Развития ребенка младшим школьным возрасте

Развития ребенка младшим школьным возрасте thumbnail

Младший школьный возраст соответствует обучению ребенка с 1 по 4 класс. Первоклашка открывает для себя новый социальный мир, где он играет незнакомую до этого времени роль ученика. Вместе с ним появляются новые обязанности и права, которые требуют серьезного и осознанного поведения.

7-8 лет – это сензитивный период усвоения моральных норм и правил.

Ребенок уже психологически готов к их выполнению. Теперь в большей мере он может проявить самостоятельность и продемонстрировать сдержанность в поведении. В характере появляется много новых черт. Первоклассник начинает раскрывать себя как личность со своими взглядами и мнением, узнает о себе новое и интересное, и уже понимает, на что способен. Однако в начале школьного обучения все еще сохраняется некоторая детская непосредственность, свойственная старшим дошкольникам.

Содержание статьи:

  • Обучение и игра в начальной школе
  • Умственное развитие младшего школьника
    • Мышление
    • Речь
    • Память
    • Внимание
    • Восприятие
    • Воображение
  • Эмоциональное развитие
  • Личностное развитие
  • Советы родителям первоклашек

Учение и игра в начальной школе

Игра по-прежнему является актуальной деятельностью для ребенка и остается важной частью его развития, формирования новых качеств личности. Он познает чувства сотрудничества и соперничества, знакомится с такими понятиями как справедливость и несправедливость, преданность и предательство, предубеждение и равенство, лидерство и подчинение. Игры с друзьями занимают центральное место и носят социальный характер: дети выдумывают тайные общества, пароли, шифры для вступления в них и общения.

Однако с момента поступления в школу ведущим видом деятельности становится обучение, благодаря которому идет интеллектуальное развитие ребенка, расширение кругозора, формируется мировоззрение, происходит нравственное и социальное становление. Важно не просто освоить багаж знаний, но и осмыслить их, продуктивно использовать, самостоятельно обогащать.

Цель обучения дети понимают и принимают не сразу. У большинства учеников это происходит примерно во втором полугодии 1 класса, когда они начинают осознавать значение школьной жизни. Но для некоторых ребят не всегда обучение становится личной целью – получить новые знания.

Здесь важно мотивировать ребенка. Для многих первоклашек обучение воспринимается как игра, которая привлекает школьными принадлежностями, новой одеждой, ролью ученика. И это можно использовать как привлечение интереса к процессу получения знаний. Но только на первых порах. Ведь внешняя атрибутика школьной жизни вскоре станет привычной. Далее будет актуально поддержать познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения. Познавательные мотивы активизируются как раз у первоклассников, которым обычно нравится учиться читать, писать, считать.

Умственное развитие младших школьников

Мышление

В младшем школьном возрасте заканчивается переход к словесно-логическому мышлению и оно становится центральной функцией. Развитие мышления подстегивает процесс обучения, где ребенку приходится включаться в решение различных дидактических задач. При этом оно активно использует такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Поэтому в этом возрасте можно говорить об обратимости мыслительного процесса. Ученик для выполнения задания мысленно может проделать следующие действия:

  • разделить предмет на элементы, а затем воссоединить все части в целостный образ;
  • найти сходства и различия между объектами;
  • определить объект по имеющимся признакам;
  • сосредоточится на нескольких признаках сразу, соотнести их;
  • проследить изменения объекта со временем.

Благодаря обратимому мышлению ребенок способен к рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формированию умозаключений.

К концу начальной школы уже могут проявиться индивидуальные особенности мышления, которые указывают на доминирующую позицию в познании – теоретики, мыслители, художники.

Речь

Дальнейшее развитие речи обусловлено изменением социальной ситуации развития, которая способствует расширению круга общения. В процессе обучения ребенку приходится отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети посещают дополнительные занятия, спортивные секции, кружки. В результате многочисленных ситуаций общения они перенимают новые слова и фразы, проявляют собственную речевую активность.

Показателем уровня развития речи в этом возрасте является контекстная речь, с помощью которой можно описать ситуацию так, чтобы она стала понятной собеседнику без непосредственного ее восприятия. Данным видом речи ребенок овладевает под влиянием систематического общения еще в дошкольном возрасте. Но в полной мере такая способность к описанию событий раскрывается в младшем школьном возрасте.

В результате обучения появляется письменная речь, через которую ребенок демонстрирует умение правильно писать слова, строить предложения, расставлять знаки препинания.

Память

Совершенствуется способность хранить и извлекать информацию. Ученик уже разбирается в том, каким образом ему это лучше всего удается: при зрительном контакте, через слуховое восприятие и т. д. Необходимость запоминать учебный материал способствует развитию кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Внимание

Совершенствуется способность концентрироваться на задании. Однако в начале школьного обучения ребенок организует себя по требованию учителя. Поэтому произвольность внимания еще нестабильна. Удержать его можно высокой мотивацией и волевым усилием.

Поскольку игра все еще является актуальной и значимой деятельностью для первоклашек, на уроках можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Это поможет увлечь ребят. Длительность занятий необходимо начинать с 35 минут и постепенно увеличивать до стандартной продолжительности урока.

Восприятие

Для восприятия детей этого возраста характерна слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства. Поэтому это следует учитывать при подаче учебного материала. Младшеклассники лучше воспринимают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных, рисунок или схему. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его интерес и материал усваивается лучше.

Воображение

Первоклашкам в большей степени характерно воссоздающее воображение, которое опирается на конкретные предметы. Но в дальнейшем на первое место выступает слово: появляется продуктивное воображение. Ребенок может придумать рассказ на основе имеющихся у него в уме образов, не опираясь на картинки.

Эмоциональное развитие

Когда ребенок поступает в школу его эмоциональное развитие и состояние все больше становится зависимым от опыта, который он получил вне дома. Страхи уже отражают восприятие окружающего мира. Они становятся более осознанными и привязанными к конкретной ситуации: уколы, уроки, природные явления, отношения с другими людьми. Страх может принять форму тревоги или беспокойства.

Иногда у ребенка возникает нежелание идти в школу. Появляются жалобы на головную боль, тошноту, головокружения. Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее.

Родителям важно вовремя заметить изменившееся поведение ребенка и выяснить его причину. Иначе такое отношение к школьной жизни может закрепиться и породить более глубокие переживания и эмоциональные проблемы.

В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Личностное развитие

В младшем школьном возрасте наступает завершающий период развития самосознания. Самооценка как его элемент зависит от многочисленных факторов и под их влиянием претерпевает значительные изменения.

Успеваемость и стиль общения учителя и родителей – это два самых важных момента в ее формировании на данном этапе.

Высокая самооценка наблюдается у детей, чьи родители относятся с заинтересованностью к их делам и успехам. У отличников и большинства хорошистов она завышена или является адекватной.

Систематические неудачи в учебе травмируют ребенка, снижают самооценку, подрывают уверенность в себе и своих возможностях, вызывают сначала разочарование, а затем и апатию, равнодушие к учебе. Для таких детей часто характерна компенсаторная мотивация, когда они пытаются утвердиться в другой области – спорте, музыке. Однако к 11-12 годам такая сильная зависимость исчезает. Самооценка приобретает стабильный характер и складывается новое представление о себе.

Советы родителям младших школьников

В целом период обучения в начальной школе не является проблемным этапом в развитии ребенка. В основном все дети рады переменам в их жизни. Здесь важен момент адаптации к новым условиям и то, как сами родители будут себя вести.

Главные переживания первоклашек связаны именно с моментами взаимоотношений с близкими людьми. Дети ожидают эмоционального тепла и заботы, а также поддержки на новом этапе жизни. Часто добрые и любящие родители превращаются в оценивающих «домашних учителей», ориентирующихся только на результат. Однако не следует забывать о том, что каждый ребенок ждет любви и внимания просто так, а не только за хорошие отметки и послушание.

Чтобы в отношениях с детьми не возникало проблем, взрослым нужно чаще корректировать собственное поведение. Поэтому необходимо проанализировать общение с ребенком и выстроить его новым актуальным способом. При этом помнить о высокой чувствительности 7-летних детей.

Вот некоторые рекомендации для родителей первоклассников, которые помогут вовремя обнаружить или предупредить многие психологические проблемы:

  • Беседуйте с ребенком о его школьной жизни: как он ее себе представляет, с желанием ли идет в школу, интересно ли ему там, хочет ли хорошо учиться, появились ли у него новые друзья и прочее.
  • Старайтесь услышать своего малыша, его переживания и проблемы. Будьте терпимы к недостаткам. Важно, чтобы ребенок понял, что его принимают и понимают в любой ситуации, что он имеет право на собственное мнение и выражение своих чувств, на ошибку.
  • Всегда будьте готовы оказать помощь в обучении и налаживании отношений со сверстниками и учителями.
  • Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, первое время внимательно следите за его поведением и возможными переменами в нем. Не оставляйте малыша без внимания в этот важный для него период. Родительская забота и помощь ускорят его адаптацию в новом коллективе.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:

произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Источник

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена референтной группы.
  6. Происходит смена распорядка дня.
  7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
  8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Физиологические особенности младших школьников

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.

Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия

Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.

По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.

Ирина Базан

Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.

Интересные статьи на сайте

Источник