Ребенку 5 лет ставят зпр

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
Читайте также:  Как украсить стол ребенку 5 лет

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник

  • Помогите разобраться , сыну 5 лет , плохо говорит , плохая память ( не может запомнить цвета , речь спутанная ) , не знаю к кому обращаться, у кого это лечить? с чего начать? ходит в обычный сад . до 4 лет обошла с ним всех врачей, невролог психиатр не ставили такой диагноз , в 4 года впервые был он озвучен ,но под вопросом . поставили невроз. сегодня была на комиссии в Логопедический сад , вот они мне озвучили что у моего сына ЗПР . проревела пол дня. я в растерянности , помогите у кого такое было . с чего мне правильно начать?
    они мне порекомендовали в 6 психиатрическую больницу на оследование и желательно от них взять в санаторий направление . я слышала об этих санаториях ,детки лежат без родителей,их пичкают таблетками .
    у меня нормальный ребенок . да гипперактивный, да там есть невроз, но при чем тут психушка?
    очень прошу у вас советов!

  • запустили ребенка. Раньше надо было действовать. Почему тянули резину?
    Теперь лечитесь. И скорее. А больниц и санаториев не бойтесь. Сейчас уже все средства хороши.

  • +1
    если забросить, то разрыв с нормой будет только нарастать

  • Вот зачем так писать? Зачем обвинять мать? Ей и так плохо. Тем более почитайте внимательно- написано же, что до 4 лет обошла всех врачей.
    Все средства хороши не бывают, разрыв с матерью в таком возрасте может привести к стрессу и усилению проблемы, как следствие.

  • да там все не так страшно. можно водить как в сад, вечером забирать

  • а почему в 4?? Ну не может ЗПР до 4-х лет себя никак не проявлять.Не мо-жет!!

  • Автор, у нас была ЗРР, очень помог остеопат и гомеопат(координаты своих врачей не даю, они не принимают новых пациентов). Ищите хороших специалистов, традиционных или нет- это вам решать, но вот разлучаться с ребенком я бы не советовала без крайней необходимости, ребенок может испытать сильный стресс и станет еще хуже, это, конечно, еще и от ребенка зависит, но в 5 лет обычно все привязаны к родителям. Не рыдайте, лучше направьте силы в плодотворное русло, мобилизуйте их на поиск врачей, на занятия с ребенком. терпения вам, сил, держитесь, бывают ситуации намного хуже, все образуется у вас. Малышу здоровья.

    Читайте также:  Эреспал сироп ребенку 5 лет

  • Т.е. говорить о лечебном заведении «психушка»,считать его недостойным своего «гениального» дитяти-это нормально и здорово,а когда правду говорят-это никак?
    Может маме как раз не повредит волшебный пендель?

  • спасибо за совет . я знаю что во многом сама виновата . но я доверилась врачам . в октябре были у психиатра ,она не поставила ребенку ЗПР , от нее диагноз ЗРР и все . » у вас нормальный здоровый ребенок , да ленивый , но это лечится , сад вам другой и логопед с дифектологом «..а теперь мне такое сказали . (((

  • Мама его уже получила. и она сейчас на взводе, неужели непонятно? Поэтому так и говорит. Пендель может ее добить. Можете пинать, конечно, только не забывайте, что в следующий раз сами можете оказаться на ее месте…И мать ходила к врачам, там же написано- за что пендель-то?

  • мне своих пендалей хватает ! я искренне прошу тут людей помочь мне советом , а не » добивать » меня .

  • она как мать не могла не замечать этого отставания. Если один врач говорил что ничего нет, надо было тащить к другому, к третьему, десятому

  • значит я плохая мать. вам легче от этого стало?
    что за люди? лишь бы добить

  • да мне-то что. Ребенка вашего жаль

  • У наших знакомых сын в 4 года начал говорить к 5 речь более менее, считает до 5, букв практически не знает, по мне так развитие хуже чем у 3-х летки. Они сами из семьи врачей и связей полно, ребенка особенно по врачам не такскают, а кому показывали те ЗПР не ставят. Врачи говорят надо ждать, все будет но позже.

  • Тоже посоветую обратиться к гомеопату-неврологу. Мне тут на Еве однажды разъяснили, что не бывает гомеопата-невролога. Я же уточню:- врач невролог, который владеет наукой гомеопатией. Есть такие, скажем в МГЦ на 2-Владимирской. Я ходила со своим ребенком с такимиже вопросами. Там обязательно помогут.
    Так же ходила к светиле логопеду. Врач сказал:-«Спокойно! У Вашей все в норме. Так и должно быть. Так бывает». ))) Хотя я частенько не понимаю ни слова….

  • В пять лет задрежка речи часто проявляется. логопед нелегко но исправляет эту неприятность, сама общалась с такой девочкой, которая в пять говорила хуже моей трехлетки. сейчас ей скоро семь и она отлично обо всем повествует.
    Но при всем при этом у нее не было ни малейшего признака задержки развития. Она была оч сообразительна, много знала могла и умела.
    Вообщем я тоже крайне удивлена, как вы до пяти лет не замечали особенностей вашего чада.
    Но я думаю, вам надо это принять на данный момент как данность, и начинать исправлять всеми доступынми методами. И сейчас ваша помощь ребенку во сто крат важнее мед вмешательства (я имею ввиду, что ни один доктор без вашего ежесекундного непосредственно участия в исправлении реакции малыша не поможет вам). Настройтесь на дилтельный процесс превращения и вы скоро смело заявить, что ваше чадо развивается на уровне со сверстниками

  • Тогда блин относитесь уже с уважением к лечебному заведению,в которое у Вас есть все шансы положить ребенка для начала.

  • Честно говоря не совсем понимаю какие советы вам нужны? Вы ведь сами понимаете, что повода проплакать полдня тут нет и явно не конец света. Съездите на консультацию в 6 больницу. Никто вас туда силой класть не будет. Сводите ребенка еще к 2-3 врачам. Что говорит невролог? Вы как то корректируете ситуацию с неврозом? Берите книги, благо пособий сейчас очень много и начинайте заниматься. Впереди большие каникулы, можно очень много успеть. Вам нужен режим, занятия, много прогулок и все наладится. Начинайте развивать память. С малого. Берете 3 игрушки, проговариваете с ребенком последовательность. Он закрывает глазки, вы переставляете 2 игрушки. Открывает ищет что изменилось. Вот в таком духе. Очень хорошо развивает память. Хорошая книжка из серии «книга-мечта» о словах или как то так называется. Там практически каждая страница находка. Мы по ней учились плавности речи и пересказу. В общем режим и занятия и все у вас наладится.

  • Не надо плакать. Равно как и слушать злобствующих евожителей.Ребенку от ваших переживаний только хуже будет.
    Найдите хороших специалистов и начните с ними заниматься ОБЯЗАТЕЛЬНО с вашим деятельным участием — ну то есть маме всегда быть в курсе дела, что ребенок делал на занятии, что ему задали на дом, что будет на следующем, и стараться выполнять даже чуть больше, чем задают. Ну то есть постоянно все мысли должны быть направлены на улучшение и развитие тех психических функций, которые плохо развиваются.
    В больницу съездите, но вот я бы лично не стала пока по ребенку из такой «тяжелой артиллерии» — стационар, медикаменты. Посмотрела бы месяца 3-4 как «берет» занятия (ну при условии, что вы сразу же начнете с ним заниматься). Если уж никак, тогда да, надо медикаменты подключать.
    Удачи вам!

    Читайте также:  Ребенок 5 лет очень потеет

  • Врачи бывают разные, одни в психушку( ярлыки вешать), а другие добрые и пытающиеся помочь. А ваш ребёночек самый лучший — запомните это навсегда, ещё впереди школа, а там любят только успешных детей и денежных родителей.

  • Занимайтесь с ребенком сами, интенсивно и упорно. Посмотрите какие будут результаты. Если будет положительная динамика, то никаких психушек не надо. Моему сыну ставили в 5 лет всё, что только можно и ОНР, и ЗПР. Сейчас учится в 2 классе. Да, беден словарный запас, да делает ошибки в речи, но всё меньше и меньше -русский 4, всё остальное 5. Никаких таблеток, никаких врачей не было. Врачи на нас только носик морщили и глаза в припадке закатывали

  • присоединяюсь к этому совету. И возьмите себя в руки. Все поправимо.

  • а чем заниматься? Какие это должны быть занятия? Расскажите, пожалуйста. Может быть по каким-то книгам. Или вы сами придумывали. Есть может быть наработки. Та же проблема, что и у автора. Нам 4,5

  • Мамочка,обратитесь к нейропсихолагам.Вот ,например,https://www.detki-psy.ru/ Пишу про них,так как этот центр создан на базе факультета психологии МГУ и там работают асы,их методики помогают детям с разными проблемами развития.Единственное,у них услуги платные,но что сейчас в Москве бесплатное?Желаю вам сил и огромного терпения,все у вас будет хорошо.

  • Могу посоветовать вам логопеда дефектолога, очень хорошая женщина (работает в основном со сложными детьми, вообще неразговаривающими), приезжает раз в неделю, оставляет задание, которое вам самой с ребенком надо будет каждый день прорабатывать. Единственное у нее и цена соответствующая 3000руб. Но это того стоит. Если заинтересует, пишите, дам координаты. Если дорого вам, берите пособия специальные, в книжных их сейчас полно и занимайтесь сами, но только КАЖДЫЙ ДЕНЬ и желательно по 2 раза!

  • Вот как раз гиперактивность и невроз успешно корректируются в 6-ке и этих санаториях. Именно в таких случаях необходимо «пичкать таблетками», чтоб не упустить время. Лучше сейчас пропить и проколоть курсы, чем потом возить ребенка в коррекционную школу.

  • Мы занимаемся по серии «Умные книжки». Там толковые и разнообразные задания.

  • 1.5 года назад была на вашем месте. И тоже писала на Еву, и тоже получила здесь массу «волшебных» пендалей и диагнозов. Мой сын в пять лет был настолькол возбужден у психиатра, что смог сосчитать лишь до 5-ти, перепутал основные цвета, неправильно отвечал на каверзные вопросы и вел себя на приеме «не адекватно» — мы два часа сидели в очереди и все это время я его дрючила на тему цветов-фигур-цифр-букв, поэтому когда он вошел к заветному врачу… Психиатр написала ЗПР, логопед ОНР3 и отправили на «лечение» в 6-ую больницу, порекомендовала санаторий. После я плакала, писала на Еву, получила кучу говна о том, какая я плохая мать… Потом взяла себя в руки: первым делом прошла комиссию в логосад, наняла частно логопеда-дефектолога на 3 раза в неделю, стала сама заниматься с сыном ежедевно по ее рекомендациям, добавила спорт (бассейн и таеквондо) и творчество (рисование), 4 раза в неделю подготовка к школе, забрала из сада и уволилась с работы.
    Ровно через год, та же самая психиатр не узнала ребенка, и не поверила в свой диагноз ровно год назад. Ребенок через год абсолютная норма, с небольшими нареканиями, которые за час приема и не разглядишь. ОН пишет — читает — решает задачи — неплохо рисует — учавствует в соревнованиях по плаванию — получил первый пояс по тэкво. А в школу только через год!
    Я от всей души желаю Вам удачи, думаю у Вас абсолютно нормальный мальчик, просто немного педзапущен, все в ваших руках — до школы еще целых 2 года. Реветь не надо — надо работать!

  • это не ваш топ был,какие лекарства лучше всего для лечения зпр?

  • Так и Вы получили кучу говна потому что ДО приема у врача «не прошла комиссию в логосад, наняла частно логопеда-дефектолога на 3 раза в неделю, стала сама заниматься с сыном ежедевно по ее рекомендациям, добавила спорт (бассейн и таеквондо) и творчество (рисование), 4 раза в неделю подготовка к школе». Поэтому и плохая мать, потому что проблему раньше н езаметили и не сделали что подобает До приема у врача.

  • Так о том и говорят в этом топе, надо заниматься ребенокм, решать проблему.
    А есил бы вам тогда не надавали волшебных пенделей, может быть вы и в руки себя тогда бы не взяли и продолжали плакать и жаловаться.
    И я очень рада за вас, что вы смогли разрешить эту жизненную ситуацию. Умничка!

  • Нанимайте нейропсихолога и дефектолога и к школе есть все шансы сравняться с нормой.

  • Источник