Ребенку 2 года комаровский
Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.
Когда ребенок должен начать разговаривать
Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.
- К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
- В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
- В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
- К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.
Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины
Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.
Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:
- Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи. - Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
- Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
- Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
- Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
- Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
- Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.
В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.
Основные тезисы:
- По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
- Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
- В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.
Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.
В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.
Что делать, если ребенок не говорит
Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.
Обследования
- Обследование у ЛОРа
Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит. - Консультация невролога
Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.
Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
• Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых
• Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы. - Консультация логопеда
Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:
• которая уздечка
• гипотонус лицевых мышц и языка. - Консультация детского психолога
Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.
Советы доктора Комаровского
- Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
- Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
- Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
- Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
- Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
- Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.
Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»
- Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
«Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би». - Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
- Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
- Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.
***
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.
- Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
- Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
- По возможности оградите малыша от стрессов.
Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.
Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года
Источник
Хотя бы раз в жизни каждый родитель сталкивался с неконтролируемой истерикой ребенка. Дети требуют приобрести какую-либо вещь или наоборот, не желают слушаться и совершать определенные действия, о которых просят мама и папа, потому начинают кричать, плакать и валяться на полу, дрыгая ногами и руками. Все это может быть связано с многими причинами, установить которые внимательные родители смогут без особых усилий.
Что советует доктор Комаровский, если ребенок в 2-3 года часто психует и капризничает? Можно ли поддаваться на провокации и давать слабину?
Почему ребенок в 2 года часто психует и капризничает?
Двухлетний возраст — это переходный период, во время которого кроха предпринимает попытки осознанных манипуляций над мамой и папой, когда хочет получить что-то или наоборот, избежать совершения каких-либо действий. В целом дети начинают манипулировать родителями с грудного возраста, но в этот период главной целью является присутствие рядом мамы. В 2 года мотивы становятся более сложными благодаря развитию хитрости, возможности прогнозирования собственных шагов и анализа реакции окружающих.
Основные причины детских истерик в 2 года:
- Стремительное развитие психики. Двухлетний ребенок зависит от настроения, у него обостряются эмоции и восприятие мира. Малыш ощущает окружающий мир со всеми его минусами и испытывает большой стресс.
- Загруженность секциями и кружками, курсами раннего развития. Все это приводит к хронической усталости и вызывает истерики и слезы.
- Неправильная реакция родителей. Дети нередко закатывают истерики в публичных местах, и для того чтобы поскорее прекратить такие приступы, родители отвечают агрессией и наказывают малышей. Это способствует усугублению ситуации и никак не решает проблему.
- Взаимоотношения в семье. Если мама и папа постоянно ругаются между собой, кричат, ребенок может перенять такую модель поведения.
- Стрессы. Малыши переживают смену обстановки, помещение в другие климатические условия, поэтому даже банальная поездка на море или переезд в другой город могут ударить по детской психике. Важно заранее готовить детей к таким событиям.
- Болезни. Патологические процессы в детском организме могут доставлять малышу постоянный дискомфорт и вызывать подобное поведение, ведь в 2 года он все еще не может точно объяснить, что беспокоит.
Внешние проявления истерики:
- резкий всплеск злости и ненависти;
- громкие крики;
- плач со слезами или без;
- раздражительность;
- отчаяние при отсутствии реакции окружающих.
Тактика действий родителей:
- не идти на поводу у ребенка;
- обеспечить благоприятный эмоциональный фон в доме;
- оставить малыша одного наедине с истерикой и избавить от потенциальных зрителей его «представления».
Почему ребенок в 3 года часто психует и капризничает?
Истерика у трехлетнего малыша — обязательный этап развития детской психики. Все родители рано или поздно проходят через него, поэтому важно как можно быстрее пресечь подобное поведение, чтобы оно не приобрело катастрофические масштабы.
Главные причины истерик в 3 года:
- Возрастные особенности. Ребенок активно познает мир, испытывает новые эмоции, получает ранее неизвестные навыки. Истерика — это попытка установить собственные правила игры и бороться с общеустановленными нормами.
- Нехватка внимания. Ребенок хочет получить доказательства того, что он нужен маме и папе, желает получить ласку, любовь и нежность.
- Болезнь. Если ребенок не только плачет и кричит, но и жалуется на какие-либо симптомы (например, болевые ощущения), то важно незамедлительно показать его педиатру или другому специалисту.
- Двойные стандарты. Часто родители запрещают ребенку что-либо (есть конфеты, смотреть телевизор), а бабушки и дедушки выступают «добрыми полицейскими» и разрешают это делать.
- Низкая социализация. Гиперопека и отсутствие регулярного общения со сверстниками негативно влияют на поведение ребенка и делают его более истеричным и эмоционально неустойчивым.
- Переутомление. Возможно, малыш посещает слишком много мероприятий, кружков, секций, у него установлен неправильный режим дня и отдыха.
- Негативная обстановка в доме. Скандалы родителей разрушают еще неокрепшую психику трехлетнего крохи.
Советы родителям, как избавиться от постоянных истерик у малыша в 3 года:
- установить причины подобного поведения;
- не реагировать на крики и плач, знать, что это только усугубит ситуацию;
- пересмотреть режим дня и расписание ребенка;
- создать благоприятную обстановку дома;
- отдать кроху в детский сад, если ему не хватает внимания;
- переключить внимание ребенка на новый предмет или занятие, почитать новую книгу, сводить на увлекательное мероприятие;
- научиться договариваться с ребенком.
Как доктор Комаровский советует поступать, если ребенок в 2-3 года часто психует и капризничает?
Евгений Олегович Комаровский, известный педиатр и телеведущий, утверждает, что родители, столкнувшиеся с капризами малыша в 2-3 года, должны запастись терпением. На переучивание ребенка потребуется много дополнительного времени. На самом деле важно пройти через начальный этап, когда нельзя давать ответную реакцию на истерику и не поддаваться, если малыш очень громко и эмоционально кричит.
Не стоит никак реагировать, если ребенок начал плакать и при этом требовать что-либо. Такой тактики должны придерживаться все мамы, папы и другие родственники. В определенный момент малыш поймет, что все его старания напрасны, а истерика не дает никакого результата. По истечении некоторого времени он перестанет вести себя подобным образом, если ему что-либо нужно.
Взрослые должны установить правила и не поддаваться на слезы и другие провокации даже в виде исключения. Если мама или папа дадут слабину хотя бы раз, впоследствии истерики приобретут катастрофические масштабы.
При этом родители должны позаботиться о безопасности крохи. Если во время эмоционального всплеска он бьется руками и ногами, головой об стены или пол, надо обеспечить безопасность малыша.
В 2 года ребенка все еще можно поместить в специальный манеж. В самый пик истеричного состояния кроха помещается туда до момента исчезновения криков и слез. Лучше всего, если родители покинут помещение, в котором находится истеричный маленький человек, поскольку в таком случае он будет лишен зрителей и быстрее перестанет вести себя неподобающим образом.
В 3 года справиться с детской истерикой гораздо сложнее. Мальчики и девочки уже полностью осознают, что делают, и легко устанавливают причинно-следственные связи. В таком случае иногда полезно обратиться к психологу, неврологу или другому специалисту, который сможет грамотно проанализировать ситуацию с ребенком и его семьей в целом. Вполне вероятно, что проблема кроется во взаимоотношениях между мамой и папой, а малыш впитывает модель их поведения, как губка, и ведет себя точно так же.
Комаровский говорит, что если истерики приобрели регулярный характер и возникают из-за ерунды, на помощь придет детский сад. Там малыш будет лишен зрителей, а воспитателям все равно на его крики и слезы. Все малыши будут заняты общением между собой и интересными играми, поэтому по истечении некоторого времени ребенок станет более спокойным и больше не будет прибегать к истеричным приступам.
Капризы и другие эмоциональные всплески являются распространенным явлением среди детей, достигших 2-3 лет. Главное правило для родителей — не поддаваться детским истерикам и показывать, что слезы и крики не дают желаемого эффекта, какими бы сильными они ни были. Со временем малыш обязательно поймет, что данный способ манипулирования взрослыми является неэффективным, поэтому откажется от такой модели поведения.
А что, если ребёнок не говорит в 3 года? Что делать в этом случае, читайте здесь.
Источник
Некоторые родители просто мечтают о том, чтобы их чадо помолчало хоть пару минут. Но есть и такие, которые всерьез обеспокоены тем, что их малыш все еще не начал разговаривать.
В сегодняшней статье советы дает известный телеведущий, педиатр и политик Евгений Комаровский.
Евгений Олегович считает, что начинать тревожиться можно, если речь у малыша не сформировалась до 3 лет.
Хотя многие папы и мамы готовы записываться на прием к доктору для диагностики отставания речи с годовалыми карапузами.
Взрослые должны различать отсутствие речи у малыша, при котором детка даже не понимает того, что говорят ему окружающие и отсутствие понятной для других людей речи, своеобразное лепетание.
В любом случае Евгений Олегович рекомендует работать над выявлением проблемы, по которой детка молчит.
Советы от медиа-доктора Комаровского
· Исключите гаджеты. По мнению доктора, планшеты и компьютеры пагубно влияют на развитие маленьких детей. Ведь они отвлекают детей от общения со взрослыми, мешают детям полноценно развиваться.
Мама и папа должны иметь возможность ежедневного общения со своим малышом.
ВАЖНО! Никакой доктор и никакие лекарственные препараты не смогут помочь, если карапуз испытывает дефицит общения с родственниками.
· Стимулируйте игры. Когда кроха берет в руки игрушку, у него возникает необходимость обратиться к взрослому человеку для того, чтобы получить инструкцию по пользованию той или иной вещью, испытать эмоциональную реакцию на собственные действия с игрушками от мамы или папы. Именно такие реакции и стимулируют формирование речи у карапуза.
· Разговаривайте с деткой. Первым этапом в развитии данного навыка является формирование пассивного словаря, которое невозможно без личного примера взрослых людей.
Как только ребенок научится понимать слова окружающих, запомнит некоторые из них, он с легкостью сможет перейти на следующий этап – применение активного словаря.
· Пройдите обследование. Если после 3 лет детка все еще не разговаривает, пройдите полное обследование у ЛОРа, невролога, логопеда и психолога, чтобы исключить отклонения физиологического и психологического характера: тугоухость, неврологические патологии, проблемы с речевым аппаратом.
· Проговаривайте свои действия. Доктор советует постоянно проговаривать свои действия: «Сейчас мама нагреет кашу, и Сонечка будет завтракать» или «Папа пошел на работу, а на обратном пути он купит своей доченьке бананы».
· Не ругайте кроху. Если вы станете давить на кроху и наказывать его за нежелание разговаривать, то проблема может усугубиться.
ВНИМАНИЕ! Используйте похвалу за любые удачные попытки общения с окружающими.
· Используйте фольклор. Произносите потешки, читайте стишки, скороговорки, пойте песенки и читайте сказки. Это отлично стимулирует коммуникативные навыки маленьких деток.
· Отправляйтесь в детский сад. Общение в детском коллективе может стать отличным стимулом к началу применения активного словарного запаса ребенком.
· Не спешите предугадывать его желания. Если детка протянул руку за вкусной булочкой, не спешите вкладывать ее в маленькую ручку. Пусть малыш попытается уточнить, чего именно ему сейчас хочется.
ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.
«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!
Источник