Ребенку 2 года песочная терапия

Ребенку 2 года песочная терапия thumbnail

Ольга Соломатина
Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста «Раз, два, три, четыре, пять — я с песком иду играть»

Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста(2-3 года) с задержкой речевого развития.

Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста «Раз, два, три, четыре, пять — я с песком иду играть»

Часто ко мне приходят детки раннего возраста, которые совсем не говорят или их речь непонятна окружающим. Игра с песком мне очень помогает установить контакт с ребенком и, как следствие, запустить процесс общения с окружающими. Наглядно-образное мышление у таких детей еще не развито, а его развитие очень важно в постановке правильной связной речи. Составляя композицию на песке, я и ребенок придумываем сюжетную линию повествования и эмоционально окрашиваем её. Предлагаю вашему вниманию несколько моих занятий.

1. Занятие «Домик для петушка».

Цель: Развитие речи, развитие тактильной чувствительности, воображения, мышления, креативности, умения самостоятельно принимать решения, коммуникативные навыки. Развитие речевого дыхания.

Материалы: Петушок,картинки: тучки и дождя, домик с заборчиком. Зонт или картинка зонта, лучше настоящий зонт. Семена круп (фасоль и т. д.). Скамеечка, разноцветные камешки. Мыльные пузыри. Легкая музыка.

План занятия:

1. Приветствие

2. Работа с песком. Разогрев.

3. Рисование на песке. Дождик.

4. Строим (рисуем) домик для петушка. Заборчик вокруг домика.

5. Игра с крупами.

6. Завершение игры с песком.

7. Подвижная игра. «Петушок»

8. Можно взять мыльные пузыри и устроить фейерверк из пузырей в честь нового домика для петушка (речевое дыхание).

9. Прощание

1. Приветствие

Становимся в круг, беремся за руки.

-Собрались мы здесь опять, (качаем руками)

-Мастерить, с песком играть, (трем ладони)

-Заниматься нам пора, (беремся за руки)

-Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)

2.-Давай поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

— Послушай, он с тобой здоровается, только очень-очень тихо. Давай его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой, каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

-Давай его потрем между ладонями.

— Давай его возьмем в кулачки крепко — крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим.

3. Появляется петушок (ставим его в песочницу) и грустит, рассказывает, что у него очень много друзей, что он очень любит праздники, но для этого ему нужен домик. Да еще и осень наступила, дождик на улице часто идет, холодно и неуютно.

-Как дождик идет, покажи ручками.

-Откуда дождик капает? (из тучек, с неба)

-Что это? (тучка)

-Как дождь идет? Вот так (можно взять в кулачек и тихонько высыпать на песочницу). Дать ребенку сделать так же.

-А что нужно чтобы не промокнуть? (зонтик)

(ПОКАЗ КАРТИНКИ ЗОНТИКА ИЛИ НАСТОЯЩИЙ ЗОНТ)

-А у петушка даже зонтика нет!

Вот идет он, а на него с неба дождик капает. Как петушок идет, покажи.

-Дождик можно еще и нарисовать на песочке.

Рисуем, как капает дождик с неба.

4. НУЖНО НАМ ПЕТУШКУ ДОМИК ПОСТРОИТЬ.

Вот такой (показ картинки домика или игрушечный дом)

-Что это? (домик)

Далее беседа о домике: крыша, стены, окошки, двери. Добиваемся от ребенка самостоятельных высказываний, если не говорит, то сами называем и показываем.

Рисуем домик на песке для петушка. Заборчик вокруг.

Показываем, как рисовать, способы.

5. А вокруг домика посадим деревца, растения разные (закапываем семена фасоли и др.)

Украсим домик петушка (поставим скамеечки, из разноцветных камешков сделаем цветник и т. д.)

Поколдуем, поколдуем, слова волшебные скажем и посмотрим, раскопаем, нет ли там росточков? Нет росточков, опять закапаем их в песок. (Игру повторить 2раза или по ситуации)

6. Завершение игры с песком.

-А теперь мы сделаем большую горку (педагог вместе с детьми собирает песок в одну большую кучу, потом разбираем игрушки и атрибуты).

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Включаем свет, закрываем стол.

7. «Сел наш Петя на окошко,

Посиди, не улетай,

Посидел у нас немножко,

Улетел наш Петя, ай!

(Ребенок изображает все движения)

8. Игра с мыльными пузырями.

9. Прощание

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»).

2. «Осень в гостях у петушка».

Цель: Развитие речи, развитие тактильной чувствительности, воображения, мышления, креативности, умения самостоятельно принимать решения, коммуникативные навыки. Развитие речевого дыхания.

Материалы: Домик петушка, тучки с дождем, муляжи фруктов, грибов или картинки. Осенние листочки (обязательно по два одинаковых: красные, желтые, зеленые, коричневые). Девушка-Осень (картинка, зонтик. Легкая музыка.

План занятия:

1. Приветствие

2. Работа с песком. Разогрев.

3-4. Рисование на песке. Рассказ про осень.

5. Игра с муляжами грибов, фруктов, ягод.

6. Завершение игры с песком.

7. Подвижная игра.

8. Собираем листочки в игре.

9. Прощание

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»).

1. Приветствие

Становимся в круг, беремся за руки.

-Собрались мы здесь опять (качаем руками)

-Мастерить, с песком играть (трем ладони)

-Заниматься нам пора (беремся за руки)

-Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)

2.-Давай поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Теперь ручки свои закопаем в песочек. Ручки аккуратно вынем, почистим ладошки.

— Давай его возьмем в кулачки крепко — крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим.

3. Выкладываем на песок домик петушка.

-Давай поздороваемся с петушком!

К петушку едет в гости одна волшебница, которую зовут осень. Кто она такая, петушок и сам не знает. Нужно петушку помочь. Давай ему расскажем про осень!

Осень

Осень, осень, не спеши

И с дождями подожди.

Дай еще нам лета,

Солнышка и света.

4.Рисуем: Осенью небо в тучках (рисуем тучки, осенью дождь идет (рисуем,

Осенью ветер дует сильный и слабый, разный!

Упражнение на развитие речевого дыхания. Вдохни через носик, а выдохни через рот. Делаем сильный и слабый ветерок (дуем себе на ладошку)

Потом рисуем ветер на песке.

После того как нарисовали, спрашиваем у ребенка, что это мы нарисовали.

-Осенью бывает листопад. (Высыпаем на песочницу осенние листочки)

-Давай нарисуем такие же, осенью их много-много.

-Что мы нарисовали? (листочки).

Появляется осень (картинка Девушки-Осени).

Беседа, рассматривание. Рисование линий и штрихов вокруг осени, осень лежит на песке.

5. Осень приносит грибы, ягоды, фрукты.

Раскладываем их в песочнице (грибочки, а травку вокруг рисуем, рисуем деревья, а плоды подставляем под веточки или на веточки и т. д. Показываем способы рисования.) Работаем с ребенком рука в руке, если сам не может справиться.

Зовем петушка и показываем кто такая осень.

6. Завершение игры с песком.

-А теперь мы сделаем большую горку (педагог вместе с детьми собирает песок в одну большую кучу, потом собирают игрушки).

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Выключаем свет, закрываем стол.

7. Подвижная игра «По листочкам».

Имитируем звук дождя «ш-ш-ш-ш-ш-ш».

-Как дождик шумит?

Открываем зонтик. Чтобы ножки не намочить, нужно по листочкам шагать (разложить листочки на полу). Под музыку шагаем по листочкам.

8. Игра «собери листочки».

Педагог берет листочек и просит ребенка принести такой же.

9. Прощание.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»)

3. «Петушок и Фруктик».

Цель: Развитие речи, развитие тактильной чувствительности, воображения, мышления, креативности, умения самостоятельно принимать решения, коммуникативные навыки. Развитие речевого дыхания.

Материалы: Домик петушка, петушок, Фруктик (придумать, муляжи фруктов (яблоко, груша, слива и т. д., разрезные картинки фруктов, воздушные шарики, с наклеенными на них картинками фруктов, ватка, полоски бумаги, игрушечное блюдце.

План занятия:

1. Приветствие

2. Работа с песком. Разогрев.

3-4. Рисование на песке. Рассказ о Фруктике

5. Завершение игры с песком.

6. Игра на ковре «Собери фрукт» (разрезные картинки из 2-х частей).

7. Подвижная игра с воздушными шариками.

8. Упражнение на речевое дыхание.

9. Прощание

1. Приветствие

Становимся в круг, беремся за руки.

-Собрались мы здесь опят, (качаем руками)

-Мастерить, с песком играть, (трем ладони)

-Заниматься нам пора, (беремся за руки)

-Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)

2. Работа с песком. Разогрев.

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем-разжимаем ладошки)

Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)

Из ладошки на ладошку

Наш песочек насыпать (в кулак набираем песок и постепенно его высыпаем; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)

-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем песочницу).

3-4. В гости к петушку приходит Фруктик.Приносит в мешочке или в коробочке фрукты: яблоки, груши, сливы и т. д.

Фруктик и петушок около домика петушка решили покушать вкусных фруктов. Разложили их на большое блюдо. И тут подул сильный ветерок (рисуем волнистые и прямые линии, просим ребенка тоже порисовать). И засыпал все фрукты! Прячем фрукты в песок, делаем горку из песка (просим ребенка это сделать и сами помогаем).

-Вот беда! Давай все исправлять. Ищем в песке фрукты по одному.

Спрашиваем у ребенка, что он нашел?

Все складываем на блюдо. И говорим, что это все на блюде называется фрукты, но вначале можно спросить, может ребенок знает и сам.

Герои кушают фрукты.

-Вот они все съели. Можно нарисовать еще фрукты на песке. Просим ребенка нарисовать, показ способов рисования.

5. Завершение игры с песком.

-А теперь мы сделаем большую горку (педагог вместе с детьми собирает песок в одну большую кучу, потом собирают игрушки).

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Выключаем свет, закрываем стол.

6. Собери фрукт, игра на ковре (разрезные картинки)

7. Подвижная игра. Играем с воздушными шариками, на которые наклеены фрукты

(яблоко, груша, слива). Бросаем и ловим. Спрашиваем у ребенка, что он поймал?

8. Упражнения на речевое дыхание. Сдуваем с ладошки ватку, Дуем на полосочки бумаги.

9. Прощание.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»)

4. «Петушок и волшебная грядка». Овощи.

Цель: Развитие речи, развитие тактильной чувствительности, воображения, мышления, креативности, умения самостоятельно принимать решения, коммуникативные навыки. Развитие речевого дыхания.

Материалы: Домик петушка, петушок, семена фасоли, леечка, маленькая тележка,овощи: капуста, морковь, картошка, разрезные картинки овощей, воздушные шарики, с наклеенными на них овощами, теннисный мяч.

План занятия:

1. Приветствие

2. Работа с песком. Разогрев.

3-4. Игра в песочнице. Рисование.

5. Завершение игры с песком.

6. Игра на ковре разрезные картинки «Собери фрукт».

7. Подвижная игра с воздушными шариками.

8. Упражнение на речевое дыхание.

9. Прощание

1. Приветствие

Здесь не море, не лесок, (машем пальчиком из стороны в сторону и поворачиваем голову одновременно)

Здесь таинственный песок, (ладошки вперед к песочку)

Станем мы широким кругом,

Держим за руки друг друга».

2. Работа с песком. Разогрев.

Здороваемся с песочком, кладем ладошки на него, поглаживаем его.

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем-разжимаем ладошки)

Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)

Из ладошки на ладошку

Наш песочек насыпать (в кулак набираем песок и постепенно его высыпаем; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)

-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем песочницу).

3-4. Петушок и домик на песке. Петушок делает грядку (показ). Попросить ребенка сделать точно такую.

-Что ты сделал? (грядку)

-Петушок будет сажать сюда семена. Делаем пальчиками ямки и бросаем туда семена фасоли.

-Что бросаем в грядку? (Семена).

-Грядку нужно полить (имитируем полив грядки из леечки).

-И вот выросли на грядке (капуста, морковь, картошка и т. д.). Картинки или муляжи.

-Что выросло? (называет или нет).

Петушок привозит тележку. Просим ребенка сложить все овощи на тележку.

-Что это? Это овощи, говорим ребенку.

Рисуем облака и солнышко. Пусть петушку будет весело!

(Просим ребенка нарисовать).

5. Завершение игры с песком.

-А теперь мы сделаем большую горку (педагог вместе с детьми собирает песок в одну большую кучу, потом собирают игрушки).

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Выключаем свет, закрываем стол.

6. Собери овощи, игра на ковре (разрезные картинки)

7. Подвижная игра. Играем с воздушными шариками, на которые наклеены овощи (морковь, картошка, капуста). Бросаем и ловим. Спрашиваем у ребенка, что он поймал?

8. Игра на речевое дыхание. Становимся на корточки и играем в футбол (дуем по очереди на теннисный шарик, гоняем его по ковру) Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

9. Прощание.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»).

5. «Петушок и Вася». Части тела.

Цель: Развитие речи, развитие тактильной чувствительности, воображения, мышления, креативности, умения самостоятельно принимать решения, коммуникативные навыки. Развитие речевого дыхания.

Материалы: Домик петушка, пупс, картинка с цветами и деревьями, картинки рыбок, ватные шарики, мяч.

План занятия:

1. Приветствие

2. Работа с песком. Разогрев.

3-4. Игра в песочнице. Рисование.

5. Завершение игры с песком.

6. Игра.

7. Игра на речевое дыхание с ватными шариками.

8. Игра с мячом. «Поймай…»

9. Прощание.

1. Приветствие

Здесь не море, не лесок (машем пальчиком из стороны в сторону и поворачиваем голову одновременно)

Здесь таинственный песок, (ладошки вперед к песочку)

Станем мы широким кругом,

Держим за руки друг друга».

2. Работа с песком. Разогрев.

Здороваемся с песочком, кладем ладошки на него, поглаживаем его.

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем-разжимаем ладошки)

Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками)

Из ладошки на ладошку

Наш песочек насыпать (в кулак набираем песок и постепенно его высыпаем; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.)

-Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем песочницу).

3-4. Приехал в гости к петушку Вася! Петушок его угощает (раскладываем на песке разные вкусности, овощи, фрукты, конфеты, все на игрушечную посуду)

-Чем угощает петушок Васю?

-Пошли они погулять (рисуем лужайку с цветами, деревья, попросить ребенка нарисовать, дать ему порисовать атрибуты лужайки, показать способы рисования деревьев, цветов). Картинка с деревьями, цветами для опоры.

-Что тут у нас на лужайке? (если ребенок не отвечает, сами проговариваем громко, что находится на лужайке).

-Захотел петушок Васю на память сфотографировать.

И вот что получилось. Рисуем снимок Васи на песке (голова, туловище, руки, ноги). Показ способов рисования тела (ладошкой, пальчиком, разгребания). Просим ребенка нарисовать на лице у Васи глазки, носик, ротик.

-Посмотри, все мы нарисовали правильно. Сопоставляем пупса и рисунок на песке.

-Что тут у Васи? (голова)

-Что тут? И т. д.

Если ребенок может ответить, хорошо, если нет, то сами проговариваем названия частей тела.

-Вот как весело, теперь давай все пригладим, разглаживаем песочек ручками.

Петушок и Вася пошли гулять к реке (рисуем, а в ней рыбки разные живут. Вот такие

(показ картинок рыб). Рисуем рыбок на песке. Показ как можно нарисовать рыбок (целая ладошка и пальчиком плавники, глаза пальчиком и т. д.).

5. Завершение игры с песком.

-А теперь мы сделаем большую горку (педагог вместе с детьми собирает песок в одну большую кучу, потом собирают игрушки).

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Выключаем свет, закрываем стол.

6. Подвижная игра.

-Мы ножками потопаем.

-Мы ручками похлопаем.

-Головой покрутим.

-Где наши глазки, где наши ушки.

7. Раздуваем на столе ватные шарики. Играем в сильный и слабый ветерок.

8. Игра с мячом. Поймай ручками, поймай ножками, поймай животиком.

9. Прощание.

Мы на славу потрудились, (качаем руками, держась за руки)

Все прекрасно получилось (показываем руками «класс»)

А теперь пора домой.

Все прощай, дружочек мой (машем руками «пока»)

Источники:

1. А. Тесленко «Осень».

2. Занятия — личная разработка автора.

3. Тимофеева С. А., Шевченко А. А. Пальчиковая гимнастика на развивающих занятиях в детском клубе. Для детей от 1 года до 7 лет: Методический материал. – М.: Ювента, 2012.

4. Тимофеева С. А., Шевченко А. А. Подвижные игры и игровые упражнения на развивающих занятиях в детском клубе. Для детей от 1 года до 7 лет: Методический материал.

Источник

Матакова Светлана Александровна
Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста

Консультация

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

К. Д.Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».

Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для

педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих

воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности

ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это

естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в

ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно

выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны»,

ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает

уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться

взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков

психофизической адаптации.

Необходимым условием повышения адаптационных возможностей

детей является использование метода песочной терапии.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда

достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение

симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического

состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация

нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление

здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области

медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с

нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют

следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия;

магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в

рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим

собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на

бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и

открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность

прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую

целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф,

считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное

изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится

из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.

Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные,

развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая

различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются

знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка,

улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию

прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство

доверия, принятия и успешности,а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения

между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится

понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к

миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня

психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего

в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков

психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок

более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и

общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью

взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с

родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы

поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений,

навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве

групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой

площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных

занятий по усмотрению педагога.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в

волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо

стационарная песочница на игровой площадке, либо специально

организованная «минипесочница» в групповой комнате.

Оборудование «мини-песочницы»:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и

борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду,

а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать

несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц

были съемные крышки.

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию

горизонта.

3.Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита,

воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы;

миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый

материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,

одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок,

желательно, не более 8 см высотой.В набор могут входить: человечки,

здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые,

различные геометрические фигуры, природный материал — камешки, веточки,

шишки, орехи, желуди, каштаны, — словом, все, что может быть использовано

в песочных играх.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою

структурную особенность:

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на

поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного

напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности,

воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических

манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности

мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому

дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о

свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение

тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если

ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на

продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушкипосредника, например — Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем

только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в

группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения,

запреты и поощрения.

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с

песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности

должны быть немедленно устранены.

перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с

поверхности песка мусор, инородные предметы.

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление

воздушной среды;

проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;

использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие

предметы;

сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли) ;

играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

ходить в обуви, наполненной песком;

закапывать в песок тело ребенка;

лежать на песке вниз лицом;

жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

нюхать песок;

переносить песок весом до 2-х кг — мальчикам, до 1, 5 кг — девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их

отношениями;

не оставлять ребенка без присмотра.

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии

применяются такие формы работы с детьми,как:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для

мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием

бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а

я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем

мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой

сказку и сопровождаем рассказом.

5.Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или

предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из

цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок

набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем

по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок

выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочноигровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в

Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

и развития детей!

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии,

используемых в работе:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя

работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы

экспериментирования, наблюдения;

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,

«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ;

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений

литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки,

прибаутки) ;

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и

иллюстраций, моделирование) .

В результате использования песочной терапии наблюдаются

положительные изменения у детей:

значительно повышается общий эмоциональный фон;

снижается уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень

взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные

функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и

моторика.

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и

заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть

аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является,

пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Источник