Ребенку 5 лет про труд

Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.

Значение труда

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Работа с семьей

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

         В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.      Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Читайте также:  Лекарство для развития речи у ребенка в 5 лет

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

     Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

        Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

        Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов  воспитания  личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Источник

Гульнур Хусаинова
Проект на тему «Труд в детском саду» для детей старшей группы (5–6 лет)

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.

Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности.

Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.

Воспитание у ребенка готовности к труду — одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого — непременное условие всестороннего развития психики ребенка.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 25.01 по 8.03)

Тип проекта: групповой, практический.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

По профилю знаний:многопредметный.

Цель проекта:создать условия к выполнению трудовых поручений, воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи проекта:

Формировать у детей интерес и любовь к труду;поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;

Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;

Воспитывать ценностные отношения к собственному труду его результатам, труду других людей.

Актуальность проблемы.

Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка

Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.

Обучение дошкольников трудунеобходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;

принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;

принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей;

Читайте также:  Что дать ребенку противовирусное 5 лет

принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения;

принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Прогнозируемые результаты:

повысится интерес к труду;

дети получат необходимые знания о разных профессиях;

будут знать о значимости труда;

будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;

научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;

у детей сформируются навыки совместной деятельности;

установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;

для детей труд станет потребностью.

Материально техническое обеспечение проекта:

1. Картотека дидактических игр «Труд».

2. Создание центра природы.

3. Создание уголка дежурства.

4. Альбом «Профессии».

5. Магнитофон.

6. Интерактивная доска

7. Шишки.

8.Бумага: белая, цветная.

9. Клей.

10. Ножницы.

11. Досочки.

Предполагаемый результат проекта:

1. Дети -охотно выполняют трудовые поручения; способность совместно

развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях; развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений.

2. Родители – включаться в совместную деятельность с детьми при

созданий продуктов проектной деятельности; стимулировать творческую и познавательную активность детей.

3. Воспитатели -подбор художественных произведений по теме проекта;

подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта; создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры; обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта; обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; продолжать развивать связную речь дошкольников; развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап

1. Определение темы проекта, формулировка цели и определение задач.

2. Подбор материалов по теме проекта.

3. Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Распределение образовательной деятельности согласно сетке непосредственно – образовательной деятельности для данного возраста.

Безопасность

1. Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде.

2. У людей разных профессий свои правила безопасности.

Познание

1. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

2.Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий».

3. Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.

4.Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

5.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Шофёры», «Почта», «ГИБДД».

6.Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи».

7.Игровая ситуация: «Кем я стану?».

8. Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит».

9. Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Речевое развитие

1. Составление рассказов о профессии родителей.

2. Разучивание стихов о различных профессиях.

3. Обогащение словаря детей за счет новых терминов.

4. Пословицы и поговорки о труде.

Трудовое воспитание

1. Хозяйственно — бытовой труд в группе, на улице на участке, ручной труд.

Художественная литература

1. Пословицы и поговорки о труде.

2. Стихи и загадки о профессиях.

3. Чтение стихов и рассказов о профессиях

В. Маяковский «Кем быть?»

М. Познанская «Пойдем на работу»

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», «Почта»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Я сам»

В Лифшиц «И мы трудиться будем».

Б. Житков «Железная дорога»,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна».

С. Баруздин «Кто построил новый дом»

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

Художественно-творческая деятельность

1. Выставка рисунков «Кем я буду».

2.Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека».

3. Раскрашивание раскрасок — профессии.

4. Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов.

5. Ручной труд: Поделки из природного материала (зверюшки, птицы (оригами, подарки для пап (открытка с сюрпризом, игрушки из бумаги, аппликация «Открытка для мамы».

Игровая деятельность

Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии»

Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо»,, «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет»

Работа с родителями

1. Консультации для родителей «Обязанности ребенка дома» .

2. Размещение материалов в родительских уголках

Заключительный этап

На заключительном этапе проектирования, который длился один день,проведено мероприятие:

1. Участие в конкурсе «Хозяйственно-бытового труда»«Помощники и помощницы». Формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в вещах (стирки).

Читайте также:  Ребенку 5 лет чешутся пятки

Результаты проекта:

1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

3. У дошкольников появился интерес к данной теме.

4. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.

5. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

6. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.

7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей групп

Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел «Самостоятельность, самообслуживание, трудовое воспитание»»

старшая группа

Воспитание ценностного отношения к труду

Самообслуживание

Дежурство по столовой.

Труд в природе Хозяйственно бытовой труд Ручной труд Формирование представлений о труде людей

1 неделя Дежурство на занятии.

Задачи: Учить детей самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, организовывать уборку детьми группы их рабочих мест. Воспитывать ответственность за порученное дело, поощрять инициативность.

Напоминание, указание Полив комнатных растений.

Задачи: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения.

Мытьё стульчиков.

Задачи: Упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде со взрослыми.

Поделки из природного материала (зверюшки).

Задачи: Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом. Учить подбирать детали, изображать фигурки в движении, передавать выразительность образа. Закреплять умение скреплять детали с помощью клея. Уточнять представления о свойствах материалов Труд работников ДПС.

Задачи: Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.

2 неделя Учимся заправлять свои постели.

Задачи: Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым.

Показ, объяснение.

Подкармливаем птиц.

Задача: Закреплять представление детей об уходе за птицами; воспитывать любовь к живому.

Уточнение, напоминание.

Мытьё строительного материала.

Задачи: Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

Птицы (оригами).

Задача: Учить складывать листок бумаги в разных направлениях, аккуратно проглаживая линии.

Профессия водителя.

Задачи: Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться.

3 неделя Убираем посуду со столов.

Задача: Приучать уносить за собой посуду со столов; воспитывать умение получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка.

Напоминание, указание.

Работа в уголке природы: рыхление земли в комнатных растениях.

Задача: Довести до сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки.

Объяснение, напоминание, уточнение, указание.

Протереть от пыли полки для игр и игрушек.

Задачи: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, помогать няне в уборке группы.

Подарки для пап.

(Открытка с сюрпризом).

Задача: Формировать умение придумывать сюжет для открытки, воплощать свой замысел. Закреплять умение вырезать мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Труд пап и мам.

Расширить представления детей о профессиях пап и мам. Их важности для людей; воспитывать уважение к труду родителей и желание помогать им.

4 неделя Следим за своим внешним видом.

Задачи: Закрепляем умение пользоваться разными видами застёжек. Формируем привычку бережного отношения к обуви, к своим вещам.

Расчищаем дорожки.

Задача: Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

Наводить порядок в шкафах с дидактическими играми.

Задача: Продолжать учить детей работать вместе со взрослыми, контактировать сними, закреплять трудовые умения.

Игрушки из бумаги.

Задача: Упражнять в работе с бумагой. Учить самостоятельно делать выкройку, срезать ненужные части, делать надрезы, придавать поделке определенный образ. Оформлять поделку.

Труд работников почты.

Задачи: Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приёмщица посылок принимает посылку, взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом.

5 неделя Следим за внешним видом.

Задача:

Закрепляем умение самостоятельно устранять

недостатки в своем внешнем виде.

Учимся своевременно сушить вещи.

Развивать желание помогать друг другу Мытьё комнатных растений.

Задача:

Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей,о комнатных

растениях. Показ, объяснение, напоминание.

Наведение порядка в группе.

Задача: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

Аппликация «Открытка для мамы».

Задача: Формировать умение придумывать сюжет для открытки, воплощать свой замысел. Закреплять умение вырезать мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Труд медицинских работников.

Задача:

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, хирурга, окулиста, стоматолога, Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед. сёстрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.

Источник