Развития социализации ребенка в детском саду

Развития социализации ребенка в детском саду thumbnail

«Вашему малышу уже три и он ещё не в детском саду? Какой ужас! Задействуйте все возможности, чтобы получить место, иначе ваше чадо не социализируется!» Не… что? Что такое социализация ребёнка? Как и где она происходит? Роль детского сада в социализации дошкольников. Эти и другие вопросы обсуждаем прямо сейчас.

Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали (за тунеядство могли и посадить), а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно. 
Сейчас ситуация изменилась. Статья за тунеядство исчезла. Возникла безработица, многие мамы получили возможность сидеть дома с ребёнком не два месяца, а столько, сколько хочется — весь дошкольный, а иногда и школьный возраст. И если раньше поголовно все дети страны воспитывались в едином духе, согласно распоряжению партии и правительства впитывая общественные ценности, то сейчас возможны варианты. У «домашних» детей система ценностей формируется под влиянием семьи и может отличаться от общепринятой. Хорошо это или плохо? Всё зависит от людей, окружающих ребёнка. Именно под их влиянием происходит социализация маленького человечка — вхождение в общество.

Социализация — что это?

Оказывается до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Приведём несколько определений и высказываний.

Большая советская энциклопедия: «Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Марксисты утверждали, что социализация — процесс формирования целостной личности в результате которой каждый человек может проявлять свою индивидуальность, в полной мере преодолевая устарелые нормы и вредные привычки и становясь активным членом общества — творцом своей жизни. Маркс и Энгельс писали: «Как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество».

Символический интеракционизм в лице Дж. Мида определял социализацию как «процесс, в котором человек примеряет на себя разные социальные роли и находит своё Я». 

Выготский Лев Семёнович, советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

  1. психогенетическая (ранняя) — выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;
  2. образно-символическая (средняя) — связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;
  3. интеллектуально-концептуальная (высшая) — управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков. 

Эрик Эриксон — американский психолог пришёл к выводу, что социализация — процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания самого человека, одними лишь условиями в которые он помещается и на которые направлено его внутреннее Я.

С.Ю. Головин в «Словаре практикующего психолога» пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.

В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что социализация — процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации — совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

С.С. Степанов в Популярной психологической энциклопедии приводит слова Анатолия Викторовича Мудрика, советского учёного, исследовавшего вопросы воспитания и социализации детей. Он определял социализацию как процесс формирования и изменения человека в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Опираясь на вышеприведённые высказывания, можно обобщить. 

Социализация:

  • невозможна без общения;
  • непрерывный процесс, который длится всю жизнь;
  • имеет стадии;
  • зависит от окружения человека;
  • помогает найти своё место в обществе, выжить в нём;
  • формирует жизненную позицию человека.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

  • Первичная — начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.
  • Групповая — та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.
  • Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика — мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться. 

Социальные институты

Социальными институтами являются группы людей, окружающих человека в тот или иной период его жизни. Их достаточно много.

  • Семья — самый главный «институт» социализации, если семья полноценная (не путайте с понятием «полная» и неполная семья может быть абсолютно полноценной). В семье ребёнок учится взаимодействовать с окружающими и управлять ими, распознаёт свою принадлежность к определённому полу, социальному классу, впитывает семейные ценности и традиции, взгляды на жизнь, политику, «хорошо и плохо». Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало (родители всё время работают, бабушек и дедушек нет), то социализация ребёнка происходит в другом месте, там, где им занимаются и где он проводит больше времени.
  • Группа сверстников в детском саду, школе, системе дополнительного образования, группа по интересам и т. д. Стоит на втором месте после семьи по силе социализации ребёнка.
  • Образование. Ребёнок может получать знания в группе или индивидуально, но при этом он всё равно соотносит полученные знания со своими социальными группами. 
  • Экономика. Достаток семьи значимо влияет на социализацию ребёнка. Если у сверстников есть куклы Барби, к примеру, и у девочки есть — это одна история, а если у всех есть, а у неё нет — совсем другая. При переходе в другой детский сад, может оказаться, что там в почёте мобильные телефоны, а Барби скучна. Ребёнку придётся адаптироваться к новой системе ценностей. 
  • Язык. Если ребёнок не разговаривает и плохо понимает речь (мигрант), то его социализация будет затруднена, он может стать изгоем в группе.
  • Религия. В религиозной семье дети вырастают приверженцами веры. Вера — свод догм и законов, которые полностью контролируют поведения человека в обществе. Социализация ребёнка из религиозной семьи может быть затруднена. Поэтому таким родителям нужно более тщательно выбирать дошкольное учреждение.
  • Средства массовой информации. На дошкольников в большей степени влияет телевизор. Если родители не контролируют просмотр телепрограмм, то малыш может почерпнуть много лишнего, того, что сформирует взгляды на жизнь, его социализацию в совершенно другом, нежели хотели родители, виде.
  • Правовая система. Дети учатся подчиняться определённым законам в семье и группах. К сожалению, если люди из близкого окружения ребёнка находились или находятся в тюрьме, то страха перед системой наказаний у малыша не возникает, они логично встраиваются в его систему ценностей. Такие дети, вырастая, легче идут на деяния, противоречащие закону, те, за которые можно понести даже уголовное наказание.
Читайте также:  Если ребенок отстает в физическом развитии до года

Ещё несколько важных терминов

Социальная запущенность — не сформированные в должной степени у ребёнка социальные чувства, интересы, навыки и умения. В качестве примера крайней степени социальной запущенности можно вспомнить детей-маугли — тех, которых воспитывали животные. Найденные в разном возрасте и возвращённые в человеческий социум, они долгое время продолжали себя вести так, как в приёмной семье животных. Не умели разговаривать, одеваться, сидеть за столом, есть при помощи столовых приборов, умываться и т. д. Если социальная запущенность обнаружена рано, её можно исправить и вернуть человека к нормальной жизни в обществе. Если поздно — то сделать это сложно. 

Социальная дезадаптация — нарушение человеком установленных в обществе норм морали и права, ценностных ориентаций и жизненных установок. К примеру, если ребёнок растёт в семье, где все курят, ругаются матом и отнимают друг у друга еду, то он так будет себя вести и в детском саду — он просто иначе не умеет. Социальная дезадаптация поддаётся коррекции, особенно легко в дошкольном возрасте.

Ресоциализация — устранение сложившийся ранее модели поведения, замена её на новую. К примеру, ребёнок попадает из детского дома в семью. Его модель поведения в корне меняется, происходит ресоциализация. Ресоциализация детей происходит и в детских садах, особенно резко, если система ценностей в них отличается от семейных. К примеру, в семье все разговаривают спокойно, а воспитатель любит повышать голос. В семье сразу удовлетворяют потребности ребёнка, а в детском саду — в порядке очереди. Малышу приходится привыкать к новым порядкам.

Досрочная социализация — интересный феномен, сложившийся исторически и помогающий человеку быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и правильно действовать. К примеру, девочки играют в куклы, готовясь стать мамами.

Десоциализация — утрата человеком социального опыта. Дошкольники могут попадать из семьи в детские дома или больницы, терять навыки общения, самообслуживания. Если маленький ребёнок попадает в иноязычную семью, то он перестаёт говорить на родном языке. В наши дни десоциализацию у детей вызывает чрезмерное увлечение компьютерными играми, когда малыш предпочитает занятия с электронными устройствами общению с реальными людьми.

Важные выводы:

  • ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам, законам и этикету, самообслуживанию, помощи и взаимопомощи, культуре общения;
  • социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются, если он попадает в мир, живущий по другой шкале ценностей.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры. Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем. По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Каким детям нужно обязательно посещать детский сад?

Есть дети, которым детский сад просто необходим:

  1. единственным детям в семье, чтобы они могли общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками;
  2. детям из неполных семей, так как единственный родитель обычно имеет меньше времени на общение с малышом;
  3. детям из асоциальных семей, чтобы у них социализация прошла в нужном русле.

Проблемы детского сада

Всё было бы идеально, если бы не пресловутый человеческий фактор. Есть разработанные программы и методики. Они действительно хорошие и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка. Однако действуют они лишь там, где работают увлечённые профессионалы. В этом случае дети бегут в сад с удовольствием, а родители радуются их быстрому развитию и появляющимся хорошим и разносторонним навыкам и умениям. К сожалению, так бывает не всегда. И тогда возникают проблемы: дети не хотят ходить в детский сад, плачут, характер у них портится, появляются не самые приятные привычки. К примеру, дети начинают кусаться, толкаться, обижать младших. Это — неправильная социализация и причина в микроклимате детского сада. Увидев неладное, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Вывод: детский сад может обеспечить как социализацию ребёнка, так и его десоциализацию при непрофессиональном подходе.

Как узнать — достаточно ли социализирован ребёнок?

Многие родители, особенно детей, не посещающих детский сад, задаются вопросом: социализирован ли мой ребёнок? Это можно узнать, ответив на несколько вопросов о ребёнке:

  1. Он быстро находит новых друзей?
  2. Умеет играть с другими детьми?
  3. Может уступить другому ребёнку или взрослому?
  4. Если рядом плачет другой ребёнок — пожалеет ли он его?
  5. Может ли дождаться своей очереди в игре, на горке и т.д.?
  6. Выполняет просьбы родителей с первого раза?
  7. Знает правила этикета?
  8. Любит посещать детские игровые центры, общаться с другими детьми?
  9. Предпочтёт игру с детьми просмотру телепередачи?

Если на большинство вопросов ответы «Да» с социализацией у вашего малыша всё в порядке.

Источник

Ольга Мельникова
Социализация детей дошкольного возраста в условиях детского сада

На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех «на выходе» во многом зависит от «правильного старта». Чтобы справиться с такими задачами и быть эффективной, системе дошкольных учреждений нужны преобразования. В том числе, в части признания равноценной значимости различных источников образования — родительского дома, системы дополнительного образования, информационно-образовательной среды и, главное, собственной познавательной, творчески-преобразующей активности ребенка, формирующейся на этой основе компетентности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Читайте также:  Что может вызвать задержку развития речи у ребенка

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

Малоизученной областью в науке остается социализация детей дошкольного возраста.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, поэтому актуальным является совершенствование его деятельности по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни, познавательной, бытийной.

Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование, формируется и проявляется его индивидуальный стиль деятельности, в целом вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования.

Подрастая, ребенок самоопределится и поставит себе цель стать «тем-то» и «таким-то», и многие обстоятельства как внутренние, так и внешние, будут преодолены, трансформированы и использованы как возможности.

Но для этого должно быть сделано самое главное. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими. Его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост, а актуальной «здесь и сейчас» информацией.

Содержание образовательной области «Социализация» в дошкольном образовании направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей младшего дошкольного возраста в систему социальныхотношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Овладение социальнымопытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями: оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт; овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение; социальный опыт складывается спонтанно.

Интегрированный характер развития ребенка предполагает одновременное развитие всей совокупности умений во всех видах деятельности (игровой, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой и двигательной). В свою очередь понимание того, что компетентность характеристика всегда личностная, индивидуальная (не может быть двух людей, у которых бы она проявилась одинаково, позволяет говорить о том, что образование и воспитание ребенка всегда индивидуализировано. В современном понимании дошкольное образование является условием и средством целостного непрерывного становления личности человека, обретения им себя, своей человеческой сущности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Она позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Это есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является – социализация. Так как к трем годам у детей складывается условно-предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру, то игра является основным средством социализации детей дошкольников.

Считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем больше знают о ней дети, тем более развита игра, так в игре в «дом», дети отображают содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», «ребенка».Этой позицией определяются и традиционно используемые нами методические приемы: ознакомление с окружающим, в основном с профессиями взрослых; подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей, например, чтобы дети играли в «строителей», их знакомим с профессией, элементарной строительной техникой (кран, трактор, экскаватор, самосвал, с процессом строительства.

Однако такой подход односторонен. Одного только накопления знаний, представлений о социальных ролях взрослых совершенно недостаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовывать роль в игре, а тем более в совместной игре со сверстниками.

Чтобы правильно строить свою игру с ребенком, мы осуществляем подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.Обычно различают два типа ролей: «взаимодополнительные», которые требуют взаимодействия с другой ролью, и «независимые» роли, связь которых с другими является более опосредствованной.

Независимые роли (например, шофер, строитель и другие) связаны с, близкими по смыслу ролями более опосредствованно (не актуально, а потенциально). Их смысл может быть раскрыт в специфичных действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (так, шофер, управляющий машиной, может везти пассажира, а может везти груз — смысл его действий как шофера при этом не теряется).

Для формирования ролевого поведения мы начинаем совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, связь которых «открыта», лежит на поверхности. Для начала мы используем парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру, «семейные»роли: мама-дочка, бабушка-внучка, мама-сынок,а также пары: доктор-больной, продавец-покупатель). Парные взаимодополнительные роли ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Мы строим совместную игру с детьми, постепенно усложняя,в следующей последовательности: сначала мы берем на себя основную роль и втягиваем ребенка в совместную игру, предлагаем ему дополнительную роль; в дальнейшем мы подключаем к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступаем ее другому ребенку, т. е. ориентируем детей друг на друга, «замыкаем» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

Например, достаем заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-4 предмета – фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник, надеваем белую шапочку и на виду у детей начинаем играть, «приписывая» себе роль «доктора». Таким образом, пообщавшись с персонажем-игрушкой, вовлекаем в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц или другой персонаж).

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («Я доктор, полечу больного мишку»).

Аналогичным образом мы развертываем другие игры, где воспитатель-«продавец» продает игрушки «покупателям»-детям. При этом мы осуществляли лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание было направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

При предоставлении детям «обыгранных» таким образом игрушек они начинают использовать в своей самостоятельной игре цепочки ролевых действий, внося в них свои вариации (ведь у каждого ребенка есть свой опыт общения с доктором, наблюдений за действиями продавца в магазине). В самостоятельной игре ребенок берет на себя более привлекательную основную роль (доктора, мамы, а действия его пока направлены на партнера-игрушку. У части детей появилась ролевая речь, обращенная к игрушечному персонажу. На этом этапе дети еще не обозначают вербально свою игровую роль (ребенок не испытывает в этом необходимости, так как его игра еще индивидуальна). Поэтому мы внимательно наблюдали за игрой детей и когда цепочка ролевых действий осуществлена ребенком,мы предлагали ему связать эти действия с называнием роли: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного мишку?». Такие выводы важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее назывании.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

При игре важно менять роли, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли, мы подсказываем детям возможность сюжет, не включать в игру новых участников, а меняться ролями или добавлять партнёра-игрушку.

Если просто «подсовывать» детям тематические наборы игрушек, соответствующие той или иной социальной роли, у них закрепляется ранее усвоенный способ построения игры — условное предметное действие, а осознанное принятие игровой роли,ролевой диалог с партнером могут долго не появляться: дети полностью поглощены действиями с игрушками.

Мы не удивились, когда после игры с детьми в игровом уголке появилось несколько «мам», «докторов», каждый из которых играет со своим игрушечным персонажем. В процессе таких «параллельных» действий дети подражают друг другу, их игровой опыт взаимообогащается.

В самостоятельной деятельности у детей появились не только основные роли из взаимодополнительных связок, использованных в игре воспитателем, но и «независимые» роли, если ребенку попалась на глаза игрушка, позволяющая реализовать какие-то значимые для него впечатления, переживания. Мы заметили, что «независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шоферы, маршируют и стреляют, как солдаты). Однако такое ролевое подражание часто не сопровождается осознанием роли, ребенок затрудняется ответить на вопрос, кем он был в игре.

Простейшее ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, к сказочному, литературному персонажу, какому — дело непредсказуемое. Задача воспитателя — «угадать», что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль и действуя «изнутри» нее, развернуть ролевое взаимодействие. Мы понимаем, что наша цель — не унификация, приведение к единообразию игры всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Поэтому, подключаясь к игре детей как партнер – носитель дополнительной роли, мы используем тематику игры, интересующую каждого ребенка. Тогда отпадет и вопрос,вечно встающий перед воспитателем: во что играть с детьми.

Использование их собственных интересов позволяет нам расширить тематический круг игры и избавиться от обязанности всех детей играть в определенные педагогом сюжеты, развертывать предписанные роли. Чем разнообразнее игровые роли, привлекающие каждого ребенка, тем полнее в дальнейшем будет игровой опыт всех детей группы, когда они овладеют умением вступать в ролевое взаимодействие не только с партнером-взрослым, но и друг с другом.

Как присоединиться к уже начатой кем-либо из детей игре? Дети учатся это делать непринужденно и ненавязчиво. В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре.

Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек – телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Разумеется, использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона. Подбор ролей для каждой пары детей должен опираться на тематику, привлекающую именно данных детей.

Планируя свою работу по формированию ролевого поведения у детей мы играем каждый день с одним-двумя детьми (или с одной-двумя парами); играя с одним ребенком или парой детей уделяем до 7—10 минут в те отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей.

В процессе работы над формированием элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми мы стараемся помочь детям увидеть в своих товарищах привлекательные черты, учим положительно оценивать добрые поступки, оказывать внимание друг другу и взрослым.

В совместной деятельности с помощью игрового приема (например: «Сегодня у нас в гостях игрушка Наташи» и т. д.) выбираю игрушки детей, прошу ребенка показать и рассказать, как он с ней играет.

Такая игровая форма как «Событие» помогает создать условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В словаре С. И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В практике работы с детьми событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. С помощью этого метода мы развиваем у детей самостоятельность и уважение к себе; поддерживаем потребность в положительной самооценке; воспитываем желание этично вести себя по отношению к другим.

Социализация детей младшего дошкольного возраста влияет, на адаптацию ребенка к детском саду, включение его в группу сверстников, развитие индивидуальности в совместной деятельности и общении; в старшем дошкольном возрасте — адаптацию к школе, индивидуализацию в процессе сотрудничества.

Список литературы.

1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. – М.: ТЦ Сфера,2012.

3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.:Линка-Пресс,2009.

4. Иванова И. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Интеграция в творчестве. //Обруч № 3, 2011.

6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. 3-е изд., дораб. — М.: Обруч, 2012.

7. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -3-е изд., испр. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

8. Микляева Н.Образовательная программа ДОУ: проблема интеграции. // Обруч № 1, 20012.

9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. Испр. И доп. -М.:Мозаика-Синтез,2006.

10. Свирская Л. В.Индивидуализация образования:правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений — М.:Обруч,2011.

11. Социальное партнёрство детского сада с родителями. Сборник материалов/сост. Т. В. Цветкова — М.: ТЦ Сфера, 2013.

12. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2008.

13. Трифонова С. Игровое пространство детства. // Обруч № 6, 2011.

14. Урмина Н. А., Данилина Т. А.Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. — М.: Линка-Пресс, 2009.

Источник