Ребенок 1 год и 2 месяца развитие и питание комаровский

К годовалому возрасту ваш малютка уже не маленький, беспомощный сверточек, который можно положить куда заблагорассудится, и покормить чем пожелаете. Год для крохи — это вся его жизнь и на эту жизнь он стал опытнее и развитие. Для него заканчивается целый этап жизни — младенчество. Он начинает активно участвовать в собственной жизни, даже в выборе еды. Поэтому самое время для мамы ознакомится с тем, какое описывает меню годовалого ребенка на каждый день Комаровский.

По достижении 12 месяцев детки начинают разнообразить свою жизнь экспериментами: они экспериментируют над разными объектами, которые попали им в руки, своими действиями с ними, и даже с любящими родителями, очень внимательно наблюдая, какой эффект окажут их поступки.

В этом возрасте ваше чадо уже имеет цель, и способно предсказать результат простого действия. Ребенок прекрасно может сказать что он хочет получить и отказаться он нежелательных предметов или блюд. И с его выбором нужно считаться, учиться понимать и убеждать, а не принуждать растущее и взрослеющее не по дням, а по часам чадо.

Основные правила выбора блюд «по-комаровски»

Кто не слышал фамилию известного педиатра Комаровского Д.О.? Среди молодых мамочек трудно найти такую, которая хотя бы раз не поинтересовалась его мнением. Одни берут все без исключения советы именитого «детского врача» на заметку, другие с долей критики относятся к его словам. Но практически все мамы, желающие соотносить свое воспитание, лечение и кормление ребенка с современными веяниями науки, обязательно ознакомятся с тем, что Комаровский говорит на интересующую их тему. Основные тезисы, относительно кормления грудного ребенка 12 месяцев отроду, с которым солидарен известный педиатр, следующие:

  1. Животные белки (мясо, рыба, яйца) должны присутствовать в рационе крохи каждый день.
  2. Молоко, если практикуется грудное вскармливание. И если женщина перестала кормить свое чадо грудью, можно заменить молоко адаптированной смесью.
  3. Кроха должен получать овощи и фрукты. Можно давать ягоды (малину, чернику) в ограниченных количествах, яблоки, сливы, вишню и черешню, груши. Не стоит экспериментировать с экзотикой. Из овощей детки хорошо кушают картофель и морковку, всевозможные виды капусты, кабачки и тыкву, томаты и огурцы.
  4. Меню годовалого ребенка Комаровский рекомендует разнообразить максимально возможным образом. Не стоит повторять одни и те же блюда изо дня в день. Иногда даже советуют не повторяться в течение недели.
  5. Продукты должны быть максимально свежими. Блюда нужно готовить перед подачей, а не подогревать кашку трехдневной давности.
  6. Основу рациона должно составлять грудное молоко и кисломолочная продукция (кефир, йогурт, творожок).
  7. Полезны в этом возрасте безглютеновые каши (гречка, рис, овсяная и кукурузная каша).
  8. Можно давать годовалым деткам хлеб и детское печенье.
  9. Пить ребенок может детские чайки, соки, кисели, морсы и воду.

составляем меню для ребенка

После еды тарелки и чашки ребеночка нужно убираться. То же касается недоеденных кусочков хлеба или яблок.

Возможности ребенка

Дети этого возраста обзавелись 6-10 зубами и вполне могут самостоятельно пережевывать предложенную им пищу. Не у всех деток кишечник готов к перевариванию кусочков. Поэтому мам рекомендуется внимательно следить за состоянием чада. По возрасту годовалый малютка может:

  • самостоятельно пережевывать небольшие кубики овощей и фруктов;
  • есть суп и борщ с мелко нарезанными продуктами (если картофель порезан крупно, его достаточно размять вилкой);
  • кушать мясо и рыбу в виде тефтелек, причем правильно будет разрешить крохе самому брать еду пальчиками;
  • в 12 месяцев он может сам кушать ложкой каши (по крайне мере, пытаться) и пить напитки из чашки, если он этого еще не делает пора его увлекать и стимулировать.

Годовалые детки уже способны выбирать пищу, которая им нравится, и будет правильным дать возможность чаду поучаствовать в составлении меню.

Иногда у маленького человека случаются приступы нигилизма и он отказывается от тех блюд и продуктов, которые были до этого любимы. Ничего страшного в этом нет. Если заменить такое блюдо чем-то другим, подобная «нелюбовь» через несколько дней пройдет. Комаровский не советует кормить крохотольку принудительно. Если время от времени давать младенцу право выбора того или иного блюда, будет меньше сопротивления в процессе кормления.

Иногда малютка отказывается от овощей вообще. Ничего страшного в этом нет, на несколько дней можно заменить их фруктовыми пюре, муссами, фруктово-творожными запеканками. Бывают случаи, когда ребеночек отказывается есть каши. Комаровский советует временно заменить их макаронными изделиями твердых сортов и картофелем.

При отсутствии грудного молока, некоторые мамы пытаются заменить его коровьим или козьим, «как делали наши бабушки». Этого делать не стоит хотя бы потому, что в бабушкином прошлом, коровам давали меньше антибиотиков или не давали вовсе, и их не кормили ГМО кормами. В любом случае молочный белок довольно довольно-таки аллергенный продукт, и торопиться с его введением не нужно. Внимательная мама может заметить, что на полках магазинов детского питания цельное молоко представлено в категории от 3 лет.

С переходом младенца на «взрослый» стол, целесообразно всей семье кушать здоровую пищу. Если таковой возможности нет, или нет желания, крохе нужно готовить отдельно. Немаловажное значение имеет привлекательный вид пищи и социальные роли родителей, в том числе их поведение за столом. Очень хорошо, если чадо можно усадить за стол со всеми (на его стульчике, конечно). Если таковой возможности нет, то можно пригласить к столу «друзей» малютки (любимую игрушку).

меню ребенка

Прежде чем усадить своего малютку за стол, Комаровский советует убедиться, что ребенок в самом деле голоден. Если он не хочет есть, не нужно его принуждать, формируя негативные стереотипы поведения, связанные с приемом пищи. Стоит разрешить ему побегать и вскоре он сам прибежит и скажет либо даст знать каким-либо способом, что он голоден. Годовалый младенец должен иметь выбор: покушать прямо сейчас или сделать это попозже. Он все равно поест, важно понимание возможности выбора. Даже если эта возможность иллюзорна.

Ребенок должен быть не только голоден, но и готов к приему пище. Этому способствуют привычные ритуалы: мытье рук, накрытие на стол.

Требования к приготовлению и подаче блюд

В этом возрасте приоритетным способом приготовление все еще остается паровое приготовление, приемлемым считается варка и допустимым запекание. Овощи могут быть отварными и тушенными, яйца можно подавать в виде омлета или в отварном виде. Младенец обязательно должен кушать первые блюда. Фрукты ему можно предлагать в ниблере. Это специальное приспособление, которое учит маленького человека откусывать пищу, но позволяет отгрызть большой кусок и подавиться. Хотя в этом возрасте детки вполне способны обойтись и без этого приспособления.

Читайте также:  8 месяцев ребенку развитие и питание статьи

В год пора отказываться от перетертых на миксере блюд и даже от протертых на терке. Пора переходить к взрослому питанию. Если кусочки пищи очень большие их можно порезать или раздавить вилкой. Употребление пищи кусочками учит ребенка жевать и тренирует артикуляционный аппарат, готовя его к вербальному общению.

Очень важным моментом в этом возрасте остается температура блюд. Они не должны быть горячими или холодными. И несмотря на то что крошка переходит на взрослый стол, этот переход относителен. Ему ни в коем случае нельзя предлагать:

  • соленья и маринады;
  • копчености;
  • консервы любых видов;
  • кондитерские изделия (конфеты, торты, пирожные), за исключением детского печенья;
  • газированные и минеральные напитки;
  • соленые, жаренные и острые блюда;
  • икра в любом виде и любой рыбы;
  • грибы;
  • алкоголь.

По поводу последнего пункта можно сказать, что никакая нормальная мама не предложит ребенку алкогольный напиток. Тем не менее в педиатрической практике, редко, но все же специалисты сталкиваются с тем, что детки этого возраста пробуют пиво или шампанское из бокала мамы. Много они, конечно, не выпьют. Но таких прецедентов не должно быть вовсе.

Количественное соотношение продуктов

Вопрос о том что можно и нельзя давать крохе очень важен, но не менее важен и вопрос о том, сколько разрешенных продуктов должен и может съедать маленький человек годовалого возраста. В меню годовалого ребенка Комаровский рекомендует включать продукты в определенных количествах.

Напитки и молоко

Грудного молока годовалый младенец должен получать до 400 мл. Если мама подкармливает его грудью специально пытаться определить объем нет необходимости. В случае искусственного кормления, нормой считается 200 мл в сутки, но если крошка настаивает на большем количестве, можно ему предложить 400 мл.

Кефир либо йогурт ребенок может употреблять в количестве 200 мл. Некоторые детки отказываются выпивать более 200 мл, и даже их осиливают с трудом. Принуждать кроху не нужно. Но есть и такие дети, которые отказываются от молока и требуют кефир. Это связано с особенностями их пищеварения и потребностями организма в каком-то продукте.

Натуральные фруктовые соки можно давать не более 100 мл. Остальные напитки не более 150 мл. Воды младенец в этом возрасте должен выпивать 50 мл/кг веса, без учета любых других напитков.

В общей сложности ребенок весом до 10 кг должен выпивать жидкости общим объемом 100 мл/кг веса. С весом более 10 кг ребенок должен выпивать 1 л жидкости и дополнительно 50 мл/кг сверх 10 кг. То есть, если чадо весит уже 12 кг, он должен выпивать 1 л + 50 мл*2, то есть 1,1 литра.

Твердая пища

Овощей в виде пюре, салатиков или тушеного блюда малютка может съесть порядка 200 г, столько же он должен кушать каши из круп. Фруктов он должен кушать в 2 раза меньше. Мясо — 80 г, рыба разрешена в количестве 60 г, печень — 20 г, а хлеб и печенье по 10 г, масла (растительное и сливочное) по 5 г, 1/2 часть желтка.

Эти количества приблизительны, они усреднены, индивидуальные нормы ребенка могут немного отличаться в большую или меньшую сторону. Активные крепыши кушают больше, менее активные детки, или детки-астеники кушают меньше.

Кроме того, у детей бывают периоды, когда они кажутся постоянно голодными и просят еду. Ничего страшного, если они съедают немного больше нормы. Бывают и обратные ситуации, ребенок может есть мало. Некоторые детки вообще не очень расположены к поглощению больших объемов пищи, другие временно отказываются питаться в соответствии с нормативами. Если они нормально растут и набирают вес, здоровы, то доктор Комаровский советует не беспокоиться и не кормить их насильно.

Ориентировочное меню для ребенка на сутки

В этом возрасте количество приемов пищи еще может сохраняться до 5 раз (3 основных, полдник и легкий перекус перед сном). На полдник рекомендуются оставлять молочные блюда (кефир либо йогурт, творожную запеканку, паровые сырники, молочную вермишель, запеченное яблоко, творог с сезонными фруктами или тыквенной кашей). Например, он может состоять из 200 мл кефира и 10 г печенья. Перед сном ребенок должен получать грудное молоко или адаптированную смесь (200 мл), некоторые детки предпочитают кефир (200 мл). Объем потребленных продуктов не должен превышать 15% от общего объема суточного рациона вашего чада.

Читайте также:  Интегративные показатели развития ребенка это

Ребенок 1 год и 2 месяца развитие и питание комаровский

Завтрак должен составлять не более 25% от дневного рациона. Он должен быть легким и помочь проснувшемуся организму вступить в новый день. Наилучшим выбором в этом случае является каша (овсяная или гречневая) на молоке в объеме 150-200 г, это может быть омлет или творожники, приготовленные на пару. В качестве напитка чаду можно предложить компот или детский чай с печеньем.

Обед должен быть сытным, он может состоять из овощного супа-пюре (200 г) с мясом (50 г) или из картофельного супа(200 г)+ рыба (60 г). Могут быть и другие варианты.

Ужин может состоять из каши рисовой или кукурузной (150 г), мяса (30 г) и овощного салата из сезонных овощей. Или из печеночного паштета (20 г) и картофеля (180 г).

Выбирая блюдо на завтрак, нужно понимать, что если малыш утром ел кашу, то на ужин он должен есть что-то другое, например, картофельное пюре.

ЗавтракОбедПолдникУжинНа сон грядущий
Каша на молоке 200 г + печенье 10 г + компотСуп-пюре из овощей 200 г + мясо 50 г + чайТворог 50 г + сезонные фрукты или пюре 100 гКартофельное пюре 150 г + печеночный паштет 20 г +сок 100 млГрудное молоко (смесь) 200 мл
Паровой омлет + чай + печенье 5 гСуп-пюре из курицы + чайПеченое яблоко + печень 5 г + компотКаша гречневая 150 г + мясо 30 г + сокГрудное молоко (Йогурт 200 мл)
Паровые творожники + хлеб 10 г + сливочное масло 5 г + чайСуп-пюре из овощей 180 г+1/2 желтка + компот из сухофруктовЯгоды/фрукты/пюре из фруктов 100 гРисовая каша с тыквой 200 г +сок 100 млГрудное молоко (Кефир 200 мл)
Рисовая каша с тыквой 200 г компотОвощной суп 150 г + рыба 60 г + чайЙогурт 200 мл + печенье 10 гКартофельное пюре 180 г + салат из свежих овощей с постным масломГрудное молоко (смесь) 200 мл

—>

Источник

Перешагнув первый год жизни, малыш крепнет физически и активно развивается в психологическом и эмоциональном плане. Подойдя к возрасту 1 год и 2 месяца, ребенок становится более самостоятельным, в нем чаще проступают личностные качества. Наблюдая за малышом, можно заметить, как быстро меняются его пристрастия: только что малыш тихо и сосредоточенно раскладывал кубики на ковре, а через минуту заинтересовался кухонным шкафчиком и загремел кастрюлями и крышками. Каждое занятие доставляет ему истинное удовольствие, ведь он сам, без чьей-либо помощи открывает мир. Твердо встав на ноги, ребенок растет и развивается, становится исследователем и экспериментатором.

Малыш, который начал ходить сам – это любопытный первооткрыватель, который теперь почти не зависит от мамы. Развитие ребенка в этот период претерпевает значительные изменения

Физические параметры

Физическое развитие малыша к 1 году и 2 месяцам можно представить в виде таблицы. Приведем в ней общие показатели:

Рост74-82 см
Масса10-13 кг
Окружность головы46-48 см
Объем груди48-51 см

Отклонения в меньшую или большую сторону по росту или весу – это не повод для тревоги. Дети рождаются с разным весом и ростом, живут в разных социальных условиях, могут болеть, генетически унаследовать какие-то особенности развития – все показатели требуют индивидуального подхода с учетом приведенных факторов.

Рацион малыша к этому времени может немного измениться. Появление новых зубов, а у некоторых малышей к году и 2 месяцам вырастают моляры, позволяет ввести в питание новые продукты. Помимо привычных пюре и каш ребенок с удовольствием ест кусочки фруктов, овощей, рыбы, мяса.

Разнообразив меню, нельзя забывать о сбалансированности питания. Малыш должен получать в полном объеме все, что необходимо его растущему организму.

Характер и как с ним жить

Превалирующее мнение родителей, по чьим указкам до сих пор шла жизнь ребенка, начинает давать трещину. Малыш проявляет характер и неожиданно может ответить отказом на просьбу мамы не шуметь или не брать какие-то вещи. Столкнувшись с такой ситуацией, родителям следует выработать правильное отношение к новым действиям крохи. Категорически пресекать сердитое детское «нет» не стоит, но и безропотно соглашаться – тоже не выход. Найдите «золотую середину» и постарайтесь мягко, но доходчиво объяснить малышу, в чем он неправ.

Часто маму раздражает хаотичное разбрасывание ребенком игрушек, одежды, книжек, однако в его действиях нет злого умысла или вредности. Мышцы ребенка в 1 год и 2 месяца привыкают к новому вертикальному положению, ведь он уже много ходит. Хорошая координация движений еще не сформирована, и малыш, инстинктивно разбрасывая предметы, укрепляет их, учится правильно распределять нагрузку. Кроме того, перебирая предметы, он сопоставляет их по размеру и весу, одновременно познавая мир.

Разбрасывание игрушек по квартире – “болезнь” большинства детишек такого возраста. Чаще всего они делают это не из вредности, а из интереса к новым возможностям

Умения и навыки

Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев). Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша. Общая картина выглядит так:

  • ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
  • справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
  • внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
  • речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
  • хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
  • старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
  • может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
  • способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
  • соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
  • просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).
Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 2 года

Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:

  • бегать;
  • проситься на горшок;
  • есть ложкой самостоятельно (подробнее в статье: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно по советам Комаровского?).

Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.

В возрасте 1 год и 2 месяца малыш начинает активно передвигаться по квартире и исследовать все ее уголки, игра увлекает его сейчас больше всего на свете

Распорядок дня и режим питания

Как и раньше, в режиме дня ребенка сохраняются основные пункты: сон, питание, прогулки. Если и вносятся какие-то изменения, то все они связаны с индивидуальным ритмом жизни малыша. Разберем каждый пункт режима подробнее:

  • Сон. Дневной сон может сократиться с двух раз по 1-1,5 часа, до одного на 1,5-2 часа, однако стоит присмотреться к крохе. Если днем он спит оба раза спокойно, значит, еще не готов перейти на сон один раз за день. Если же малыш плохо укладывается, постоянно просыпается, переводите его на одноразовый, но более продолжительный дневной сон.
  • Питание. Большинство детей остаются на 4-5 разовом питании, но доктор Комаровский считает, что к этому возрасту детей можно кормить только 4 раза в течение дня. Если ваш малыш утром требует грудь, сохраните на время эту привычку, но подкорректируйте сам режим питания. Сохраняйте тот же режим между приемами пищи в 3-4 часа и разработайте правильный рацион.
  • Меню (рекомендуем прочитать: примерное меню ребенка в 1 год и 14 рецептов). Чтобы поддерживать сбалансированность питания, пропишите для себя примерное меню:
    • завтрак – каша (можно не протирать), творог, овощи, яйца, рыбное или мясное пюре, питье –морсы, молоко, травяные чаи;
    • обед – овощной или мясной суп, второе с гарниром, на сладкое компоты, кисели, муссы;
    • полдник – кисломолочные блюда (творог, йогурт) с печеньем или фруктами;
    • ужин – совместим с блюдами для завтрака.

Обязательно понаблюдайте за малышом. Если он плохо ужинает, давайте ему в полдник легкие блюда. Рецепты блюд можете составить, исходя из рекомендаций педиатров. Кроха много играл и резвился перед сном, дайте ему что-нибудь перекусить (банан, творог). Соблюдайте распорядок, помня об индивидуальности вашего чада.

Занятия для умственного развития

Развиваем речевые навыки:

  • все свои действия, которые вы выполняете вместе с малышом, озвучивайте (например, «берем мишку и кладем его в ящик», «возьмем штанишки и оденем их на ножки», «держим ложку и кушаем кашку»);
  • даем названия частям тела, выполняя с ними какие-то действия («помоем ладошки», «пошевелим пальчиками», «похлопаем по ножкам»);
  • рассматривая вместе с малышом развивающие книжки, описываем, что в них изображено;
  • разучиваем короткие детские стишки.

Изучаем формы и свойства:

  1. Определяем форму предмета – например, шарик и кубик. Объясняем на наглядном примере их свойства – шарик катится, кубик подходит для строительства башенки.
  2. Показываем свойства материалов и предметов: переливаем воду, мнем или рвем бумагу, закрываем и открываем крышки коробочек или кастрюль. Занимаясь с ребенком, следите за безопасностью. Кроха все еще будет пробовать на вкус, да и зубки у него режутся.
  3. Начинаем рисовать. Дайте малышу краски, карандаши или мелки. Создавать что-то своими руками – огромное удовольствие для крохотного человечка, познающего мир.

Общение:

  • осваиваем вежливые приветствия и обращения (говорим с ним «привет», «пока-пока», «доброе утро», «пожалуйста»);
  • приучаем делиться игрушками или едой.

Занятия для физического развития

Крупная моторика:

  • расширяем навыки ходьбы, предлагая малышу ходить по прямой линии (проведите линию на полу цветными ленточками);
  • учим перешагивать через препятствия, ходим за ручку по ступенькам, залезаем на невысокие бордюры;
  • вместе с ребенком собираем игрушки (например, перекладываем их с пола на стул).

Мелкая моторика:

  • предлагаем малышу собрать пирамидку из колечек или башенку из кубиков (необязательно добиваться от крохи идеальных форм сооружения);
  • учим пересыпать крупу или макароны из одной чашки в другую (следите, чтобы ребенок не потянул их в рот);
  • приспособьте для игры прищепки, прикрепив их к подушке или мягкой игрушке, предложите малышу снять их.

Важный момент – вы должны не занять ребенка, а проводить все занятия со своим чадом. Таким образом вы совместите две задачи: разовьете умственные и физические способности ребенка. Кроме того, общение ребенка с мамой полезно обоим.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник