Ребенку 3 года осмотр у логопеда

Ребенку 3 года осмотр у логопеда thumbnail

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой — маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

— Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

— Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

— Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

— Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

— язык- (массивный, маленький, короткий)

— уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? — красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

Читайте также:  Ребенок 3 года сопли 2 недели

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет?      _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________           

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

1.     Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________ 

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________       

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________ 

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________      

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?     

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?        

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?       

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?       

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?           

Чем режут бумагу?  

2.     Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3.    Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________       

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________          

5.    Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________        

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________  

6.     Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары           ___________Где гриб, где грибы_____________ 

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________     

2.    Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________   

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла    кукла       машина

б) Части тела и лица: голова                руки     ноги                  живот       нос      глаза        рот      уши           

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль        колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка          рубашка            платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

4.     Глагольный словарь опорой на картинки )

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик)          _________Играет (что делает мальчик)__________        

Читает (что делает дедушка)           __________Рисует (что делает дядя)          _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5.     Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой         маленький          Красный        синий          

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6.    Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

Кто как голос подает:

кошка  корова собака

петух  утка     лягушка         

(не называет, называет, называет с ошибками)

7.                  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

пила    рыба    часы   

три открытых слога

сапоги       молоко     корова                       

односложные без стечения согласных

мяч      лук      нож    

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка               мишка            туфли 

7.                  ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушкимишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)        

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)           

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)    

Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________   

8.                  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Читайте также:  На сколько минут ставить горчичники ребенку 3 года

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня         санки      пила             изолир. 

О: Оля          зонт       окно             изолир. 

И: иглы        киска      носки           изолир. 

У: утка                     лук         изолир.          

М: муха

замок

дом

изолир.

Мь: мяч

змея

изолир.

П: папа

сапоги

суп

изолир.

Пь: петух

спина

изолир.

Б: банан

собака

изолир.

Бь: белка

кубик

изолир.

Т: туфли

петух

мост

изолир.

Ть: тётя

изолир.

Д: дом

деда

изолир.

Дь: дядя

изолир.

Н: носки

окно

слон

изолир.

Нь: нитки

сани

конь

изолир.

В: ваза

диван

изолир.

Вь: весы

ковёр

изолир.

Ф: фонарик

туфли

шкаф

изолир.

Фь: Филя

конфеты

изолир.

К: кот

белка

паук

изолир.

Кь: кепка

утки

изолир.

Г: губы

рога

изолир.

Гь: гитара

сапоги

изолир.

X: халат

ухо

петух

изо лир.

Хь: мухи

изолир.

Й: юбка

майка

мой!

изолир.

С: собака

усы

нос

изо ли р.

Сь: сеть

письмо

гусь

изолир.

3:зонт

коза

изолир.

Зь: зебра

газета

изолир.

Ль: лимон       самолёт          ель      изолир.          

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?           

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?      

У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?    

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?        

М: Как мычит корова?         

Мь: Как мяукает кошка?      

П: «Пух!» — стреляет пистолет. Как стреляет пистолет? 

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?           

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка? 

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?    

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?   

Т: «Тук-тук», — стучит молоток. Как стучит молоток?     

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?    

Д: «Ду-ду», — играем на дудочке. Как играем на дудочке?          

Дь: «Динь», — звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» — скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?        

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?  

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит        

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?          

К: Как курочка кудахчет?    

Г: Как гусь гогочет?             

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?      

Ль: Это ляля. Кто это?         

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы          ___________прикус  ___________язык____________    

уздечка____________твёрдое         и мягкое небо_________________________        

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________      

Наморщивание____________нахмуривание          ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________        

язьи: лопаточка____________иголочка___________________ 

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте    

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Источник

диагностическое обследования речи детей 2-3 лет подготовила: Морозова И.А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

диагностическое обследования речи детей 2-3 лет подготовила: Морозова И.А.

Описание слайда:

диагностическое обследования речи детей 2-3 лет подготовила: Морозова И.А.

2 слайд

Покажи

3 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

4 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

5 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

6 слайд

Повтори слоги:  та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.

Описание слайда:

Повтори слоги:  та-да, ба-па, ка-га, са-ша, за-жа, ца-са-ца.

7 слайд

Покажи:

8 слайд

покажи:

9 слайд

Покажи , где мишка в на под

Описание слайда:

Покажи , где мишка в на под

10 слайд

Покажи, где девочка спит, сидит, идет, ест

Описание слайда:

Покажи, где девочка спит, сидит, идет, ест

11 слайд

Покажи, где

Описание слайда:

Покажи, где

12 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

13 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

14 слайд

Покажи, где веселая-грустная

Описание слайда:

Покажи, где веселая-грустная

15 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

16 слайд

Большой-маленький

Описание слайда:

Большой-маленький

17 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

18 слайд

Это дом, а это домик

Описание слайда:

Это дом, а это домик

19 слайд

Это ложка, а это …

Описание слайда:

Это ложка, а это …

20 слайд

Это мяч, а это мячик

Описание слайда:

Это мяч, а это мячик

21 слайд

Это кукла, а это куколка

Описание слайда:

Это кукла, а это куколка

22 слайд

Назови существительные

Описание слайда:

Назови существительные

23 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

24 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

25 слайд

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

26 слайд

Повтори кукла плачет: а-а-а-а

Описание слайда:

Повтори кукла плачет: а-а-а-а

27 слайд

Ребенок плачет: уа-уа-уа

Описание слайда:

Ребенок плачет: уа-уа-уа

28 слайд

Поезд гудит: у-у-у

Описание слайда:

Поезд гудит: у-у-у

29 слайд

Ослик кричит: иа-иа-иа

Описание слайда:

Ослик кричит: иа-иа-иа

30 слайд

Кошка мяукает: мяу-мяу-мяу

Описание слайда:

Кошка мяукает: мяу-мяу-мяу

31 слайд

Читайте также:  Загноился палец у ребенка 3 года

Мышка пищит: и-и-и

Описание слайда:

Мышка пищит: и-и-и

32 слайд

Состояние речевой моторики Состояние мимической мускулатуры: Поднять брови вв

Описание слайда:

Состояние речевой моторики Состояние мимической мускулатуры: Поднять брови вверх (удивиться). Нахмурить брови (рассердиться). Прищурить глаза. Надуть щеки (толстячок). Втянуть (худышка).

33 слайд

Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию: Губы –улыбка –тр

Описание слайда:

Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию: Губы –улыбка –трубочка. Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».

Выберите книгу со скидкой:

Ребенку 3 года осмотр у логопеда

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-307356

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Приветствую Вас, дорогие мои читатели на канале по развитию речи. Сегодня мы с Вами поговорим об обследовании детей. Расскажу Вам в каком возрасте и какое обследование я провожу.

Сегодня мы с Вами рассмотрим обследование, которое я провожу с детьми в возрасте трех лет.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Перед тем, как начать обследование ребенка, собираю у родителей анамнез. Затем, приступаю к самому обследованию.

1. В начале обследования знакомимся с ребенком. Спрашиваем, как его зовут, сколько ему лет. (Все обследование провожу в игровой форме).

2. Обследуем зрительно-пространственный гнозис и праксис.

  • Ориентировка в пространстве: прошу малыша сказать/показать предметы, которые находятся ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.
  • Ориентировка в схеме тела: «Покажи, где у тебя глазки, покажи руку, ногу, ухо. А где у тебя носик?»

Одновременно смотрю, понимает ли он мою обращенную речь.

3. Следующее, что я проверяю-это ручная моторика.

Прошу ребенка показать, как «здороваются» его пальчики-для ведущей руки.

Так же, прошу, что бы ребенок поочередно сгибал и разгибал пальцы левой и правой рук.

«Обследование речи ребенка в 3 года».

4. Звукослоговая структура слова. (Предлагаю малышу различные слова на данный возраст и смотрим, наблюдаются ли перестановки звуков, слогов, пропуски звуков/слогов и др.).

Например: Кот, дом; Вода, нога; Батоны, бананы; Стук, спина; Фантик, мост; Банка, тропинка.

5. Состояние фонематического восприятия.

  • Играем с малышом в «попугайчика». Я называю отдельные слоги, а он за мной их повторяет.

Например: ПА-БА; КА-ГА; ВА-КА;НА-НЯ; БА-МА.

P.s. При проверке фонематического слуха, прикрывать себе рот рукой, что бы малыш не смог прочитать по артикуляции губ слоги.

  • Далее, проверив слоги, переходим к словам. Перед малышом выкладываю картинки слов, которые буду ему произносить, а он мне показывает, что он услышал.

Например: ДОМ-ДЫМ; МИШКА-МЫШКА; УТОЧКА-УДОЧКА.

Даю малышу собаку(игрушку) и говорю ему: «Когда услышишь в слове звук Р, показывай мне собаку».

Например: ДОМ, РАК, ВОДА, РЫБА, БАНКА, ТРУБА.

P.s. Ребенок сам слова эти не повторяет, а только слушает ушками. Перед началом упражнений, покажите пример, что бы Ваш ребенок понимал, что от него хотят.

«Эмоции детей».

6. Цвет и форма. Проверяю у ребенка основные цвета и формы фигур.

7. Состояние звукопроизношение . (Проверяю, какие звуки у ребенка нарушены, или на каком этапе автоматизации (слогов, слов, словосочетаний, фраз)).

8. Обследую состояние словообразования. Прошу назвать предметы ласково, например: «Смотри, у меня БОЛЬШОЙ стол, а у тебя МАЛЕНЬКИЙ … (столик), у меня большая ЧАШКА, а тебя маленькая ЧАШЕЧКА».

9. В конце обследования проверяю связную речь ребенка. Подбираю рассказ на его возраст, читаю рассказ, далее мы разбираем данный рассказ, читаю еще раз и малыш пересказывает сам.

Если Вам было интересно, то мы с Вами продолжим знакомиться с диагностикой детей на другие возраста.

Оставляйте в комментариях Ваши мнения. Если дома пробовали проводить диагностику, делитесь, какие у Вас результаты.

Так же читайте: Какие вопросы могут услышать родители на диагностике своего малыша?

Спасибо Вам, за то, что читаете канал, а чтобы не пропускать наши новые статьи подпишитесь на канал по развитию речи! А так же поддерживайте нашу статью лайкам.

Источник