Ребенку 2 года отказывается говорить
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник
Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: “Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? ”
Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение – это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.
Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама – волнуется и создает излишнее напряжение.
Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.
Нормы речевого развития
Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.
- 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
- 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
- 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
- 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.
Обратите внимание:
- Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
- Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.
Стоит ли паниковать?
Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>
В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.
- Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
- Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.
Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.
Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?
Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:
- Активное общение в семье;
- Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
- Общение со сверстниками;
Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.
Как побудить к разговору?
Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.
Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.
Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:
- Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.
Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;
- Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
- Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
- Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
- Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
- Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
- Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
- Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.
Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.
Почему ребенок может не говорить?
Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.
- «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.
Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.
От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.
- Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.
Легкие способы устранения барьеров у малыша
Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.
- Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;
Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».
Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.
Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.
Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».
Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.
Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.
Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.
- Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.
Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.
Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.
- Хитрость №3: «Договори за меня».
Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;
Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
– Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
– Варь!
– Фев…
– Раль!
– Ма…
– Рт!
– А дальше сама, сможешь?
– рель, нь, ль, густ…
Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!
Читайте также:
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
- Почему дети плохо спят?
Источник
Хочу поделиться c мамочками своим опытом о том, как за 5 месяцев мы сумели «разговорить» нашего молчуна.
Сейчас все чаще встречаются детишки, которые в 2-3 года не говорят, но при этом они здоровы и не имеют отклонений в умственном развитии. Вот и нас эта проблема не обошла стороной. Когда Максим в 1 год не произносил положенные 10 слов, я еще ни о чем не переживала — до двух лет молчат многие. Но когда в 2и5 его речевое развитие осталось на уровне нескольких звукоподражаний, и он не говорил даже «мама», я начала понемногу паниковать.
Считается, если ребенок до трех лет не заговорит, появятся отклонения в психическом развитии. Поэтому стоит ли писать о том, как я волновалась за сына и хотела ему помочь.
1) Первым делом мы по рекомендации знакомых пошли к очень хорошему неврологу. Врач направил на обследование и назначил лекарства.
В течение месяца мы принимали Пантогам с Кавинтоном, но положительной динамики не последовало.Тогда врач назначил 10 уколов с Церебролизином + Пантогам и Когитум. Хотелось, конечно, избежать такого вмешательства в организм, но наше отчаяние и страх, что ребенок будет не таким как все, были намного сильнее. Мы все-таки проставили уколы и пропили лекарства. После чего начался прогресс — ребенок стал повторять за мной слоги! Но два слога вместе еще не мог произнести…
Все остальные действия предпринимались практически единовременно, поэтому неясно, что именно повлияло, однако результат не заставил себя долго ждать — через 5 месяцев ребенок уже во всю говорил предложениями и цитировал любимые книжки.
2) Мы пошли на занятия в школу развития по системе М. Монтессори (изначально методика была разработана как коррекционная — для детей с отклонениями в развитии).
Макс с удовольствием посещал занятия 4 раза в неделю и спокойно оставался там без меня на 3 часа (ему было на тот момент 2и6). Это был первый опыт социального общения без маминого присутствия. Ребенок впервые столкнулся с тем, что его мычание никто не понимает, а уже через месяц занятий он пытался что-то говорить окружающим.
Во времена моего детства малышей отдавали в садик очень рано — примерно с 10 месяцев. Я считаю,что это, конечно, крайность, однако тогда детки были более социально адаптированы, чем сейчас, и в полтора года они уже во всю стихи рассказывали! Поэтому, на мой взгляд, очень важно ребенка, который не говорит, ввести в социальную среду. Только делать это нужно мягко и постепенно, чтобы не возникло страха или каких-либо психологических проблем.
3) Потом мы сходили к остеопату.
За два сеанса врач устранил последствия родовой травмы (они есть у 99% людей в том или ином виде): тонус мышц в грудном отделе позвоночника, несимметрично напряженные мышцы в шейном отделе и напряжение в голове с левой стороны (там же, к слову, находится и речевой центр). Результат заметили даже педагоги в школе развития — малыш стал какой-то другой, более общительный.
Помимо лекарств, врачей и занятий, которые лишь создают благоприятную базу для дальнейшего развития, я проделала огромную работу с ребенком самостоятельно:
1. Стимулирование речевой активности. Мы пели!
Важно понимать, что речь формируется поэтапно, шаг за шагом:
ЗВУКИ — ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ — ЦЕПОЧКИ СЛОГОВ — ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА — СЛОВА — ФРАЗЫ — ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Большой ошибкой является мнение о том, что ребенок СРАЗУ ЗАГОВОРИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, если на данный момент он не произносит даже слов.
Когда я поняла, что малыш находится на этапе звуков, я перестала ждать от него слов и уж тем более предложений, а начала стимулировать произношение слогов, сначала одинаковых — ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Причем делала это пропевая. Т.е. в любой совместной игре я начинала монотонно напевать цепочку из одинаковых слогов, и через какое-то время ребенок начал за мной повторять! Это был нереальный восторг! Оказывается, петь песенки — заразительно! 🙂
Затем я пропевала другой слог, пока ребенок не начинал его за мной повторять, потом цепочки из нескольких слогов — ма-мо-му и так далее, постепенно усложняя. Это было нелегко, новые слоги давались с трудом. Главное, не отчаиваться, ведь речь развивается по принципу качелей, сначала «раскачивается» потихоньку, а потом все сильнее и сильнее, пока, наконец, не пойдет само собой…
2. Развитие моторики.
Практически на каждом шагу мне встречалась информация о значимости мелкой моторики для развития речи. Поэтому мелкую моторику мы развивали практически с самого рождения — играли в пальчиковые игры, перебирали мелкие предметы, пересыпали крупу, рисовали пальчиковыми красками, лепили из пластилина, чистили вареные яйца, играли со шнуровками, пуговицами, замочками и т.д., но ребенок не говорил:(
И только на одном ресурсе я нашла информацию, что на развитие головного мозга и, в частности, речи влияет крупная моторика. И тут я поняла, что все это время мы не тем занимались… В свои 2,5 года Максим не умел самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам двумя ногами, только приставным шагом, не умел прыгать, ловить мяч, спотыкался, когда бегал, не говорю уже об умении кататься на самокате, велосипеде и т.д. Тогда мы, конечно же, начали активно заниматься физическим развитием — делали зарядку, прыгали на кровати, кувыркались, учились ходить по лестницам вверх-вниз обеими ногами, играли в мяч, бегали, много ходили пешком, установили дома спорткомплекс.
Вывод такой: без крупной моторики бесполезно развивать мелкую, и наоборот. Все взаимосвязано и должно развиваться вместе.
3. Различные упражнения на артикуляцию, дыхание и чувство ритма.
Для развития речевого аппарата важно делать артикуляционную гимнастику. Казалось бы, нет ничего проще и веселее, чем погримасничать с малышом перед зеркалом! Но мой ребенок в упор не хотел высовывать язык и строить рожицы, более того, даже злился, когда я начинала показывать эти упражнения. Зато он очень любил есть макароны! Поэтому я варила длинные спагетти и любовалась всей этой «артикуляционной гимнастикой».
Из упражнений на дыхание мы любили дуть на одуванчики, выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, а также дуть через трубочку в мыльную воду и делать большую пену!
Для развития чувства ритма я, при чтении стихов, в ритм слегка похлопывала Макса по руке, ноге и т.д. То же самое делала и под музыку.
4. Полезные пособия для развития речи:
1) Книжки-ступеньки.
2) Плакат Лены Даниловой «Где? Куда? Откуда?». Задавая вопросы по картинке, стимулируем ребенка произносить слова (вопросы, кстати, на нем же написаны). Попутно запоминаем предлоги и учимся правильно склонять слова.
Также мой сын очень любил рассматривать фотографии с самим собой. Я задавала по ним вопросы: что это? кто это? что делает? где? Поначалу сама же на них и отвечала, но потом и малыш начал их комментировать.
3) Очень крутой альбом! В нем поэтапно собрано все, что необходимо для развития речи — слова от простых к сложным, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и артикуляцию, чистоговорки и многое другое.
Когда Максим начал произносить слова, он практически сразу стал складывать их во фразы и предложения. Сейчас нам три года, а малыш болтает не хуже свои ровесников — рассказывает стихи, цитирует книжки, поет песенки, активно интересуется окружающим миром и даже выдает смешные перлы. Если бы мы ничего не предпринимали, неизвестно сколько бы еще пришлось ждать и нервничать. Намного приятнее замечать положительные изменения, которые происходят ежедневно благодаря нашим совместным усилиям! Желаю и вашим деткам поскорее научиться говорить! Главное, не ждите, а вовремя начните действовать!
Источник