Развития личности ребенка в образовательном процессе в доу

Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде

Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.

Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.

На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.

Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.

Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.

Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда — это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.

Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.

Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.

Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.

Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.

Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.

Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка сморгонь

Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.

В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.

По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.

Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.

Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.

Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.

Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.

Список литературы

1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2015.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.

3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.

4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.

5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).

Источник

 «Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»

В дошкольном возрасте проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения. Основными функциями общения являются:

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

формирование и развитие межличностных отношений;

познание людьми друг друга;

общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

Дошкольный возраст описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Группа детского сада – это первичное социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей на пороге школы складывается новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость.

Использование личностно-ориентированной технологии «Детский сад- открытая система» — это один из приемов работы нашего дошкольного учреждения, направленный на создание ситуации успеха и комфортности детей в дошкольном учреждении, способствующий развитию всесторонне развитой личности, реализации природных потенциалов детей, их индивидуальных желаний и возможностей.  Работа педагогов  в данном направлении способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок» и  «ребенок-взрослый». Технологию «Детский сад — открытая система» можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый — лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.

Читайте также:  Развитие ребенка родившегося в семь месяцев

Одна из важных задач — научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Каждый четверг в течение 30 минут — время свободного перемещения детей по детскому саду. В работе в данном направлении принимают участие все сотрудники детского сада. Разработаны функциональные обязанности сотрудников на эти часы.

Младшие воспитатели отвечают за безопасность детей при их перемещениях.

Воспитатели  в каждой группе знакомят детей   с планом предлагаемых им занятий, после чего дети выбирают себе занятия по интересам.

Целью проведения работы по технологии « Детский сад-открытая система»  является создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного процесса;  развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия .

Задачи:

  • Развитие  активности, инициативности, самостоятельности, умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умения работать в группе.;
  • Ознакомление с трудом взрослых;
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя;
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализации его природных потенциалов.

Воспитатели  и специалисты встречают «гостей» интересными играми, упражнениями в соответствии с запланированными в начале года видами деятельности: продуктивные виды деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество»; музыкально-ритмические игры и композиции в рамках образовательных областей « Музыка» и «Физическая культура», развивающие игры и головоломки и другие.  Работа в данном направлении строится с учетом принципа интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и т.д.)

Также дети могут посетить кабинет секретаря руководителя: понаблюдать за   его работой: ведь информационно-коммуникационные технологии всегда вызывают живой интерес у детей.

Старшая медицинская сестра ответит на интересующие детей вопросы, покажет медицинское оборудование и расскажет о его назначении.

Желающие могут посетить кухню и кабинет заведующего хозяйством, где  специалисты с удовольствием  встретят детей и расскажут о своей работе.

В результате такой систематической работы у детей развиваются навыки полноценного межличностного общения, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия; дети знакомятся с трудом взрослых.

Источник

Галина Шелудякова
Становление и развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1

В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы — к детскому саду. Малыши — к школе. Школьники — к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.

Слайд 2

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.

Слайд 3

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, — один похожий на другого. Нет! Наш стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития. И его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

Слайд 4

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова на Всероссийском съезде акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».

Читайте также:  Условия развития ребенка раннего возраста

Слайд 5

Это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка.Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе.Теперь говорим: школа должна готовиться к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощена в стандарте, который станет для родителей навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

Слайд 6

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Цель стандарта — исключить риск сделать дошкольное образование по образу и подобию школьного. Нельзя надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

Слайд 7

Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем. Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также профессионалом по развитию детства.

Детей должен учить учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового.

Слайд 8

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное развитие, предметное развитие и мета предметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем, с которым ему нужно выстраивать отношения.

Слайд 9

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т. е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Хотя, автор проекта Александр Асмолов подчеркивает, что многим родителям сложно расстаться с прежними установками: что дети должны быть «выдрессированы» перед школой. Схожи в своих требованиях к будущим первоклассникам и педагоги. По их мнению, все первоклассники в начале учебного года должны уметь писать и считать, а учить этим предметам следует с детского сада.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Новый стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Так что этот документ в большей степени для воспитателей. Это они должны теперь планировать свою работу и проводить занятия, ориентируясь на него. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами.

Слайд 11

— Никакой школяризации дошкольного образования не будет. Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта — защитить детство от ранней «взрослости». Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностноразвивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях.

Слайд 12

Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник