Развивать мелкую моторику ребенку 3 года

Лисенкова Татьяна Ивановна
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет»

Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая мотрика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами — их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторикирук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» — играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкиеи точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторикивключает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Читайте также:  Истерический плач у ребенка 3 года

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник

Светлана Курицына
Развитие мелкой моторики детей от 1–3 лет

Тема :самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Цель : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Читайте также:  Ребенок 3 года не говорит фразами

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

Стратегия работы :

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детейучитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно — образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы.

Сентябрь

Наблюдения за детьми, диагностика Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

«Найди и положи рядом такой же» — разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3.»Клубочки для котят» — рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика » Шарик» 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками «Орех»

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4. Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра «Собери цветочек»

5. Игры с мозаикой

октябрь

Овощи и фрукты Птицы осенью

1. «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из пластилина

2.»Сложи картинку» из 4 частей

3.»Строим забор» выкладывание из счетных палочек по образцу

4. «Чудесный мешочек» — определение овощей и фруктов на ощупь

5.»Сушка овощей» — двойные трафареты развесить веревке

1. «Яблоки на тарелке» аппликация из шариков из салфеток

2. Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. «Найди вторую половинку» — разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками » Прокати по ладошке»

6. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

1.»Посмотри, кто спрятался в комочке» — разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками «Птицы» — силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3. Упражнения в сухом бассейне «Найди птичку»

4. «Разрезные картинки» — сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

ноябрь

Труд людей в природе Одежда и обувь

1.»Собери инструменты» — из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

Читайте также:  Кто повышал ребенку иммунитет в 3 года

2. «Нарисуй на песке лопату, молоток»

3.»Определи на ощупь» инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра «Строим стенку»

. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2.»Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1.»Что это» -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2.»Застегни одежду» — на пуговицы, липучки, молнию

3.»Помоги развесить одежу» — для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. «Найди пару» на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4. пальчиковая игра «Ладошки»

декабрь

Город Транспорт Дикие животные зимой Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2. Выкладывание дома из геометрических фигур

3.»Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком «Иголки»

1.»Что у кого» — раскатывание скомканных комочков

2.»Грузим камушки в грузовик» камушки рассыпаны по ковру

3.»Проехала машина» — рисуем на песке слад от машины

4. Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1.»Волшебный мешочек» -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3.»Новогодний подарок для белочки»

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1.»Снегопад в лесу» — на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2.»Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера

3.»Снежная баба» -лепка из пластилина

январь

Дикие животные и их детеныши Птицы зимой

1.»Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2.»ЁЖ и ежата» втыкание спичек в 1.»Собери семью» наложи трафарет на контур

2.»Кто пришел»рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 1.»Ворона или воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

пластилиновый 3.»Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение «Ёжик» с массажными мячиками 3.»Чтобы мишке было теплее» нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика «Пчелы»

3.»Угощение для птиц» — сортировка семян

4.»Кто спрятался под листочком» определить предмет под зеленой тканью

февраль

Семья Профессии

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2.»Кто это» собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок

4.»Что купила мама» — поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1.»Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2.»Поможем сестричке застегнуть пуговицы»

3. «Научим дочку шнуровать ботинки»

4. «Для кого подарок» — волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. «Построим бом из кубиков»

2. «Рельсы для поезда» рисование прямых линий

3. «Оторви чек» отрывание кусочков от полоски бумаги

4. «Помоги повару разложить фасоль по цвету»

1. Пальчиковая игра «Мы капусту режем»

2.»Витаминный завод» лепим витамины из пластилина

3.»Собери машину» из геометрических фигур

4.»Разрезные картинки из 4 частей»

март

Праздник мам Начало весны Игрушки

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1.»Следы от капели» рисуем точки на манке

2.»Солнце светит ярко» лучики из прищепок на желтом круге

3.»Аппликация «Цветы» цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4. Пальчиковая гимнастика «Дождик» 1. Собери пирамидку

2.»Мячи для котят» лепка из пластилина

3.»Что спряталось в комочке» разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4.»Матрешки разбежались» собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр «Репка»

3. «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы

апрель

Одежда

Дикие и домашние животные Птицы весной Растительный мир

1.»Недошитое платье» пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали»

2. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. «Сушка белья» пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1.»Собери картинку из 4 частей»

2.»Нарви молодой травки для кролика» нарвать плоски зеленой бумаги»

3. «Кто где живет» выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками «Ласковый еж»

1.»Червячки для грачей» лепка из пластилина

2.»Поможем птицам» выкладывание гнезда комочками выты

3. «Напоим птиц» работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика «Червячки»

1.»Каждому листочку свое место» закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. «Красивый одуванчик» втыкание спичек в пластилиновый комочек

3. Коллективная работа «Весенний луг» скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

май

Труд весной на даче Мы подросли и повзрослели

1″Посадка фасоли» дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2.»Закрути бутылочки»

3. «Кто больше соберет фасоли» сбор фасоли, рассыпанной на столе

4.»Едем на дачу» собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками » Крепкий орех»

2.»Строим дачный дом» из конструктора

3.»Дорожка» выкладывание геометрических фигур на ковре

4. «Рисуем пуговицы» выкладывание картинок из пуговиц

1. Пальчиковый театр «Колобок»

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3. Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Источник