Развития ребенка по госту

Развития ребенка по госту thumbnail

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года

         Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

         Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представля6ет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

          Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)

          В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:

— поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без  сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

— личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

— уважение личности ребёнка,

— реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования учитываются:

— индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,

— возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество ДОУ с семьёй;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— учёт этнокультурной ситуации развития детей

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

— повышение социального статуса дошкольного образования;

— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечение государственных гарантий уровня  и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Стандарт направлен на решение следующих задач:

— охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности   целей, задач и  содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;

— формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;

— обеспечение психолого- педагогической  поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Стандарт является основой для:

— разработки Программы;

— разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы);

— разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

— объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта;

— формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации;

— оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Стандарт включает в себя требования к:

— структуре Программы и её объёму;

— условиям реализации Программы;

— результатам освоения Программы

Требования к условиям реализации Программы:

— требования к психолого-педагогическим условиям;

— к кадровым условиям;

— материально-техническим условиям;

— финансовым условиям;

— к развивающей предметно-пространственной среде

Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

— способствует профессиональному развитию педагогических работников;

— создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

— обеспечивает открытость дошкольного образования;

— создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

— уважение взрослых к человеческому достоинству детей;

Читайте также:  Ребенок обгоняет в развитии

— формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

— использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;

— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

— поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

— возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

— защита детей от всех форм психического и физического насилия;

— поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей:

— оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий.

     Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития);

— оптимизация работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития, т.е. выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребёнком;

— уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

—  создание условий для свободного  выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

— недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);

3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

— развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования через:

— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

— поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

— оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Должна быть:

— содержательно- насыщенная,

— трансформируемая,

— функциональная;

— вариативная,

— доступная,

— безопасная

Требования к кадровым условиям реализации программы

     Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

требования, определяемые в соответствии с СанПиН;

— требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

— требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;

— оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;

— требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.

Требования к финансовым условиям реализации Программы

Финансовые условия реализации Программы должны:

— обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

— обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность траекторий развития детей;

— отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а так же механизм их формирований.

Требования к результатам освоения Программы

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения дошкольного образования.

Источник

Иващенко И.Н.

кандидат технических наук, Кубанский государственный университет

Особенности размерной типологии и морфофункционального развития детей и подростков с патологией ожирения

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы морфофункционального развития детей и подростков с ожирением и соответствие его детской размерной типологии для проектирования соразмерной одежды.

Ключевые слова: подкожно-жировая клетчатка, соразмерная одежда, проектирование, размерные признаки.

Ivashchenko IN

Ph.D., Kuban State University

FEATURES dimensional typology and morpho-functional development of children and adolescents with PATHOLOGY OF OBESITY

Abstract

The questions of morpho-functional development of children and adolescents with obesity and its compliance with child dimensional typology for the design commensurate clothing.

Keywords: subcutaneous fat, and adequate clothing, design, dimensional signs.

Проектирование детской одежды, способствующей сохранению здоровья и гармоничного физического развития детей, является важнейшей составляющей современного общества. В основе проектных разработок лежат научно-обоснованные сведения о размерной типологии детского населения.

В размерной типологии детских фигур 1986 года впервые были введены полнотные варианты измерений. Новые измерения с учетом акселерации детей и подростков, проведенные в 2001 году, показали увеличение длины тела и уменьшение обхватных измерений [3]. Границы возрастных групп сдвинулись в меньшую сторону. Отмечается, что мальчики-подростки стали худее, а у девочек-подростков изменен полнотный признак (вместо обхвата талии – обхват бедер с учетом выступа живота) [3].

Читайте также:  Развитие ребенка в два года два мес

Морфофункциональное развитие организма детей является одним из объективных критериев, как в оценки индивидуального здоровья детей, так и в размерной типологии для проектирования одежды детей и подростков. Изменение образа жизни современного человека, компьютеризация досуга, снижение физической активности, режим быстрой еды привели к росту численности населения с избыточной массой тела. Особую тревогу вызывает рост ожирения среди детского населения [2]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала это заболевание «эпидемией XXI века» [6].

Ожирение относится к числу самых распространённых заболеваний в мире. В последние десятилетия ученые и клиницисты стали рассматривать различные метаболические нарушения и заболевания, ассоциированные с ожирением, в комплексе, который получил название «метаболический синдром» (МС) [2].

Проектирование одежды соразмерной с учетом степени распределения подкожно-жировой клетчатки, сбалансированной с особенностями теплообмена, способствует улучшению качества жизни и формированию благоприятных условий жизнедеятельности и детей и подростков с МС.

Размерная типология детского населения должна не только соответствовать гармоничному физическому развитию и акселерации, но и учитывать влияние изменившихся условий жизни детей и подростков.

В детской популяции наблюдается размероростовочная изменчивость, характерная определенному возрасту, со специфическими особенностями его развития и роста. Исследователи обращают внимание на необходимость постоянного совершенствования и уточнения размерных антропометрических стандартов детей составляющих научную основу при конструировании одежды промышленного производства. Одновременно совершенствуются и методы математической обработки данных антропометрических измерений.

Однако в настоящее время телосложения детей и подростков разработаны недостаточно. Нет достоверных данных о влиянии современных условий жизнедеятельности на морфофункциональное развитие детей. Существующая размерная типология не дает исчерпывающей информации об особенностях телосложения и степени распределения подкожно-жировой клетчатки детей и подростков с патологией ожирения. Исследование особенностей морфофункционального развития детского организма с МС является актуальной проблемой современной науки и практики.

Физическое развитие детей и подростков оценивается в практическом здравоохранении по параметрам роста, веса, окружности груди и окружности талии [2]. В проектировании детской одежды функциональные параметры роста, окружности груди и талии являются ведущими размерными признаками.

Наиболее наглядно и просто можно оценить развитие детей по антропометрическим показателям. Показатели гармоничного физического развития детей рекомендованы в перцентильных таблицах [1] распределения длины и массы тела, окружности груди по возрасту и полу. Перцентильные таблицы окружности талии по возрасту детей и полу рекомендованы ВОЗ.

МС у детей диагностируют в соответствии с критериями, предложенными Международной Диабетической Федерацией в 2007 году [2]. Основным критерием при диагностике МС является центральное ожирение, которое определяется при объеме талии (ОТ) ≥90-го перцентиля [2]. Обхват талии также является одним из ведущих размерных признаков в проектировании детской одежды, определяющим полнотную группу фигуры.

Сравнительный анализ детской типологии основных антропометрических признаков представлен в таблице 1.

Таблица 1– Анализ современной размерной типологии детей и подростков в сравнении с их гармоничным физическим развитием

Для сравнительного анализа использованы показатели физического развития детей [1], классификация типовых фигур мальчиков и девочек по данным ЦНИИШП 2000 года [3], ГОСТы типовых фигур девочек и мальчиков для проектирования одежды [4,5]. В ходе анализа рассмотрены ведущие размерные признаки: рост, обхват груди и обхват талии мальчиков и девочек по возрастным группам.

В дошкольной группе девочек рост учтен до 122 см, однако центильные значения – 124 см. Обхваты груди по сведениям ЦНИИШП достигают 60 см., что не учитывает центильных параметров 64 см., а по ГОСТу – 68 см. Обхват талии имеет перцентильное значение 73 см., значит и в ГОСТе, и в классификации ЦНИИШП не учтены параметры для детей с ожирением. Обхват талии должен быть представлен в диапазоне от 48 до 72 см.

В младшей школьной группе по сведениям ЦНИИШП предусмотрены значения роста 122 до 152 см. Обхват груди в классификации ЦНИИШП должен быть выше, и составит 80 см. (от 60 до 80 см). К показателю обхвата талии в соответствии с центильными значениями необходимо добавить три параметра, чтобы удовлетворить потребностям детей с ожирением.

В старшей школьной группе у девочек распределение показателей роста соответствует гармоничному физическому развитию. Обхват груди по показателям ЦНИИШП должен иметь значения 60,64,68,72 и до 88 см.

Показатели обхвата груди по Гост значительно превышают центильные значения, а обхват талии вообще не соответствует никакой логике. Слишком противоречивые показатели в диапазоне от 48 до 102 см., тогда как они должны начинаться с 60 см. По классификации ЦНИИШП показателями обхвата талии никак не учтена типология детей в возрасте 11-13 лет. Исследованиями установлено, что обхват талии девочек старшей школьной группы должен находиться в диапазоне от 60 см. до 93, с учетом перцентилей для детей с МС.

В подростковой группе девочек по классификации ЦНИИШП предложены три полнотные группы и вместо обхвата талии показан обхват бедер. Объясняется это тем, что в изменчивости подростков талия становится тоньше, тогда необходимо было предусмотреть более маленькие обхваты груди, начиная с 68 . и до 100 см. в соответствии с гармоничным физическим развитием. Обхват талии по ГОСТ полностью совпадает с физическим развитием детей. По физическому развитию девочек и по предложениям ЦНИИШП рост предусмотрен в диапазоне от 170 до 178 см. Однако необходимость в показателе 182 см. актуальна.

Читайте также:  Консультация для родителей по вопросам социального развития ребенка

Таким образом, ни одна из действующих классификаций не соответствует гармоничному физическому развитию девочек в той или иной степени. Они нуждаются в значительных корректировках.

Развития ребенка по госту

В дошкольной группе мальчиков по классификации ЦНИИШП добавлены роста до 122, а вот окружность груди необходимо продолжить до 68 см., а обхват талии до 66 см. В младшей школьной группе показатели, предложенные ЦНИИШП в диапазоне физического развития. Показатели Гост нужно корректировать. В старшей школьно группе по классификации ЦНИИШП увеличены роста, тогда обхваты груди должны быть увеличены до 88 см., а талии до 78 см. В подростковой группе в классификации ЦНИИШП не учтены показатели низкорослых, низковесных мальчиков.

Таким образом, типовые фигуры мальчиков по показателям ЦНИИШП нуждаются в корректировках и доработках, а по ГОСТ в снятии несуществующих вариантов типовых фигур.

Ведущие размерные признаки в типологии детского населения: рост, обхват груди, обхват талии. Сопоставляя размерные признаки и перцентильные значения обхватов талии, установлено, что у детей с ожирением объем талии значительно превышает типовые значения размерных признаков для детей:

для девочек первая полнотная группа в диапазоне 63;66;69, а вторая – 69;72;75;

для мальчиков первая полнотная группа в диапазоне 66 – 75; а вторая –72–83.

Выбор соразмерной одежды для таких детей ограничен. При любом выборе одежда будет либо чрезмерно облегать, и сдавливать фигуру, либо не соответствовать возрастной группе и размерному варианту, будет слишком свободной. Детям приходится выбирать одежду большего размера и старшей возрастной группы, чтобы получить необходимую полнотную группу.

Так, детям 14-ти лет приходится выбирать одежду для 18-тилетних подростков, что приводит к их быстрому взрослению. Такие дети хотят одеваться, как свои сверстники. Однако промышленность сегодня предлагает для них несоразмерные предметы одежды, часто несоответствующие возрастным особенностям.

Здоровье детей оценивается степенью адаптированности организма к окружающей среде, и начало заболевания рассматривается как дезадаптация функциональных систем и результат поломки адаптационного механизма. С этих позиций разработка типологии, отражающей жизнедеятельность организма, является одной из наиболее актуальных задач изучения изменчивости и адаптации. Разработка типологии, отражающей жизнедеятельность организма, является одной из наиболее актуальных задач изучения изменчивости и адаптации.

Рациональная конструкция изделия основана, прежде всего, на достоверных сведениях о размерах и форме поверхности тела, соответствующих гармоничному физическому развитию детей, эргономики движений, особенностей теплоизоляции.

Используемая в настоящее время совокупность размерных признаков, содержащаяся в нормативной документации, не учитывает степень развития подкожно-жировой клетчатки у детей и подростков с МС, имеет расхождения с фактическим физическим развитием. Известные размерные признаки не учитывают особенностей телосложения детей с МС и не позволяют однозначно оценить положение антропометрических и соответствующих им конструктивных точек. Это связано с недостаточностью информации о физическом, морфофункциональном развитии детей и подростков с МС и отсутствием достоверных антропометрических стандартов и согласованности размерных признаков между собой.

Таблица 2 – Анализ типовых фигур и физического развития детей и подростков и рекомендуемые корректировки детской типологии

 Развития ребенка по госту

Данные анализа размерной типологии подтверждены реальными измерениями фигур детей и подростков с избыточной массой тела (300 чел.). В основу измерений положены числовые значения наиболее важных (информативных) антропоморфологических характеристик поверхности тела, которые можно достаточно просто и точно измерить с применением общепринятых в антропометрии методов исследования. Установлено, что в типовые размерные признаки детского населения необходимо ввести существенные корректировки в соответствии со степенью распределения и локализации жироотложений. А также выявлено, что ожирение у мальчиков–подростков встречается чаще, чем у девочек. Установлены ведущие размерные признаки таких детей.

В таблице 2 на желтом фоне обозначены размерные признаки лишние, которые не соответствуют физическому развитию и реальным измерениям. Корректировки обозначают необходимость добавить к новой классификации ЦНИИШП размерные признаки детей низкорослых и низковесных, а также – детей с МС в соответствии с гармоничным физическим развитием, корректировки, соответствующие реальным измерениям фигур детей.

Действующие нормативные документы не учитывают особенностей физического, морфофункционального развития организма детей и подростков с МС. Особое место в такой документации принадлежит размерной типологии детского населения. Если для взрослого человека соответствия одежды размерам и форме тела состоит в сохранении удобства и комфортности, а в специальной защитной одежде – в снижении воздействия негативных факторов окружающей среды, то для детской популяции наиболее важно сохранение здоровья и развития, начиная с первого года жизни. Тесная одежда сдавливает ткани, что нарушает кровообращение, поддержание теплового баланса. Соразмерная фигуре детей одежда обеспечивает сохранение здоровья нации и генофонда страны.

Литература

  1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант, 2009. С. 1008
  2. Махрова И.А. Наследственная предрасположенность к метаболическому синдрому у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Санкт-Петербург, 2011. – 23 с.
  3. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Иевлева Р.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики под редакцией Е.Б. Кобляковой. – М.: МГУДТ, 2009 С.
  4. ГОСТ 17817-86 Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.:Стандарт-информ, 2008
  5. ГОСТ 17816-86 Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.:Стандарт-информ, 2008
  6. Болотова Н.В., Лазебникова С.В., Аверьянов А.П. Особенности формирования метаболического синдрома у детей и подростков.//– Педиатрия. – 2007. Том 86. № 3 – С. 35 – 39.

Источник