Ребенку 3 года половое развитие

Ребенку 3 года половое развитие thumbnail

Нарушения полового развития ребенка, детей

Половое развитие, созревание детей, ребенка

Половое созревание — это период, в течение которого появляются вторичные половые признаки. Он четко не ограничивается по длительности, но обычно продолжается около 2-3 лет. Гипоталамус, гипофиз и гонады активно взаимодействуют на протяжении многих лет еще до появления вторичных половых признаков. В детском возрасте уровни фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ) в крови низкие, но вполне поддаются определению, а в препубертатный период медленно повышаются. До начала пубертата очень небольшого количества половых стероидов достаточно для торможения секреции гормонов гипоталамусом и гипофизом. С началом пубертата гипоталамический «гонадостат» становится все менее чувствительным к тормозящему действию половых стероидов на секрецию гонадотропинов. В результате уровни ЛГ и ФСГ в крови повышаются, гормоны стимулируют гонады и устанавливается новый гомеостатический уровень. У девочек в этот период резкое увеличение продукции ФСГ предшествует увеличению концентрации в плазме эстрадиола; у мальчиков резкому повышению уровня тестостерона предшествует ускорение продукции ЛГ. Синергизм ФСГ и ЛГ способствует тем изменениям в гонадах, которые наблюдаются в этот период. Детский эндокринолог клиники «Маркушка».

Согласно другим данным, созревание гипофиза и гонад не имеет отношения к инициации пубертата, а в основе нейроэндокринного запуска его лежит увеличение частоты и амплитуды импульсной секреции люлиберина с последующим изменением характера секреции гонадотропинов, преимущественно ЛГ. Первым проявлением этого процесса является увеличение секреции ЛГ в период сна. Это увеличение можно зафиксировать еще до каких-либо внешних проявлений пубертата. Затем увеличиваются частота и амплитуда выброса ЛГ в дневное время. К этому периоду секреторная способность гипофиза возрастает, что отражается на характере ответа ЛГ на экзогенно вводимый люлиберин.

У девочек в середине или конце пубертатного периода, с началом овуляторных циклов, развивается механизм положительной обратной связи, благодаря которому повышение уровня эстрогена в середине цикла вызывает отчетливое увеличение, а не уменьшение секреции ЛГ. До середины подросткового периода способность эстрогена высвобождать ЛГ не проявляется.

В процессе полового созревания определенную роль играют также андрогены коры надпочечников. Уровни в крови дегидроэпиандростерона (ДГЭА) и дегидроэпиандростерона сульфата (ДГЭАС) начинают повышаться еще до появления самых ранних физикальных признаков, раньше увеличения концентрации гонадотропинов, тестостерона или эстрадиола (примерно в возрасте 6 лет), у девочек быстрее, чем у мальчиков.

Время начала пубертата

Время начала пубертата варьирует и больше коррелирует с костным возрастом (детский ортопед Москва — поликлиника «Маркушка»), чем с хронологическим, а также определяется наследственными и средовыми факторами. Так, у занимающихся балетом, гимнастикой, плаванием, бегом и другими видами спорта девочек, у которых с раннего возраста сочетаются небольшая масса тела и высокая физическая активность, наступление пубертата и (или) появление менструаций нередко значительно задерживаются.

У девочек в пубертатном периоде происходит перестройка организма, обусловленная главным образом эстрогенпродуцирующей деятельностью яичников. Под постепенно усиливающимся влиянием гонадотропных гормонов ускоряется рост фолликулов. Растущие фолликулы, разной степени зрелости, секретируют все большее количество эстрогенов. Под их влиянием изменяется архитектоника тела, развиваются молочные железы, увеличиваются наружные и внутренние гениталии, изменяется структура эндометрия, слизистой оболочки влагалища. Рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, наличие угрей и запах тела зависят от андрогенов.

Начало физиологического пубертата имеет довольно широкие возрастные пределы. У 95 % здоровых девочек вторичные половые признаки начинают появляться с 8,5-13 лет, у 95 % здоровых мальчиков — в возрасте 9,5-13,5 лет. Начальным проявлением полового созревания у 85 % девочек является рост грудных желез, у 15 % начинают расти волосы на лобке. Первая менструация обычно происходит спустя 18-24 мес. после начала роста грудных желез (средний возраст — 12,8 лет, колебания от 10 до 16 лет). Интенсивный рост тела у девочек (ростовой скачок около 25 см), в противоположность мальчикам, начинается рано, параллельно с увеличением молочных желез.

Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, появления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мошонки, начинается рост полового члена. Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появляются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется стержневыми волосами. Изменяются размеры предстательной железы, начинает расти ткань молочной железы, соски приобретают коническую форму (юношеская гинекомастия), становятся больше, пигментируются околососковые кружки; спонтанная регрессия пубертатной гинекомастии наступает в течение нескольких месяцев, и лишь в редких случаях нагрубание сохраняется более 2 лет. Увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усиливаются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репродуктивная функция формируется значительно позже — к 16-17 годам. Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середине пубертатного периода и завершается в его конечной стадии.

Задержка пубертата

Задержка пубертата — отсутствие любых признаков полового созревания у подростка, достигшего верхнего возрастного предела нормального пубертата. Это означает отсутствие увеличения тестикулярного объема  у мальчиков к 14 годам и отсутствие увеличения молочных желез у девочек к 13 годам. Полное обследование необходимо проводить девочкам при отсутствии развития грудных желез в возрасте 13 лет и отсутствии менструаций в возрасте 15 лет. Мальчиков нужно обследовать в тех случаях, если у них длина яичек не достигает 2,5 см в возрасте 15 лет.

Причины задержки полового созревания у детей

Причины задержки полового созревания у детей обоего пола можно разделить на три основные группы. Первая, наиболее частая, — временная функциональная, или конституциональная, задержка созревания гипоталамо-гипофизарной области. Вторая причина — органические поражения гипоталамо-гипофизарной области, приводящие к снижению секреции гонадотропинов (гипогонадотропный гипогонадизм). Третья причина — первичная гонадная недостаточность, приводящая к растормаживанию гонадотропной секреции (гипергонадотропный гипогонадизм).

Задержка полового развития ребенка конституционального характера

Задержка полового развития конституционального характера — самая частая причина нарушений пубертата у детей, ее можно рассматривать как крайний вариант нормы. Однако функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарной области могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных экзогенных факторов (хронические заболевания, стрессы, физические и эмоциональные перегрузки и т. д.). С жалобами на задержку пубертата чаще обращаются мальчики, хотя частота встречаемости этого состояния одинакова для обоих полов. Это связано с большей психологической дезадаптацией мальчиков (детский психолог педагог — поликлиника «Маркушка»). Главная причина, заставляющая страдать подростка, — это задержка роста, так как ростовой скачок у мальчиков значительно отдален по времени от первого появления вторичных половых признаков.

Читайте также:  Ребенок 3 года ругается на родителей

Преждевременное половое развитие ребенка, детей

Половое развитие определяется как преждевременное при появлении вторичных половых признаков до 8 лет у девочек и до 9 лет у мальчиков.

Выделяются две основные формы преждевременного полового развития: истинное (гонадотропинзависимое) и ложное (гонадотропиннезависимое) вследствие повышенной секреции половых стероидов гормонопродуцирующими опухолями половых желез и надпочечников.

Истинное преждевременное половое развитие вызвано повышением выброса гонадотропных гормонов гипофиза (ЛГ, ФСГ) в результате первичного поражения ЦНС и гипоталамической области. Часто эта форма сочетается с выраженной неврологической симптоматикой (детский невролог — консультация в клинике «Маркушка»).

У девочек преждевременное половое развитие встречается значительно чаще, чем у мальчиков (4:1), причем преобладают спорадические формы. Половое развитие может завершаться быстро или медленно; процесс созревания может стабилизироваться или даже регрессировать, чтобы позднее начаться вновь. Первый признак у девочек — развитие молочных желез, возможно одновременное оволосение лобка, но чаще оно появляется позднее. Затем развиваются наружные половые органы, появляются волосы в подмышечных впадинах и начинаются менструации. Ранние менструальные циклы могут быть не столь регулярными, как при своевременном половом созревании.

У мальчиков при преждевременном половом развитии увеличиваются половой член и яички, появляются волосы на лобке, возникают частые эрекции. Голос становится более низким, ускоряется рост. Сперматогенез бывает уже в возрасте 5-6 лет, и возможны ночные поллюции.

Как у мальчиков, так и у девочек преждевременное половое развитие сопровождается приростом длины и массы тела. Дифференцировка костей скелета ускоряется и соответствует степени полового развития. Это приводит к раннему закрытию зон роста, в результате конечный рост оказывается ниже, чем он мог бы быть при своевременном половом развитии. Рост примерно у 1/3 больных не достигает 152 см.

Причиной преждевременного полового развития могут быть самые разнообразные поражения ЦНС. Все они сопряжены с рубцеванием, инвазией или сдавлением гипоталамической области.

Внутричерепные опухоли (герминомы) вызывают преждевременное половое развитие у мальчиков, секретируя хорионический гонадотропин, стимулирующий клетки Лейдига в яичках.

При опухолях печени (гепатобластоме, гепатоме) преждевременное половое развитие возникает в результате продукции опухолевыми клетками хорионического гонадотропина. Другие опухоли (хорио- и тератокарциномы или тератома) также могут секретировать хорионический гонадотропин и спровоцировать преждевременное половое развитие. Опухоли локализуются в ЦНС, средостении или половых железах. Чаще они встречаются у мальчиков, чем у девочек.

У некоторых детей, которым поздно начато лечение врожденной дисфункции коры надпочечников, развивается клиника истинного преждевременного полового развития.

Основной причиной ложного преждевременного полового развития у детей обоего пола являются гормонально-активные опухоли гонад или надпочечников. Кроме того, к ложному преждевременному половому развитию следует отнести и вирильные формы врожденной дисфункции коры надпочечников.

Яичники и тестикулы способны продуцировать и мужские и женские половые гормоны, таким же образом и гормонально-активные опухоли гонад способны продуцировать оба вида гормонов у детей обоего пола. В зависимости от преобладания тех или иных половых стероидов гормонально-активная опухоль может вызвать клинику преждевременного полового созревания по изосексуальному (свойственному полу ребенка) или гетеросексуальному (свойственному противоположному полу) типу.

Появление вторичных половых признаков подобно преждевременному наступлению пубертата может быть вызвано разнообразными лекарственными препаратами (прием эстрогенов, введение анаболических стероидов, примеси половых гормонов в пищевых продуктах, витаминных препаратах). Через кожу могут всасываться эстрогены, содержащиеся в косметических средствах. Экзогенные эстрогены вызывают интенсивное темно-коричневое окрашивание ареолы молочной железы, что обычно не встречается при эндогенных типах преждевременного развития. Преждевременно появившиеся признаки исчезают с прекращением введения экзогенных гормонов.

Источник

Половое созревание ребенка — это генетически обусловленный процесс превращения детского организма во взрослый, способный к воспроизводству. При этом важно понимать, что достижение половой зрелости это не только физиологический процесс превращения девочки в девушку и мальчика в юношу, но и социальная адаптация ребенка к изменениям, происходящим в его организме.

Периодами становления и функционирования половой (репродуктивной) системы в организме считаются:

  • внутриутробный;
  • новорожденности;
  • нейтральный – период детства (до 7 лет);
  • препубертатный (от 7 лет до менархе/адренархе);
  • пубертатный (от менархе/адренархе до 15 лет);
  • юношеский – от 15 до 18 лет);
  • репродуктивный возраст после 18 лет и до прекращения функционирования репродуктивной системы).

Существенное влияние на сроки начала полового созревания оказывают пол ребенка, расовая принадлежность, наследственная предрасположенность, факторы окружающей среды, характер питания, социально-экономическое положение.

Неблагоприятную роль могут играть ожирение и экзогенное поступление гормонов.

В настоящее время средний возраст наступления пубертата у девочек колеблется от 8 до 13 лет, а у мальчиков — от 9 до 14 лет.

Физиология половой системы

Мужские и женские гонады формируются из одного недифференцированного зачатка. Развитие половых желез у обоих полов на ранних стадиях протекает одинаково (индифферентная стадия).

Половая система и ее регуляция – гипофиз – гипоталамус – гонады (яички или яичники) начинает функционировать еще внутриутробно и может изменять свою активность во все периоды жизни (активироваться и инактивироваться). Это имеет значение для формирования пола и правильных первичных половых признаков.

Ген, определяющий дифференцировку гонады по мужскому типу, локализован в Y-хромосоме. Это определяет выделения гонадотропинов зачатком гипоталамуса и начало функционирования клеток Лейдига в яичках на 8 неделе внутриутробного развития, выработку больших объемов тестостерона, сравнимых с уровнем тестостерона взрослого мужчины. При этом под воздействием тестостерона формируются семенные пузырьки, семявыносящие протоки и придатки тестикул.

У девочек, отсутствует Y-хромосома, поэтому у них формируются мюллеровы протоки дифференцируются в матку, яйцеводы, проксимальный отдел влагалища.При этом в период внутриутробного развития девочки яичники остаются неактивными.

После рождения отмечается полное отсутствие продукции активности аденогипофиза, продукции гонадотропинов и отсутствие продукции гормонов половыми железами.

Но при этом повторная активация системы гипофиз – гипоталамус – гонады или минипуберт возникает:

— с 1,5 – 6 месяцев – у мальчиков;
— с 3 месяцев до 1,5 лет – у девочек.

Причины и физиологический смысл этого состояния не известны. Активация системы ЛГ (лютеинотропный гормон) — тестостерон (у мальчиков) часто способствует самостоятельному низведению яичек при крипторхизме, а у девочек при минипубертате наблюдается увеличение грудных желез — изолированное телархе, которое не сопровождается системным действием половых гормонов, это может быть как вариант физиологической нормы, так и симптомом преждевременного полового созревания, которое нужно исключать.

В любом случае и при крипторхизме у мальчиков, особенно при его двухсторонней форме и при увеличении грудных желез у девочек в период минипубертата и позже необходимо обследование и наблюдение детского эндокринолога.

После этого периода до 6-9 лет начинается период детства и полное отсутствие работы системы гипофиз – гипоталамус – гонады.

Читайте также:  Выбрать автокресло ребенку 3 года

Половые стероиды в организме не вырабатываются до начала пубертата.

Патология половой системы

  • Неонатальный период — могут отмечаться нарушения формирования пола — диагностирует неонатолог или педиатр.
  • Период детства (до 8 лет у девочек; до 9 лет у мальчиков) необходима настороженность преждевременного полового созревания — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.
  • Пубертатный период (после 12-13 лет у девочек; после 13-14 лет у мальчиков) — диагностика задержки полового развития — диагностирует педиатр, необходима консультация детского эндокринолога.

После выявления патологии ребенок должен быть направлен к узким специалистам — эндокринолог, гинеколог, андролог, хирург, психолог.

Своевременная диагностика всех этих патологических состояний и успешная коррекция медикаментозная и хирургическая (при необходимости) — возможность избежать прогрессирования заболевания, возникновение сопутствующих нарушений, связанных с избыточной продукцией половых гормонов и их системным действием на организм (при преждевременном половом созревании) и недостаток половых гормонов при задержке полового созревания.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Половое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом, и начинать его нужно с самого раннего детства, но, не забывая о том, что для каждого возраста существует свой необходимый минимум информации. Например, не нужно слишком подробно и научно рассказывать об анатомии и деторождении 5-летнему ребенку, задавшему вопрос: «Откуда я появился?»

Если говорить обобщённо, основная цель полового воспитания — вырастить из мальчика — мужчину, а из девочки — женщину. Оно подразумевает под собой совокупность педагогических мер, направленных на формирование у ребёнка:

  • понимания своей половой принадлежности;
  • модели полового поведения;
  • навыков личной гигиены;
  • представлений о физиологических изменениях, свойственных юношам и девушкам;
  • адекватного, разумного отношения к половому вопросу (тема сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной не должна быть табуирована и вызывать у ребёнка чувство чрезмерного смущения или страха; если у ребёнка появляются вопросы на эту тему, он должен знать, что может обратиться с ними к родителям и получить доходчивые объяснения. В то же время родителям нужно понимать, что чрезмерная открытость в данном вопросе может навредить).

Человек познаёт себя с самого рождения. З. Фрейд утверждал, что в основе психики человека лежит сексуальность, которая развивается по мере взросления. На каждом этапе психосексуального развития формируются определённые черты личности. И то, насколько благоприятно будет проходить это формирование, напрямую зависит от поведения родителей.

Стадии психосексуального развития:

  • оральная (от рождения до 1,5 лет) – в этот период основным органом чувств выступает рот малыша. С его помощью ребёнок удовлетворяет потребность в пище и получает первые приятные ощущения посредством сосания, глотания и, чуть позднее, кусания. Таким образом, первым объектом, доставляющим младенцу удовольствие, является материнская грудь. Ребёнок не отделяет себя от матери и считает грудь продолжением самого себя. Мать не только удовлетворяет потребность ребёнка в пище, но также даёт ему чувство безопасности, спокойствия и защищённости. На этом этапе закладываются такие важные свойства личности, как уверенность, активность, решительность и самостоятельность, либо, напротив, пассивность, неуверенность в себе, вечная потребность в одобрении и поддержке окружающих;
  • анальная (от 1,5 до 3-3,5 лет) – ребёнок учится контролировать процесс дефекации, и это доставляет ему удовольствие. На этом этапе очень важно поведение родителей в плане приучения малыша к горшку. От того, насколько корректно и деликатно будут вести себя взрослые в этом вопросе, зависит формирование его характера. Родителям не следует форсировать события, заставлять, стыдить ребёнка, ругать его за то, что не сразу и не всегда получается. Это может привести к протестам в форме запоров («удерживание»); или же, наоборот, у малыша может сложиться ощущение, что от его успехов в «горшочных» делах зависит любовь родителей, как следствие – проблемы с пищеварением, диареи («выталкивание»). Такие защитные реакции со временем способствуют развитию двух типов характера: анально-выталкивающего (импульсивность, склонность к разрушению, беспокойство, тревожность) и анально-удерживающего (упрямство, скупость, педантизм, перфекционизм);
  • фаллическая (от 3-3,5 до 6-7 лет) – на этом этапе у ребёнка появляется интерес к своему телу, половым органам, начинается процесс половой идентификации. Малыш задаётся вопросами своего появления на свет, замечает различия между мальчиками и девочками, испытывает влечение к родителю противоположного пола (Эдипов комплекс – у мальчиков, комплекс Электры – у девочек). К 6-7 годам ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола. Мальчик хочет быть похожим на отца, а девочка – на маму. В этот период очень важно, чтобы родители подавали детям пример во всём: в поведении, отношении друг к другу, дисциплине, ответственности, гигиене и опрятности. Кроме того, взрослым необходимо быть более внимательными, следить за своими словами и действиями;
  • латентная (от 6-7 до 12 лет) – в этот период заинтересованность ребёнка половым вопросом снижается. Ему гораздо более интересно быть в социуме, строить дружеские отношения со сверстниками, расширять круг общения, приобретать новые знания, развиваться в культурном и интеллектуальном плане;
  • генитальная (с 12 лет) – ребёнок вступает в пору полового созревания. В этот период происходит формирование взрослой сексуальности. Подросток начинает испытывать сексуальный интерес и влечение к противоположному полу, ищет самостоятельности во всём, постепенно уходит из-под контроля родителей. На этом этапе подросток может испытывать сексуальное влечение к сверстникам одного с ним пола. По мнению сексологов, это нормально – подростки экспериментируют. Они вступают в новый, неизведанный этап своей жизни, им хочется больше узнать про сексуальные взаимоотношения, получить свой опыт. Часто они выбирают в партнёры лиц одного с ними пола, потому что те оказываются более доступными, с ними проще установить контакт, наладить близкие отношения. Чаще всего подростковая гомосексуальность – явление временное, переходное. Кроме того, гомосексуальность подростка может носить не истинный, а демонстративный характер, возникая, например, в ответ на слишком жесткое воспитание в семье.

На каждой стадии психосексуального развития происходит формирование личности человека, поэтому помощь и поддержка родителей необходима ребёнку на протяжении всего этого сложного пути. В этом и заключается задача полового воспитания.

Самое важное в половом воспитании детей – доверительные отношения со взрослыми. Чем раньше они установятся и чем прочнее будут, тем проще и родителям, и ребёнку. Если с самого раннего детства ребёнок будет знать, что он честно и откровенно может говорить с родителями на абсолютно любые темы, то гораздо больше шансов, что он расскажет о своих проблемах, сомнениях и тревогах именно им. Задача родителя — дать своему ребёнку уверенность в том, что он всегда будет услышан, понят. Если удаётся достичь таких отношений с маленьким ребёнком, велика вероятность, что и в подростковом возрасте со своими уже не детскими проблемами он придёт к родителям. Вот почему так важно раннее половое воспитание.

Читайте также:  Аугментин ребенку 3 года как давать

Половое воспитание дошкольников

Начинать половое воспитание малыша следует с привития ему элементарных навыков личной гигиены, необходимо приучать ребёнка к чистоте и опрятности, следить за тем, чтобы он вовремя ходил в туалет, чтобы у него было чистое свободное бельё, не оказывающее раздражающего воздействия на половые органы, предотвращать или своевременно лечить глистные заболевания.

Уже с двух лет ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность, изучать своё тело, и в процессе познания себя и окружающего мира он задаёт «неудобные» для взрослых вопросы (откуда он появился на свет, чем отличаются мальчики от девочек и т.п.). Часто взрослые не готовы к таким разговорам, теряются, не знают, что и как ответить. Такое поведение только подогревает интерес ребёнка, создавая вокруг темы искусственный ажиотаж. Не добившись ответов от родителей, ребёнок попробует найти их у более опытных сверстников или в интернете. Родителям нужно держать себя в руках, вести себя спокойно, отвечать на вопросы ребёнка предельно честно, без выдумок, но и без лишних подробностей. Скажем, трёхлетнего ребёнка вполне удовлетворит ответ: «Ты сидел у мамы в животике, а когда тебе там стало тесно и скучно, мама сходила в специальный родильный дом, и там ты родился». Истории про аистов и капусту лучше не использовать, так как рано или поздно ребёнок узнает, что родители зачем-то сказали неправду, и придётся давать объяснения. Когда ребёнок становится постарше (6-7 лет), он может дополнить свой вопрос (А как я оказался у мамы в животе?). Тогда можно показать ему специальные детские книги, энциклопедии, в которых материал изложен достаточно доходчиво, но опять же без излишних анатомических подробностей.

Не страшно, если дошкольник услышит слово «секс» и попросит родителей объяснить, что это такое. Задача взрослых состоит в том, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что это что-то плохое, постыдное, неприличное. Да, есть такое понятие, оно исключительно для взрослых людей, потому что это большая ответственность. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они занимаются сексом, и после этого у них появляются дети. Ребёнок должен понимать, что эта тема не запретная, но она касается взрослых людей, у детей свои заботы, у взрослых – свои.

Важной составляющей полового воспитания является тема половой безопасности. Именно родители должны:

  • привить ребёнку уважение к собственному телу;
  • объяснить ему, что никто из посторонних (исключая врачей и, до определённого возраста, самих родителей) не имеет права прикасаться к ребёнку в интимных местах;
  • научить его говорить «нет».

Половое воспитание подростков

Когда ребёнок вступает в пубертат, у него происходят гормональные изменения. Вопросы взаимоотношений между полами интересуют подростка уже не из праздного любопытства, а потому что он уже сам в той или иной мере начинает испытывать сексуальное влечение. Родителям важно разговаривать с ребёнком. Желательно, чтобы он получал информацию от родителя одного с ним пола, чтобы избежать смущения, которое помешает воспринимать то, что ему пытаются донести.

Что должен знать подросток?

  • физиологическое строение своего тела, понимать и принимать его естественные изменения;
  • правила личной гигиены;
  • что такое секс;
  • что такое сексуальная ориентация, какой она бывает;
  • опасность венерических заболеваний;
  • методы контрацепции;
  • о том, что бывает сексуальное насилие, и как ему противостоять.

Главное, чтобы подросток осознавал, что секс и всё с ним связанное – это большая ответственность.

Половое воспитание девочек

Вести доверительные разговоры с девочками – прерогатива мам. Задача матери – наладить общение с дочерью настолько, чтобы она не постеснялась обратиться к ней с волнующими её вопросами, рассказать о своих проблемах, увлечениях, влюблённостях. Необходимо воспитывать в девочке такие черты, как опрятность, ответственность за свои действия, серьёзное отношение к выбору спутника жизни. Именно мама должна рассказать дочери о вреде беспорядочной половой жизни, о её последствиях. Мать должна выстроить отношения с дочерью, основанные не на страхе, а на доверии и уважении, чтобы в случае нежелательной беременности дочь не побоялась рассказать об этом родителям и попросить их помощи.

Что рассказать дочери в рамках полового воспитания?

  • Что такое менструация, почему и когда она начинается и для чего нужна (учитывая физиологию женского организма, девочка уже к 10 годам должна это знать).
  • Что существует женский врач – гинеколог, какие проблемы он решает и как часто нужно ходить к нему на приём.
  • Что такое секс, что заниматься им нужно по любви, а не по принуждению или из желания поскорее стать взрослой.
  • Что такое мастурбация.
  • Какие бывают средства контрацепции.
  • Что бывают заболевания (даже смертельные), передающиеся половым путём.
  • Что результатом незащищённого секса может стать ранняя, нежелательная беременность.
  • Что такое аборты, и как ранний аборт может повлиять на дальнейшую жизнь.

Половое воспитание мальчиков

В идеале половым воспитанием мальчика с 6-7 лет должен заниматься отец или какой-либо авторитетный мужчина в семье (отчим, дядя, дедушка). Задача матери – стать для сына примером женственности, в ней он должен видеть лучшие качества женщины. Уже с трёх лет сына маме нужно вести себя с ним как с будущим мужчиной. С этого возраста лучше не переодеваться при ребёнке.

Отец должен суметь расположить к себе сына для разговоров на откровенные темы. В мальчике необходимо развивать ответственность, умение принимать решения, уважительное отношение к женщине (девушке, девочке). Причём лучше всего демонстрировать все эти качества личным примером.

Что рассказать сыну в рамках полового воспитания?

  • О присущих всем мужчинам физиологических изменениях (появлении растительности на теле, ломке голоса, поллюциях, утренней эрекции), объяснить, что это не страшно и уж тем более не стыдно.
  • О сексе, методах контрацепции.
  • О мастурбации.
  • О заболеваниях, передающихся половым путём.
  • Об ответственности за свою жизнь и жизнь сексуальной партнёрши.
  • О нежелательной беременности.

Смотрите видео детского психолога на тему «Половое воспитание детей»

При правильном половом воспитании у ребенка есть все шансы стать счастливым в личной жизни и не иметь серьезных проблем, связанных с половой сферой.

Источник