Ребенку 4 года не говорит к какому врачу идти

Ребенку 4 года не говорит к какому врачу идти thumbnail

Нормы речевого развития ребенка очень относительны и индивидуальны. Тем не менее, если малыш не заговорил после определенного возраста, это может быть тревожным симптомом и стоит посоветоваться со специалистом.

Воспитание ребенка - фото

Burda Media

Если малыш отказывается разговаривать в 2 годика, скорее всего, это просто его персональный темп развития, а возможно, вы просто мало с ним общаетесь. Но когда ребенок не говорит полными предложениями в 4 года, тут уже стоит задуматься. Нейропсихолог и детский психолог в Анна Вакулко высказала свою версию задержки речевого развития детей и рекомендации, к какому специалисту стоит обратиться прежде всего. И это не логопед.

Проблема есть! Игнорировать её нельзя. Когда мне говорят на консультации, что «Ñƒ нас папа интроверт» или «Ð±Ð°Ð±ÑƒÑˆÐºÐ° тоже поздно заговорила» — я понимаю, что эти родители боятся, очень боятся и поэтому придумывают что угодно, чтобы оправдать факт отсутствия речи в 4 года у их ребенка. Понимаю. Но! Интроверты просят воды, когда хотят пить, просятся в туалет и очень хорошо знают как называется любимая конфета.
Поэтому, лучше признать тот факт, что речь ребенка развивается плохо или не развивается вообще. Это неприятно, иногда страшно, но за этим, дальше следуют действия, а это уже шанс для появления речи.

Речь идет о детках, старше 4-летнего возраста, у которых родители замечают явное нежелание или невозможность разговаривать. Как правило, к 4 годам у малыша уже есть собственный активный словарный запас примерно 1,5-2 тыс. слов, при этом малыш уже может сформулировать свои мысли, пересказать несложный сюжет сказки или мультика и даже поддержать «светскую беседу».

развитие речи у ребенка

pixabay.com

Первое, что нужно делать — это обратиться к специалисту. Часто, многие родители делают ошибку и ведут малыша к логопеду. Если дело не в искажении звуков и их неправильном произношении, то начинать важно НЕ с логопеда.
Почему?
Современная нейрологопедия (мне уже нравится это слово, это про прогресс) обратилась к теории Н. А. Бернштейна, который выделял уровни в развитии двигательной нервной системы. И, вот, появление у ребенка речи — это финальная часть этой, достаточно длинной, цепочки процессов, которые связаны с созреванием различных структур мозга. И это высший уровень из всех возможных уровней.
То есть, размышляя, не так сложно понять, что, если произошло какое-то нарушение в конце этой цепочки, то игнорировать всё то, что должно было сформироваться до, просто немыслимо.
Здесь как раз и актуален метод замещающего онтогенеза (МЗО), который я активно использую в своей практике. Используя этот метод, мы заполняем те, так называемые пробелы в онтогенезе и помогаем мозгу сформировать те нейронные связи, которые, по каким-то причинам, не сформировались. И здесь мы говорим о теле, его развитии, о крупной моторике, и уже потом, в конце о мелкой моторике.

Таким образом, как пишет специалист, речь это не просто средство коммуникации, а результат сложного процесса развития детского мозга, двигательной и нервной системы, которые происходят по определенным и вполне изученным законам. Так что, задержка речевого развития может быть результатом нарушения предшествующих развитию речи процессов.

задержка речи

Burda media

Подытожив, хочу предложить своё виденье, так называемый алгоритм действий для родителей, которые наблюдают у своего ребенка задержку речи:

1) посетить хорошего невролога и сделать ЭЭГ;
2) при необходимости психиатра (если результаты ЭЭГ являются предпосылкой);
3) пройти диагностику у нейропсихолога, получить заключение, рекомендации и индивидуальную программу нейрокоррекции;
4) ближе к середине работы по индивидуальной нейрокоррекционной программе, обратиться к хорошему логопеду и уже заниматься артикуляцией, звуками и т.д.

Еще раз повторю, что вышеперечисленные пункты, это моё виденье, и это лишь рекомендация с моей стороны.
А слово «Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¸Ð¹» в контексте специалиста, подразумевает мамино чутьё и здравомыслие в выборе специалиста.

Источник: Анна Вакулко, facebook.com/ostrovnaya

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Понравилась статья? Оцените:

Читайте также:  Как закрепить понос у ребенка 4 года

Загрузка…

Источник

У меня один из сыновей заговорил в 2.10. Это достаточно поздно. Психолог сказала что до 3 лет — это граница нормы. Дальше надо обследоваться и искать причину. Занимаемся уже 2 года с логопедом. В принципе требования серьёзные. В 4-5 лет уже задавали короткие пересказ, стихи наизусть. А брат-двойняшка, который говорил в 1,8, сейчас в 5,8 уже сам читает. Поэтому вам обязательно надо со специалистами консультироваться.

ОтветитьНравится 

У подруги в 6,5 не говорит, где только не были, как только не лечили??♀️??♀️??♀️???

ОтветитьНравится 

По любому к неврологу и срочно!!! 4 года это уже большой возраст! у меня у сына такая же история. в 3 вообще не говорил, повели к логопеду-дефектологу, после года занятий начал говорить отдельные слова и пытаться строить фразы, потом пошли к нефрологу, она прописала кортексин проколоть — очень хороший нам дал толчок этот препарат и мы сейчас с 4 лет решились на перевод в логопедическую группу.  Когда проходили пмпк, психиатр выписала еще ряд препаратов, вот сейчас заканчиваем курс — ребенку очень хорошо помогли препараты, он стал сообразительнее и много-много новых слов и фраз появилось у него. + индивидуально занимаемся с логопедом 2 раза в неделю! до этого мы еще делали ээг и рэг — это обязательные исследования. но там всё нормально слава богу! 

а то что вы сами занимаетесь, этого очень мало! плюс нам программу логопед дает! и мы уже занимаемся так как она говорит. 

невролог сказала, если сейчас не возьметесь за него, в логопедический сад не переведете+логопед+лечение, то в обычной школе ему будет очень тяжело! так что все силы надо бросить сейчас, пока время есть! Удачи Вам! 

ОтветитьНравится 

катерина королева

А что психиатр прописывал какие лекарства? И какой врач в каком возрасте направлял на ээг и рэг? Кстати что это такое рэг ?

ОтветитьНравится 

Lyudmila

на ээг и рэг направляет невролог. рэг это сосуды головы смотрят, а к психиатру мы пошли когда проходили ПМПК (комиссию, которую надо проходить для того что в логопедическую группу перейти) назначила когнитум, церебрамин. До этого мы кололи кортексин. и это надо совместно с занятиями с логопедом!!! мы видим значительные улучшения, но обязательно нужно продолжать занятия!  

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Lyudmila

надо обязательно принимать препараты+ логопедический сад+ индивидуальный логопед-дефектолог. тогда есть очень хорошие шансы пойти в нормальную школу и догнать сверстников. Мн очень тяжело было решить на логогруппу, так как у меня двойняшки и дочка хорошо разговаривает. то есть мне пришлось их обоих перевести из сада возле дома в сад который находится далековато и самое тяжелое для них, что ни будут в разных группах, так как дочери такая группа не нужна… Но мы решили, что здоровье ребенка важнее наших удобств и прочего! так что надо действовать! пока есть еще целых 3 года до школы. В вашем случае и в 8 лет отдать можно, так как один ребенок у вас. Удачи! пусть всё получится

ОтветитьНравится 

проверить по неврологии, ээг головы сделать, если не норма, лечиться, речь связана с мозгом.и плюс все игры на мелкую моторику, артикуляц.гимнастику язычком

ОтветитьНравится 

С рождения ребенка были у вас проблемы по части неврологии?

ОтветитьНравится 

СчастьеЕсть

Ну у нас была сложная ситуация, и дом сгорел и сколько съемок сменили я сына все это видел и конечно тоже переживал.

ОтветитьНравится 

Надо чтобы специалисты занимались. У вас не получается. Это ж очевидно, раз не заговорил до сих пор. Плюс давно пора обследовать ребенка. Чего вы ждете? Коррекционной школы? Однажды вас схватит инсульт, а ребенок не повезет вас к врачам, будет дома кормить с ложки и все, » а чо, все равно скажут, что только уход и занятия, я ж занимаюсь». Так и будете лежать и сделать ничего не сможете.
Это же ребенок, вы за него отвечаете, его жизнь в ваших руках. Сам он не может организовать себе посещение врачей, лечение, логопеда, дефектолога- это ваша задача.

Читайте также:  Синеет носогубный треугольник ребенку 4 года

ОтветитьНравится 

Что-то вы затянули… У нас во Владимире же есть центр развития речи (возможно не точное название).Подружку из Гуся туда направляли. Ждала очередь полгода. Взяли его около 4 лет, заговорил)

ОтветитьНравится 

Тоже самое нам 4.5 ходим к логопеды.Щас перевожу ребенка в логопедическую группу.Щас ходим в дом ребенка специализированный.

ОтветитьНравится 

Оксана

и мы вот в 4 в логопедическую группу перевели и с логопедом занимаемся! прогресс есть, главное уже сейчас у нас есть. в 3 вообще не разговаривал… а сейчас и слова и фразы появились и мы понимаем что он хочет ))) вот посмотрим теперь еще что логопедическая группа нам даст! 

У вас онр тоже? у нас онр-2

ОтветитьНравится 

У меня сын начал разговаривать ближе к 5 годам, перед школой за год водила к логопеду она молодец поставила ему все звуки кроме буквы р но он её прекрасно заменяет.

ОтветитьНравится 

А чем ребёнок занимается в свободное время от садика? На улице гуляете, лего, пазлы собираете, в компьютер играет, ТВ смотрит?

ОтветитьНравится 

Иринка

Да гуляет постоянно. Пазлы любит собирать,

ОтветитьНравится 

Наталья

А что с ТВ и компьютером? Как с детьми на площадке общается? У меня просто старший компьютерный ребёнок, в 3 гола три слова связывал, зато и алфавит сам в 3,5 гола выучил, все марки машин иностранных по компьютерным играм в этом де возрасте уже знал, память прекрасная, стихи с лету напоминал свои и чужие, зато речь ужасная, сочинения писать не умеем, очень тяжело литература идёт… А младший не знает что такое комп и планшет, собирает пазлы, лего, гуляем часто, очень шустрый и все рассказывает, что видит!))) Но вам, конечно, надо к специалисту обратиться, может, глицин попить… Не переживайте, время ещё есть…

ОтветитьНравится 

Иринка

Вот и боюсь, он и гуляет и пазлы собирает так и в компьютере много понимает.

ОтветитьНравится 

Вам ещё в 3 года нужно было тревогу бить!!! Срочно к хорошему неврологу, логопеду!!!

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Чего вы тяните, надо к логопеду.Моему 4 года песни поёт, сказки рассказывает.Заговорил поздновато, 2,6.

ОтветитьНравится 

Ого, я уже сейчас паникую и переживаю очень по этому поводу, сын тоже не говорит, но нам 1,8.Ходили к неврологу сказала пока можно подождать до 2 лет, потом к специалистам на занятия ходить.Вам логопед и дефектолог обязательно нужен.Вы сами не сможете так заниматься с ребёнком.У них своя методика.И нужно обязательно обследоваться, почему в чем причина, что он молчит.Сначала к неврологу хорошему идите, дальше он вас направит куда идти.

ОтветитьНравится 

Обязательно сходите к специалистам. Нас сначала отправили на логопедический массаж, после третьего сеанса дочь как прорвало, сразу новые слова начали вылетать. Оказалось мышцы рта, языка были в тонусе. Сейчас ей рот не закрыть, осталось работать над правильным произношением.

ОтветитьНравится 

К дефектологу. Причем срочно! Моему нет 4 и он немного особят. Но уже что-то более понятно говорит. Все благодаря специалистам. Дефектолог, логопед, психолог, психиатр. Раз в пол года очень интенсивные занятия.

ОтветитьНравится 

Источник

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Читайте также:  Покраснение на шее у ребенка 4 года

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Источник