется процессом акселерации: рост молодого поколения выше уровня представителей старшего возраста.

Как правило, до наступления 2 лет, а иногда 4-х, дети развиваются в соответствии с нормами. Тревогу должны вызвать наступающие после этого возраста показатели, когда за год рост увеличивается до 2 сантиметров при норме от 4-5 см.

При рождении ребенка в поликлинике на него заводят медицинскую карту. На ее первых страницах есть специальные таблицы норм роста и веса детей с допустимыми значениями отклонений. Уже за период первого года жизни младенца, отмечая на диаграмме показания роста своего малыша, мама может отслеживать динамику его роста. Если в диаграмме будут замечены какие-либо существенные отклонения, следует обратиться к специалисту.

Причины отставания в росте у детей

Нарушение процесса роста у ребенка на любом этапе развития — явление противоестественное. Понимание клинической картины обеспечит квалифицированный многосторонний подход врача к изучению протекающих в детском организме изменений. В любом случае проблема эта медицинского характера, поэтому и причины, и пути решения следует искать только в кабинете у врача.

Довольно часто встречается объяснение отставания роста особенностями конституции развития детей. При этом следует знать, что многообразие факторов, препятствующих росту, оказывает влияние на организм с момента внутриутробного развития до наступления 23 лет, так как рост — наиболее чувствительный параметр физиологии человека. Ученые называют рост стабильным показателем у здоровых детей. Однако существует прямая зависимость роста и сезонных погодных условий.

Подведем итог. Причины низкого роста ребенка связаны:

  • с генетической предрасположенностью (когда все члены в семье ребенка не отличаются высоким ростом);
  • особенности конституционного развития (вначале ребенок может оставаться маленького роста, а потом резко подрасти);
  • неправильное несбалансированное питание ребенка;
  • хронические болезни;
  • гормональные нарушения;
  • стрессовые ситуации.

Медицинские проблемы

Если причина низкого роста ребенка не связана с физиологическими особенностями его развития, то искать решение проблемы следует у врача. Нарушают норму роста детей определенные заболевания, среди которых дисфункция системы эндокринной железы, а именно: гипофизарный нанизм. Наличие данной патологии обосновано нарушенным процессом выделения соматотропина, известного для обывателей под названием «гормон роста».

Отсутствие признаков его синтезирования в передней доле гипофиза препятствует развитию детского скелета, всех органов (внутренних) ребенка. Заболевание имеет признаки физической недоразвитости, аномалии низкого роста. Таким образом, мужчина достигает роста меньше 1 метра 30 сантиметров, женщины — 1 метра 20 сантиметров.

Причин проявления гипофизарного нанизма несколько:

  1. Генетическая обусловленность, то есть врожденное заболевание, которое передается последующим поколениям по принципу наследственности. В этом случае является закономерным аномальный рост некоторых представителей одной родословной.
  2. Специалисты выявляют врожденное поражение гипофиза. Если этот показатель подтверждается специалистами, то выявляется отклонение от нормы развития. При пораженном гипофизе нарушена секреция тиреотропного гормона, задача которого регулировать функцию щитовидной железы.
  3. Наличие опухолей либо нарушения иных структур мозга приводят после рождения к поражению гипофиза. Родителям необходимо проявлять бдительность, так как травмы, особенно черепно-мозговые, тоже могут послужить толчком к проявлению заболевания.
Читайте также:  Атопический дерматит у ребенка 1 год симптомы

Как помочь ребенку «вырасти»

Избежать тяжелых последствий возможно при условии своевременного диагностирования. Назначенное во время надлежащее лечение позволит предотвратить отставание ребенка в росте от здоровых сверстников.

С целью диагностирования данной патологии прибегают с следующим методам исследования.

Рентгенограмма кистей рук

С каждым годом в организме растущего ребенка происходит окостенение костей, которое позволяет «костный» возраст определить легко. Произведя рентген, специалист выявит количество лет ребенка. Несоответствие должным показателям возраста является свидетельством нарушения формирующегося скелета.

Отсутствие выработки соматропина в гипофизе головного мозга оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка: рост начинает замедляться, нарушается процесс функционирования внутренних органов.

Выявленная симптоматика:

  • ростовой показатель ребенка не отвечает нормам роста у сверстников (естественный процесс роста нарушен);
  • лицо по внешним признакам имеет черты, воспринимающиеся младше лиц детей данного возраста;
  • все тело округляется, так как происходит отложение дополнительной жировой ткани;
  • процесс подросткового развития проявляется торможением полового созревания;
  • наблюдаются проблемы в функционировании различных систем организма, что обусловлено отставанием нормированного развития внутренних органов;
  • голос ребенка не меняется из-за недостаточного развития голосовых связок.

Гипофиз, подвергшийся поражению тотально, повсеместно (пангипопитуитаризм), способствует нарушению нормальной деятельности щитовидной железы. Наряду с этой проблемой наблюдается отсутствие половых признаков, проявляющихся вторично: не наступает оволосение отдельных участков тела. Опасность для девочек составляет долгое отсутствие менструации.

Анализ крови как показатель дисфункции секреции ростового гормона

В выявлении присутствия данного гормона роста в крови нет необходимости, так как выбросы его неравномерны. В этом случае результатом исследования станет незначительный числовой показатель гормона. Таким образом, целесообразнее выявить суммарное количество факторов роста, соматомедина С инсулиноподобного. Именно эти показатели определяют подлинное наличие гормона роста.

Магнито-резонансная тамограмма

Зафиксировать поражение гипофиза может рентгенограмма определенного участка головного мозга, так называемое «турецкое седло». Существенным шагом является и проведение процедуры магниторезонансной томографии (МРТ).

Методы лечения

Качественное лечение в младшем возрасте позволяет устранить проблему. Специалисты проводят заместительную терапию с применением лечебных препаратов, имеющих в своей основе синтетический гормон. Нормированный объем назначенного медикамента принимается каждый день. Врач по мере лечения осуществляет надлежащий контроль на различных этапах взросления ребенка.

В случае дисфункции секреции иных гормонов врач прописывает аналогичную заместительную терапию, но с применением гормонов тиреотропных, позволяющих нормализовать деятельность щитовидки. Во время полового созревания доктор может, на свое усмотрение, назначить ребенку курс дополнительного применения гормонов. Крайняя мера — хирургическое лечение — проводится в том случае, если есть показания к опухоли гипофиза.

Важно скорректировать питание ребенка, чтобы он получал се необходимые для него витамины и минералы. Включать в рацион кисло-молочные продукты, мясо, рыбу, свежие овощи и фрукты. Сладости и вредную пищу следует исключить из рациона, а так же те продукты, в которых содержится ГМО, поскольку они тоже имеют негативное воздействие на гормональную систему ребенка.

Физические нагрузки тоже относят к методам, помогающим увеличить рост ребенка естественным путем. Укрепление мышечной и костной ткани ребенка помогает запускать обменные процессы и механизм роста. Запишите ребенка в спортивную секцию, на гимнастику или просто на бальные танцы и результат не заставит себя долго ждать.

Вместо заключения

Преимущество описанной терапии — нормализация роста, отсутствие показателей отставания от ростовых параметров сверстников. Формирование проходит абсолютно правильно, без патологий. Единственное, что следует учесть, так это возможность повторения терапевтического курса гормонов роста во взрослом состоянии. Гормон значим и для детей, и для более взрослого населения, поскольку выполняет контролирующую функцию по соотношению мышечной ткани к отложениям жира в организме.

Источник

Мальчики

Рост: 75 — 88 см

Вес: 8,4 — 11,7 кг

Рост и вес мальчика
в
1 год
4 месяца
в норме составляют 75 — 88 см и 8,4 — 11,7 кг

РостОписание
Меньше 72,5 смНиже нормы (крайне низкорослый)
72,5 — 75,0 смНиже нормы (низкорослый)
75,0 — 77,6 смВ норме (ниже среднего)
77,6 — 82,8 смВ норме (средний)
82,8 — 85,4 смВ норме (выше среднего)
85,4 — 88,0 смВ норме (высокий)
Больше 88,0 смОчень высокий рост
ВесОписание
Меньше 7,5 кгНиже нормы (крайне недостаточный)
7,5 — 8,4 кгНиже нормы (недостаточный)
8,4 — 9,4 кгВ норме (ниже среднего)
9,4 — 11,7 кгВ норме (средний)
11,7 — 13,1 кгВ норме (больше среднего)
13,1 — 14,6 кгВ норме (очень большой)
Больше 14,6 кгНе соответствует возрасту

Девочки

Рост: 73 — 87 см

Вес: 7,7 — 11,1 кг

Рост и вес девочки
в
1 год
4 месяца
в норме составляют 73 — 87 см и 7,7 — 11,1 кг

РостОписание
Меньше 70,2 смНиже нормы (крайне низкорослый)
70,2 — 73,0 смНиже нормы (низкорослый)
73,0 — 75,8 смВ норме (ниже среднего)
75,8 — 81,4 смВ норме (средний)
81,4 — 84,2 смВ норме (выше среднего)
84,2 — 87,0 смВ норме (высокий)
Больше 87,0 смОчень высокий рост
ВесОписание
Меньше 6,9 кгНиже нормы (крайне недостаточный)
6,9 — 7,7 кгНиже нормы (недостаточный)
7,7 — 8,7 кгВ норме (ниже среднего)
8,7 — 11,1 кгВ норме (средний)
11,1 — 12,6 кгВ норме (больше среднего)
12,6 — 14,5 кгВ норме (очень большой)
Больше 14,5 кгНе соответствует возрасту

Вы можете воспользоваться калькулятором индекса массы тела, чтобы получить более точную оценку соответствия роста и веса возрасту ребенка.

Ребенок 1 год и 4 месяца маленького роста

Узнайте об особенностях развития ребенка в 1 год

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Читайте также:  Ребенок 1 год весь день капризничает

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

Читайте также:  Занятия на неделю для ребенка после 1 года

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник