Развиваем мышление ребенку в 2 года

Развиваем мышление ребенку в 2 года thumbnail

Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.

Развиваем мышление ребенку в 2 года

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

До 3-4-х летмышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними. 

То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»). 

Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления. 

Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги. 

Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).

И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.

Развиваем мышление ребенку в 2 года

Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.

Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности. 

Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет

• Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.

• Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. 

• Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре! 

• Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого —  к сложному, от хорошо знакомого — к новому. 

• Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.

Читайте также:  Дибазол ребенку 2 года

• Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом. 

• Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!

• Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

• Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.

• Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.

• Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе. 

• Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия. 

Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года – 2 года 6 месяцев

• Группирует предметы по цвету, форме или размеру. 

• Происходит переломный период в развитии речи: 

— появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;

— словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.

• Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.

2 года 6 месяцев – 3 года

• Собирает картинку из двух – четырех частей.

• Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”

• Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.

• Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек. 

• Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».

• Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

• Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.

• При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.

• Собирает пирамидку с учетом размера колец.

Автор: Дарья Колдина

 

Источник

Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления у своего малыша большая часть родителей  придает огромное значение.

logicheskoe mishlenie

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, заниматься с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

У 2 ух летних малышей  мышление  носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними. 

То есть познание окружающего мира происходит в процессе манипуляцийс игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»).

Вот основные способы развития навыков мышления двухлетнего ребенка:

  • Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку».
  • Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка.
  • Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе.
  • Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня.
  • Думайте и разговаривайте о чувствах.
  • Проверяйте на практике новые идеи и концепции решения задач (текущих проблем).

Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку»

Способность притворяться, изображать, разыгрывать знаменует собой большой скачок в развитии навыков мышления. Когда дети притворяются, это означает, что они понимают символы: кубик может стать автомобилем, обувная коробка может превратиться в домик для мягкой игрушки, а слово обозначает предмет или мысль. Понимание символов важно для развития таких навыков, как математические операции, логика, письмо и приобретения знаний в естественных науках.

  • Уделяйте время всевозможным ролевым играм, в которых важен принцип «понарошку». Пусть ваш ребенок будет «главным». Это поможет ему развить свои собственные идеи. Это также укрепит его навыки мышления, ведь ему придется выстраивать логические цепочки при построении сюжета игры: собака должна вернуться домой, потому что пошел дождь. Вы можете помочь ребенку развивать мысли, задавая следующие вопросы: «Что чувствует собака? Что она пытается сделать? Зачем? Что произойдет дальше?».
  • Выдайте ребенку большое количество реквизита, который поможет разыгрывать придуманные им истории – шляпы, костюмы для переодевания, детскую посуду, игровой набор врача, блокноты, кубики, игрушечные продукты и предметы домашнего обихода, такие как большие картонные коробки, одеяла, подушки и т. д.
Читайте также:  Что делать если ребенок дерется в 2 года в детском саду

Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка

Когда дети приближаются к возрасту трех лет, они начинают понимать логические связи и цепочки; например, чтобы расти, нужно есть. Они используют свои быстро улучшающиеся языковые навыки, чтобы задавать вопросы о том, что они видят, слышат и чувствуют. В этом, наверное, и заключается причина того, что каждое второе слово двухлетнего ребенка это «Почему?» Способность мыслить логически имеет решающее значение для осмысления задач и достижения ребенком успеха в жизни и школе.

  • Не отвечайте на вопросы своего ребенка немедленно. Спрашивайте сначала, что он думает по поводу вопроса, это заставит его мозг работать. Внимательно выслушайте ответ вашего ребенка и подтвердите свое понимание его идей. Затем вы можете предложить правильный ответ. Например, если он говорит, что ночью темно, чтобы люди могли спать, вы можете ответить: «Да, безусловно, спать легче, когда темно», а затем объяснить как можно проще заход и восход солнца.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов во время ежедневных игр и занятий. Когда вы проводите время вместе, задавайте ребенку вопросы «почему?»: «Как ты думаешь, почему листья опадают с деревьев?», «Почему идет снег?», – это заставляет ум вашего ребенка активно работать, а также дает ему понять, что он вам интересен и его мысли для вас очень важны.

Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе

Старшие малыши выходят за рамки простого исследования и использования предметов в качестве инструментов. Например, они могут использовать обувную коробку как гараж для игрушечных автомобилей. Они также исследуют мир более сложными и творческими способами. Вы можете увидеть ум вашего малыша в работе, когда он:

  • Роет песок, чтобы найти спрятанные игрушки.
  • Делает поделки из пластилина.
  • Строит сложные конструкции из кубиков.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию.
  • Разделяет, складывает вместе и сортирует предметы.
  • Проверяет, как работают двигающиеся части игрушек, открываются – закрываются, вращаются (например, колеса или двери игрушечного грузовика).
  • Наблюдайте за ребенком и обращайте внимание на то, к чему он проявляет интерес. Задавайте вопросы о том, что вы видите и испытываете вместе: «Что, по-твоему, мы найдем, когда раскопаем песок?», «Куда летит бабочка?». Вместе рассуждайте об интересном: «Интересно, сколько лап у этого паучка?», «Интересно, сколько ступенек до входной двери?», «Интересно, куда девается дождь, когда он падает на землю?». Замечая и развивая природную любознательность вашего ребенка, вы воспитываете его любовь к познанию.
  • Предоставляйте ребенку много возможностей для творческих исследований.Гуляйте на природе. Играйте с песком и водой. Давайте ребенку предметы, которые он может разбирать и исследовать. Манипулируя со знакомыми (и не совсем знакомыми) предметами, дети выясняют для себя их устройство и принцип работы. Этот способ решения задач имеет решающее значение для достижения успеха в школе.

Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей

Малыши используют свои воспоминания, чтобы применять прошлый опыт в настоящем. Они видят облачное небо и понимают, что может начаться дождь. Это также помогает им понять, как устроен мир – дождь идет из серых облаков. Вы можете наблюдать эту новую способность ребенка обнаруживать закономерности и связывать явления и идеи между собой, когда он:

  • Смеётся над шутками.
  • Просит печенья у бабушки, если мама ответила «нет».
  • Помнит, что тетя Инна не может приехать на праздник, потому что она живет далеко.
  • Сообщает вам, что идет дождь, и поэтому ему нужен зонт.
  • Связывайте прошлое с настоящим. Четко выстраивайте логические цепочки в жизни вашего ребенка: он должен носить варежки, чтобы не замерзли ручки. Он должен брать в бассейн полотенце, чтобы вытираться после плавания.
  • Используйте ежедневные занятия, чтобы обнаруживать закономерности.Используя речь для объяснения этих закономерностей, вы помогаете ребенку мыслить логически и увеличиваете тем самым его словарный запас. «Ты заметил, что собака скулит каждый раз, когда хочет, чтобы ее вывели на улицу?», «Когда стиральная машинка выключается, это значит, что одежда уже чистая и сухая».
Читайте также:  Ребенок 2 года не идет к папе

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня

Старшие малыши могут сортировать предметы в соответствии с их характеристиками (все пластмассовые рыбки в одну кучу, все пластмассовые птички в другую). Они также начинают понимать более сложные понятия времени пространства, размера и количества. Вы увидите доказательства этих новых навыков мышления, когда ваш ребенок:

  • Говорит, сколько ему лет.
  • Располагает предметы в логическом порядке (тарелку рядом с чашкой, машинку рядом с кукольным домиком).
  • Задает вопросы типа «сколько?» или «когда?».
  • Сортирует бусины по цвету или размеру.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию или по сценариям, которые он часто наблюдает дома (например, расставание с мамой по утрам).
  • Складывает крупные пазлы из трех-четырех частей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня. Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.
  • Помогайте ребенку понять чувство времени. Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Думайте и разговаривайте о чувствах

Двухлетние дети начинают лучше распознавать собственные чувства. Некоторые из них могут даже начать называть их: «Я злой!.. Мне грустно… Я счастлив». Но им все еще нужно учиться управлять своими чувствами. (Истерики все еще очень характерны в этом возрасте.) Двухлетние дети также знают, что у других людей тоже есть свои мысли и чувства. Вы можете наблюдать такое осознание себя и окружающих, когда ваш малыш:

  • Использует слова для описания чувств – «счастливый» или «грустный».
  • Определяет и называет чувства на картинках (печаль, страх, гнев).
  • Утешает других, когда они расстроены или обижены.
  • Определяет чувства других людей: «Маме грустно?».
  • Играет в дочки-матери с куклами и мягкими игрушками (заботится и жалеет их).
  • Говорите о чувствах. Помогите своему ребенку развивать словарный запас, обозначающий чувства. Облекайте в слова то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок. «Ты так рассердился из-за того, что нам нужно уходить из парка». «Ты грустишь, когда бабушка уезжает». Это поможет вашему малышу понять и справиться со своими чувствами.
  • Говорите о том, что чувствуют другие люди. «Эта маленькая девочка прыгает и улыбается. Как ты думаешь, ей весело?». При чтении книг, спрашивайте, какие чувства, по мнению ребенка, испытывают персонажи: «Как ты думаешь, он боится темноты?».

Проверяйте новые идеи и концепции решения задач

Двухлетние дети решают задачи методом проб и ошибок. Вы можете наблюдать, как ваш старший малыш умеет решать задачи, когда он:

  • Привлекает других детей в свою игру: «Ты будешь принцессой».
  • Затачивает затупившийся карандаш о бумагу, чтобы продолжить раскрашивать.
  • Поворачивает кусочки пазла в разные стороны, пытаясь его сложить.
  • Придумывает слова и песни.
  • Разыгрывает истории, меняя сюжет в соответствии со своими целями (не всегда логично).
  • Помогайте своему ребенку проверять разные варианты решения задач. Когда он попадает в тупик, предлагайте другие подходы. Например, предложите ребенку подобрать отверстия соответствующей формы. Если ему нужна волшебная палочка для спектакля, спросите его, какой бытовой предмет можно использовать в качестве нее.
  • Придумывайте песни. Вместо «Дождик, дождик, кап, кап, кап» это может быть «Снежок, снежок, идет, идет». Спросите своего ребенка, о чем он хочет придумать собственную песню. Меняйте слова песни так, чтобы она соответствовала его идее. Это поможет вашему ребенку научиться мыслить логически и искать взаимосвязи между идеями.

Источник