Ребенку 3 года не спит один

Ребенку 3 года не спит один thumbnail

Содержание:

  • Засыпание: как помочь ребенку
  • Как уложить ребенка спать: 3 приема

Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

Читайте также:  Что испечь ребенку 3 года

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Источник

Для деток очень важен дневной сон. Малыши черпают свои силы именно во сне, они нужны им для роста и полноценного развития. Если ребенок выспится – он будет всегда веселый, бодрый и активный. Он хорошо кушает, играет и с удовольствием идет на контакт. Считается, что ребенок должен спать днем примерно до 6-7 лет. Кроме того, существуют некие нормы сна. Например,  для новорожденных нормой считается сон, продолжительность которого составляет 16-20 часов, из которых на дневной сон приходится 6-8 часов (минимум 4 раза); для годовалых детей эта дневная норма снижается до 4-6 часов (2 раза); а для детей от полутора до 7 лет – до 2-х часов (1 раз). Однако мы должны понимать, что эти данные имеют усредненные значения и носят лишь рекомендательный характер. Все дети разные и потребность в дневном сне у каждого малыша индивидуальна. Некоторые дети крепко спят днем даже в подростковом возрасте, некоторые отказываются от дневного сна после 2-х лет, а некоторые не спят и в год.

В двухлетнем возрасте малыши часто отказываются от дневного сна, этот возраст является переломным. При этом беспокойство мамочек чаще связано не с тем, что дети отходят от принятых норм сна и у них исчезает всякая возможность заняться личными делами, а скорее с тем, что, дети,отказавшиеся от обеденного сна, становятся непослушными и капризными.  При этом к вечеру они начинают хныкать и засыпать, а, когда приходит время укладываться на ночь, они вновь становятся неугомонными и активными. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему ребенок не спит днем,и как научить его отдыхать в дневное время?

Основные причины, почему ребенок не спит днем:

1. МАЛЫШУ НЕ НУЖЕН ДНЕВНОЙ СОН.

Крепкий здоровый сон – это естественная потребность человеческогоорганизма, однако показателем нормальной и полноценной жизнедеятельности ребенка считается не дневной сон, а ночной! В том случае, если малыш крепко и сладко спит всю ночь, спокойно и быстро засыпает вечером, а утром без проблем просыпается, – нет нужды беспокоиться о том, что он отказывается от дневного сна. Почему ребенок не спит днем? Потому что ему это не нужно.Но речь идет здесь только о тех детях, которым не присущи такие вещи, как: нервные срывы, плохое самочувствие, неадекватное поведение, беспочвенные капризы, повышенная возбудимость или попытки уснуть раньше обычного времени. Если вы периодически сталкиваетесь с подобными проблемами, – то, скорее всего, причина, почему ребенок не спит днем, совершенно иная.

Что делать в этом случае?

Нужно не паниковать, а успокоиться и постараться понять специфику организма вашего ребенка и смириться с тем, что ваш малыш не нуждается в дневном сне. Однако в этом случае вам все-таки необходимо научить малыша расслабляться в течение нескольких минут в середине дня. Нужно, чтобы ребенок мог спокойно полежать, пусть даже не засыпая, некоторое время. Это особенно важно для тех детей, которые ходят в детский сад.

Заинтересуйте ребенка сказкой и разговором, чтобы уложить в кроватку. И, возможно, на радость вам, он все-таки уснет.

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

В детской педиатрии существует такое понятие, как «дети с повышенными потребностями»,  или проще говоря, дети, имеющие неврологические особенности. Это не заболевание, но диагноз, от которого вам навряд ли удастся избавиться, но к которому можно приспособиться. По сути это гиперактивные дети. Они очень эмоциональны, впечатлительны, импульсивны и чересчур активны. При этом они быстро устают, не умеют расслабляться и плохо засыпают. Как правило, именно у таких детей бывают проблемы со сном. Их может мучить бессонница, лунатизм, ночные кошмары, патологическая сонливость, энурез и прочие заболевания, связанные с расстройством сна, даже во взрослой жизни.

Что делать?

Необходима консультация, наблюдение и, скорее всего, лечение у невролога. Таким детям показан строгий режим дня, эмоциональное спокойствие, любовь и терпение родителей, а также отсутствие всяких нервных потрясений. Им противопоказаны компьютерные игры, просмотр телевизора  в течение длительного времени и слишком активные игры.

3. МАОЫШ ПЕРЕВОЗБУДИЛСЯ.

Тут мы имеем в виду разовые события: поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, длительное путешествие или какое-то сильное потрясение, как  положительное, так и негативное. Сюда же можно отнести и накопленную усталость – гиперусталость. Например, если в течение какого-то длительного времени ребенку приходилось рано вставать или поздно ложиться, а также, если в течение нескольких дней его жизнь была слишком насыщенна, активна и эмоциональна, то нежелание спать – это ответная реакция детского организма на переутомление.

Очень постарайтесь уложить ребенка в постель  чуть раньше, чем он захочет спать. Старайтесь делать перерывы между активными действиями ребенка, играйте в пассивные игры  и дайте малышу возможность больше отдыхать.

4. РЕБЕНОК, НАОБОРОТ, НЕ УСТАЛ И НЕ ИСТРАТИЛ СВОЮ ЭНЕРГИЮ.

Данная причина тоже, как правило, носит кратковременный характер. Дети в возрасте от года до 7 лет имеют столько энергии, что любому взрослому остается только завидовать. Возможно, ваш ребенок в течение какого-то времени вследствие каких-то причин, меньше обычного гулял, играл и, соответственно, не истратил запас своей дневной энергии.

Читайте также:  Какие травы от кашля можно ребенку 3 года

Увеличьте время пребывания на свежем воздухе, отправьте ребенка в кружок танцев, займитесь спортом или поиграйте в подвижные игры.

5. МАЛЫШ НЕ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ РЕЖИМА ДНЯ

Если вчера вы проснулись в 9 утра, пропустили обеденный сон, легли в 10 вечера, а сегодня встали в 7, вместо дневного сна пошли гулять, а в 8 вечера уже уснули на ночь – не удивительно, что ваш малыш не хочет спать в обед, а также плохо спит ночью.

В этом случае необходимо составить ребенку режим дня и непременно придерживаться его!

6. СБИТ РЕЖИМ СНА.

Почему ребенок не спит днем?  Вспомните, возможно, сегодня он вздремнул в автобусе или на пару минут закрыл глаза в автомобиле. Возможно, вчера он  поздно уснул из-за гостей или утром встал очень рано для того, чтобы пойти в поликлинику.

Что делать в этом случае?

Старайтесь всячески отвлекать ребенка во время поездок и не давайте ему дремать вне кровати. Соблюдайте время и место его ночного сна и дневного отдыха, несмотря ни на какие обстоятельства в вашей жизни. Соблюдайте ритуалы отхода ребенка ко сну.  Одинокого повторяющиеся действия перед сном: чтение книги, пение  колыбельной, массаж, поцелуй, и подобные вещи привычно расслабляют ребенка и настраивают его организм на сон. Старайтесь, чтобы ребенок всегда спал в одной и той же комнате и в одной и той же кровати.

7.  МАЛЫШ ИСПЫТЫВАЕТ ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.

Плохая погода,ветер, жара, холод или духота в комнате, слишком тугая или теплая одежда, некомфортное постельное белье – все это может негативно повлиять на сон ребенка. Причиной нежелания ребенка засыпать, может стать перестановка мебели в комнате, ремонт или переезд в новую квартиру.Также плохо на сон малыша влияют компьютерные игры и длительный просмотр телевизора. Возможно, он насмотрелся ужастиков, ему непривычна новая обстановка или он просто боится один оставаться в кровати.

Что делать?

Сделайте момент засыпания ребенка комфортным, а при смене обстановки – побудьте вместе с ним. Поговорите с ребенком о том,  что может его пугать, а для спокойствия дайте ему что-то знакомое, например, любимую игрушку.

8. У НЕГО ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ ОН БОЛЕН.

Болит животик, ушко, режутся зубки – да мало ли что может беспокоить ребенка. Подобные проблемы со сном начинаются внезапно: малыш засыпает, но резко просыпается, кричит и плачет.

Найдите и устраните причину недомогания ребенка.

9. В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Почему ребенок не спит днем? Возможно, это реакция на значимые изменения и события: вы переехали или развелись с мужем, у вас родился второй ребенок или малыш пошел в детский садик – в вашей жизни произошло что-то неординарное, к чему ребенок пока не привык и из-за чего может сильно переживать.

Если в вашей жизни что-то сильно поменялось, будьте терпеливы к ребенку, проявите к нему больше заботы, ласки и любви. Покажите малышу, что несмотря ни на что, в ваших с ним отношениях ничего не изменилось и что вы по-прежнему его любите.

Результатом сна ребенка всегда должно быть его отличное настроение, активное поведение и хорошее самочувствие. Если ваш малыш, несмотря на отсутствие дневного сна, бодр, активен и весел, не стоит лишний раз беспокоиться и размышлять о том, почему ребенок не спит днем. Однако если малыш плохо спит ночью, тяжело просыпается утром, капризничает днем, засыпает к вечеру, а чуть позже никак не может уснуть – постарайтесь найти причину подобного поведения и научите его днем, если не спать, то хотя бы отдыхать.

Источник

Содержание:

  • Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна
  • Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания
  • Ребенок не спит в детском саду: что делать?

Обычно дети спят днем как минимум до трех лет: примерно до года бывает два дневных сна, затем остается один. Привычку к дневному сну поддерживает и режим детского сада — там многие дети спят днем почти до школы. Что делать, если ваш ребенок вот-вот окажется от дневного сна? По-прежнему укладывать его спать или не стоит?

Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна

Трехлетний малыш, отвыкающий от тихого часа, сегодня засыпает, а завтра нет. Часто это не составляет проблемы, но случается, ребенок «зависает» на полпути от старого режима к новому и очень плохо переносит дни, когда не спит, или ночи после дневного сна. Он недостаточно сонный, чтобы заснуть днем, но и сил на целый день у него не хватает, например, из-за того, что его ночной сон не успел должным образом увеличиться.

Постепенно он сникает и во второй половине дня начинает капризничать. Иногда ему удается поспать в располагающих к этому условиях — скажем, в машине, где он оказался в нужное время, или в детском саду, поскольку там приходится спокойно лежать в тихий час. Однако после этого ему не хочется спать в обычное время вечернего укладывания, и несвоевременное бодрствование длится долгие часы.

Обычно переходный период исчерпывается неделями. Если он затягивается, нужна ваша помощь. Как правило, проще разом отменить дневной сон, чем многократно отказываться от него и снова возвращать. Попробуйте полностью исключить его на одну-две недели и проверить, по силам ли ребенку новый режим.

По окончании переходного периода трудности уйдут сами. Скорее всего, ребенок будет несколько вялым примерно в то время, когда раньше спал, избегая активных игр и проводя около часа, свернувшись клубочком на диване перед телевизором. (Если и есть в сутках правильное время для телевизора или видео, то вот оно.) В это время он мало на что способен.

Читайте также:  Ребенок 3 года постоянно вытирает рот

Подобное случается и с маленькими детьми, переходящими от двухразового дневного сна к одноразовому. Одни отказываются от послеполуденного, но продолжают спать утром, вместо того чтобы ложиться после обеда. Другие засыпают то утром, то во второй половине дня. Решением является постепенный перенос оставшегося сна так, чтобы он начинался после обеда, а если ребенок спит всегда в разное время — приучение его к стабильному распорядку с единственным сном в середине дня.

Иногда ребенок готов отказаться от дневного сна несколько раньше, чем ожидают родители. Например, 11-месячный ребенок засыпает в 10.00 и в 14.00, но один из снов (не всегда один и тот же) становится проблемным. Вы тратите 45 минут на то, чтобы он угомонился и проспал всего полчаса. Очевидно, что проблемы создает двухразовый дневной сон, с которым ребенок так или иначе простится в ближайшие месяцы. Значит, попробуйте перевести малыша на одноразовый после обеда. Возможно, это пойдет на пользу и ему, и вам. Если же вам кажется, что он еще слишком мал, можно сократить его ночной сон на 30–60 минут, чтобы он мог «добирать» днем.

Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания

Ребенок может ассоциировать с дневным сном, как и с ночным, разного рода действия: укачивание, поглаживание по спинке, посасывание пустышки, питье из бутылочки. Тогда все эти ассоциации можно изменить одновременно. Но бывают и нежелательные ассоциации, связанные именно с дневным временем, например, привычка засыпать в машине. Если ребенок еще не готов отказаться от дневного отдыха, отучите его от вредных привычек — это не составит труда.

В этом деле, как и во всем, главное — последовательность. Например, чтобы научить ребенка засыпать дома, а не в машине, или в своей кроватке, а не у вас на руках, не разрешайте ему погружаться в сон в привычных условиях. На тихий час укладывайте его в колыбель или в кроватку. Если за полчаса он не заснул, объявите сон или тихий час законченным и сделайте другую попытку в следующий дневной сон.

Возможно, он не дотянет до следующего тихого часа и уснет на полу или на диване. Но хотя бы заснет сам, не получив подкрепления дурной привычки, так что это уже прогресс. Не допускайте, чтобы время укладывания или подъема менялось. Бывает, два-три дня ребенок не спит совсем, но вскоре дневной сон восстанавливается, если только вы не переоцениваете его потребность в сне.

Иногда родители замечают, что малыш засыпает сам в кроватке без привычных условий, но просыпается раньше времени и в дурном настроении. Если не подходить к нему, он плачет, а сон не возвращается. Оказавшись в привычных условиях — скажем, у вас на руках, — он засыпает, спит, сколько положено, и встает довольный. Это можно пережить, но не слишком долго.

Если же его приходится подолгу укачивать или для вас это попросту неудобно, лучше забрать его из кроватки, когда он проснулся в первый раз, но отказаться укачивать до погружения в сон. Пускай поначалу он недоспит и покапризничает, зато запомнит, что на укачивания можно больше не рассчитывать. Заснет за игрой — тем лучше, ведь это случилось без вашей помощи.

Примерно через неделю ребенок начнет сам возвращаться ко сну в своей кроватке. В противном случае может удлиниться его ночной сон, компенсируя дневное недосыпание, и он уже не будет пробуждаться в плохом настроении.

Ребенок не спит в детском саду: что делать?

Обычно дошкольники спят в яслях или детском саду три-пять раз в неделю, и предполагается, что и дома они будут спать днем. Тем не менее ребенок, регулярно спящий в дошкольном учреждении, может отказаться от тихого часа дома. Это само по себе не проблема, если отсутствие дневного сна не сказывается на его поведении.

Как правило, такое происходит с детьми не младше трех лет, то есть достаточно большими, чтобы совершенно отказаться от дневного сна. Если можно договориться, чтобы вашего ребенка в детском саду не укладывали, возможно, ему будет проще полностью перейти на режим без дневного сна, чем менять его день ото дня.

При отсутствии выбора с этой проблемой — осложненным вариантом переходного периода, о котором шла речь выше, — придется немного повозиться. Не принуждайте ребенка спать дома — предложите ему именно «тихий час» (полежать под сказку, музыку или видео, поиграть в спокойную игру). В период спада дневной активности ему не нужно будет заниматься ничем, требующим внимания, как не придется и воевать за право не спать днем, а в какие-то дни он, возможно, и поспит.

Ребенку, совершенно отказавшемуся от дневного сна, трудно лежать молча и ничего не делать в детском саду, когда вся группа спит. В большинстве детских дошкольных учреждений к этому вопросу подходят разумно. Обычно все дети ложатся, но через 15 минут тем, кто так и не уснул или уже проснулся, разрешают подняться и тихонько поиграть.

Но в некоторых садах всех детей, даже если у них сна ни в одном глазу, заставляют лежать по часу и больше. Это не вариант — жестоко принуждать ребенка ежедневно проводить целый час в неподвижности и безделье. (Это хорошо для воспитателей, но плохо для детей.) Поговорите об этом с сотрудниками сада. Если они категорически откажутся пойти вам навстречу, лучше поискать другой.

Источник