Развития речи ребенка и движение ребенка

Развития речи ребенка и движение ребенка thumbnail

Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции

Движение и речь

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика: логопедическая ритмика. Совершая определённые движения, ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Петрушка

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение, имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку», руки на поясе.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть.

Огород

Мы лопатки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки раскопали.

Раз-два, раз-два-

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения, имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки причесали.

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз-два, раз-два-

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения, имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Лето

Подарило лето

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Около тропинки

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

По саду гуляли,

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Морское путешествие

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения.

Читайте также:  Развитие памяти и внимательности ребенка

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Заводные игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине: Широко развести руки в стороны.

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед. Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Зайчики играют,

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Читайте также:  История развития здорового ребенка

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

 Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных

движений пальцев и кисти рук детей

Задачи:

  1. Развитие хватания
  2. Развитие согласованных движений обеих рук
  3. Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
  4. Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок пуговиц, молний
  5. Развитие осязания
  6. Совершенствование движения рук, развивая психические процессы

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных  нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  последовательно организованных движений. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается  утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук  детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Читайте также:  Центр развитие ребенка после года

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

∙•развивают подражательную способность;

∙•учат напрягать и расслаблять мышцы;

∙•развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

∙•учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

III группа. Упражнения для пальцев динамические

∙•развивают точную координацию движений;

∙•учат сгибать и разгибать пальцы рук;

∙•учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

∙•Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

∙•Игровые задания должны постепенно усложняться.

∙•Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

∙•Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

∙•Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

∙•Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

∙•Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

∙•Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

∙•Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

∙•Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

В  нашей  группе  организована систематическая работа по развитию мелкой  моторики. Развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук уделяется ежедневно  15-20 минут .  В течение учебного года ведется  просветительская работа родителей воспитателями по развитию мелкой моторики у детей. Регулярно  проводятся родительские собрания,  индивидуальные беседы с показом  дидактических игр, упражнений.  Также проводятся консультации: «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Чтобы лучше говорить,  надо с  пальцами  дружить», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки к письму у старших дошкольников с ОНР».

Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга.   Есть  такой  тест на распознание пальцев, который помогает оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка:

Закройте  ладонь и пальцы  протянутой руки ребёнка своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок — правильно определяет большой палец.

5-летний ребенок — различает большой палец и мизинец.

6-летний — свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок — правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Исходя из этого, в систему по развитию мелкой моторики детей необходимо  включить  специальные игровые задания.

Виды  игр  и заданий

1. Игры  с пальчиками, сопровождающие стихами  и потешками

2. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения

3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.

4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный  и теневой театр и т. д.)

5. Массаж, самомассаж  кисти   рук  и  пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный  — биологически  активные точки на подушечках пальцев  и т. д.)

6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.

7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование:  по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.)

В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат.

У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы — зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Источник