Развивающие игры с 1 год 6 месяцами ребенком
В возрасте полутора лет у малышей происходит настоящий скачок в развитии. Речь идет, в первую очередь, о словарном запасе, уровне интеллекта, а также физических навыках.
Родители часто сравнивают кроху с другими детьми, чтобы понять, соответствует ли развитие ребенка 1 год 6 месяцев нормам.
И именно в этот период мамам и папам стоит быть максимально внимательными, чтобы оградить ребенка от возможных проблем в дальнейшем.
Развитие детей полутора лет
Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.
Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.
Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.
Физическое
Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.
Физические навыки малыша в 18 месяцев:
- уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
- способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
- умеет пинать ножкой мяч;
- сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
- отлично ходит по лестнице с поддержкой;
- может бросить мяч рукой;
- чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
- активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
- открывает двери в комнаты;
- садится на корточки.
Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.
Нервно-психическое
«Я сам!» — именно такому девизу следует малыш в 1 год 6 месяцев, при этом, кроха очень эмоционален и требователен в своих желаниях. В указанном возрасте ребенок активно подражает взрослым, а бытовые предметы использует в качестве игрушек.
Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.
Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.
Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.
Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.
Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку. Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое.
Интеллектуальное
В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».
Ребенок в 1,5 года также умеет:
- играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
- знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
- собирает пирамидку;
- показывает предметы по просьбе взрослого;
- знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
- использует предметы в игре, согласно их назначению;
- умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
- проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
- говорит до 40 простых слов;
- пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».
Как развивать ребенка?
Развитие ребенка полуторагодовалого возраста должно быть всесторонним. Для пополнения словарного запаса, расширения кругозора и улучшения памяти необходимо использовать книжки, кубики и карточки с изображениями животных, растений, видами транспорта и прочим. Полезно читать малышам стихи, потешки, сказки.
Также помогут в решении вопроса, как развивать ребенка в полтора года, следующие игрушки:
- музыкальные инструменты: пианино, труба, барабан и прочее. Такие игрушки помогут формированию правильного слуха малыша;
- посуда, куклы и мебель для них, наборы фруктов и овощей, фигурки животных. Все это поможет организовать увлекательные сюжетно-ролевые игры;
- шнуровки, простые конструкторы, лабиринты — незаменимые для стимулирования мелкой моторики предметы;
- двигательную активность поможет развить мяч, игрушка-каталка, а также всевозможные качалки (матрешки, неваляшки и прочее);
- сформировать представление о цветах, формах и размерах предметов можно при помощи сортеров, разноцветных стаканчиков, специальных наборов для песочницы, логических кубов и прочего;
- полезен будет и бизиборд, или доска Монтессори. Это популярная игрушка, в которой есть замочки, шестеренки, молнии и прочие предметы, с которыми ребенок встречается в обиходе.
Специалисты советуют обязательно хвалить кроху за любые, даже самые незначительные успехи и достижения.
Подходящие по возрасту развивающие игры и мультики
Детские психологи не рекомендуют позволять малышу много времени проводить у телевизора — касается это не только тех моментов, когда ребенок его смотрит, но и тех, что устройство работает на заднем фоне. Это создает чрезмерную нагрузку на психику.
Если же необходимость в просмотре ТВ возникла, можно отдать предпочтение развивающим программам, созданным специально для маленьких детей. К таким можно отнести: «Малышарики», «Деревяшки», «Тини Лав» и другие.
Игры, которыми можно занять кроху в 1 год и 6 месяцев:
- любые сюжетно-ролевые занятия. Можно готовить на игрушечной кухне, катать куклу в коляске, ремонтировать машинки инструментами и т.д.;
- «догонялки». Задача проста: малыш должен бегать за мамой. Длительность — не более 30-40 секунд, затем нужен перерыв;
- лепка;
- простые пазлы, состоящие из 2 элементов;
- игры с песком и водой. Особенно полезно пересыпать или переливать их в разные емкости;
- рамки-вкладыши — отличный тренажер для логики и мелкой моторики.
Выбирая игру, важно помнить, что она должна приносить радость и удовольствие обеим сторонам процесса.
Психологи рекомендуют отдавать предпочтение максимально реалистичным моделям. Зайчик, например, должен быть похож на своего прототипа — тогда у ребенка будет формироваться правильное представление об окружающей действительности.
Какие игрушки принесут пользу малышу
Во-первых, игрушки подбираются в соответствии с возрастом. Во-вторых, они должны быть качественными и безопасными. Нельзя приобретать модели с острыми краями или углами, отстающей краской или другими видимыми дефектами.
В-третьих, нелишним будет выбирать те игрушки, которые можно легко помыть или протереть.
Стоит исключить использование таких моделей, которые снабжены слишком громким звуковым модулем — стреляющие, пищащие или издающие другие резкие звуки.
Видео по теме
Доктор Комаровский о раннем развитии детей:
Гармоничное развитие крохи полутора лет во многом зависит от родителей. Кроме правильных игр и занятий, ребенку нужны любовь, забота и внимание. Также важна нормальная психологическая атмосфера в семье, полноценное и витаминизированное питание, а также общение не только с родными (взрослыми и старшими детьми), но и со сверстниками.
Источник
Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».
Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность
Наши задачи:
• Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
• Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности — называть их: «большой», «поменьше», «маленький».
• Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
• Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
• Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.
Примерные дидактические игры:
Игра с пирамидкой
Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.
Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.
Играем:
• Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
• «Давай угощать гостей» — и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
• Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
• Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» — еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
• Когда ежики «поедят» — нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
• В конце занятия обратите внимание ребенка на результат — красивую ровненькую пирамидку — «Вот как мы умеем!»
Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.
Игра с вкладышами-колпачками
Для игры необходимы: Вкладыши — цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.
Играем:
Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.
• С собранного набора вкладышей — снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
• Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки — малые колпачки ставятся на большие.
• Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид.
• Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“
Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно — величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.
Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.
Игра «Две матрешки»
Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.
Играем:
• Дайте ребенку две матрешки — большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
• Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
• Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.
Игра в машинки
Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.
Играем:
• Расположите гаражи на удлиненной поверхности — «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.
Строительная игра « лесенка»
Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.
Играем:
• Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку — попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
• По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.
Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром
Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?
В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).
Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.
Что делать если ребенок пассивен в игре?
Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.
Примеры развивающих сюжетных игр:
Игры-занятия «Поручения»
Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).
Игровые сценки «Бытовые ситуации»
Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:
• показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
• воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“;
• показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
• показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок — варенье; Мишка угощает Ежика — поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
• знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.
Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)
Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла — девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).
Играем:
• Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
• «Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» — так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
• Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
• После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди — то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:
Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!
А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):
Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!
Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
• Если на улице лето: можно играть с куклой в „прятки“, рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
• Если зима: „копать“ лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.
Игра „Посудка для куклы“
Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).
Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).
Играем:
• «Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» — говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
• Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: „Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!“.
Игра „Овощи“
Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.
Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.
Играем:
• П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус.
• Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).
Примечание. Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.
Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).
Источник