Ребенку 5 лет мама в это время

Ребенку 5 лет мама в это время thumbnail

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
Читайте также:  Конкурсы для ребят 5 лет

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

/О детях/Воспитание и психология

А 10 минут хватит?

Могут ли работающие родители полноценно участвовать в воспитании ребенка. Сколько минут в день нужно общаться с ребенком.

Оговоримся сразу: временем, посвященным ребенку, мы будем считать те часы и минуты, когда все свое внимание вы уделяете именно ему. Не покрикиваете ему что-то ободряющее из кухни, где заняты приготовлением ужина, не поглядываете одним глазом в смартфон или телевизор, не держите в руках книгу или спицы…

Сколько времени в день нужно вашему ребенку и как эффективно им распорядиться?

  • Качество важнее количества
  • Минимум родительского времени, необходимый детям разного возрата
  • Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

” Возможно, вы удивитесь, но современные родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем их собственные мамы и папы в свое время. Так, еще 40 лет назад среднестатистические советские отцы проводили с ребенком около 5 минут в день, а мамы немногим больше – 15. Сегодня эта четверть часа превратилась в час, а пять минут – страшно подумать! – в 35!

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Статистические исследования, проведенные в Канаде, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Словении, показали, что в 1965 году матери проводили с детьми условные 54 минуты в день, а сейчас этот показатели вырос до 104 минут. Результаты отцов скромнее, но тоже впечатляют: если в 1965 году мужчины проводили со своими отпрысками всего 16 минут в день, то сейчас – уже 59 минут.

Читайте также:  Анемия у ребенка 5 лет тяжелой степени

Так и хочется спросить: ну все, теперь-то достаточно? Если мы в детстве обходились 20 минутами в день, может, часа-то точно хватит?

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как. Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы.

  • Активное слушание: не просто молча кивайте в ответ на реплики ребенка, но своими вопросами демонстрируйте, что понимаете его и поощряете к распространенному рассказу.

  • Поддерживайте зрительный и тактильный контакт: присядьте так, чтобы смотреть в глаза ребенку, обнимайте его, держите за руку.

  • Позволяйте малышу перехватить инициативу и предложить вам собственные игры или тему беседы. Это его время!

  • Не отменяйте время, которое вы обещали провести с малышом, если речь не идет о вопросах жизни и смерти, конечно. Пусть это будет 15 минут, но в точно определенное время и безотлагательно.

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично. Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание.

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

” Во-вторых, сконцентрированные 15 минут гораздо полнее удовлетворяют потребности ребенка в общении, чем те же 15 минут, «размазанные» по всему вечеру.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно.

Так все же – сколько вешать в граммах?

И все же каждый родитель, наверное, волнуется: достаточно ли времени они проводят с ребенком? Сколько «правильного» времени требуется малышу?

Дети от рождения до полутора лет. Малышам требуется максимум вашего внимания, которое необходимо предъявлять «по требованию». К счастью, младенцам нужен скорее тактильный и визуальный контакт, чем ваше дружеское участие, так что можно играть с ребенком и заниматься домашними делами одновременно. Но, тем не менее, у вас должен найтись как минимум час в день для игр с малышом.

Дети от полутора до семи лет. К началу обучения в школе можно постепенно уменьшить время непосредственного общения с ребенком до 10 минут. Подчеркиваем, это минимум, то есть, вам не возбраняется проводить с ребенком и полчаса, и час, и два. Но не меньше 10 минут и каждый день!

Могут ли работающие родители полноценно участвовать в воспитании ребенка. Сколько минут в день нужно общаться с ребенком.От 7 до 12 лет можно уделять время уже не ежедневно: до школы вы придерживались правил неприкосновенного детского времени, то теперь ребенок уже достаточно спокойно относится к небольшим перерывам в общении. Если вы будете открыты для контакта, он регулировать их частоту сам: чаще и дольше разговаривать с вами в критических ситуациях, и обходиться без вашей поддержки в остальное время.

Чем дальше, тем более размытыми становятся правила. В самом деле, с 16-летним подростком уже невозможно общаться «по часам», а нужно общаться столько, сколько нужно, иногда сутками напролет… Главное, если ребенок привык к неприкосновенному времени, у него уже сформировано доверие к вам: он уверен, что вы его выслушаете и поймете.

Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Кто из родителей должен общаться с ребенком?

Оба! У ребенка должно быть «неприкосновенное время» и с папой, и с мамой.

Так значит, можно общаться с ребенком по 10 минут в день? Правда?

Потребности каждого ребенка индивидуальны, меньше минимума общаться нельзя, но если вы чувствуете, что ребенок не успевает насытиться вашим вниманием, увеличивайте ежедневное время.

” Так что, можно я завтра уделю ребенку 15 минут и буду свободен?

Если раньше у ребенка не было неприкосновенного времени, то настройтесь, что сначала ему потребуется не минимум, а максимум вашего времени. К счастью, это пройдет через несколько недель.

А можно заниматься в это время развивающими играми или уроками?

Читайте также:  Санаторий для ребенка 5 лет с родителями

Нет, это время для общения. Выбор игры должен оставаться за ребенком, если ему интересно разучивать считалочку на английском – разучивайте, нет – значит, нет.

Ну вот, я выделил ребенку время, а он капризничает, скандалит, истерит… Зачем он все портит?

Ребенок имеет полное право выражать свои чувства, тем более что он не мешает, не отвлекает вас от важных дел, напротив, эмоционирует тогда, когда это никому не навредит. Ваша задача – разобраться, почему ребенок так себя ведет, у вас как раз есть на это время!

А можно уделять братьям и сестрам время «оптом»?

Нет, нельзя! У каждого ребенка должно быть персональное неприкосновенное время.

А можно общаться с ребенком по 10 минут в будни, зато в выходных выделить сразу три часа?

Можно, если ребенок не настаивает на обратном. А вот совсем отменять общение в будни нельзя – неделя, это слишком большой срок для дошкольника, а у школьника могут быть слишком важные проблемы, обсуждения которых не терпит отлагательств.

Стать «хорошей мамой», потратив на это 10 минут в день, — реально. Главное – любовь, а не таймер. Несколько счастливых минут в день – это то, что сделает ребенка счастливым.

23.07.2018

Автор: Анна Первушина

  

Nima

я вас очень огорчу, сказав, что и во время вашей мамы было известно про сцеживание и были возможности?

Tame@@ писал(а):
а мне кажется, что порой не важно, сколько времени, важно именно качество общения с ребенком. это главное, а не количество минут)


тоже верно

Да ладно… Зачем ребенку целых 10 минут вашего времени?! Вон, на все лето в лагерь или к бабушке. И вы полностью свободны от вашего ребенка
Когда я слушаю истории о том как было в «советское время», у меня возникает только один вопрос — а почему собственно надо сравнивать НАШЕ время и советское? Зачем вообще сравнивать?

Ну давайте тогда сравним с 19 веком, например, или еще раньше — давайте вернемся в средние века. А может быть сравним наше воспитание с воспитанием жителей Африки или какой-нибудь Индонезии Чего уж там…

а мне кажется, что порой не важно, сколько времени, важно именно качество общения с ребенком. это главное, а не количество минут)

+1 раньше декретный отпуск был меньше, родители пахали постоянно, как говорили мои, зарабатывали квартиру. Сейчас конечно отпуск по уходу дольше, а у кого-то есть возможность не выходить на работу и после 3-х летнего возраста ребёнка! Сейчас и больше возможностей проведение досуга с ребёнком и развивашки разные, и детские площадки, и дома столько игрушек и разной детской литературы, что и самим интересно заниматься или играть с ребёнком

Nima
(23/07/2018)

У меня мама в декрет не уходила. Я родилась на последнем курсе, так что она умудрялась с грудным ребенком учебу заканчивать. Благо, сестры и родители помогали. Но в месяц я отказалась от грудного молока, т.к. мама прибегала вся «в мыле», с перегоревшим, как она говорит, молоком. Короче, ничего в этом хорошего не вижу. Первый год малыша мама должна быть с ребенком как можно дольше. Конечно, вырываться отдыхать ей тоже надо, но не упахиваясь на работе.

Думаю, что ничего удивительного нет. Ведь все очевидно.

Мамочки выходят из декрета по исполнению 3х лет ребенку, раньше в 1 годик.

За это время вырабатывается привычка быть вместе и у мамы и у ребенка,

более близкие и доверительные отношения.

Появилось много методик развития ребенка, больше вариантов для семейного досуга.

В общем очень заметно, что ракурс повернулся на потребности ребенка
А вот хорошо это или плохо… Как всегда нет четкого ответа и рецепта.

Одно важно как и везде «качество здесь лучше количества»

Источник