Ребенок 1 год 2 месяца очень капризный

Ребенок 1 год 2 месяца очень капризный thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Читайте также:  Ребенку 1 год рецепты супов из тыквы

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

9 скачок

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребёнка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребёнку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребёнка:

  • Буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • Плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • Хуже ест;
  • Резко меняет настроение;
  • Не даёт себя одевать;
  • Стесняется окружающих;
  • Внезапно может о чём-то задуматься, уставившись в пустоту.
Читайте также:  Причина отита у ребенка 1 года

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:

  • Проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • Наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • Проявляет инициативу;
  • Делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • Настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).

Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!

Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:

  • Изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • Дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • Прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъём, играя с мячиком или машинками;
  • Пытается осторожно обращаться с вещами.

Как помочь ребёнку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он ещё маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребёнку экспериментировать в том, что для него не опасно:

  • ­Не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • ­Разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • Пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • ­Пусть он подражает другим людям. А вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.

Сейчас очень важно установить для ребёнка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребёнком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведёт.

Постепенно социальное поведение ребёнка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребёнку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:

  • Будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – всё, что делают взрослые;
  • Прятки;
  • Книжки-игрушки;
  • Мячики;
  • Песочница;
  • Чаепитие с игрушками;
  • Игрушки-каталки;
  • Катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»
baby-sleep.ru

P.S. Расскажите, пожалуйста, в комментариях: как у вашего ребёнка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?

BabySleep рекомендует

Нужно больше информации?

ВЕБИНАР 
«1-3 ГОДА: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОН РЕБЕНКА»

Записаться

BabySleep рекомендует

Малыш не умеет засыпать сам? Помогите ему научиться!

Читайте также:  Штанишки для ребенка 1 год

Консультация специалиста
по детскому сну:
НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА

Записаться

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Источник

Ребенок 1 год 2 месяца очень капризныйПсихологи выделяют три периода в развитии детей, каждый из которых заканчивается кризисом. Первый период длится с момента рождения до одного года (младенческий), и часто ребенок в год становится очень капризный.

Кризис развивается в результате накопления изменений в поведенческих реакциях и перехода на другой этап жизни. Основные проявления кризиса: непослушание, упрямство, капризность. Миновать переходный период нельзя, но у одних родителей он проходит плавно, у других с боем.

Что делать? Как реагировать? Как взаимодействовать с ребенком?

Причины капризности

Перед принятием мер следует разобраться в причинах капризного поведения. Основная из них заключается в появлении новых потребностей. При этом былые способы удовлетворения не подходят, так как перестают соответствовать запросам малыша.

Источники проблем:

  • Понимание и разграничение. До года маленький человечек неразрывно связан с родителями, особенно с мамой. Он чувствует в этом потребность, так как воспринимает себя как единое целое со взрослыми. К году приходит осознание того, что есть он — малыш и есть они — взрослые, которые отличаются друг от друга. Проявляется первая самостоятельность: малыш активно осваивает ходьбу, пробует произносить слова, активно взаимодействует с предметами.
  • Наличие запретов. Научившись ходить, кроха переходит на изучение всего вокруг, но сталкивается с запретами: взрослым можно, а ему — нет. Естественная реакция на запрет — протест. Дети не понимают значение слова «нельзя» и почему оно адресовано им. Так происходит столкновение воли взрослого и воли маленького человека, у которого начинается истерика.
  • Выражение чувств. Дети — такие же люди, как и взрослые, имеющие чувства, желания, эмоции. Только годовалый человек пока не знает другого способа выразить переживания, кроме как через плач и капризы. Очень капризный ребенок в 1 год таким образом говорит, что у него что-то болит, он замерз, ему холодно, скучно и так далее.

Детский каприз — признак того, что пришло время родителям менять тактику поведения и отношение к отпрыску.

Советы родителям

В случае неправильных действий со стороны родителей капризный годовалый ребенок превращается в капризного дошкольника и избалованного подростка.

Что делать сейчас, чтобы избежать проблем в будущем:

  • Развивайте самостоятельность. Да, тяжело понять и, тем более, принять, что малыш может быть самостоятельным. Но таким ему никогда не быть, если мама с папой будут проявлять чрезмерную опеку, одновременно запрещая что-либо делать. Когда малышу исполняется 1 год, наступает пора делать что-либо не для него, а вместе с ним. Учите пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть из тарелки, пить из чашки, снимать/одевать одежду, мыть руки и умываться. Большинство детей учатся всему сами, наблюдая за родителями. Покажите медленно, дайте возможность попробовать, не ругайте в случае неудачи, наберитесь терпения и проявляйте заботу. В результате игнорирования данной рекомендации вы отобьете у ребенка желание учиться и продолжите его одевать, обувать, кормить с ложки до 3-5 лет.
  • Минимизируйте количество запретов. Чтобы каждый раз не кричать на малыша за то, что он разбросал документы, уберите их в недоступное для него место. Разработано много различных приспособлений, не позволяющих детям попасть в шкафы, тумбочки, унитазы, розетки и так далее. Да, это может быть неудобно вам, но ради мира в семье можно потерпеть месяц другой. Нет соблазна — нет запрета, мама не кричит — ребенок не плачет.
  • Единство в запретах.Также важно, чтобы взрослые члены семьи соблюдали запреты. А когда мама не разрешает, а папа не против, у чада разовьется непонимание ситуации.

Если ребенок в 1 год стал капризным, проявите достаточно терпения, такта и гибкости к столь юному возрасту. Тогда первый кризис закончится миром и нормальным психологическим развитием ребенка. Дополнительное преимущество — самостоятельность малыша, который умеет и понимает намного больше.

Ваш ребенок постоянно капризничает? Вы перепробовали разные способы воздействия, но ничего не получается, и вы не понимаете почему? В данном случае профессиональную помощь окажут специалисты французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Детские психологи обладают не только фундаментальными знаниями, но и современными методиками, разработанными западноевропейскими коллегами.

В ходе работы с детьми и родителями специалисты выявляют проблему и источник возникновения. Мероприятия, призванные исправить ситуацию, направлены именно на первопричину конфликта.

Узнать детали сотрудничества и записаться на консультацию можно по телефону. Помните, чем раньше решить проблему, тем меньше вреда она причинит.

Источник