Ребенку 4 года не говорит вообще

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Источник
Я хотела обсудить тему, когда ребёнок не просто говорит только «мама-папа-дай», а вообще пытается, звуки издаёт, а слова не может. Ребёнку в мае будет 4 года. Уже по-моему всех врачей обошли, каждый говорит, что явных патологий нет, но он не говорит и всё. Дерётся, сам мучается оттого что сказать не может:((
Уважаемые родители!! Откликнииесь, у кого дети ПОЗДНО заговорили! Куда вы обращались? Какой диагноз ставили? Как лечились и что в итоге вышло?
Здраствуйте моей дочке 3,5 года! С 2лет она ходит в садик и только последние 4 мес.она стала говорить более элеменее понятно для все!
Конечно врачи говорят, что явных потологий нет, но я больше чем уверена,что надо ходит к невролагам (невропатолага). Сейчас мы проходи курс пантогамом и персентом. Курс 3-и месяца+массаж на воротниковой зоне,которая отвечает за речь и лазерный массаж точек, которые так же отвечают за речь. Но массаж еще впереди после таблеток!
Мой сын заговорил в 3,5. После того, как пошёл в сад. До того — что-то говорил, но кроме нас его никто не понимал. По врачам ходили, ставили нам ЗРР (задержка речевого развития). С большим трудом добилась места в логопедическом Д/С, кроме того с 5 лет — танцы — для развития координации, и с 7-ми — музыкалка — это вообще здорово, и слух и мелкая моторика. Собственно, всё это можно и дома проделывать — ритмика по типу аэробики, и любая дудочка (духовые инструменты лучше, потому что развивают лёгкие и учат дышать — играть только на выдохе, а в дальнейшем — и говорить)
В садик ходит с сентября, стал больше играть с детьми, но проблема тут точно не в «нежелании говорить», просто не может. Мультики смотрит, всё повторяет, но на каком-то «своём» языке.
Мы еще мелкие(1,3). Но не говорим. Поэтому я стала заниматься с сыном пластилином, спички(обрезанные) собирать в коробочку и др. для развития мелкой моторики. Т. к. развитие ММ влияет на развитие речи.
Елена, а у хирурга вы были? Может быть, какие-нибудь физиологические особенности строения гортани?
Конечно ММ влияет, но если ребенок не играет, т. е. играет т.к. надо играть в садике,а сам ни в какую!
Хирург осматривает при рождении, в год и каждый год надо проходить всех врачей — как контрольная явка каждый год! Я бы все такие посоветовала найти хорошего невропатолога (невролога) и далее различные процедуры, такие как УЗИ головного мозга, тамаграфия голмозга.Я это уже все проходила! Просто если это описывать, то время и сил не хватит! Самая главная проблема найти хорошего врача!
Начать надо с Невропатолога и Логопеда, возможно это сенсомоторная алалия и обязательно проверьте слух в ЛОР НИИ или Сурдоцентре. Возможно снижен порог слуха у ребенка, надо проверить обязательно.
У моей старшей дочери такая история, долго ничего не говорила. Невропатолог и Логопед поставили Рассеянное внимание и Сенсомоторную алалию, отправили в Логосад. Прозанимавшись в саду логопед написала нам направление на проверку слуха. Оказалось у нас 2 степень нейросенсорной тугоухости. Уши абсолютно здоровые, не разу не болели отитами, а проблемы с ушными нервами. Ребенок слышит только на расстоянии 1.5 м, шепота не разбирает, многие звуки С, Ф и пр. не разбирает. Ставим слуховой аппарат и лечим ушной нерв.
Обязательно надо к нервопотологу, знаю, что могут назначить электрофарез (ой, ну процедуру какую-то в поликлинике), часто выписывают что-то типа глицына, массаж….обратитесь в хорошему врачу. Может кто-то вам посоветует врача!
А вообще еще должы назначить узи или таморамму головного мозга.
Самая большая проблема — это хороший врач!!!
Мы тоже поздно заговрили после 3 лет, помог отличный детский невролог и остеопат. Если нужны координаты обращайтесь.
Напишите пожалуйста координаты
Вам необходимо проконсультироваться у врача логопеда и дефектолога.Изначально получить консультацию невропатолога,чтобы выявить сопутствующие причины.Развивайте мелкую моторику у ребенка через лепку пластилинном,раскладывание мозайки,рисование.Вечером садитесь с ребенком и массируйте пальчики на ручках.Растирайте каждый пальчик.Это имеет прямую взаимосвязь с речевым каналом.Купите ребенку диски или кассеты со спокойной мелодичной музыкой или аудиосказки ставьте на ночь,когда укладываите ребенка спать.Разучивайте с ребенком скороговорки,проговаривайте вместе.Хорошо делать дыхательную гимнастику.Можете попросить ребенка надуть шарик или взять перышко и подуть на него.Или еще одно простое упражнение:помазать медом или вареньем над верхней губой и попросить ребенка слизать сладкое.Приподнести эти упражнения в игровой форме.Занимайтесь больше с ребенком.Массаж ручек и воротниковой зоны тоже благотворно сказывается на состоянии ребенка.
У меня ребенок тоже не говорил.Ходили к невропатологу,детскому психологу сказали,что никаких проблем нет.Просто у него не было охоты говорить,он еще тогда в садик не ходил.Сейчас в садик ходит.Говорит плохо.А когда пришла за ним в садик пораньше-они стих учили в этот момент:я чуть в обморок не упала-он оказывается очень хорошо говорит,всем понятно.
Сегодня мне позвонил невролог(невропатолог) моего ребенка и посоветовал обратится в центр на ул.Фрунзе 10 (там записатся на 2-мес.курс занятий) кот.связаны с развитием речи!еще не звонила не записывалась.Но сказали можно платно, а можно записаться бесплатно с направлением от участкового невропатолога!
Платно быстрее, но цены умеренные, бесплатно надо постоять в очереди.
Центр на Фрунзе 10, мне не понравился ребёнку очередной раз поставили ЗРР, диагностики вообще никакой. Решение проблемы тоже не предложили.
ЧТо там нет ни каких занятий,что там делать 2-а месяца?
Как сказал невропатолог, главное что бы я заметила динамику после этих занятий!
Если, как я поняла, там медико-педагогический центр, то там проводят массаж ( в том числе и логопедический) и физиотерапию,и ЛФК и занятия с логопедами, психологами, бывает и бассейн. Позвоните и уточните.
Елена Ермакова, поддержу Веру Горбач.
Похожая история и у меня — 3 года, мы очень мало говорим, тоже нередко только части слов и проч. Обязательно к логопеду и неврологу, возможно, это моторная алалия. По крайней мере у нас она самая. Делать нужно это быстро, потому что решается эта проблема только путем ежедневных занятий, занятий самой и с логопедом, нужна медикаментозная поддержка, физиотерапия — большой комплекс мероприятий. Но в первую очередь — интенсивные занятия. Логопед нужен не абы какой, а тот, который хорошо знает диагноз.
Советую заглянуть на Литтлван, там много об этом написано.
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник