Ребенку 3 года говорит о себе в третьем лице

Ребенку 3 года говорит о себе в третьем лице thumbnail

Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?

Возможные причины

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

До какого возраста это норма?

Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.

Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».

Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».

Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.

Заключение

Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.

Источник

Появление в речи ребёнка своего «Я» означает то, что малыш добрался до важного этапа — он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: «Саша уже помыл руки«, «Маша смотрит мультики«. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: «Ну говорит и говорит — что здесь такого?» А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.

Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.

Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?

Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.

Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется «Я», приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего «Я» ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его «Я», как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.

При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.

Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития — например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.

При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.

А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?

Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).

С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё «Я», которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.

Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.

фото из открытых источников

Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:

  • Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком

Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: «Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!» Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.

Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого — кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: «Лёва не хочет спать«, «А Лёве купят булочку?«.

РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, — у меня ушло 3 или 4 месяца, — но ребенок переучился говорить правильно.

  • Гиперопека — она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста

Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует «Я», так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.

РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит — в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.

  • Мало внимания от взрослого

Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития — они могут «разучиться» ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.

Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье «конкурента» за внимание — младшего брата или сестры.

РЕШЕНИЕ: простое и очевидное — стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.

Спасибо тем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)

«Избирательный контакт» — про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.

«Ребёнок-пылесос» — как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот

Источник

Проблема именно правильного употребления местоимений у моего сына продолжается уже больше года, с тех пор, как он заговорил. В самом начале я не передавала этому значения, я просто радовалась тому, что он хотя бы называет себя по имени и что речь у сына стала развиваться.

Примечание: местоимения мы, они, она, он — сын употребляет правильно.

Но спустя полгода, когда ребёнок уже говорил предложениями, эта проблема местоимений стала нарастать. Говорил он так:

«Коля будет кушать, играть, спать…», «Тебе надо купить машинку ( имея ввиду себя)», «Отдай твою машинку (опять же имея ввиду себя) и т.д.»

Меня это забеспокоило и стала думать как помочь своему ребёнку. Сегодня поделюсь с Вами нашими с сыном занятиями по местоимениям.

Как научить ребёнка правильно применять местоимения?

Первый вывод, который я сделала для себя, исходя из своей речи, я перестала говорить о сыне Сама в третьем лице, потому что ребёнок повторяет за мной, эхолалит, и учится не правильно говорить, например:

Кто тут пришёл? Коля. А Коля будет кушать, а Коля пойдёт гулять?

Обращение Коля я заменила на Ты и перестала разговаривать с ним как с маленьким, больше передо мной не стояла задача, чтобы он выучил своё имя.

Поэтому совет для Вас, родители, если у Вашего ребёнка есть такая же проблема, то прежде всего обратите внимание на свою речь и то как Вы обращаетесь к ребёнку.

А теперь перейдём к упражнениям, которые я проводила и до сих пор провожу с сыном.

«Кто в зеркале?»

Подводим ребёнка к зеркалу и спрашиваем у него:

Это кто? Указывая, на отражения ребёнка в зеркале.

Ребёнок называет себя по имени, а Вы поправляет его и говорите «Я».

Такое упражнение можно делать несколько раз в день, а чтобы разнообразить, можно взять ещё игрушки и показывать их и Вашего сына поочерёдно в зеркале, пускай ребёнок называет свои игрушки, а потом и себя.

Упражнение на местоимения Тебе/Мне.

Эти местоимения мой сын путает постоянно, а как научить ребёнка правильно их применять и объяснить ему, что если я говорю про него «тебе», то он должен наоборот применять в отношении себя местоимения меня/мне, я не могла сообразить. Устные разговоры не помогали, ребёнок просто не понимал, что я от него хочу.

И здесь мне на помощь пришли настольные игры, такие как лото или домино. Я их череду, чтобы не надоели.

Берём домино, даём ребёнку фишки и просим его раздать их, чтобы начать игру. При этом ребёнок каждый раз, когда раздаёт фишку произносит:

ТЕБЕ/Мне.

Вот пример раздачи фишек в домино:

Так же для тренировки этих местоимений, я использую ещё детское лото.

Наше лото

Все же знают правила этой игры? Нужно закрыть все поля фишками и у кого быстрее получиться это сделать, тот и выиграл. Так вот, мой ребёнок очень азартно играет в эту игру и когда я достаю фишки из мешочка, то он смотрит у кого есть такая картинка и говорит:

Коля/мама — это было раньше, а теперь у тебя/у меня.

Учебный процесс именно в игровой и не навязчивой форме отлично подходит всем детям, вне зависимости, есть у ребёнка какие-то особенности в развитии или нет.

Конечно, всё пришло не сразу и я постоянно его учила правильно говорить, да и сейчас ещё и поправляю его, и занимаюсь с ним. Но стало значительно лучше.

————

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.

Источник

Ну тогда все должно быть хорошо, речь ведь есть.Должен скомпенсироваться.

ОтветитьНравится 

Может оттуда и ноги растут? А индекс высокий?

ОтветитьНравится 

Алёна

Может быть! определить не могут! индекс невысокий

ОтветитьНравится 

Все нормально?

ОтветитьНравится 

Алёна

По мрт, кт да, а на ээг у нас эпиактивность.

ОтветитьНравится 

Ещё мне говорила врач, что когда у ребёнка задержка развития, то и я появляется попозже, все этапы немножко сдвинуты. А какие обследования вы проходили? мрт, ээг?

ОтветитьНравится 

Алёна

Мрт, кт, ээг обычное несколько раз, два раза ээг дневного сна

ОтветитьНравится 

Прошло, хотя иногда проскакивает.Вот губы облизывать стала недавно и как то похмыкивала пару раз.Еще остались запинки в речи. Она недостаточно плавная что ли. Бывает просклоняет что то не так. А так сообразительная.И пошутит, и схитрит если надо.

ОтветитьНравится 

Крутила уши постоянно и себе, и мне, какие то странные движения типа приседаний, руки потирала, губы облизывала, плечами дергала часто типа пожиманий.

ОтветитьНравится 

Алёна

А сейчас все уже ушло это? в том числе и другие признаки?

ОтветитьНравится 

Да, ещё движения всякие навязчивые были

ОтветитьНравится 

Алёна

Какие? моя прыгает на одном месте, переминается с ноги на ногу, трет нос и глаза, хаотичные движения руками (но не крылышки) и в это же время крутит ступни и трогает волосы, как бы мнет их частенько

ОтветитьНравится 

Алёна

У моего тоже такое наблюдаю

ОтветитьНравится 

Правда стиралка когда работает на кухню не заходит, но это мелочи по сравнению с тем, что было

ОтветитьНравится 

Алёна

А мой наоборот любит кнопки у стиралки нажимать

ОтветитьНравится 

Началось все где то с 2,5 лет.Начала закрывать уши. Мы по лорам слух проверять.Слух норма. Закрывала и на звуки какие то и просто так. Страх помещений.Не могли зайти даже к бабушке в соседний подъезд, не говоря о других местах.Боялась мух, унитаза, стиральной машины, красного тазика, подсолнухов, даже президента нашего по телику.Одеяло должно было быть в одном пододеяльнике. Со взрослыми вообще не контактировала, даже со знакомыми, отворачивалась, опускала голову. В первый год и в саду как то играла рядом с детьми, а не вместе. Правда утренники любила.В сад мы пошли в 4 года., у нас логогруппы только с 4 лет. Эхлолила постоянно.Слова не договаривала.Ну плюс истерики и избирательность в еде. Я уже сама начиталась, думала, что аутизм.

ОтветитьНравится 

Алёна

У нас тоже с незнакомыми не разговаривает, со знакомыми, кроме тех с кем живет, очень редко когда может что-то пробурчать, а так отворачивается, утыкается в меня, либо опускает голову! в детском саду совсем молчит целый день! с детьми там играет, но тоже молча! бывает несколько слов скажет!

ОтветитьНравится 

У нас кстати тоже судорожный синдром был до года.И инвалидность одна доцент ставила.Посмотрела 15 минут при студентах, спросила у дочери что то, она ответила в неопределенной форме, спросила про еду и страхи и диагноз готов(аутизм). Эта доцент правда на взрослых специализируется.Потом попали к доценту по аутятах, о которой я выше писала. Она сказала, что такой диагноз выставляется только коллегиально после длительного времени наблюдения ребёнка в динамике и что у нас скорее всего органика(сложная беременность с отслойкой большой и кровотечением на 12 нед), что надо быть под наблюдением невролога, психиатра, заниматься с психологом и дефектологом. В итоге скачок произошёл ближе к 5 годам. Мы пришли в сад после лета и воспитатели нас не узнали. Стала очень общительной, в сад бежит с удовольствием, ходит в субботнюю школу.Правда палочки всякие и буквы писать не любит, Говорит :«Как это сложно, как это скучно»? Так что по поводу диагнозов не загоняетесь, если есть положительная динамика в развитии, то все должно быть хорошо.

ОтветитьНравится 

Алёна

А какие -то у вас были еще признаки кроме избирательности в еде и истерик?

ОтветитьНравится 

Алёна

У вас в итоге диагноз какой? нам вчера поставили сыну диагноз аутизм ?мой сын тоже уши закрывает часто .

ОтветитьНравится 

Кира

Точно-точно пока никакого, и аутизм и ач и зпр ставят

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Кира

Осталась зрр скомпенсированная, хотели переводить в простую группу, но мы упросили на год остаться. Ставили и аутиз, и ач, и расстройство эмацианальной сферы, и судорожный синдром. Инвалидность тоже предлагали оформлять.У меня земля уходила из под ног. Старший ребёнок был инвалид по эпи(синдром Веста).Дочка родилась через два года после его смерти. Одна мама, у которой ребёнок с аутизмом, писала, что из 6 детей со схожими симптомами, которые ходили с ними на занятия, диагноз подтвердился со временем только у них. Остальные скомпенсировались. Желаю и вам того же.

ОтветитьНравится 

У нас кстати тоже судорогт

ОтветитьНравится 

Мой недавно фрукты распробовал, месяц-два буквально, овощи сырые не ест до сих пор.Сладости то они все любят)и учить не надо)

ОтветитьНравится 

Маленький набор продуктов, в основном это каши, блины, запеканка, творог, некоторые фрукты и овощи. Мяса не ест в любом виде, рыбу тоже до сих пор.Супы многие тоже не ест. В саду, когда было 4 года, если что то предлагали выскакивала из за стола и падала на пол. На обеде в саду ела только хлеб и компот.Целый год мы водили в сад только до сна.К людям, особенно взрослым, относилась настороженно.Если я останавливалась поговорить с кем нибудь, тащила за руку и кричала. Вообще были постоянные истерики.Причем «не обращать внимания» это у нас не прокатывало.Она могла больше часа истерить и все разбрасывать и без зрителей. На улице вообще люди говорили:«Не дай Бог такого ребёнка » Всем же не объяснишь.Были и движения навязчивые и тики, и облизывание губ и хрюканья какие то.Прочитала, что бы ребёнок стал есть, надо с ним готовить вместе, давать сразу понюхать, потом лизнуть попросить, потом просто во рту подержать и так далее. Это можно растянуть на несколько дней от этапа к этапу.Наберте«как научить аутичного ребёнка есть». Разыгрывали ещё целые спектакли.Ставили на стол ее любимые игрушки и от их имени восхищались и считали ложки.И каждый герой спрашивал:«А ещё одну ложку сможешь съесть?»Она с гордостью говорила:«Смогу!»Так постепенно расширили рацион, хотя до сих пор новое старается не пробовать(это правда не касается сладостей?)

ОтветитьНравится 

Алёна

Да по поводу еды очень похоже на нас!!! Сладости это наше все!!!

ОтветитьНравится 

А какие у вас ещё симптомы указывают на аутизм? У нас тоже нет местоимений в речи, если это можно назвать так, пока говорит несложные фразы из двух слов.

ОтветитьНравится 

Варвара

У нас основные это: не разговаривает с незнакомыми и малознакомыми людьми, в детском саду молчит целый день, хотя речь есть и дома общается, активный словарный запас неочень велик для ее возраста, невсегда отзывается на имя с первого раза и невсегда сразу делает, что просим, бывает говорит о себе в 3 лице, присутствуют навязчивые движения (переминается с ноги на ногу; прыгает на одном месте, часто трет нос и глаза, хаотичные движения руками (но не крылышки), крутит одновременно с этим стопы, гиперактивность, трогает и мнет волосы, присутствует агрессия по отношению к младшему брату, возможно вокализация и избирательность в еде (в последнии полгода почти на все не хочу или не буду).Вроде все

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Варвара

О чем? у нас диагноз уже есть.Сейчас собираем документы на цпмпк, чтобы могли бесплатно заниматься со специалистами психологом, дефектологом, логопедом

ОтветитьНравится 

АЛЕКСАНДРА МАМАДЕВОЧКИИМАЛЬЧИКА

Ну если у вас стоит диагноз, вам скорее всего должны дать инвалидность.Вы в предыдущем посте писали об этом… Другой вопрос готовы ли вы к этому. вот я нет(да нам наверное и не дали бы её на данном этапе..​

ОтветитьНравится 

Варвара

У нас непонятно на самом деле до конца, так как один врач говорит зпр, второй ач+зпр, третий аутизм, четвертый сказал вообще все хорошо, просто гиперактивность и сдвг, даже тогда когда я уже все перечислила ему, что меня настораживает и не дает покоя! нам этот диагнозы 1,5 месяца только назад начали озвучиваьь! а до этого я год говорила многим неврологам о нашем поведении и ни один не видел проблемы! у нас просто есть еще один неуточненный диагноз атипичные фебрильные судороги (возможно эпилепсия) только при температуре приступы и в итоге никто не может понять до конца, что с моей дочерью!

ОтветитьНравится 

У нас было точно так же и точно такие же диагнозы. О себе говорилапостоянно в третьем лице. Доцент, к которой мы приехали на консультацию сказала, что аутичные черты бывают и у органиков, и у речевиков и при других нарушениях. Дочка закрывала уши, боялась новых помещений и каких то предметов, избирательность в еде присутствовала, эхолалии.Доцент посоветовала проследить за своей речью.Говорить не «иди к маме», а «иди ко мне», не «дадим Симе», а «дадим тебе». Ну и поправлять, если забывает.Через месяц было 80%, а через два месяца 100% Я. Тяжело было переучить себя?.Сейчас нам 6 лет.Посещаем логопедическую группу, осенью пойдём в простую школу. Общительная девочка, правда немного эмоциональна.

ОтветитьНравится 

Алёна

А в чем проявлялась в избирательность в еде? я так думаю у нас она тоже, вот уже полгода почти на все ответ не хочу или не буду

ОтветитьНравится 

Источник