Ребенку 1 год пугается всего

Ребенку 1 год пугается всего

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Читайте также:  Виза испания для 1 год ребенка

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Читайте также:  Ребенок 1 год во сне скрипит зубами

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого. С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Как может проявляться испуг?

Испуг у ребёнка признаки имеет как сиюминутные, так и отдалённые, которые в 50-60% случаев становятся стойкими и плохо поддающимися коррекции.

К первым относят:

  • значительное учащение пульса;
  • задержку дыхания на несколько секунд, которая сменяется плачем;
  • расширение зрачков;
  • непроизвольное мочеиспускание или дефекацию;
  • нарушение координации, дезориентацию.

Но чаще всего родители не успевают заметить данные проявления страха у малыша, так как они кратковременны. Обращают внимание на себя продолжительный крик и слёзы. Именно поэтому порой очень трудно определить причину развития испуга, особенно у маленьких детей не способных рассказать о том, что с ними произошло.

Плач во сне

Одним из стойких остаточных симптомов испуга является беспричинный плач, возникающий даже во время дневного или ночного сна. Пережитый страх зачастую трансформируется в кошмары, которые напоминают детям о случившемся, заставляя малыша заново испытывать негативные эмоции. При этом спокойно лежащий ребёнок внезапно начинает вздрагивать, ворочаться, всхлипывать и постанывать, а может и вовсе закричать и впасть в истерику, не открывая глаз.

В большинстве случаев, чтобы успокоить кроху, его необходимо сперва разбудить и показать, где он находится, объяснить, что рядом с ним родители, которые смогут защитить от всего, и лишь после этого укладывать заново.

Вздрагивание

У части детей после ситуации, вызвавшей испуг, может появиться своеобразный нервный тик или слишком резкая реакция на раздражители в виде вздрагивания. Симптомами подобного расстройства становятся: быстрое моргание, непрерывное облизывание губ, складывание их в трубочку, «шмыгание» носом и т.п. Причём больной ребёнок не будет контролировать свои действия, он попросту не замечает эти движения мимических мышц. Если привлечь чем-то внимание малыша, то автоматизмы сразу же прекращаются.

Вздрагивать же всем телом дети могут из-за громких звуков, раздающихся рядом, внезапного появления кого-то в комнате. Иногда доходит до того, что любое движение мамы или папы способно довести кроху до дрожи.

Заикание

На фоне перенесённого страха у ребёнка могут возникнуть проблемы в психомоторном развитии, которые проявятся нарушением процессов формирования речи у годовалых малышей или заиканием, а иногда и полным нежеланием говорить у детей постарше. У таких пациентов наблюдается повторение одного-двух слогов. Осознавая свой дефект, больные нередко замыкаются и не стремятся общаться со сверстниками.

Заикание может быть причиной дизартрии, которая считается симптомом органического поражения головного мозга, а именно стволовых его структур. Поэтому затягивать с консультацией у специалиста нельзя.

Энурез

Энурез – это непроизвольное мочеиспускание. Считать его патологией обычно начинают у детей с четырёх лет, ведь именно в этом возрасте ребёнок может уже полностью контролировать функцию мочевого пузыря.

Но если малыш, ранее самостоятельно просившийся на горшок, внезапно начинает писаться в кровать, то это повод задуматься: не беспокоит ли его что-то?

Недержание мочи обычно имеет не только психологическую подоплёку. То есть не факт, что триггером послужил испуг у ребёнка. Причинами могут быть метаболические заболевания, генетическая предрасположенность, ожирение, патологии прямой кишки и т.д. Выявить истинную этиологию данного состояния и справиться с ней способен лишь квалифицированный специалист после проведённого детального обследования.

Боязнь оставаться одному

Однажды испытав сильный стресс, особенно если пришлось справляться с эмоциями самостоятельно, дети могут подсознательно проассоциировать одиночество с опасностью. Родители же создают у малыша ощущение защищённости, ведь это те люди, которые всегда смогут прийти на помощь. Поэтому нередко проявлением испуга у ребёнка становится боязнь остаться в комнате без мамы или папы.

Это сопровождается криком, плачем, вплоть до истерики, стоит ему остаться самому. Но как только рядом оказывается знакомое лицо, малыш успокаивается и начинает вести себя совершенно обычно, улыбаться и играть.

Читайте также:  Волосы ребенка в 1 год дома

Проблемы в общении

У детей 4-5 лет и младшего школьного возраста перенесённый испуг может вылиться в нарушение социальной адаптации. Ребёнок погружается в негативные эмоции, длительно находится в состоянии стресса и не желает идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Ситуация усугубляется, если на фоне пережитых событий развились заикание, нервный тик или энурез, которые становятся причиной для насмешек.

Какие малыши чаще пугаются или группы риска

Не нужно думать, что испуг способен нарушить психику у каждого ребёнка. Всё очень индивидуально. У некоторых детей существуют предпосылки для развития вышеперечисленных последствий.

К группе риска относятся:

  • малыши, страдающие различными заболеваниями головного мозга (ДЦП, аномалии и пороки развития, идиопатическая эпилепсия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Спровоцированная нервная система не способна адекватно справляться с поступающими извне раздражителями и может отреагировать перевозбуждением;
  • дети, столкнувшиеся с жестокостью в семье. Причём не обязательно, чтобы агрессивные действия были направлены в их сторону. Достаточно конфликтов между родителями, которые, общаясь на повышенных тонах, могут прибегнуть к выяснению отношений в драке;
  • ребята, постоянно запугиваемые близкими. Нельзя рассказывать крохе о монстрах, поджидающих его под кроватью, лишь для того, чтобы он не заходил в тёмную комнату. Или стращать малыша злыми собаками, способными покусать. Дети всё очень хорошо понимают, поэтому о возможных опасностях им необходимо говорить как можно более правдиво и адекватно. То есть не пугать бабайкой, а объяснить, что ночью, если не включить свет, есть риск случайно удариться о тумбочку, дверь и т.п.;
  • чрезмерно опекаемые родителями дети. Если ребёнка пытаться ограждать от всего потенциально опасного (огня, горячего утюга, высоты, падений), то, столкнувшись с этим лицом к лицу, он запаникует и испугается. Необходимо демонстрировать и рассказывать малышу назначение предметов, сущность явлений природы, формируя у него представление о том, чего действительно следует остерегаться и почему.

Подходы к лечению испуга

Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.

В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).

Традиционная медицина

Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:

  • работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
  • занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
  • арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
  • анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
  • рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.

В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).

Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.

Нетрадиционные методы

Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.

Профилактика испуга в детском возрасте

Чтобы не бороться с последствиями испуга и не искать причину фобии у ребёнка, лучше постараться предотвратить появление ситуаций, способных вызвать у него негативные эмоции.

Мерами профилактики в данном случае считаются:

  • создание в семье благоприятной атмосферы для роста и развития крохи, что исключает ссоры, рукоприкладства и т.п.;
  • беседы на тему грозных природных явлений (гром, молния), обучение правилам поведения с потенциально опасными предметами (утюг, печка);
  • выстраивание правильных отношений с домашними питомцами и уличными животными;
  • отсутствие запугивания малыша различными монстрами, бабайками и другими несуществующими «страшилами».

В 95% случаев появление испуга у детей — это следствие неправильного воспитания со стороны родителей.

Советы родителям

Мамам и папам, ребёнок которых слишком эмоционален и подвержен различным страхам и переживаниям, не будет лишним соблюдать такие рекомендации:

  • купайте малыша в ванночках с добавлением успокаивающих трав (мята, мелисса), положите в кроватку мешочек, наполненный лавандой, хмелем – будет своеобразная ароматерапия;
  • окружайте детей заботой и вниманием, старайтесь как можно больше с ними общаться и рассказывать обо всём;
  • учите кроху не бояться посторонних людей, животных;
  • идя в незнакомое место, берите с собой любимую игрушку ребёнка. Это поможет ему чувствовать себя даже в непривычной обстановке более уверенно.

Заключение

Несмотря на то, что испуг у ребенка довольно частое явление, справиться с их чрезмерной эмоциональностью без привлечения специалистов иногда бывает непросто. Но здоровая атмосфера в семье, гармоничные отношения между родителями и их желание проводить с детьми как можно больше времени помогут избежать ситуаций, потенциально угрожающих психическому здоровью малышей.

Источник