Ребенку 3 года слюни при разговоре

Ребенку 3 года слюни при разговоре thumbnail

У детей с дизартрией подвижность речевых и мимических мышц сильно ограничена, поэтому они произносят практически все звуки нечетко и неправильно, имеют тихий голос, нарушенный ритм дыхания. Они не умеют прожевывать твердую пищу, полоскать рот, застегивать пуговицы, рисовать, любые действия, требующие точных движений, даются им с большим трудом.

В своей практике логопеды чаще всего сталкиваются с относительно легкими формами дизартрии. Иначе их называют стертой формой или дизартрическим компонентом. Если тяжелые степени дизартрии легко диагностировать, то стертые формы нарушения способен распознать только опытный логопед или невролог.

Многие дети с дизартрией могут к моменту постановки диагноза уже какое-то время посещать логопедические группы, но без какого-либо результата. Некоторые малыши в раннем детстве (1-2 года) наблюдались у невролога, но были сняты с учета при наступлении видимых улучшений.

Дизартрия опасна тем, что она серьезно тормозит речевое развитие ребенка, поскольку утрачены связи между речевыми центрами коры головного мозга и артикуляционным аппаратом. Нарушается вся произносительная сторона речи. Ребенок говорит, но поскольку он произносит все звуки невнятно, его сложно понять. Если вовремя не начать коррекцию, то в школе у ребенка начнутся серьезные проблемы с овладением письменной речи – дислексия и дисграфия.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Читайте также: Ребенок перестал говорить после прививки АКДС?

Как помочь мышцам?

Упражнения для речевого аппарата бесполезны, пока мышцы слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Поэтому перед занятиями следует проводить массаж лицевых, шейных и плечевых мышц. В первую очередь это легкие поглаживания, резких движений совершать нельзя. Уложите малыша так, чтобы его голова находилась на ваших коленях, под прямым углом к вашей груди. Движения совершаются двумя руками с обеих сторон лица одновременно по следующим направлениям:

  • от середины лба к вискам;
  • от бровей к линии волос;
  • от середины лба по щекам к шее и плечам;
  • от ушных мочек через щеки к носовым крыльям;
  • от уголков рта сначала к середине верхней губы, потом — к середине нижней губы, затем – к крыльям носа.
Читайте также:  Амоксициллин таблетки 250 мг ребенку 3 года

Если мышцы очень напряжены, то движения должны быть все время очень легкими, если же они расслаблены, то следует чередовать энергичные разминания и щадящие поглаживания.

Это общие советы родителям детей с дизартрией. Конкретные комплексы игр и упражнений и лекарственные препараты, если они необходимы, подбирают только логопед и невролог, исходя из особенностей состояния ребенка.

Источник

гиперсаливация 2В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация.  Детей  с  дизартрией сейчас очень много, особенно  часто в практике встречаются  дети со стёртой формой дизартрии.  И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.

Что такое гиперсаливация?

Гиперсаливация  это обильное  слюнотечение.

Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется,  просто вовремя не проглатывается. При дизартрии  всё происходит именно так.

Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей

Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.

Учимся проглатывать слюну.

1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.

2. Ребёнку постоянно делается  напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.

3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.

4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому  ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.

5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.

6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.

Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие  уменьшению гиперсаливации.

1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

1. Положить на  кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2  капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать  движения языком вперёд-назад.

 Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.  

  • а а а; э э      э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ;      эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи,      аэи.
Читайте также:  Цвета с ребенком 3 года

Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).

Полоскания при гиперсаливации

Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

Логопедический массаж при гиперсаливации

Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

массаж при гиперсаливации

Массаж по точкам.

Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)

Массаж  мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.

 Криотерапия в преодолении гиперсаливации.

Нетрадиционным методом  преодоления гиперсаливации является криотерапия.

Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и  требует  нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.

криотерапия

Расположение активных точек в области губ

Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит  от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение  можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.

Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей.  У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и  не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание.  Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.

В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детское здоровье

Открыть тему в окнах

  • любящая мама

    11.12 14:47

    #62372380

    Сыну 3года 10 мес.,почти постоянно текут слюни — ходим в сад,прекрасно говорит,развит по возрасту,но вот слюни!!! — просто беда — постоянно мокрые футболки и куртки от них,ребенку некомфортно,да и выглядит это у 4-х летки уже как-то не очень… — что это может быть — вдруг кто-то сталкивался с подобным,проясните к кому с этим идти — были у педиатра и стоматолога -говорят пройдет со временем…

  • У нас такое…Ребенку ужО 4,5 года
    Первый раз что-то более-менее интересное сказала логопед. Честно, еще не проверяли ее версию.
    Версия такая, что логопедические проблемы, малоподвижный язык и слюни могут быть связаны с проблемой первого шейного позвонка. Нужна консультация невролога. Планируем в ближайшее время.

  • Если это не неврология, то могут быть проблемы с мышцами языка и малым небом. Корректируется упражнениями.

  • 3 года и 3 месяца — те же проблемы. Логопед отправила к неврологу, невролог к лору (она никаких проблем не увидела, предположила, что могут быть аденоиды).
    Буду искать другого невролога, т.к. считаю, что собака зарыта именно там. С другой стороны, скорее всего будут назначаться препараты, а этого не хотелось бы… В общем, мы в процессе.

  • а не подскажите упражнения? Вы,кстати к нам приезжали и нам очень понравились сейчас занимаемся с уже 1,5 года с логопедом,ребенок заговорил, но слюни одолели уже..и никто и ничего..а нам уезжать надолго в другую страну..

  • Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышц языка. Спросите Вашего нынешнего логопеда об упражнениях на укрепление малого неба, она должна показать. Удачи с переездом!

  • Автор

    12.12 15:01

    #62395934

    Девочки,всем спасибо — теперь стало понятно кого нам ещё нужно посетить — логопеда и невролога. Живем в МО (Дмитров)-очень плохая у нас ситуация с детскими специалистами — посоветуйте,пож-ста, хороших проверенных врачей в Москве. Заранее спасибо.

  • В Семашко хороший невролог Елисеев.

  • Логопед с артикуляционной гимнастикой и массаж лица Вам в помощь. Слабость мышц лица. Если по неврологии все Ок-то просто занятия с логопедом.

  • Спасибо! логопед показала место под подбородком и сказала масировать против часовой стрелки или под языком (что наврядли мне удастся но, правда,сказала,что первый раз слышит что это может избавить от слюней

  • Anonymous

    16.12 16:31

    #62539513

    А у нас слюни текут во сне, вернее первое время после засыпания. Ребенку 4 года. С чем это может быть связано?

  • имеет право в среднем ета «проблема», проходит к 5 годам.

  • Anonymous

    16.12 16:36

    #62539682

    можету него рот не плотно закрыт просто?

  • Anonymous

    16.12 20:29

    #62546588

    глисты

  • С аденоидами например(вернее когда заложен нос).

  • В невромеде — Зайцев. Сама тут искала полгода наазад хорошего невролога. Второй раз вот пойдем, никуда больше не хочу.
    А слюни — енто слабые мышцы языка, укрепляются упражнениями. Нам логопед быстро их убрал. И это — неврология, т.к. слабые мышцы относятся к тому же.

  • интересно знать, почему имеет право быть до пяти лет???
    И с чего она проходит? Вы по своему опыту али так7???
    Я тоже тут наслушалась, а потом за голову взялась, т.к. ни фига они не проходят. Потому как из-за слюней и слабости мышц первое — проблемы слогопедией, полная каша во рту. Сразу и логопеда нашла, и невролога.

  • Гомеопаты к подобной проблеме относятся как к индивидуальной особенности человека. Я знаю мужчину, у которого, когда он расслабится и забудется, в 36 почти также слюни текут. На людях он себя контролирует. Расслабляется только в кругу близких людей.

  • Особенности отличий детей от взрослых. Дети и жевать качественно начинают от 4 лет. И вдохнуть посторонний предмет им легче. Поетому большенство рекомендаций по поводу некоторых продуктов, требующих качественного прожевывания и легковдыхаемые, мелких деталей, течений болезни опираются как раз на возраст 4-5 лет.
    А у ЛОРа вы были, ендоскопию делали? А у стоматолога? Ето прежде всего.

  • А у вас не текут? И рот плотно и надежно сжат, и процесс глотания отлажен.

  • были мы и у ЛОРов, и у стоматологов. И тоже все думали, то зубы, то сопли. И дожили до дизартрии.
    У вас у ребенка до 5 лет были слюни, а потом вдруг прошли??? Или вы где теорию такую размытую прочитали?

  • Anonymous

    17.12 19:17

    #62578483

    и у меня текут) мне тридцать

Источник