Ребенку 3 года осмотр у логопеда
Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ
Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)
Ф. И. О. ___
Год рождения ___
Откуда прибыл ___
Взят на учет ___
Домашний адрес ___
Мама (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Папа (Ф. И.) ___
(где и кем работает) ___
Анамнез:
Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___
Раннее физическое развитие:
Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___
Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___
___
Раннее речевое развитие
Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___
Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___
___
Зрение ___ Слух ___
1.Вводная беседа:
Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___
Как зовут маму?___ Где мама работает?___
Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___
Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___
2. Поведение и эмоциональная сфера.
Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм
Характер игровой деятельности:
(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)
3. Обследование неречевых психических функций.
Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)
Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___
Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)
Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___
Цвета (покажи)
Красный ___ Синий ___
Зеленый ___ Желтый ___
Геометрические формы (покажи)
___ ___ ___
Разрезные картинки из 2-х частей по образцу
Юла___ Платье___ Чашка___
4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)
— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)
— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)
— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)
— язык- (массивный, маленький, короткий)
— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)
-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)
5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)
Кукла плачет- А-А-А
Мышка пищит- И-И-И
Ребенок плачет- УА-УА-УА
Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ
Поезд гудит- У- У- У
Ослик кричит- ИА-ИА-ИА
Как голос подает?
Собака___ Кошка___
Корова___ Петух___
А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)
Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___
Вагоны ___ Снег___Дома___
Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)
Стол___ стул___ Папа___ баба___
Коса___ коза___ Киска___ миска___
6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)
Кукла___
Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___
Чайник ___
Ручка___ Крышка___ Носик___
Стул___
Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___
Машина___
Колеса___Кабина___ Кузов___
Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)
Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___
Понимание действий (покажи где)
Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___
Понимание форм единственного и множественного числа существительных
(покажи где)
Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___
Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)
Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___
Понимание у/ласкательного суффикса существительных:
(покажи где)
Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___
7. Обследование экспрессивной речи:
Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)
Активный словарь.
Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)
Игрушки___ Посуда___
Одежда___ Обувь___
Глаголы (назвать действия по картинкам)
Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___
Словарь признаков (назвать признаки)
Цвет:
Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___
Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___
Величина:
Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___
Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___
Вкус:
Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___
Грамматический строй.
Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)
Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___
Винительный падеж единственное число (вижу кого)
Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным
Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___
Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___
Предложно- падежные конструкции
Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___
Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)
Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___
9. Обследование связной речи (при наличии фразы)
«Кот лакает молоко»___
___
10. Заключение логопеда: ___
Список использованной литературы
1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.
2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.
3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.
Источник
Протокол логопедического обследования (3-4 года)
Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________
Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________
С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________
Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________
I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.
1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:
Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________
Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________
б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:
Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________
Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________
в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?
Если ручки замерзнут, что наденешь на них?
Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
Чем режут бумагу?
2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)
Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________
Кормит _________поливает _________одевается_________
3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:
На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?
4. Понимание простых предлогов:
На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________
Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________
5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)
Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________
Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________
6. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)
Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________
Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________
П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
1. Кто как голос подает (реальные игрушки)
Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________
2. Покажи (с опорой на картинки)
Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________
III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
I. Предметный словарь (назови, что покажу).
а) Реальные игрушки: юла кукла машина
б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши
в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина
г) Картинки одежды: куртка рубашка платье
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
4. Глагольный словарь (с опорой на картинки )
Скажи, что делает:
Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________
Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)
Большой маленький Красный синий
(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)
6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)
Кто как голос подает:
кошка корова собака
петух утка лягушка
(не называет, называет, называет с ошибками)
7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)
Повтори за мной: два открытых слога
пила рыба часы
три открытых слога
сапоги молоко корова
односложные без стечения согласных
мяч лук нож
двусложные с закрытым слогом
двусложные со стечением согласных в середине
ложка мишка туфли
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.
1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки — мишка, зайка)
Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка.
(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)
2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)
Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________
8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)
1. Произношение общеупотребительных слов.
Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)
А: Аня санки пила изолир.
О: Оля зонт окно изолир.
И: иглы киска носки изолир.
У: утка лук изолир.
М: муха | замок | дом | изолир. |
Мь: мяч | змея | изолир. | |
П: папа | сапоги | суп | изолир. |
Пь: петух | спина | изолир. | |
Б: банан | собака | изолир. | |
Бь: белка | кубик | изолир. | |
Т: туфли | петух | мост | изолир. |
Ть: тётя | изолир. | ||
Д: дом | деда | изолир. | |
Дь: дядя | изолир. | ||
Н: носки | окно | слон | изолир. |
Нь: нитки | сани | конь | изолир. |
В: ваза | диван | изолир. | |
Вь: весы | ковёр | изолир. | |
Ф: фонарик | туфли | шкаф | изолир. |
Фь: Филя | конфеты | изолир. | |
К: кот | белка | паук | изолир. |
Кь: кепка | утки | изолир. | |
Г: губы | рога | изолир. | |
Гь: гитара | сапоги | изолир. | |
X: халат | ухо | петух | изо лир. |
Хь: мухи | изолир. | ||
Й: юбка | майка | мой! | изолир. |
С: собака | усы | нос | изо ли р. |
Сь: сеть | письмо | гусь | изолир. |
3:зонт | коза | изолир. | |
Зь: зебра | газета | изолир. |
Ль: лимон самолёт ель изолир.
2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.
А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?
О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?
И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?
У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?
Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?
М: Как мычит корова?
Мь: Как мяукает кошка?
П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?
«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?
Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?
Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?
Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?
Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?
Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?
Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?
Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _
Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?
В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?
Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит
Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?
К: Как курочка кудахчет?
Г: Как гусь гогочет?
X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?
Ль: Это ляля. Кто это?
VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Строение артикуляционного аппарата:
губы __________зубы ___________прикус ___________язык____________
уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________
Мимические движения (по подражанию):
Движение оскаливания___________надувание щек_____________
Наморщивание____________нахмуривание ________________
Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):
губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________
язьи: лопаточка____________иголочка___________________
высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________
горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________
мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте
Учитель-логопед__________________________________________________________________________
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
диагностическое обследования речи детей 2-3 лет подготовила: Морозова И.А.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Повтори слоги: та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Покажи , где мишка в на под
10 слайд
Описание слайда:
Покажи, где девочка спит, сидит, идет, ест
11 слайд
Описание слайда:
Покажи, где
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Покажи, где веселая-грустная
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Большой-маленький
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Это дом, а это домик
19 слайд
Описание слайда:
Это ложка, а это …
20 слайд
Описание слайда:
Это мяч, а это мячик
21 слайд
Описание слайда:
Это кукла, а это куколка
22 слайд
Описание слайда:
Назови существительные
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Повтори кукла плачет: а-а-а-а
27 слайд
Описание слайда:
Ребенок плачет: уа-уа-уа
28 слайд
Описание слайда:
Поезд гудит: у-у-у
29 слайд
Описание слайда:
Ослик кричит: иа-иа-иа
30 слайд
Описание слайда:
Кошка мяукает: мяу-мяу-мяу
32 слайд
Описание слайда:
Состояние речевой моторики Состояние мимической мускулатуры: Поднять брови вверх (удивиться). Нахмурить брови (рассердиться). Прищурить глаза. Надуть щеки (толстячок). Втянуть (худышка).
33 слайд
Описание слайда:
Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию: Губы –улыбка –трубочка. Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-307356
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Приветствую Вас, дорогие мои читатели на канале по развитию речи. Сегодня мы с Вами поговорим об обследовании детей. Расскажу Вам в каком возрасте и какое обследование я провожу.
Сегодня мы с Вами рассмотрим обследование, которое я провожу с детьми в возрасте трех лет.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Перед тем, как начать обследование ребенка, собираю у родителей анамнез. Затем, приступаю к самому обследованию.
1. В начале обследования знакомимся с ребенком. Спрашиваем, как его зовут, сколько ему лет. (Все обследование провожу в игровой форме).
2. Обследуем зрительно-пространственный гнозис и праксис.
- Ориентировка в пространстве: прошу малыша сказать/показать предметы, которые находятся ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.
- Ориентировка в схеме тела: «Покажи, где у тебя глазки, покажи руку, ногу, ухо. А где у тебя носик?»
Одновременно смотрю, понимает ли он мою обращенную речь.
3. Следующее, что я проверяю-это ручная моторика.
Прошу ребенка показать, как «здороваются» его пальчики-для ведущей руки.
Так же, прошу, что бы ребенок поочередно сгибал и разгибал пальцы левой и правой рук.
«Обследование речи ребенка в 3 года».
4. Звукослоговая структура слова. (Предлагаю малышу различные слова на данный возраст и смотрим, наблюдаются ли перестановки звуков, слогов, пропуски звуков/слогов и др.).
Например: Кот, дом; Вода, нога; Батоны, бананы; Стук, спина; Фантик, мост; Банка, тропинка.
5. Состояние фонематического восприятия.
- Играем с малышом в «попугайчика». Я называю отдельные слоги, а он за мной их повторяет.
Например: ПА-БА; КА-ГА; ВА-КА;НА-НЯ; БА-МА.
P.s. При проверке фонематического слуха, прикрывать себе рот рукой, что бы малыш не смог прочитать по артикуляции губ слоги.
- Далее, проверив слоги, переходим к словам. Перед малышом выкладываю картинки слов, которые буду ему произносить, а он мне показывает, что он услышал.
Например: ДОМ-ДЫМ; МИШКА-МЫШКА; УТОЧКА-УДОЧКА.
Даю малышу собаку(игрушку) и говорю ему: «Когда услышишь в слове звук Р, показывай мне собаку».
Например: ДОМ, РАК, ВОДА, РЫБА, БАНКА, ТРУБА.
P.s. Ребенок сам слова эти не повторяет, а только слушает ушками. Перед началом упражнений, покажите пример, что бы Ваш ребенок понимал, что от него хотят.
«Эмоции детей».
6. Цвет и форма. Проверяю у ребенка основные цвета и формы фигур.
7. Состояние звукопроизношение . (Проверяю, какие звуки у ребенка нарушены, или на каком этапе автоматизации (слогов, слов, словосочетаний, фраз)).
8. Обследую состояние словообразования. Прошу назвать предметы ласково, например: «Смотри, у меня БОЛЬШОЙ стол, а у тебя МАЛЕНЬКИЙ … (столик), у меня большая ЧАШКА, а тебя маленькая ЧАШЕЧКА».
9. В конце обследования проверяю связную речь ребенка. Подбираю рассказ на его возраст, читаю рассказ, далее мы разбираем данный рассказ, читаю еще раз и малыш пересказывает сам.
Если Вам было интересно, то мы с Вами продолжим знакомиться с диагностикой детей на другие возраста.
Оставляйте в комментариях Ваши мнения. Если дома пробовали проводить диагностику, делитесь, какие у Вас результаты.
Так же читайте: Какие вопросы могут услышать родители на диагностике своего малыша?
Спасибо Вам, за то, что читаете канал, а чтобы не пропускать наши новые статьи подпишитесь на канал по развитию речи! А так же поддерживайте нашу статью лайкам.
Источник