Ребенка в школу в 4 года
Когда ребенок впервые идет в школу – это важное событие для малыша. К сожалению, многие родители не тратят достаточно времени на подготовку к этому событию, считая, что в школе и так всему научат. Другие же, наоборот, заставляют дошкольника часами писать и читать, чем отбивают все желание учиться. Какая подготовка детей к школе самая правильная? На этот вопрос дают ответ детские психологи, потратившие десятилетия на разработку специальных методик.
Методика подготовки детей к обучению в школе
От первых дней в школе во многом зависит будущая успеваемость вашего ребенка. Если он увидит, что другие дети умеют и знают намного больше чем он, то малыш навсегда может поставить себя в ряд неудачников, решив, что он хуже остальных. На что нужно обратить внимание? Помните, что подготовка к школе – это долгий процесс, включающий в себя не только обучение письму и чтению, но и психологическую поддержку. Что должен уметь ребенок перед первым классом?
- Читать по слогам, уметь писать;
- Считать до 20, складывать и вычитать;
- Знать времена года, дни недели, месяцы;
- Уметь рисовать геометрические фигуры;
- Пересказывать короткий текст, иметь внятную речь;
- Быть самостоятельным: уметь завязывать шнурки, одеваться, поддерживать порядок;
- Различать одушевленные и неодушевленные предметы;
- Общаться со сверстниками, не проявлять агрессию.
Это далеко не весь перечень необходимых навыков, которыми должен обладать ребенок, идущий в школу. Естественно, пред школьная подготовка детей к обучению в школе начинается не за месяц до первого сентября.
С какого возраста нужно начинать подготовку?
Чем раньше – тем лучше. Родители должны как минимум с пяти лет объяснять ребенку, что такое школа. К тому же, именно в этом возрасте дети начинают особенно сильно интересоваться обучением, общением с другими детьми, стремиться к самоутверждению и одобрению родителей. Важно следить за тем, чтобы ребенок не боялся школьной учебы, поэтому ни в коем случае нельзя пугать его «двойками», домашними заданиями и отсутствием свободного времени.
Одна из главных проблем первоклассников – недисциплинированность. Если ребенок привык играть, когда ему хочется, поздно просыпаться и не сидеть на месте больше десяти минут – могут возникнуть проблемы. За несколько месяцев до начала занятий постепенно нужно адаптировать малыша к новому режиму.
И вам, и ребенку будет намного проще, если еще до школы вы научите его вставать примерно в одно и то же время, самостоятельно одеваться и заправлять кровать. Хорошим решением будет игра. Заранее договоритесь с ребенком, сколько минут он будет тратить на подъем, умывание, завтрак и т.д., а затем засекайте время и сравнивайте результат. Помните, что это должно быть весело! Нельзя ругать ребенка, если он не успел – лучше вместе наметьте план на следующее утро, чтобы уж точно уложиться. По такой системе можно ненавязчиво приучить малыша к организованности и избавиться от проблем, связанных с ежедневными сборами.
Даже в 3,5-4 года дети с удовольствием играют в школу. Вы также можете иногда проводить «уроки», причем меняясь местами с ребенком – пусть и он побудет учителем. Главное – чтобы школа не вызывала отрицательных ассоциаций. Постепенная подготовка и обучение в игровой форме помогут вам дать ребенку нужные навыки и знания без стресса и давления на хрупкую детскую психику.
Как понять, готов ли ребенок к школе?
В первую очередь стоит убедиться, что ваш малыш имеет представление о том, что такое школа и зачем дети туда ходят. Поговорите с ним, попросите нарисовать его будущий класс и первую учительницу, узнайте, почему он хочет в школу. Можно перевести это в игру – рассадите вокруг ребенка его любимые игрушки и пусть каждая из них «расскажет», чем интересна школа. Узнать что-то новое, общаться и играть с другими ребятами, научиться хорошо читать и писать, — придумайте для каждого героя свою историю, а затем спросите малыша, чья ему понравилась больше.
Прежде чем идти в первый класс, любой ребенок проходит беседу со школьным психологом, который определяет, готов ли он к школе. Вопросы стандартны, поэтому к «собеседованию» вы можете подготовить ребенка самостоятельно, чтобы он не растерялся и мог спокойно и внятно ответить на все вопросы. Также это поможет выяснить, есть ли у него пробелы в знаниях и на что стоит обратить внимание. Ниже мы приводим список вопросов, которые всегда звучат на таких встречах.
- ФИО самого ребенка и родителей, домашний адрес и дата рождения – это ребенок должен называть быстро и не задумываясь;
- Названия месяцев, к каким временам года они относятся;
- Определение лишнего предмета в ряду (фрукт в ряду овощей, птица в ряду животных и т.п.)
- Профессии – ребенок должен назвать хотя бы несколько профессий, которые он знает, а также сказать, кем работают его родители;
- Составление рассказа по картинке, внятное описание того, что он видит.
Также ребенка могут попросить обвести по контуру изображение (внимание обращают не только на то, как он справляется с заданием, но и правильно ли держит ручку), написать буквы и слоги, прочитать несколько слов.
Такое дошкольное тестирование вы вполне можете провести дома, чтобы узнать уровень подготовки вашего ребенка и вовремя исправить все недочеты.
Подготовка детей к школе: задания
Существуют специальные системы, по которым родители занимаются воспитанием и обучением ребенка, в зависимости от его возраста и типа характера. Подробную информацию вы можете найти на Tomom.ru. Для подготовки к школе есть специальные задания, которые дети выполняют с удовольствием и интересом.
Занятия по математике
Для дошкольника нужно регулярно проводить занятия, во время которых он научится счету, вычитанию и сложению. Обычно при подготовке детей к школе математика дается тяжелее всего из-за ошибок родителей, заставляющих малышей решать скучные задачи. Ваша цель – сделать так, чтобы ребенок воспринимал это как интересную игру и не уставал. Занятия должны длиться примерно 15 минут, потом малышу нужно время для активных игр.
Как начать обучение? Используйте знакомые для ребенка предметы – игрушки, карандаши, фрукты. Для начала он должен научиться считать их, потом можно перейти на специальные счетные палочки, которые можно купить в любом магазине канцелярских товаров. В школе они тоже будут использоваться, поэтому если ребенок заранее научится считать с помощью них – будет проще.
Для обучения вычитанию и сложению есть специальная система. Используйте пары чисел, и за одно занятие изучайте только одну пару. Пусть на первом уроке ребенок освоит цифры 1 и 2, запомнит, что 1+1 будет 2, а от двух отнять единицу – получится один. Он должен не просто запоминать, а понимать. Показывайте это на предметах.
В школе ребенок должен знать, как выглядят геометрические фигуры, а также уметь их изображать. К этому вопросу можно подойти творчески – нарисуйте круг и покажите, как можно превратить его в солнышко, воздушный шарик, снеговика. Пусть малыш найдет в доме круглые предметы, укажет на них и посчитает.
Каждое занятие начинайте с повторения изученного материала и не забудьте придумать вознаграждение за успехи.
Чтение
Идя в первый класс, достаточно читать по слогам. Существует много систем для обучения чтению, здесь мы опишем самый популярный. Начните с изучения буквы А, ее дети запоминают быстрее всего. Затем ее нужно сочетать с согласными, «пропевая» полученные слоги. Идеально, если у вас есть кубики с буквами или карточки – пусть ребенок подставляет букву А к согласным и вместе с родителем проговаривает то, что получается.
Изучив новую букву, возьмите книгу и прочитайте ребенку вслух часть текста, а затем попросите найти и показать вам, в каких словах она встречается. В качестве творческого задания нарисуйте нужную букву на листе бумаги и предложите ребенку ее разукрасить.
Чтобы процесс обучения прошел быстрее, ребенок даже во время игр и других занятий должен видеть буквы и слоги. Купите в магазине красочные плакаты с алфавитом, слогами и простыми словами. Также все нужные материалы можно найти в Интернете и распечатать на принтере. Если правильно подойти к вопросу обучения чтению, то вы и не заметите, как ваш малыш сам научится писать – он просто будет перерисовывать буквы, которые видит на стенах.
Существуют специальные видео уроки и мультики, смотря которые дети осваивают чтение.
Уроки письма
То, насколько быстро ребенок научится писать, напрямую зависит от развития мелкой моторики. Занятия лучше начинать с двухлетнего возраста, когда малышу дают играть со шнурками, пуговицами, бусинами (естественно, под присмотром родителей). Детям постарше можно доверить неострые ножницы и поручить вырезать фигурки из бумаги. Есть специальные альбомы с маленькими наклейками разных цветов, которые ребенок клеит, составляя нужную картинку.
Если вы видите, что ваш малыш легко справляется с подобными заданиями, можно приступать к урокам письма. В первую очередь, научите его правильно держать ручку. Лучше купить особую, со специальными выемками – так ребенок быстрее запомнит, в каком положении должны находиться пальцы. Сначала ребенок должен научиться писать печатные буквы, только потом – прописные. Не забывайте, что дети очень быстро устают от письма, поэтому нужно каждые несколько минут прерываться на гимнастику для пальцев.
Если вы хотите точно знать, какие навыки должен иметь ребенок дошкольного возраста, можно ознакомиться с примерными образовательными программами дошкольного и начального образования — https://fgosreestr.ru/. Также полезно пообщаться с родителями первоклассников – они точно смогут сказать, на что стоит обратить особое внимание и дадут ценные советы.
Игры для подготовки детей к школе
Совмещение занятий с развивающими играми – основа правильного и легкого обучения. Все усвоенные материалы легче запоминаются, если ребенок будет повторять изученное развлекаясь. Здесь мы приводим несколько игр, которые очень любят дети дошкольного возраста.
- Поставьте перед ребенком 6-7 игрушек, затем попросите его отвернуться и поменяйте местами две из них. Пусть он угадает, какие именно находятся не на своем месте. Если с этой задачей ребенок справляется легко – усложните ее, увеличив количество предметов.
- Прочитав малышу сказку, попросите пересказать ее для кого-нибудь из родных. Так он научится лучше запоминать информацию и будет развивать речевые навыки.
- Гуляя по улице, вместе называйте номера домов и машин, считайте встречающихся по пути собак и кошек, ищите предметы одного цвета и т.п. Вариантов может быть очень много, можно даже предложить ребенку самому выбрать, что именно он хочет посчитать.
- Для мелкой моторики и развития логического мышления очень полезно собирать пазлы. Не забывайте, что ребенок сам должен складывать картинку, вы можете подсказать ему, но не более.
- Изучив новую букву, предложите малышу слепить ее из пластилина и придумать интересную историю. Такие игры развивают не только моторику, но и творческое воображение.
Больше разговаривайте с вашим ребенком. Пусть он расскажет, как прошел день, перескажет содержание любимого мультика, опишет характер главного героя. В школе малышу предстоит много общаться с учителями и ровесниками, он не должен бояться отвечать на вопросы и первым заводить разговор.
Частые ошибки родителей
При подготовке ребенка к школе, многие родители ориентируются на собственный опыт. Но требования для первоклассников с каждым годом меняются, если двадцать лет назад ребенок мог пойти в школу, не имея представления о письме и чтении, то теперь все усложнилось. Поэтому возникла необходимость самостоятельно учить ребенка всем основам. Первая и самая главная ошибка – требовать быстрых результатов. Будьте терпеливы и не заставляйте малыша долго сидеть над тетрадями.
Ни в коем случае нельзя говорить, что другие дети делают что-то лучше – в этом возрасте малыши очень болезненно воспринимают критику. Расскажите, как это здорово, уметь читать и писать, вы лучше других знаете, как заинтересовать вашего ребенка.
Будущему первокласснику излишняя опека только навредит. Пусть он сам завязывает шнурки, одевается, убирает за собой игрушки.
Не делайте из ребенка домоседа. В классе ему постоянно придется контактировать с другими детьми и если он вовремя не научился общаться со сверстниками, то школьник вырастет замкнутым и стеснительным. Старайтесь чаще ходить в гости, водите ребенка на детские площадки.
Никогда не смейтесь над его ошибками – низкая самооценка никак не поможет ему в будущем.
Школа – важнейший этап в жизни каждого ребенка, именно от вас зависит, как будет воспринимать обучение будущий первоклассник.
Источник
Старшая дочь с полутора лет знала весь алфавит. В 4 года уже читала самостоятельно. В 6 лет уже складывала и вычитала. Естественно мы пришли в школу хорошо подготовленными.
Но сын… сейчас ему 4 года, говорить нормально только недавно начал. Ни о каких буквах вообще речи не ведем сейчас, хотя счет до 10 и обратно знает. Вот и подумала с сентября на курсы подготовки к школе отдать.
Кто ходил на такие? Чему там реально учат в таком возрасте. Всякие рисовалки и развивалки у них и в садике есть, и дома предостаточно. Хочу именно не общее развитие, а получение конкретных знаний. Есть вообще такое?
Старшая с 3,8 ходила
Звуки-слоги учили
Слова-предложения
Гласные-согласные
Ударные-безударные
Это первый год
Потом чтение началось — второй год
:fool:
Нам 6, буквы толком не знаем, считаем , рисуем , играем! :mimi:
В 4 поздно . Все упустили . Английский старшей почему не дали с 3 лет? Фу
MaeDeTres автор темы:
Старшая дочь с полутора лет знала весь алфавит. В 4 года уже читала самостоятельно. В 6 лет уже складывала и вычитала
ну а сейчас какие у нее преимущества перед остальными?
у меня то старшенький тоже шибко вумный был… а второй только говорить начал к 3ем годам и ничего не понятно.. зато теперь у него жажда к знаниям, а старшему к 9классу все надоело )))
предлагаю не мучать ребетенка, если нет у него к этому тяги
У ходите в хороший частный садик. В филипок ходите, например. Там учат + дома сами будете заниматься.
У меня старший до 3 молчал (неврология). Зато сейчас 5, считает, складывает, вычитает, читает, пишет, печатает легкие слова, неплохо играет в шахматы, учим длинные стихи. Но я не парилась и не мучила ребенка, все в игровой форме учим. Нет цели быстрее научить. Я даже в шоке, что он столько умеет.
MaeDeTres ,
Имхо, рано
Парни вообще отстают от девочек, че сравнивать
Anastasia_:
Парни вообще отстают от девочек, че сравнивать
да чей-та они отстают то?))
Аноним,
Велосипед,
не понимаю ваших фи. Сейчас в школу должны идти дети с подготовкой. Не читающим детям в школе очень сложно. У дочери в 1 классе была техника чтения 80 слов.
теперь я слон:
ну а сейчас какие у нее преимущества перед остальными?
Сейчас она одна из лучших учениц в классе. По технике чтения первая (иногда ее опережают, но все-равно в первой пятерке). Учиться ей легче, чем плохо читающим детям. Учитель постоянно акцент делает на технике чтения. Говорит, если к 3 классу не будут 120 слов, то учеба полетит вниз, особенно в средней школе. К лову, те, кто сейчас 40 слов читают учатся стабильно 2-3.
Велосипед:
Английский старшей почему не дали с 3 лет
Старшая с 5 учила. Сейчас знает его очень даже не плохо.
И я НЕ МУЧАЮ детей. Старшая все моментально схватывает. Вообще не было проблем. Ей все интересно было. Азбука была ее настольной книгой. Она ее любила очень. Потом букварь Жуковой учили. Ей очень нравилось. А вот к сыну подхода никак не могу найти. Что-то лялешный он еще какой-то
рано
теперь я слон:
да чей-та они отстают то?))
Так потом догоняют и перегоняют
У меня есть пример знакомого мальчика, который с буквами познакомился в 6 лет, на курсах подготовки при школе, в которую ходил (наша школа). Там также основная масса пришла уже читающих. Он на их фоне очень комплексовать начал, в 1 классе стал отсавать в учебе от остальных. Замкнулся. Сейчас большой уже, учится в 9 классе, все ок. Но понервничали они тогда. Ночами сидели и все учили, читали, чтобы из двоек выбраться
И вон, в соседней теме говорят, что в 6 поздно. Мне — что в 4 рано. А когда, тогда, вовремя?
MaeDeTres автор темы:
Сейчас она одна из лучших учениц в классе
ааа, т.е до окончания школы вам еще далеко))
мой то даже на губернаторскую елку ходил, и в цирк бесплатно, помнится, как лучший ученик )))
читать успеете научить к школе-времени еще вагон
MaeDeTres автор темы:
Ей очень нравилось. А вот к сыну подхода никак не могу найти. Что-то лялешный он еще какой-то
ключевое «нравилось». Дети разные и если сын не увлекается тем, чем сестра, то не надо специально настаивать. Я вообще даже по слогам не читала к первому классу, хотя было уже 7,8 лет. К концу первого была одной из первых по технике чтения и очень любила читать.
Чужая жизнь, как чужие окна – даже если на подоконнике цветы, это еще не значит, что внутри рай…
моя даже до 10 не сосчитает:(
MaeDeTres автор темы:
Старшая дочь с полутора лет знала весь алфавит. В 4 года уже читала самостоятельно. В 6 лет уже складывала и вычитала. Естественно мы пришли в школу хорошо подготовленными.
Не вижу ничего естественного. Знания и психологическая готовность не всегда идут рука об руку.
MaeDeTres автор темы:
Хочу именно не общее развитие, а получение конкретных знаний.
Дети в 4 года должны учиться играть в ролевые игры и взаимодействовать друг с другом, а не получать глобальные знания.
MaeDeTres автор темы:
Но сын… сейчас ему 4 года, говорить нормально только недавно начал. Ни о каких буквах вообще речи не ведем сейчас, хотя счет до 10 и обратно знает.
У меня речевик. Ставили алалию, дизартрию. До 4-х лет вообще внятной речи не было. Вытягивали с неврологом и дефектологом. Ни на какие курсы подготовки к школе не водила. В 4 года мы воевали со счётом до 10, в 5,5-6 с алфавитом. В 6,5 начал читать. В неполные 7 отдала в школу (октябрьский он). Присутствует СДВГ. Заканчивает второй класс. Да, есть шероховатости по русскому языку, исправляем. В целом с учёбой справляется, оценки за четверть стабильно 4 и 5 напополам. Не надо такого ребёнка перегружать знаниями с малолетства. Работайте с речью и познанием окружающего мира, стихи учите.
MaeDeTres автор темы:
Не читающим детям в школе очень сложно. У дочери в 1 классе была техника чтения 80 слов.
И? У сына в классе был мальчик с техникой чтения 123 слова. Вот только пересказать прочитанное он не мог.
Сын в начале первого класса читал 20 слов в минуту, сейчас — 100. Для обычной школы вполне достаточно.
К концу начальной школы большинство читают одинаково быстро. А вот пересказать связно способны далеко не все.
vulpes pilum mutat, non mores
MaeDeTres автор темы:
что в 6 поздно. Мне — что в 4 рано. А когда, тогда, вовремя?
в пять :ugu: :gy:
MaeDeTres автор темы:
Учитель постоянно акцент делает на технике чтения. Говорит, если к 3 классу не будут 120 слов, то учеба полетит вниз, особенно в средней школе. К лову, те, кто сейчас 40 слов читают учатся стабильно 2-3.
Странный у вас учитель. Дети разные, кто-то может читать быстро, да только смысл не понимать, а кто-то читает 40 слов, зато все понимают и пересказать могут.
Почему меня задело — у меня второй ребенок медленно читает. Ну не дано ему. Проверяли технику чтения недавно, в 4 классе скорость всего 80 слов в мин. Про себя читает быстрее. При этом учится хорошо, класс на олимпиадах обычно именно мой сын представляет — соображает хорошо и быстро. Но чтение вслух да, его слабое место.
теперь я слон:
ааа, т.е до окончания школы вам еще далеко))
мой то даже на губернаторскую елку ходил, и в цирк бесплатно, помнится, как лучший ученик )))
Надо было переводить его в такую школу, где все были бы примерно одного с ним уровня, чтобы был стимул учиться, расти.
Только вчера писала в соседней теме: Не даром установлен школьный возраст 7 лет! В 7 лет ребенок готов обучаться. А до 7 лет ему нужно учиться играть, игре после 7 лет его уже никто не будет учить. В эту игру до 7 лет закладывается модель жизни, модели дружбы. А цифры и буквы — это уже выдумка, а не жизнь.
Наскучит ребенку учиться — правильно пишут. Ребенка в садике учат буквам и счету в игровой форме по курсу «Игралочка».
На развивашки мы ходим в ДШИ группу РЭР: ритмика, музыка, театр, творчество. Ребенку каждый год другой предмет нравиться. В этом году 4-5 лет в рисование и лепку сильно втянулся.
У ребенка прабабушка педагог. И она правильно говорит — развивайте всесторонне ребенка, играйте с ним, почемучку купите: почему трава зеленая, небо голубое, почему птицы летают. Опыты ставьте, 3д пазлы собирайте, конструкторы. В магазин, шиномонтаж, в войнушку играйте. Огород на подоконнике посадите вместе и ухаживайте.
Сидеть дома и делать задание из ШР по счету и письму скучнооо, т.к. интереснее играть. Зато с мамой можно тот же счет выучить и буквы играя в обычный пластилин или сидя в песочнице.
знакомая:
Надо было переводить его в такую школу, где все были бы примерно одного с ним уровня
языковую гимназию окончил..11 кл… я говорю о том, «слишком умные» в младенчестве дети не равно «слушком умные «взрослые, и наоборот, и то , что у автора в 4 не хочет читать-писать-считать -не проблема и не говорит о том, что в школе он двоечник будет
У меня сын пошео на подготовку к школе в 4.5 года. Программа адаптирована — учат не столько буквы и цифры, сколько просто развивают мозги, решают логические задачки, упражнения на моторику, память. Очень интересно и полезно. Когда начали учить алфавит — схватил на лету, я уверена, потому что пришёл возраст и потому что мозги уже были готовы к этому благодаря занятиям. Я думаю, читать в 4-5 лет вовсе не обязательно, ходить на подготовку к школе — тоже. Но если есть возможность позагиматься дополнительно, в группе, с грамотным педагогом, по интересной программе — почему нет? Я вижу результат, не жалею что ходим, ребёнок идёт с интересом, домашние задания выполняет легко и охотно.
Источник