Ребенку 5 лет апатия

Ребенку 5 лет апатия thumbnail

Современные дети, несмотря на использование самых лояльных и передовых методик воспитания (а может, как раз из-за этих самых методик) постоянно подвергаются стрессам. Не удивительно, что на фоне повышенного эмоционального напряжения апатия у ребенка стала очень распространенной психологической проблемой. Цель нашей статьи – помочь взрослым распознать признаки апатии у малыша, определить ее причины, чтобы найти выход из сложной для самого ребенка и всей семьи ситуации.

Детская апатия: как распознать симптомы и как действовать

Причины детской апатии: к чему приводит интенсивное развитие интеллекта у детей

Родители чрезвычайно озабочены, чем занять малыша, и с ранних лет активно занимаются организацией дошкольного развития ребенка, его интеллектуальным и творческим воспитанием, тренировкой воли, интеллекта и качеств успешного человека. В жизни практически каждого малыша есть развивающие курсы для детей, уроки иностранных языков, спортивные секции. Установка на успех закладывается в сознание крохи чуть ли не с рождения. И малыш постоянно должен стараться, учиться, соответствовать.

Итак, первая причина детской апатии – это высокие требования, которые проявляются в таких ошибках родителей:

  • учебные нагрузки сильно превышают детские возможности;
  • ученик чаще слышит критику, чем похвалу;
  • ему в пример постоянно приводят других, более успешных учеников;
  • вместо того чтобы заинтересовать малыша в получении знаний, обучение навязывается и превращается в повинность.

Когда ученик не справляется с возложенной на него ответственностью, не может выполнить задание взрослых, внутри него нарастает напряжение, которое рано или поздно спровоцирует развитие индифферентности как в учебе, так и в обыденной жизни.

Другие психологические причины апатии у ребенка:

  • неумение построить отношения с другими детьми;
  • сложные отношения с учителем;
  • дефицит родительского внимания или напряженная атмосфера в семье.

Детская апатия: как распознать симптомы и как действовать

Как проявляется апатия у ребенка? Симптомы и последствия

У дошколят апатия мгновенно сказывается на самочувствии. Малыши не понимают своих чувств, не умеют объяснять, что их тревожит, поэтому о сбое в психологическом состоянии сигнализирует организм. Самые распространенные признаки апатии у маленького ребенка – боли в животе, слабость, тошнота, вялость, капризы. В старшем дошкольном возрасте и у учеников начальной школы к данным симптомам добавляются:

  • головная боль;
  • подавленность;
  • отстраненность, замкнутость;
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • развитие страхов;
  • рассеянность.

Часто симптомы детской апатии напоминают признаки заболевания. Анализы, как правило, не показывают никаких нарушений в работе организма. А значит, нужно серьезно задуматься о психологическом состоянии малыша. Ведь за видимой застенчивостью может скрываться страх перед общением со сверстниками, внутреннее недовольство собой, уверенность в своей бесполезности и другие не самые радужные мысли. Если вовремя не предпринять необходимых мер, в скором времени на почве апатии может развиться еще более глубокая проблема – депрессия.

Чтобы не упустить начало развития проблемы, психологи рекомендуют родителям регулярно общаться с учителем школьника, интересоваться, как ученик ведет себя на уроках и переменах, как ведет себя с одноклассниками.

Детская апатия: как распознать симптомы и как действовать

Что делать если у ребенка апатия? Эмоционально позитивное развитие интеллекта

Вывести детей 5-11 лет из апатического состояния не просто, но возможно. Если апатия возникла на почве учебы, необходимо разобраться, какие именно проблемы спровоцировали кризис. Состояние, когда ученик, утратил интерес к обучению, поддается коррекции. Рецепт успешного преодоления апатии в данном случае состоит из таких компонентов:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие способностей, которые помогут справляться с разными интеллектуальными задачами;
  • социализация;
  • обучение, направленное на то, чтобы вызвать положительную эмоциональную реакцию (игровые занятия, результаты по итогам каждого урока, активное участие в командной работе);
  • развитие уверенности, самостоятельности;
  • мотивация (мотивировать детей нужно только через положительный опыт личных побед, чтобы повысить самооценку и стимулировать желание развиваться дальше).

В России много развивающих курсов, но далеко не все могут предложить эффективную программу решения такой проблемы, как апатия у ребенка. Школа ментальной арифметики Соробан® — исключение. Индивидуальный подход, оптимальные условия для развития дошкольников и учеников младшей школы, особые педагогические методы помогают ученикам преодолеть свои страхи перед ошибками, застенчивость, другие психологические барьеры. Соробан® раскрывает внутренние резервы ума, помогает детям реализовать себя.

Источник

Когда говорят об эмоциональном выгорании среди взрослых людей, все понимают, что это значит и знают о последствиях – апатия, депрессивные состояния. Но когда проявляется апатия у ребенка, это вызывает шок. Как может маленький полный энергии человечек вдруг потерять интерес ко всему – к учебе, любимому хобби?

Сумасшедший ритм жизни, в котором все мы живем в постоянном стрессе, к сожалению, наложил свой отпечаток и на детских судьбах. В жестких условиях борьбы за лучшее место под солнцем родители с ранних лет готовят малышей к светлому, счастливому, обеспеченному будущему. Платформой для старта служат развивающие курсы для детей, уроки иностранных языков, занятия по развитию памяти и лидерских качеств.

Причины детской апатии: какие ошибки дошкольного развития ребенка приводят к индифферентности школьников

детская апатия фотоТак как детство многих современных дошкольников и учеников начальной школы проходит в густо насыщенной информационной среде, то уже в первом классе количество приобретенных ребенком знаний превышает допустимый для его возраста предел. Главные причины детской апатии связаны обычно с методами развития интеллекта:

  1. Отсутствие чувства безопасности, комфорта. На этом фоне развивается стресс, который негативно сказывается на долговременной памяти, способности к усвоению информации. Причиной возникшего напряжения может стать страх перед неудачами и ошибками, отсутствие знания из-за пропусков в обучении, даже боязнь педагога или кого-то из сверстников.

  2. Усталость. Загружая ребенка уроками и внеклассными занятиями, родители видят его прекрасное будущее, но бывает, что не замечают поникших плеч, определившихся под глазами темных кругов. Учеба не должна быть главным видом деятельности школьника, иначе переутомления и апатии к любой мыслительной деятельности не избежать.

  3. Индивидуальные особенности восприятия (психотип). Программа обучения в школе рассчитана на детей со средней скоростью усвоения информации. Ученикам с повышенной психической активностью и медлительным школьникам учиться в этом темпе некомфортно и трудно.

  4. Сопротивление. Часто таким способом ребенок пытается избавиться от контроля, давления родителей, выразить протест существующим школьным правилам.

  5. Другие причины, например, отсутствие уверенности в своих силах, неспособность наладить контакт с одноклассниками, отсутствие интереса ко всему происходящему в школе, к знаниям и учебе.

Читайте также:  Признаки ангины у ребенка 5 лет

Что делать если у ребенка апатия? Занятия, которые приносят пользу

Что делать если у ребенка апатияПеред родителями стоит выбор – то ли максимально использовать детский потенциал для обучения в раннем возрасте, подвергая малыша большим нагрузкам, то ли снизить интенсивность обучения в ущерб знаниям. Самое разумное решение – выбрать компромиссный вариант:

  • Развивайте ум малыша, но не торопите события. Не гонитесь за знаниями, к которым он еще не готов. Ориентируйтесь не на стандарты, а на индивидуальный темп развития ребенка.

  • Позвольте ребенку больше отдыхать и заниматься ничегонеделаньем. Потому что даже в этом занятии он продолжает развиваться естественным для детского возраста путем. Чем младше ваш маленький ученик, тем больше времени он должен играть.

  • Больше времени посвятите продуктивному общению с детьми. В совместных играх, прогулках, увлечениях малыши тоже учатся, получают ценные знания. Кроме того, они чувствуют вашу поддержку, ощущают себя нужными и защищенными, поэтому становятся уверенными в себе.

  • Учите правильно относиться к ошибкам. Помогайте преодолевать сложные этапы. Не забывайте хвалить и подбадривать.

  • Постарайтесь заинтересовать ребенка в получении знаний. Не оценок – оценки ученик воспринимает, как отчетность перед родителями. А мотивировать школьника можно только раскрыв перед ним возможность получения личной выгоды. Ученик должен видеть смысл в своем ежедневном умственном труде.

Еще один совет – не отказывайтесь от помощи педагогов. Но к выбору развивающих курсов нужно подходить ответственно, чтобы избежать перечисленных ошибок.

В школе ментальной арифметики Соробан проходят уроки для детей 5-11 лет. Это единственные в России курсы, которые развивают интеллект, творческие задатки, уникальные мыслительные способности детей одновременно. Они эффективны для всех учеников, но при этом каждый ребенок занимается в комфортном для него темпе. Чтобы стимулировать активное развитие ума требуется минимум времени, поэтому школьники имеют возможность отдохнуть, посвятить время друзьям, хобби, мечтам. А это так важно для профилактики главной причины детской апатии – перегрузок и стресса, для сохранения эмоционального равновесия.

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

Читайте также:  Кричу на ребенка 5 лет обзываю

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

Читайте также:  Ребенок не реагирует на вопросы 5 лет

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

Современные родители активно занимаются развитием детей, прибегая к помощи ультрасовременных методик. Мамы и папы заботятся о будущем малыша, стараются предусмотреть любые повороты судьбы, максимально уберечь от тревог и неудач. Тем не менее, дети сегодняшнего поколения больше подвержены стрессу, чем были мы в их возрасте. Многие из них быстро теряют интерес к учебе, становятся пассивными. А родители не имеют представления, что делать с апатией ребенка.

Чем опасная апатия? Ее симптомы и влияние на качество жизни ребенка

Самая большая опасность детской апатии в том, что взрослые часто путают ее с ленью, поэтому не придают большого значения состоянию ученика, ужесточают меры наказания за неуспеваемость, повышают планку ответственности, чем дальше усугубляют ситуацию. От ошибки никто не застрахован, потому что далеко не все родители хорошо информированы и разбираются в детской психологии.

Каждому родителю дошколенка, ученика начальной, средней школы полезно знать главные признаки апатии у детей. У малышей без объективных причин (при отсутствии заболеваний) внезапно начинает болеть живот, появляется тошнота. Ребенок становится раздраженным, капризным, может жаловаться на усталость.

Школьники имеют уже более развитую нервную систему, поэтому и симптомы становятся более выраженными. Определить апатию у школьника можно по таким признакам:

  • быстрая утомляемость, головная боль;
  • подавленное настроение;
  • тревожность;
  • потеря интереса не только к учебе, но и к увлечениям;
  • появление психологического барьера в общении, отстраненность;
  • рассеянность.

Любой их перечисленных симптомов может сигнализировать о серьезной проблеме. Например, замкнутость часто развивается на фоне конфликтов со сверстниками, нерешительности, недовольства собой и др.

Как избавить ребенка от апатии? Ищем причину недуга

Долго искать корень зла нам не придется. Первый и самый распространенный фактор, провоцирующий развитие апатии у школьников – ошибки воспитания:

  • высокие интеллектуальные нагрузки, повышенные требования в учебе;
  • строгий стиль воспитания – контроль, критика, обесценивание детских стараний и достижений;
  • недостаток внимания или гиперопека;
  • навязывание учебы, как обязанности;
  • сравнение личных качеств и достижений малыша с другими детьми.

Есть и другие причины детской апатии. Апатия к учебе может быть вызвана нездоровой атмосферой в социальной среде, где учится ребенок. Возможно, он подвергается насмешкам, или учитель слишком строг к нему. В любом случае, родители должны разобраться в причинах проблемы, прежде чем искать выход из сложившейся ситуации.

Что делать если у ребенка апатия? Развивающие курсы для детей

Когда вы будете подыскивать очередные полезные курсы для маленького ученика, остановитесь и задумайтесь – действительно ли они нужны? Не слишком ли велика ноша для хрупких детских плеч? Внушая школьнику, что без иностранного языка, отличного знания математики, пробиться в жизни почти невозможно, мы заставляем его с детства беспокоиться о своем будущем, нервничать, когда что-то не удается. Ребенок работает с детского сада, чтобы стать успешным. Именно это причина стресса и апатии. А ведь главный смысл обучения – это развитие, а не маячащая на горизонте высокая должность.

Правильно организованный процесс развития ребенка – вот главный рецепт против апатии, пассивности и низкой успеваемости. Условия правильного развития:

  • не заставить, а заинтересовать;
  • не оценивать, а мотивировать;
  • развивать интеллект;
  • поощрять интерес к познанию;
  • позаботиться заранее о легкой адаптации ученика в новом коллективе.

Для детей 5-11 лет в России есть курсы, которые помогают справиться с апатией и возвращают ученикам интерес к учебе. Это Школа ментальной арифметики Соробан®. Педагоги школы используют нестандартную
методику обучения
, ориентированную на потребности самих ребят, их личные интересы, способности. Ментальная арифметика развивает ум, тренирует волю, помогает преодолению неуверенности, учит самостоятельно справляться с трудностями, мотивирует на успех и дарит массу положительных эмоций.

Источник