Ребенку 1 год тесты с ответами

Ребенку 1 год тесты с ответами thumbnail

296.jpgДля любого родителя его малыш – это самое большое счастье и гордость. Само – собой, каждая мама и папа мечтает о том, чтобы их ребенок хорошо развивался, был, как минимум, не хуже, а желательно лучше, своих сверстников. Пока крохе не исполнится годик, за ним внимательно наблюдает педиатр и обязательно сообщит Ð¾ возможных проблемах и методах их корректировки. Когда кроха ходит в детский сад или в школу выяснить его уровень, по отношению к другим деткам или к общепринятому стандарту, тоже несложно. Но что делать домашним «Ð´Ð¾ÑÐ°Ð´Ð¾Ð²ÑÐºÐ¸Ð¼» малышам? На помощь придут  тесты.

Экзамен на понимание слов и предметов

Сядьте с малышом в детской комнате и задайте несколько вопросов: «Ð“де лежит мишка?», «Ð“де висят часы?» и пр. Полуторагодовалый малыш должен уметь показать пальцем нужный предмет и правильно назвать его. Если карапуз лишь поворачивает голову в нужном направлении – этого недостаточно.

Попросите юное чадо выполнить несколько простых манипуляций с игрушками: накормить зайчика  детской ложечкой, пожалеть плюшевого мишку, у которого оторван нос, расчесать куклу и пр. С этими нехитрыми заданиями малыш также должен легко справиться.

Тест с фотографиями

Покажите ребенку несколько реалистичных картинок животных. Малыш должен уметь назвать не менее 6 разных зверей. Причем понимать, что белая и Ñ‡ÐµÑ€Ð½Ð°Ñ лошадки, щенок и Ð²Ð·Ñ€Ð¾ÑÐ»Ñ‹Ð¹ пес – это один вид животных.

Если кроха пока не умеет проговаривать названия зверушек, он должен, по крайней мере, уметь имитировать их звуки: «Ð³Ð°Ð²-гав», «Ð¼ÑÑƒ», «Ð¼ÑƒÑƒ» и пр.

Словарный запас

В 1,5 года Ð¼Ð°Ð»Ñ‹Ñˆ должен иметь, приблизительно, 300 слов в пассивном словаре и около 20 в активном. Это значит, что он может легко понимать простые просьбы: «Ð´Ð°Ð¹ ручку», «Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÐµÑÐ¸ мячик» и т.д. И произносить примитивные фразы. Например,  «Ð¼Ð°Ð¼Ð° куп» (хочу купаться), «Ð±Ð°Ð±Ð° ам» (кушать) и другие.

Проверка развития мелкой моторики

В этом возрасте у ребенка уже Ñ…орошо развит щипковый захват. Проверить его несложно.

  • Рассыпьте перед крохой мелкие орешки на тарелке (арахис, кусочки грецкого, кешью…) И посмотрите, как он будет их брать. В идеале малыш должен уметь ухватить орешек двумя пальчиками. Если же кроха ÑƒÐ¿Ð¾Ñ€Ð½Ð¾ пытается сгрести все в кулачек и охапкой запихнуть в рот – это не очень хорошо.
  • Прикрепите на край картонки несколько крупных скрепок и покажите, как их нужно снимать. Малыш должен быстро научиться делать это.
  • Возьмите кусочек мягкого пластилина и наглядно объясните карапузу как отрывать кусочки, лепить шарики. Предложите малышу «Ð½Ð°ÐºÐ»ÐµÐ¸Ñ‚ÑŒ» их на картон. В норме ребенок быстро справится с заданием, разместив кружочки хаотично по всему полю листа.
  • Сделайте в пластиковой крышке кофейной банки небольшое отверстие и предложите ребенку положить через него  внутрь несколько фасолинок. Если кроха будет уверенно брать по одной штучке и втискивать в зазор – хорошо, попытается насыпать все сверху, в надежде, что зернышки сами попадают в дырку – плохо.

Тест с игрушками

В 1,5 года малыш должен уметь:

  • строить пирамидку из 3-4 кубиков,
  • собирать деревянные вкладыши (продаются во всех детских магазинах),
  • складывать пирамидку из колец, нанизанных на стержень (можно бессистемно).

Эмоции

Обратите внимание на следующие моменты:

  • малыш не должен регулярно проявлять желание остаться один,
  • часто раскачиваться из стороны в сторону, много ходить кругами на площадке,
  • должен легко узнавать Ð²Ð·Ñ€Ð¾ÑÐ»Ñ‹Ñ…,
  • если  мамы долго нет рядом – обязательно проявлять беспокойство,
  • уметь концентрироваться на короткое время (к примеру, на просьбу «Ð¿Ð¾ÑÐ¼Ð¾Ñ‚ри на меня» поднять глаза на взрослого и удерживать взгляд несколько минут),
  • к полуторагодовалому возрасту плохое настроение малыша или истерики должны иметь логичное обоснование, а не возникать просто так.

Мы надеемся, что ваш ребенок успешно прошел все тесты. Но если это не так – не спешите расстраиваться. Это не повод впадать в уныние, а лишь подсказка Ð² каком направлении вам необходимо поработать (самостоятельно или при помощи специалистов). 

Источник

Лобанова Галина Львовна
Вопросы для самопроверки по развитию детей раннего возраста с ответами

Вопросы для самопроверки.

1.Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

Ответ.

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

Ответ.

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля, рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

3.Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

Ответы.

1. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством

новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

Читайте также:  Свитер для ребенка 1 год крючком

2. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка в пространстве.

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

Ответ.

Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

5.Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

Ответ.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Этот термин впервые был введен в 20-е годы Н. М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: 1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; 2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка. 3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр. ; 4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр., гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

6.Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

Ответ.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

7.В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

Ответ.

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук, а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним. В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

8.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

Ответ.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца. Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

Ответ.

На 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками Происходит развитие познавательной активности во втором полугодии. В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкой моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

Ответ.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

Ответ.

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. «Довербальный период» речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Развитие предпосылок речи в младенчестве имеет определенную динамику: · 3-4 недели – крик, хныканье как способ привлечение внимания взрослого; · 2-3 месяца – гуление (вокализация, усиливающееся при приближении взрослого.

Читайте также:  Блюдо из творога ребенку 1 год 1 месяц

12.Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

Ответ.

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Активно идет развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни. Отмечается развитие сенсорики:. совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

13.В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Ответ.

Кризис одного года. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Кризис первого года начинается с естественного стремления малыша к самостоятельности, ведь он начинает уверенно вставать на ножки и совершать первые шажки. Эта первая свобода в перемещениях как бы разрывает ту прочную связь, которой он был привязан к маме весь первый год. Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе. Существование кризиса первого года можно определить через главное противоречие между зависимостью от родителей и ярким стремлением к самостоятельности. В этой своеобразной «диалектике» и рождается человеческая психика, способная к деятельности, познанию и социальным взаимодействиям.

Источник

Тесты развития ребенка полутора лет. Анна Рудова

Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм. Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития. Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу. Тест с предметами. Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно. Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются. Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы. Тест с картинками. Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки. Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова? Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха – это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц. Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно – короткие стихи про знакомые вещи – игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых – 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая – это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит – маму, папу, бабушку, себя и т.д. Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается. Количество слов. Пассивный словарный запас ребёнка — около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно. Активный словарный запас – не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п. Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» — заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» — хлопает в ладоши.

Читайте также:  Сколько давать глицина ребенку 1 год

2. Тесты на развитие мелкой моторики. Зёрна и банки. Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному. Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие. Иное задание – насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен – арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком – это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват – когда три ведущих пальца – большой, указательный и средний – формируют «щепотку». Скрепки. Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы. Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер – хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы. Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики: Тест с кубиками. Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков. Усложните задание – попросите его построить поезд (дорожку) – последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии. Тест с пирамидкой. Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов. Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень. Тест с колокольчиком. Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз». со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу. Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.

5. Развитие эмоциональной сферы. Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Ребёнок не должен проявлять: — склонность к уединению; — избыточное качание всего тела или хождение по кругу; — постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей; — чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону); — частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

Источник