Развития ориентировки в формировании поведения ребенка

Развития ориентировки в формировании поведения ребенка thumbnail
Развития ориентировки в формировании поведения ребенка

ТОП 10:

Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения. Наряду с такими прогрессивными движениями и действиями при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Разница между прогрессивными и тупиковыми движениями состоит в том, что первые способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами, а вторые отгораживают ребенка от внешнего мира. Так, сосание пальцев вызывает полное и длительное торможение всех остальных реакций. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых, организующих его поведение, и имеют большое значение для психического развития. Вместе с тем они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими.
Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Как показывают наблюдения, у большинства детей оно возникает к концу первого — началу второго полугодия жизни, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Ребенок тянется к игрушке то одной, то другой рукой и, пытаясь ее захватить, немного продвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально возникающее низкое ползание на животе постепенно сменяется высоким ползанием на четвереньках.
Хватание. Развитие хватания начинается на третьем-четвертом месяце жизни. Ребенок, лежа в кроватке или манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками попавший в руку угол пеленки. Кажется, что ребенок ощупывает то, на что натыкается его рука. (Но эти движения только внешне похожи на ощупывание. Подлинное ощупывание, т.е. выяснение свойств предмета путем осязания, как показывают исследования, становится возможным к концу дошкольного возраста.)
Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве. Ориентировка ребенка носит нерасчленный характер — в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память и т.д.
Во втором полугодии можно наблюдать постепенное появление особых ориентировочных действий, направленных на обследование окружающего пространства и находящихся в нем предметов.
К началу младенчества происходит известное уточнение работы зрительного и слухового аппаратов, связанное с их упражнением, возникает зрительное и слуховое сосредоточение. В начальный период младенчества совершенствование зрения и слуха продолжается в том же направлении. Как показывают наблюдения, к трем-четырем месяцам, т.е. до овладения ползанием, хватанием и манипулированием, это совершенствование в основном заканчивается. Ребенок вполне свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении с различной скоростью и на любом расстоянии. Возникают так называемые инициативные движения глаз- перевод взора с одного предмета на другой без всякой внешней причины.
Слуховое сосредоточение тоже становится длительным. Его вызывают любые негромкие звуки, чем-либо привлекающие младенца. Зрение и слух начинают координировать: ребенок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздается звук, ищет глазами его источник.
Ребенок не только видит и слышит. Он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух — звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно и при простом наблюдении. Но наблюдение не может ответить на вопрос, что именно видит ребенок, как он разбирается в получаемых впечатлениях. Здесь на помощь приходит эксперимент. Эксперименты показали, что трехмесячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго сосредоточивает на нем взор.
Следовательно, зрительный мир ребенка состоит из сменяющихся впечатлений, которые различаются между собой и в одних случаях оказываются более, в других — менее привлекательными. Эти впечатления младенец не связывает первоначально с расположенными в пространстве предметами: предмет, показанный с необычного места или в необычном положении (например, перевернутым), выступает для него как новый. Ориентировка младенца в окружающем мире, выполняемая при помощи внешних движений и действий, возникает раньше, чем ориентировка, выполняемая при помощи психических процессов (восприятия, мышления), и служит их основой.
На примере совершенствования движений руки по направлению к привлекающему предмету можно видеть, как младенец знакомится с пространством. На первых этапах развития хватания глаз получает впечатление от предмета, но не может определить ни расстояния, ни направления. Рука ребенка не направляется сразу к предмету, а улавливает его в пространстве, причем редко достигает цели. Постепенно глаз, следя за движением руки, начинает замечать приближение и удаление от цели и вносить в движение непрерывные поправки. Практическое овладение пространством (достижение цели) становится возможным гораздо раньше, чем зрительное преодоление расстояний и направлений. Возникновение последовательного приближения руки к предмету (которое наблюдается во втором полугодии жизни) свидетельствует о том, что глаз, следя за рукой, наконец «научился разбираться» в местоположении предмета. Только в самом конце первого года жизни становится возможным хватание вслепую: ребенок смотрит на игрушку, затем, если его что-то отвлекло, отворачивается и все-таки безошибочно берет ее. Значит, глаз успел точно зафиксировать положение игрушки в пространстве и отдать руке соответствующую команду.
С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д.- младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка полутора лет

С того момента, когда у младенца возникает направленность на результат действия, манипулирование включает непрерывное открытие в предметах все новых и новых свойств. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость, сжимаемость, устойчивость и др. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства- расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на другом, над, под, за другим. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует, прекращается действие -исчезает и «знание».
Но к восьми-девяти месяцам ребенка начинают привлекать не только действия и их результаты, но и сами по себе свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения ребенка к незнакомым предметам. Новизна вызывает у ребенка интерес на всем протяжении младенчества. Как правило, он манипулирует с новой игрушкой охотнее, чем со старой. Однако до известного момента незнакомый предмет- только новый предмет для выполнения с ним привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы «исследует» его: ощупывает поверхность, переворачивает предмет, медленно его двигает, а затем уже применяет привычные формы манипулирования, причем не механически, а как будто выясняя, на что этот предмет пригоден.
Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предметов обнаруживается к концу года, когда он пытается применять усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим сходные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мяч).
Показателем первоначального отсутствия у детей представления о постоянных предметах служит то, что предмет, исчезнувший из поля зрения шести-, семимесячного ребенка, как бы перестает существовать для него вообще, ребенок его не ищет.
Позднее (в девять-десять месяцев) дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимать, что эти предметы не перестали существовать, а просто находятся в другом месте. Примерно к этому же времени дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые предметы, предметы, показанные в необычном месте) и правильно определять величину предметов независимо от расстояния до них.
Таким образом, получаемые впечатления превращаются в образы восприятия, отображающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает почву для использования таких свойств при решении возникающих перед ребенком новых задач — для элементарных форм мышления. В последние месяцы первого года жизни дети уже способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия.
Все эти факты говорят о том, чток концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.



Источник

          Развитие навыков ориентировки в пространстве

                           у детей дошкольного возраста.

   На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность.

   Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги, овладевает умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе — дальше, около, из-за, вдоль).

Читайте также:  Что такое нравственное развитие ребенка

   Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических  играх и упражнениях.

   Формируя представления о пространственных признаках,  большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также величинных соотношений  в ходе анализа образцов, планирования и сопровождения деятельности, в разнообразных играх и упражнениях.

  Детям младшей группы ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.

  Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.

  Эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.

  Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.

   Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.

   Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»

  Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

  В средней группе ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

  Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а дерево растет далеко).

  Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.

  Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.

  Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

    В старшей группе совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

   Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Машей и Вовой, за Мишей, позади Коли, перед Настей, около Вики»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

   В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

   В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

   Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

   В подготовительной группе ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Читайте также:  Центр развития ребенка в юао г москвы

   Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

  Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

  Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.).

  Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении.

  Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

   При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве и пространственных взаимоотношений большое значение имеют физические упражнения. 

     В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. 

     При выполнении упражнений, педагог использует разнообразные предметы и пособия (гимнастические палки и скамейки; обручи, мячи, кубики, кольца), воздействуя на различные рецепторы и анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и т.д.). Пособия создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных способностей, двигательных качеств.

    Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

    Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т.п.; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т.п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) — используются при выполнении различных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

  При различных передвижениях и комбинациях расширяется знакомое пространство. В связи с этим, на протяжении одного занятия необходимо использовать разнообразные, уже знакомые, способы построения и перестроения и постепенно вводить новые варианты и комбинации, в том числе, за счет изменения «точки отсчета», т.е. изменения направления движения тела и его частей относительно самого себя и разных зрительных ориентиров (например, относительно сторон зала)

   Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

   Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.

    В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорной (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие).

    В подвижной игре происходит взаимодействие двух компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной — мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки. Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к данной окружающей среде.

     Умению ориентироваться в окружающих условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи (использование предметов и пособий, заранее разложенных в игровом пространстве). В этих целях необходимо использовать разнообразные вариант игры.

     Очень важной является ориентировка ребенка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложная ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации.

В подвижной игре ребенок упражняется в определенной близости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а так же пространственно-слуховая ориентация (далеко — близко и т.д.).

Источник