Ребенок 1 год часто просыпается ночью в истерике

Ребенок 1 год часто просыпается ночью в истерике thumbnail

ребенок просыпается ночью с истерикой

  • Автор:

    Стрихарь Елена Юрьевна

Ночные истерики – нередкий гость в семьях, где есть дошкольники. Каждая четвертая семья знает, что это такое, а каждая седьмая переживает эпизоды неконтролируемого ночного возбуждения постоянно. Почему ребенок просыпается ночью с истерикой?

Содержание

Что бы это значило?

Это опасно?

Почему ребенок ночью просыпается и кричит в истерике

Возможные последствия ночных истерик

Избавляемся от проблемы

Поведение родителей в момент истерики у ребенка ночью

Профилактика ночных истерик

Помощь врача

Что бы это значило?

Переживая ночные истерики у ребенка, этот вопрос задает себе каждый родитель.

Истерика – особая форма сильного нервного раздражения, которая приводит человека к частичной или полной потере владения собой.

У малышей она проявляется в виде громкого крика, плача, судорожных рыданий, сопровождается двигательным возбуждением, катанием по полу. Чаще всего ребенок просыпается ночью с истерикой от 1 года до 5 лет. Уговоры взрослых при этом не помогают.

Истерика может возникнуть от 1 до 3 раз за одну ночь, а длиться она может от 5 до 40 минут.

ребенок просыпается ночью с истерикой

Это опасно?

Врачи утверждают, что в большинстве случаев, когда ребенок ночью просыпается и кричит в истерике, это – не болезнь, а особенность нежного детского возраста. Ее причина – незрелость нервной системы детей.

Педиатры утверждают, что в большинстве случаев ночные истерики не опасны и не нуждаются в лечении. Максимум к 7 годам они проходят самостоятельно.

Почему ребенок ночью просыпается и кричит в истерике

Истерика у ребенка ночью может возникнуть по одной из следующих причин:

  • Наличие неврологического диагноза, который подтверждает повышенную утомляемость малыша.
  • Излишняя эмоциональность ребенка. Чувствительные дети, тонко реагирующие на события, которые происходят в течение дня, больше подвержены ночным истерикам.
  • Большое количество впечатлений, которые ребенок вынужден «переработать» за день. Если за одни выходные малыш посетил кино, зоопарк и детский праздник, его нервная система находится в состоянии крайнего возбуждения. Это волнение не успевает «угаснуть» и остается на ночь. Сон малыша в таком случае поверхностный и некрепкий. Ночью ребенок истерит, но будучи в аффективном состоянии, утром даже не вспоминает об этом.
  • Стресс, который сопровождает ребенка в течение дня. Может быть множество моментов, которые ребенок воспринимает с негативной эмоциональной окраской. Это адаптация к новому коллективу – привыкание к группе детского сада, плохое самочувствие после болезни, реакция на отъезд или расставание родителей.

ночные истерики у ребенка 2 лет

Возможные последствия ночных истерик

Эпизоды ночного возбужденного поведения являются причиной следующих симптомов:

  • сонливости;
  • головной боли;
  • плохого настроения;
  • тревоги.

Результатом может быть плохое самочувствие не только ребенка, но и его родителей. Успокаивая малыша, который поднял всех спящих членов семьи, родители нервничают, не высыпаются и испытывают те же негативные ощущения.

Избавляемся от проблемы

Истерики у ребенка перед сном или в ночное время, если они не приобретают стойкий характер, лечить не нужно. Вы можете помочь ребенку, проявив дополнительное внимание, любовь и заботу.

ребенок ночью просыпается и кричит в истерике

Поведение родителей в момент истерики у ребенка ночью

  • При первых криках, доносящихся из детской, следует встать и отправиться туда. Важно понимать – эпизод ночного возбуждения часто не осознается ребенком. Он может быть частью сна.
  • Не теряя спокойствия, подойдите к малышу и обнимите его. Побудьте с ним, пока он не успокоится. При этом нужно крепко, но не грубо держать его и спокойно ждать, пока истерика иссякнет.
  • Когда вы гасите ночные истерики у ребенка 2 лет, особой физической силы не требуется. Со старшими детьми это более затруднительно, ведь во время неконтролируемого возбуждения они могут так махать руками и ногами, что невольно ударят вас. Для этой цели можно использовать одеяло или плед. Заверните своего крикуна как младенца и подержите, пока он не перестанет брыкаться, а затем ласково покачайте. Сводите малыша в туалет и вновь отправьте в постель.
  • Не делайте эти ночные эпизоды чем-то приятным. Не разрешайте остаток ночи проводить в постели родителей. Строго ограничьте уговоры и разговоры в целом. Начиная беседовать с малышом, вы можете акцентировать ребенка на внимании, которое ему оказываете в столь неподходящий момент. Дети легко закрепляют отклоняющееся поведение ради неравнодушия, которое им достается.

ребенок истерит перед сном, ночные истерики у ребенка 3 лет

Профилактика ночных истерик

Для того чтобы свести эпизоды возбуждения к нулю, лучше их предупреждать, а не гасить.

Эти советы помогут не только тогда, когда малыш кричит ночью, но и когда ребенок истерит перед сном:

  • Соблюдайте режим дня малыша. Рассказывайте малышу о его планах на день. Если ребенок знает расписание своих дел и занятий, то это снижает его нервное напряжение;
  • Введите строгие ограничения на просмотр телевизора и электронных гаджетов. Лучше, если за два часа до сна они не используются вообще;
  • Вместо телевизора вечером читайте интересные книги, слушайте музыку, играйте в спокойные игры;
  • Ночные истерики у ребенка 3 лет и старше существенное снижаются, если в его жизни отсутствует стресс. Провоцирует это состояние неполноценное питание, недосыпание, негативные эмоции, ощущение потери контроля над жизнью;
  • Яркие впечатления, большое количество развлечений в течение дня достоверно увеличивают возникновение истерик;
  • Обеспечьте ребенка посильной физической нагрузкой. Будут полезны не соревновательные виды спорта – плавание, гимнастика, йога;
  • В течение дня уделяйте ребенку достаточно внимания, беседуйте и играйте с ним;
  • Не требуйте от своего малыша слишком многого. У современных детей очень напряженный образ жизни, а стресс – спутник такого уклада.

истерика у ребенка ночью, истерика у ребенка перед сном

Помощь врача

Если усилия родителей не помогают, и ребенок ночью просыпается и кричит в истерике по нескольку раз за ночь, не успокаиваясь более 40 минут, то эта проблема выходит из категории «домашних» и ребенка стоит показать педиатру.

Врач может назначить:

  • успокоительные средства;
  • массаж;
  • физиопроцедуры;
  • обследование нервной системы.

Быть родителем – нелегкий труд. На пути встает множество проблем, которые нужно решать самостоятельно. Исправив ситуацию, когда ребенок просыпается ночью с истерикой, мамы и папы становятся опытнее. Они с облегчением понимают, что эта и другие проблемы воспитания детей им по силам.

Детская истерика во сне. Истерика у ребенка ночью. Стратегия сна для детей от года

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Очень частый запрос в родительских группах звучит примерно так: «Мой ребенок начал вдруг просыпаться среди ночи с жуткими криками, он как будто спит, но при этом ужасно кричит, успокоить его невозможно, и это очень пугает. Что это и как с этим справиться?» Оказывается, это состояние у детей — не редкость, и в целом ничего ужасного тут нет. Но кое-что нужно знать, чтобы быть подготовленным. Об этом подробно написал в своем телеграм-канале детский невролог Сергей Зайцев.

Приступы странного поведения ребенка, связанные с внезапным, неадекватным пробуждением в несоответствующий период сонного цикла — это очень распространенная и одновременно уникальная группа расстройств сна (парасомнии), которая наиболее часто пугает и расстраивает родителей.

Вероятно, каждый человек встречался с ночными страхами или ночными ужасами. Приблизительно через 1-3 часа после засыпания ребенок внезапно поднимается и принимается ужасно орать истошным голосом. Мама бросается на помощь, пытается взять на руки и успокоить, но малыш не узнает ее, отталкивает, дерется, вырывается, как зверек, попавший в капкан. Ребенок в панике, дезориентирован, глаза широко открыты, взгляд неподвижный, на лице застыл ужас, реакция на окружающих отсутствует, он бьется и царапается, пытается вскочить с кровати и убежать, может кричать: «Уходи, не трогай меня!» или вопить беззвучно. Иногда малыш весь мокрый от пота, сердечко колотится часто-часто, дыхание учащенное. Такой образ действий ребенка легко объяснить — просто в этот момент ему очень-очень СТРАШНО!

Читайте также:  Чем кормить ребенка в 1 год после грудного вскармливания

Возможно, что так же мгновенно и неожиданно приступ прекращается, и малыш опять крепко спит. Иногда же попытки успокоить или разбудить ребенка не приводят к успеху, а только усугубляют проблему. В таком случае обычно проходит от нескольких минут до получаса, прежде чем дитя окончательно проснется и успокоится.
Но даже и после этого он находится в замешательстве и кажется растерянным, от него трудно добиться вразумительных объяснений произошедшего. Разумеется, на следующей день не остается никаких четких воспоминаний о ночных событиях.

Наиболее часто ночные страхи появляются в возрастном периоде начала отказа малышей от дневного сна. В таком случае продолжительное время дневного бодрствования и усталость приводят к значительным напряжениям и перегрузкам в системе регуляции ритмов сна. В связи с этим фаза медленного сна становится существенно более углубленной и усиленной, что может затруднять правильный адекватный переход в фазу поверхностного (быстрого) сна. Ночные страхи неизменно взаимосвязаны с активацией определенных мозговых областей во время глубокого (медленного) сна, обычно — в первую треть ночного цикла. Упрощенно такой механизм можно представить в виде рассогласования работы нервных центров, которое происходит во сне после накопления сильной усталости или информационных перегрузок (стрессов). При этом отдельные системы мозга, получив дневной сильный эмоциональный заряд, легко возбуждаются и дают команду на переход в поверхностный сон, зарождая сновидения. А другие, не восстановившись как следует после тяжелого трудового дня, «полагают», что еще не пришла пора интенсивной работы, и продолжают находиться в глубоком крепком сне. Данное противоречие и выплескивается наружу в виде наиболее сильных и древних человеческих эмоций — страхов и ужасов.

Ночные страхи достаточно часто встречаются (от 2 до 8% всех детей), возникают, как правило, у впечатлительных детей в возрасте от 2 до 6 лет, в основном в периоды усталости, недостатка сна или стрессов. Чаще всего ночные страхи встречаются у мальчиков, однако в период взросления эта пропорция меняется, и доля девочек возрастает примерно до половины.

Несмотря на такую картину, навевающую ужас на родителей, редкие ночные страхи обычно протекают доброкачественно, не вызывают серьезных нарушений здоровья, исчезают сами собой и нечасто требуют лечения. Достаточно определенных режимных мероприятий, а также врачебных советов, и проблема может быть решена. Однако это не значит, что даже при редких ночных страхах родители должны спокойно ожидать, когда ребенок «перерастет», и ночные приступы закончатся самостоятельно. Поскольку сознание в момент такого приступа может быть выключено, только врач-невролог, с помощью специальных методов исследования (ночной видео-ЭЭГ-мониторинг, полисомнография) сможет распознать ночные эпилептические приступы (см. Азбука эпилепсии), которые коварно прячутся под маской безобидных ночных страхов и нуждаются в обязательном серьезном лечении.

Что делать родителям во время и после приступов ночного страха у ребенка

 Не паниковать и не суетиться, оставаться спокойными. Ночной страх — это не криз, угрожающий душевному и физическому здоровью малыша.

 Не совершать необдуманных действий: не стараться каким-либо способом разбудить ребенка. Обычно достаточно просто дождаться окончания приступа. Конечно, это тяжело — ничего не делать, а только смотреть: нужно обладать железной выдержкой и спокойствием.

 Если ребенок находится в состоянии выраженного двигательного возбуждения (бьется и царапается, пытается вскочить и убежать и т.д.) — обеспечить физическую безопасность ребенка, мягко удерживая его на руках или на кровати.

 Внимательно наблюдать за ребенком весь период приступа и после него, для того чтобы в подробностях описать это специалисту (по плану, см. ниже).

 Если ребенок все-таки проснулся, ласково успокойте его, отвлеките, осторожно попробуйте выяснить, как он себя чувствует и что, может быть, помнит.

 На следующий день ни в коем случае не обсуждайте ночной приступ с ребенком или в его присутствии. Это может привести к формированию невротических реакций и появлению дневных страхов и тревоги. Однако очень аккуратно и дипломатично, не упоминая напрямую ночное приключение, нужно сделать осторожную попытку выяснить возможные воспоминания о прошедшей ночи.

 Иногда, совсем редко, можно попробовать позволить ребенку провести остаток ночи вместе с вами в постели. Ни в коем случае не забывайте об угрозе формирования неосознанной, так называемой «побочной пользы». Наблюдая, как испуганная мама «танцует» и суетится вокруг него, разрешает спать вместе с ней в постели, ребенок становится подсознательно «заинтересован» в таких ночных приключениях. Правда, это более характерно для ночных кошмаров.

 Инстинктивное желание такой «пользы» естественным образом может приводить к манипуляциям и прогрессированию данных нарушений. Именно поэтому не стоит после приступа с энтузиазмом поить и кормить ребенка, оставлять в постели со взрослыми и, вообще, чрезмерно лелеять и холить.

 Обязательно контролируйте режим отдыха и сна — отдохнувший и выспавшийся ребенок имеет гораздо меньшую вероятность ночных страхов. Добиться этого можно по-разному. Если нет дневного сна, можно попробовать укладывать ребенка спать днем, особенно это хорошо получается у деток более младшего возраста. Можно пытаться уложить спать вечером раньше обычного и (или) стремиться продлить сладкий утренний сон.

 Процесс засыпания, желательно в одно и то же время, должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Создайте определенную церемонию отхода ко сну: рассказывание сказок, чтение книг, прослушивание музыки или звуков природы (шум дождя и ветра, морской прибой и т.д.) прекрасно помогает ребенку расслабиться и спокойно уснуть.

 Возьмите за правило, обязательно разговаривать с ребенком перед сном и обсуждать события, произошедшие днем. Если получится войти в доверие, нужно аккуратно подтолкнуть ребенка к детальному обсуждению своих страхов, волнений и тревоги за целый день. Таким образом уничтожатся определенные составляющие, а иногда и все стрессовое напряжение, которое аккумулировалось за целый день бурной жизни, полной стрессов, огорчений и радостей.

 Нужно вселить в ребенка полную уверенность в прочной родительской защите и ощущение абсолютной неуязвимости. Организация процесса засыпания должна максимально обеспечивать ребенку только положительные чувства и мысли. Превосходно выручает обычная «радионяня». В таком случае ребенок будет абсолютно уверен, что родители всегда смогут услышать посторонние ночные шумы и прийти на помощь.

 Пространство обитания ребенка во сне (кроватка) должно быть предельно изолированным от раздражающих факторов: сильные шумы, яркий свет, излучении бытовых электроприборов и т.д. 

 При частых ночных страхах иногда замечательно помогает раннее «внеплановое» пробуждение. Если мягко и нежно попытаться пробудить ребенка ото сна приблизительно через 30-60 минут после засыпания и потом опять уложить его спать, это может кардинально изменить сонный цикл и сорвать «коварные замыслы» ночных страхов.

 Если ночные страхи повторяются и мешают жить, необходима консультация специалиста.

 Но! Родители должны всегда помнить — любые книжные рекомендации, даже самые умные, не являются истиной в последней инстанции и руководством к немедленным бездумным действиям. Возможно, вашему ребенку подходят совсем другие советы — анализируйте, размышляйте, слушайте свой внутренний голос.

 И наконец, самое важное — психологический комфорт в семье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей.

Источник

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Читайте также:  Как приготовить питание для ребенка 1 год

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Читайте также:  Неправильный прикус ребенок 1 год

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Источник