Ребенку 1 год не говорит слоги

Ребенку 1 год не говорит слоги thumbnail

«Ребенок в год не говорит. Почему? Что делать?» — спрашивают озабоченные мамы и папы, а в сети детские форумы пестрят похожей тематикой. На эти вопросы «почему» и «что делать?» мы постараемся ответить в нашей статье.

Нормы речевого развития детей до года

Все мы знаем, что развитие каждого ребенка индивидуально и сравнивать в этом аспекте детей между собой нет смысла. Но ориентироваться на нормативы, основанные на среднестатистических данных детского развития, смысл есть.

В таблице представлены сведения по формированию речи ребенка на первом году жизни:
Нормы речевого развития детей до года
Обобщая, можно сказать, что:

  • второй месяц — это период агуканья, когда ребенок произносит отдельные звуки (а-а, абы, агу);
  • возраст три — пять месяцев — певучее гуление с произносимым нараспев многообразием звуков;
  • в полгода — это уже лепетные звуки в виде слогов (да-да-да, ма-ма-ма);
  • а вот в 11 — 12 месяцев — осмысленный лепет, когда слова имеют свою принадлежность и обозначают что-то конкретное.

Таким образом, к 1 году «среднестатистический» ребенок говорит 10 -12 слов, понимает слова «надо», «нельзя», выполняет простые просьбы, знает имена близких и названия любимых игрушек. А в период от года до полутора лет формируется его активная речь.

Есть ли повод для беспокойства

Итак, вашему ребенку год, а он мало и плохо говорит? Оцените общее состояние вашего малыша:

  • какова его реакция на шум бытовых приборов, голоса людей;
  • отзывается ли он, когда к нему обращаются;
  • реагирует ли он визуально на происходящее вокруг;
  • нет ли нарушений в координации движений;
  • как работают пальчики на руках при выполнении точных мелких движений;
  • каково его эмоциональное состояние.

Ребенок в год не говорит
Беспокойство по поводу того, что ребенок в год не говорит ни слова, оправдано в случае, если имеет место общая задержка психомоторного развития. Это может быть при органических нарушениях деятельности головного мозга.

Причинами того, что ребенок в год не разговаривает, могут стать снижение слуха или ухудшение зрения. В этих случаях внешнее поведение малыша становится поводом для тревоги и сигналом для активных действий.

Если же маленький молчун или молчунья активны, любознательны и позитивны, не волнуйтесь и наберитесь терпения. Всему свое время. И для бесконечных «почему» тоже.

Приблизительно с трех лет дети становятся почемучками. Им интересно все. Почему снег белый? Почему облака не падают? Сколько звезд на небе? Шквал вопросов, которые подчас застают врасплох, — ведь ответить надо не по-взрослому.

Причины задержки речи

Повода для беспокойства нет, а вот причины, почему такое случилось, есть. И они такие:

  1. Генетика. У ребенка может быть предрасположенность к задержке речевого развития, если в семье уже есть такой опыт.
  2. Пол ребенка. Оказывается, мальчики начинают говорить позже девочек, но зато сразу фразовой речью. Поэтому, если ваш мальчик в год не говорит слоги, может быть, это как раз такой случай.
  3. Недостаток эмоционального общения. Этот фактор негативно сказывается на общем и речевом, в частности, развитии ребенка.При общении ребенку нужно видеть мимику лица, чтобы, подражая, учиться воспроизводить звуки; слышать богатую интонациями речь, чтобы их различать и по-разному реагировать; ощущать прикосновения, чувствовать душевное тепло и учиться его отдавать самому, сначала агукая и лепеча, а потом с любовью произнося самые главные слова «мама» и «папа».
    Поэтому в семьях, где проявление эмоций — это табу, а говорить о чувствах не принято, у ребенка появляются речевые проблемы.
  4. Родительский гиперконтроль. Желание познавать мир, любопытство, неравнодушие могут быть остановлены одним словом «нельзя». Вернее, не одним, а многократным. И оно влияет не только на познавательные способности ребенка, но и на развитие речи.
  5. Информационная перегрузка. Желание родителей воспитать гения понятно. Главное, не навредить. Чрезмерные нагрузки негативно сказываются на психике и уж никак не способствуют решению речевых проблем. Пусть все идет своим чередом. Сначала дружественный окружающий мир, а потом обучение счету, чтению и письму.
  6. Длительное использование пустышки. Неконтролируемое по времени сосание нарушает прикус и становится причиной дефектов речи, например, при произношении свистящих звуков.
  7. Отсутствие мотивации. Если в возрасте 6 — 8 месяцев жесты ребенка означают «дай», «покажи», «что это такое», то к полутора годам они плавно переходят в словесную форму. Ребенок уже может выразить словами свои пожелания. Но бывает так, что ему просто лень разговаривать. Потому что, указав пальчиком, он сразу получит желаемое. Это его так опекают взрослые. Зачем ему учиться говорить?
  8. Влияние стресса. Неблагоприятная атмосфера в семье, отдаление от родителей, стрессовые ситуации — это непосильная нагрузка на детскую психику. Стоит ли говорить о ее негативных последствиях?

Недостаток эмоционального общения негативно сказывается на развитии речи

Как растормошить маленьких молчунов

Если ребенок в год не говорит «мама», «папа», может быть, говорит только слоги или просто мычит, первым делом стоит исключить причину неблагополучия со здоровьем.

Комплексный медицинский осмотр узкими специалистами в этом случае не будет лишним. Он позволит оценить общее развитие вашего малыша и своевременно начать лечение, если в этом возникнет необходимость.

Когда эта причина исключена, настраивайтесь на несложные действия и успешный результат:

  1. Больше общения. Разговаривая с ребенком, старайтесь говорить размеренно, внятно, правильно. Пусть он видит, как вы произносите слова, слышит разную интонацию вашего голоса. Говорите обо всем. Что вы в данный момент делаете, что чувствуете, что происходит вокруг. Приглашайте к диалогу своего малыша, задавая вопросы, пусть даже если отвечать на них придется вам самим. Вот такой он — созидательный процесс.
  2. Подружитесь с книгой. Чтение сказок, стихов, потешек, разглядывание ярких иллюстраций, их озвучивание звукоподражанием (машинка би-би, киса мяу, ворона кар-кар) — это интересное занятие для всех, кто в нем участвует. Вовлекайте в процесс малыша, который с удовольствием пальчиком подскажет вам, где волк, а где медведь, если вы сами этого не знаете.
  3. Практикуйте игры для развития мелкой моторики. Тренируя пальчики, можно значительно ускорить развитие речи — это общеизвестный факт. С этой целью широко используются пальчиковые и другие игры, развивающие мелкие мышцы кистей рук. Немаловажно и то, что, играя, например, в сороку-ворону, ребенок получает мамины ласковые прикосновения и теплую улыбку, эмоционально открываясь в ответ. А закручивая крышки, перебирая крупу, цепляя прищепки, продевая шнурки, собирая пирамидки, он учится терпению, трудолюбию, концентрации внимания. Так всесторонне, широким охватом, идет процесс развития.
  4. Выполняйте вместе упражнения для артикуляции. Чтобы настроить на рабочий лад речевые мышцы, полезно делать специальную разминку для губ, щек, языка. Артикуляционные упражнения могут быть самые простые. Например, продемонстрируйте ребенку, как улыбается лягушка, рычит тигр, облизывается волк, открывает рот бегемот, какой хобот у слона. Если есть желание, можно просто погримасничать, это даже веселее.
  5. Бывайте на природе. Используйте любую возможность, чтобы побывать с ребенком на природе. Это могут быть городской сквер, парковая, загородная зона. Разрешите ему исследовать окружающий мир. Пусть он потрогает ствол дерева и ощутит шершавость коры; послушает, как многоголосо кричат птицы; рассмотрит, как трудятся муравьи на строительстве своего дома; подержит в руках шишку, желудь или каштан.Эмоциональное развитие стимулирует речевое, этим не стоит пренебрегать.
Читайте также:  Как давать эспумизан ребенку 1 год

Терпение — ключ к успеху

Развитие речи — процесс не сиюминутный. Его можно бережно стимулировать, но нельзя подгонять. Даже, если ваше желание поскорее услышать первые слова очень велико, нельзя допускать раздражения и недовольства в адрес малыша.

Если у вас получится переключиться с достижения цели на сам процесс и делать его с удовольствием, вы увидите, а точнее, услышите, результат гораздо быстрее, чем ожидаете. Так всегда бывает.

Будущий оратор

Нам остается пожелать вашему сегодняшнему тихоне стать красноречивым и душевным в общении человеком.

Источник

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Отклонение от нормы

В год ребенок должен осознанно употреблять несколько слов

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Первые слова годовалого малыша

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

Мама играет с ребенком в ладушки

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Читайте также:  Ребенок 1 год 2 месяца не говорит комаровский

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Мама читает ребенку сказку

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

Пальчиковая игра "Сорока-ворона"

«Кашка»

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

«Семья»

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик – деееедушка,

Этот пальчик – баааабушка,

Этот пальчик – пааааапа,

Этот пальчик −  мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение – враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

Источник

Ребенку 1 год не говорит слоги

Ребенку годик, не говррит ни одного слова, не говорит слоги, только кричит визжит и эээээээ, ааааа, эх……это все. Физически развивается по возросту. Стоим на учете у невролога, ходим платно и в поликлинику. На днях был очередной прием, на котром мне врач сказала что ребенок отстает, что должен уже говорить 5 самых протых слов….а он у меня тольк мычит. Сказала еще, что если не разговориться до 1,2 года, то будут колоть уколы кортексин( насколько мне известно не эффективные). Вся растроилась 😥 Очень боюсь упускать время и запускать, знаю что до года все можно поправить, думала что реабилитировали ребенка после тяжелых родов, а тут на тебе такое…. 🙁

Читайте также:  Спортивные игры с ребенком 1 год

вот мне интересно.. лет через 10 наверно буде считаться нормой, что ребенок говорит 5 слов в 6 месяцев и все будут убиваться , если ребенок не вписывается в какой-то стандарт. Мамочка, успокойтесь и не майтесь дурью!

ну так учите говорить эти простые слова. Это мама, папа, ляля, баба и т.д.
машинка — «БРР» тоже считается словом. звукоподражания учите.
В вашем возрасте точно еще ничего не упущено 😉

ребенку 1,2 тоже не говорит, зато у нас театр пантомимы: все показывает жестами 🙂 в год невролог нашла мужчину великолепным и сказала, что все у нас в порядке и ждет на прием через полгода 🙂

аноним

а тут на тебе такое….

Какое такое? Ничего страшного не вижу

:gy: Начинается. Может он еще до сих пор и пирамидку с пазлами не собирает? Вот это дааааа, запустили вы ребеночка… :gy:

Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!

FFluff

машинка — «БРР» тоже считается словом

оу, тогда у нас говорит 🙂 у нас таких «бррр» стопицот в лексиконе 🙂 а мам-пап нету 🙂

вообще — то, невролог всё правильно сказал, слушайте доктора у которого наблюдаетесь, советов много могут дать, но слушать необходимо специалиста

Птица говорун — отличается умом и сообразительностью……. (с)

Ребенку 1 год не говорит слоги

такое же было, в год было одно слово. невролог сказала подождать. в полгода по прежнему не говорил несмотря на лечение. тут уже поставили задержку развития речи. по словам невролга в полгода дети должны говорить около 50 слов (хотя я даже здоровых детей не знаю кто бы столько говорил). сейчас нам 2 года. и вроде пошел процесс — звукоподражание, облегченные слова.. толи препараты помогли толи другое лечение. но все равно если ребенок даже слоги не произносит и не пытается это звоночек, но пока ничего критического.

Ptиzа Гоvоруn

вообще — то, невролог всё правильно сказал

+++
я б свою даж чемнить поколола таким вот :gy:
пойдем к неврологу проверимсо скора

Ребенку 1 год не говорит слоги

ну от моя в 1.2 говорит мама, папа, баба, кака, бяка, дайка короче мелет всяку хрень, очень много непонятных сочетаний слогов. но не осознано она это говорит. она и папу иногда может мамой назвать. это считается что говорит? или нет?

нам годик, в основном мычит, а-кает, мама-папа-баба-ляля…. зато на вопросы отвечает отлично: и ВСЕ понимает, и да и нет обозначает мотанием головы и словами. Спрашиваем: тебе новый костюм зимний нужен — очумела от такого вопроса (обычно сразу ответ выдает) и сдела вид — !дайте мне подумать» 🙂 Каждый ребенок уникален и у каждого свое развитие.

моя жизнь не зебра, а РАДУГА!

мама

около 50 слов (хотя я даже здоровых детей не знаю кто бы столько говорил)

я знаю, в 2 года в норме, что в наше нелёгкое время УСЛОВНО, у ребёнка в активном словаре д/б не менее 300 слов, в пассивном до 1500

Птица говорун — отличается умом и сообразительностью……. (с)

Данилара

имха, но лечить именно задержку речи — бред

%) а потом появляются дети, которых лечить уже поздно, потому что время упущено. вы поймите, что ваш единственный ребенок — это не показатель. и то, что вы его, неговорящего до почти трех лет, никак не обследовали и не лечили, вас не красит.

Ну вы че серьезно чтоли? Блин в год даже не задумывалась о том что ребенок заговорит сейчас)))) Какие нафиг уколы-с ума сошли блин

FFluff

ну так учите говорить эти простые слова.

+1 форма такая же как учить попугая повторять по 100 раз слова и просить повторить.

ничо не говорил в год, даже мама :gy:
но он к году ПОНИМАЛ практически все, дай то, пойди туда, принеси то, гулять, кушать, мыться, все игрухи. это пассивная речь и в этом возрасте (я читала, т.к. тоже поначалу переживала) — это главное!))

слоги начал говорить в районе 1.3-1.4, да и то немного, но соображает уже всёёёё :gy:

Моему 2 и слова все слогами, слов занет много, но вот произносит их слогами

Я не злая, я справедливая!

Puzanchic

Какие нафиг уколы

улучшить мозговое кровообращение ни разу не лишне так-то. тем более по показаниям. я думала, что у меня ре недоразвитая чутка, когда в год она слов 5 говорила, а если б она аще молчала :=-O: :gy: мну грили, что 10 слов-норма в год. молчала бы совсем как рыба-не то б вколола уж десять раз :gy:

Учите детей молчать, говорить они научатся сам, хз кто сказал 🙂 Н вот старшую не мешало бы поучить молчать, но вроде после трех уже поздно :)))

Я не злая, я справедливая!

Данилара

Ань, ну начни ты с актовегина в таблетках, ну глицин подавай, и то — если есть показания помимо того, что «не говорит». нафиг сразу уколы-то ставить

а я чо, у меня ща с садика наприносила до хреновой матери, считать устала уже :gy: год и 1.3 — огромная по моей разница. а так-то еще не проверялись вот у невролога-то. есличо дак пойду колоть, не вопрос вообще. какая разница таблы или уколы??? если они по одному и тому же поводу, то уколы гораздо эффективнее же

Источник