Ребенку 4 года не говорит вообще

Ребенку 4 года не говорит вообще thumbnail

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Источник

Я хотела обсудить тему, когда ребёнок не просто говорит только «мама-папа-дай», а вообще пытается, звуки издаёт, а слова не может. Ребёнку в мае будет 4 года. Уже по-моему всех врачей обошли, каждый говорит, что явных патологий нет, но он не говорит и всё. Дерётся, сам мучается оттого что сказать не может:((

Читайте также:  Кровать чердак для ребенка 4 года

Уважаемые родители!! Откликнииесь, у кого дети ПОЗДНО заговорили! Куда вы обращались? Какой диагноз ставили? Как лечились и что в итоге вышло?

Здраствуйте моей дочке 3,5 года! С 2лет она ходит в садик и только последние 4 мес.она стала говорить более элеменее понятно для все!
Конечно врачи говорят, что явных потологий нет, но я больше чем уверена,что надо ходит к невролагам (невропатолага). Сейчас мы проходи курс пантогамом и персентом. Курс 3-и месяца+массаж на воротниковой зоне,которая отвечает за речь и лазерный массаж точек, которые так же отвечают за речь. Но массаж еще впереди после таблеток!

Мой сын заговорил в 3,5. После того, как пошёл в сад. До того — что-то говорил, но кроме нас его никто не понимал. По врачам ходили, ставили нам ЗРР (задержка речевого развития). С большим трудом добилась места в логопедическом Д/С, кроме того с 5 лет — танцы — для развития координации, и с 7-ми — музыкалка — это вообще здорово, и слух и мелкая моторика. Собственно, всё это можно и дома проделывать — ритмика по типу аэробики, и любая дудочка (духовые инструменты лучше, потому что развивают лёгкие и учат дышать — играть только на выдохе, а в дальнейшем — и говорить)

В садик ходит с сентября, стал больше играть с детьми, но проблема тут точно не в «нежелании говорить», просто не может. Мультики смотрит, всё повторяет, но на каком-то «своём» языке.

DELETED

Мы еще мелкие(1,3). Но не говорим. Поэтому я стала заниматься с сыном пластилином, спички(обрезанные) собирать в коробочку и др. для развития мелкой моторики. Т. к. развитие ММ влияет на развитие речи.

Елена, а у хирурга вы были? Может быть, какие-нибудь физиологические особенности строения гортани?

Конечно ММ влияет, но если ребенок не играет, т. е. играет т.к. надо играть в садике,а сам ни в какую!
Хирург осматривает при рождении, в год и каждый год надо проходить всех врачей — как контрольная явка каждый год! Я бы все такие посоветовала найти хорошего невропатолога (невролога) и далее различные процедуры, такие как УЗИ головного мозга, тамаграфия голмозга.Я это уже все проходила! Просто если это описывать, то время и сил не хватит! Самая главная проблема найти хорошего врача!

Начать надо с Невропатолога и Логопеда, возможно это сенсомоторная алалия и обязательно проверьте слух в ЛОР НИИ или Сурдоцентре. Возможно снижен порог слуха у ребенка, надо проверить обязательно.
У моей старшей дочери такая история, долго ничего не говорила. Невропатолог и Логопед поставили Рассеянное внимание и Сенсомоторную алалию, отправили в Логосад. Прозанимавшись в саду логопед написала нам направление на проверку слуха. Оказалось у нас 2 степень нейросенсорной тугоухости. Уши абсолютно здоровые, не разу не болели отитами, а проблемы с ушными нервами. Ребенок слышит только на расстоянии 1.5 м, шепота не разбирает, многие звуки С, Ф и пр. не разбирает. Ставим слуховой аппарат и лечим ушной нерв.

Обязательно надо к нервопотологу, знаю, что могут назначить электрофарез (ой, ну процедуру какую-то в поликлинике), часто выписывают что-то типа глицына, массаж….обратитесь в хорошему врачу. Может кто-то вам посоветует врача!
А вообще еще должы назначить узи или таморамму головного мозга.

Самая большая проблема — это хороший врач!!!

Мы тоже поздно заговрили после 3 лет, помог отличный детский невролог и остеопат. Если нужны координаты обращайтесь.

Напишите пожалуйста координаты

Вам необходимо проконсультироваться у врача логопеда и дефектолога.Изначально получить консультацию невропатолога,чтобы выявить сопутствующие причины.Развивайте мелкую моторику у ребенка через лепку пластилинном,раскладывание мозайки,рисование.Вечером садитесь с ребенком и массируйте пальчики на ручках.Растирайте каждый пальчик.Это имеет прямую взаимосвязь с речевым каналом.Купите ребенку диски или кассеты со спокойной мелодичной музыкой или аудиосказки ставьте на ночь,когда укладываите ребенка спать.Разучивайте с ребенком скороговорки,проговаривайте вместе.Хорошо делать дыхательную гимнастику.Можете попросить ребенка надуть шарик или взять перышко и подуть на него.Или еще одно простое упражнение:помазать медом или вареньем над верхней губой и попросить ребенка слизать сладкое.Приподнести эти упражнения в игровой форме.Занимайтесь больше с ребенком.Массаж ручек и воротниковой зоны тоже благотворно сказывается на состоянии ребенка.

У меня ребенок тоже не говорил.Ходили к невропатологу,детскому психологу сказали,что никаких проблем нет.Просто у него не было охоты говорить,он еще тогда в садик не ходил.Сейчас в садик ходит.Говорит плохо.А когда пришла за ним в садик пораньше-они стих учили в этот момент:я чуть в обморок не упала-он оказывается очень хорошо говорит,всем понятно.

Читайте также:  Ребенку 4 года удалили зуб температура

Сегодня мне позвонил невролог(невропатолог) моего ребенка и посоветовал обратится в центр на ул.Фрунзе 10 (там записатся на 2-мес.курс занятий) кот.связаны с развитием речи!еще не звонила не записывалась.Но сказали можно платно, а можно записаться бесплатно с направлением от участкового невропатолога!

Платно быстрее, но цены умеренные, бесплатно надо постоять в очереди.

Центр на Фрунзе 10, мне не понравился ребёнку очередной раз поставили ЗРР, диагностики вообще никакой. Решение проблемы тоже не предложили.

ЧТо там нет ни каких занятий,что там делать 2-а месяца?
Как сказал невропатолог, главное что бы я заметила динамику после этих занятий!

Если, как я поняла, там медико-педагогический центр, то там проводят массаж ( в том числе и логопедический) и физиотерапию,и ЛФК и занятия с логопедами, психологами, бывает и бассейн. Позвоните и уточните.

Елена Ермакова, поддержу Веру Горбач.
Похожая история и у меня — 3 года, мы очень мало говорим, тоже нередко только части слов и проч. Обязательно к логопеду и неврологу, возможно, это моторная алалия. По крайней мере у нас она самая. Делать нужно это быстро, потому что решается эта проблема только путем ежедневных занятий, занятий самой и с логопедом, нужна медикаментозная поддержка, физиотерапия — большой комплекс мероприятий. Но в первую очередь — интенсивные занятия. Логопед нужен не абы какой, а тот, который хорошо знает диагноз.
Советую заглянуть на Литтлван, там много об этом написано.

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.
Читайте также:  Развитие внимания ребенка 4 года

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник