Ребенку 2 года 9 месяцев когда начнет говорить

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Игрушки для ребенка 2 года картинки

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников – это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.

Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость

Когда здоровый ребенок начинает говорить

Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.

Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.

Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.

К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.

Последующее речевое развитие выглядит так:

  • 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
  • 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
  • 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.

Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.

Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать

Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.

Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.

Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.

При общении с ребенком важно:

  • говорить простыми, понятными предложениями;
  • комментировать все, что происходит вокруг;
  • правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
  • в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
  • стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.

Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.

В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата

Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Читайте также:  Ребенок 2 года сильно жмурит глаза что это

Артикуляционные игры для самых маленьких:

  • кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
  • движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
  • надувание щек;
  • вытягивание языка;
  • тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.

Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.

Занятия для развития речи

В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает

Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:

  • чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
  • игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
  • развитие крупной моторики;
  • пальчиковые игры;
  • игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.

Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.

Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка

Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.

Такая особенность может быть обусловлена:

  • генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
  • особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
  • снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
  • недостаточным общением и отсутствием мотивации.

Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.

Советы родителям

В каком возрасте заговорит ребенок — во многом зависит от атмосферы в семье

Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:

  • развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
  • понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
  • развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.

На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.

Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.

Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.

Читайте далее: почему ребенок не разговаривает

Источник

Ваш ребенок учится говорить в течение первых двух лет жизни. Задолго до того, как он произнесет свое первое слово, он изучает правила языка и то, как взрослые используют его для общения.

Он начинает с использования своего языка, губ, нёба и любых возникающих зубов, чтобы издавать звуки (сначала плачет, потом «оо» и «ааа» в первый месяц или два, а затем начинает лепетать). Вскоре эти звуки станут настоящими словами, например «мама» и «папа» могут появляться уже с 6 месяцев.

С этого момента ваш ребенок будет запоминать все слова, которые произносите вы и окружающие. И примерно между 18 месяцами и 2 годами он начнет формировать предложения из двух-четырех слов. Когда ваш ребенок совершает умственные, эмоциональные и поведенческие скачки, он все чаще может использовать слова для описания того, что он видит, слышит, чувствует, думает и хочет.

В утробе матери

Многие исследователи считают, что работа по пониманию языка начинается, когда ребенок еще находится в утробе матери. Точно так же, как ваш нерожденный ребенок привык к устойчивому сердцебиению, он настраивается на звук вашего голоса и может различать ваш голос среди других.

Новорожденный до 3 месяцев

Плач — это первая форма общения вашего ребенка. Плач всегда разный: пронзительный крик может означать, что он голоден, в то время как хныканье, может сигнализировать о том, что ему нужна смена подгузника. Когда он станет старше, появится восхитительный репертуар с булькающими, вздохами и криками.

Что касается ее способности понимать язык, он начинает понимать, как звучат слова и как строятся предложения, когда слушает тех, кто ее окружает.

От 4 до 6 месяцев

На этом этапе ваш ребенок начинает болтать, сочетая согласные и гласные (например, «баба» или «яя»). Примерно через 6 месяцев она может ответить на свое имя.

Вы можете услышать первую «маму» или «дада» время от времени тоже. Хотя это вызывает настоящее умиление, ваш ребенок еще не приравнивает эти слова к вам. Это приходит позже, когда ему исполнится примерно год.

Попытки вашего ребенка говорить могут звучать как потоки сознания на другом языке с бесконечными словами, соединенными вместе. Вокализация — это игра для вашего ребенка, который экспериментирует с использованием своего языка, зубов, неба и голосовых связок для создания всевозможных смешных звуков.

Читайте также:  Ребенку 2 года первые достижения

На этом этапе болтовня звучит одинаково, говорите ли вы по-английски, по-французски или по-японски у себя дома. Вы можете заметить, что ваш ребенок предпочитает определенные звуки (например, «ка» или «да»), повторяя их снова и снова, потому что ему нравится, как они звучат.

От 7 до 12 месяцев

В этом возрасте речь ребенка уже приобретает осмысленный характер. Он пробует различные тона и шаблоны, похожие на те, которые вы используете. Поощряйте эту болтовню, разговаривайте с ребенком, читайте вслух.

От 13 до 18 месяцев

Теперь ваш ребенок использует одно или несколько слов, и он знает, что они значат. Он даже будет практиковать интонацию, повышая голос, когда задает вопрос или хочет чтобы взяли на ручки. Он понимает важность языка, когда видит силу общения, выражающуюся в удовлетворении своих потребностей.

От 19 до 24 месяцев

Хотя он, вероятно, говорит менее 50 слов, ваш ребенок теперь понимает гораздо больше, чем может сказать. И он запоминает все больше слов каждый день, так что следите за своим языком! Он может даже связывать два слова вместе, составляя основные предложения, такие как «Неси меня» или «Хочу пить».

К тому времени, когда ему исполнится 2 года, ваш ребенок может использовать предложения из двух-четырех слов и петь простые мелодии. По мере того, как созревает самосознание, он начинает говорить о том, что ему нравится, а, что нет, может рассказать о своих мыслях и чувствах.

От 25 до 36 месяцев

Вашему малышу может не хватать словарного запаса для разговора, но он скоро выучит нужные слова. Он начинает овладевать местоимениями, такими как «я» и «ты».

В возрасте от 2 до 3 лет словарный запас вашего ребенка продолжает расширяться, и он понимает большую часть того, что вы говорите. Он объединит существительные и глаголы в простые предложения, такие как «Я иду играть».

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 года, он может стать довольно искушенным собеседником. Уже умеет вести длительный разговор, и вы сможете понять большую часть того, что он говорит. Вы можете экспериментировать и просить сделать более одного действия за раз. («Возьми книгу и положи на книжную полку».)

Как помочь ребенку научиться говорить

Вы можете помочь языковым навыкам вашего ребенка, предоставляя богатую и питательную среду общения. Самые важные вещи, которые нужно сделать:

Говорить. Вам не нужно непрерывно болтать, но говорите с ребенком, когда вы вместе. Опишите, что вы делаете, укажите на вещи, задайте вопросы и спойте песни. Читать. Читайте вашему ребенку — это отличный способ расширить словарный запас, узнать как составляются предложения и как из них появляется рассказ. Будучи ребенком, он будет восхищаться звуком вашего голоса. Истории и картинки будут развивать его воображение. Слушать. Когда ваш ребенок говорит с вами, будьте хорошим слушателем — смотрите на него и будьте отзывчивы. Он более говорить более охотно, когда будет видеть, что вы заинтересованы в том, что он говорит.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает

Никто лучше вас не оценит развитие речи вашего ребенка. Если он показывает какой-либо из признаков, перечисленных, ниже, и вы чувствуете обеспокоенность, вы можете обсудить возможность задержки языка или проблемы со слухом с врачом вашего ребенка.

Врач может направить малыша к логопеду для оценки. От 6 до 12 месяцев

Ваш ребенок не издает (или даже не пытается издавать) никаких звуков, не издает гласных звуков («ах», «ах», «ах»), не реагирует на свое имя. Не болтает в 9 месяцев или не произносит ни одного слова (включая «маму» или «папу») в 12 месяцев.

От 13 до 18 месяцев

Ваш ребенок не хочет показывать вам вещи, не набирает новых слов, не умеет произносить, по крайней мере, шесть слов к 18 месяцам или теряет языковые навыки, которые у него когда-то были.

От 19 до 24 месяцев

В возрасте 24 месяцев ваш ребенок не указывает на части тела, не может следовать простым инструкциям, не может копировать слова и действия или использует только отдельные слова.

От 25 до 36 месяцев

В возрасте 36 месяцев ваш ребенок еще не начал использовать фразы из двух или трех слов, не следует простым инструкциям, говорит бессвязно или его трудно понять.

Если ваш ребенок заикается, это не обязательно сигнализирует о проблеме. Заикание — нормальная фаза, особенно когда ее способность к общению расширяется так быстро. Иногда он будет настолько взволнован, желая вам сказать о чем то важном, что он не может подобрать слова достаточно быстро.

Но если заикание продолжается после 4 лет, или это явный недостаток речи, из-за которого он излишне напрягает лицо, пытаясь выговорить слова, поговорите с врачом об этом. Большинство школ проведут тестирование и помогут оценить вашего ребенка, если заикание длится более шести месяцев.

После того, как ваш ребенок заговорил — что дальше?

Когда ваш ребенок подрастет, он станет говорить все больше. Могут быть моменты, когда вы скучаете по тем мирным дням безмолвия, но по большей части вы будете восхищены его рассказами о том, что произошло в детском саду, Он расскажет, к примеру, что он думает о динозаврах, и опишет то, что его лучший друг любит поесть.

К 4 годам ваш ребенок может говорить пятью или шестью словами. Он начнет понимать и использовать некоторые основные правила грамматики.

Он будет рассказывать истории и говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомцы могли его понять. Он также будет знать свое имя и фамилию. Да, и будьте готовы к постоянным вопросам от маленького почемучки.

Источник