Развития эмоционального мира ребенка с саду

Развития эмоционального мира ребенка с саду thumbnail

Надежда Шинко
Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоциивозможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет.

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости)ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста,такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.

Читайте также:  Особенности развития слабослышащего ребенка

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Источник

Научная статья на тему:

 «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоции возможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Читайте также:  Влияние окружающей среды на развитие речи ребенка

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. 

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

 В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми. 

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста, такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.  

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Список литературы.
1.Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т. А .Психология: Практ
2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 1991.
3.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.-160с.

4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
5.Изард К.Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
6. Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.-48с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.

Читайте также:  Сенсорно моторное развитие ребенка 1 5 лет

8. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

Источник

Наталья Казакова
Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста

Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира

детей дошкольного возраста.

Воспитатель МДОУ «Детский сад» №28

Маслова Наталья Юрьевна

Актуальность

Одной из задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка — выручалочка» в любых критических ситуациях. Благодаря воздействию определенного цвета можно управлять своими эмоциями.

Цель проекта – развитие эмоционального мира детей через мир цвета средствами занимательных игр и упражнений.

Задачи проекта:

1. Обогащение знаний детей об основных и составных цветах.

2. Развитие эмоционального восприятия цветовой гаммой.

3. Формирование навыков самоконтроля через цветовосприятие и цветоощущение.

Новизна проекта

Создание системы знаний, на которых посредством цветовосприятия и цветоошущения воспитатель развивает эмоциональный мир детей. Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учетом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных игр, игровых приемов на развитие эмоционального мира дошкольников.

Практическая значимость

Мой опыт работы показал, что процесс развития эмоционального мира детей через цветовосприятие положительно сказывается на их эмоциональном благополучии.

Условия реализации проекта

В группе оформлен центр эмоционального развития, где есть игры на развитие эмоций, картотека игр, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности, разработаны конспекты.

В группе, где дети проводят достаточно много времени, создана максимально комфортная обстановка. Помещению группы предпочтение отдается теплой цветовой гамме.

Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета. В спальне – успокаивающий и расслабляющий цвет, в комнате отдыха – зеленый цвет, в группе нежно-розовый цвет, а в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные стенды.

Детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал

Процесс эмоционального развития через цветовосприятие строится поэтапно и последовательно. Игры проводятся со всей группой или по подгруппам в том порядке, в каком ребенок знакомится с цветом.

На первом этапе дошкольники знакомятся с основными, составными цветами, узнают о теплых и холодных тонах, о цветовом контрасте.

Игры «Основные цвета», «Какого цвета радуга», «Найди лишний цвет», «Какого цвета не хватает, «Теплые и холодные цвета», «Найди оттенки цвета по заданной картинке».

На занятиях второго этапа дети учатся с помощью цвета выражать свое отношение к событию, герою, передавать свои чувства, внутреннее состояние.

На занятиях третьего этапа дети учатся контролировать свои эмоциии чувства с помощью игр и игровых упражнений: «Коврик настроений», «Разноцветный дождик», «Зажги радугу», «Цветик — семицветик», «Покрывала Феи», «Путешествие в цветную страну», «Сделай радугу» .

Синий –спокойные, чувствительные дети.

Зеленый – дети с высоким уровнем притязаний, нуждающиеся в похвале.

Красный – энергичные, активные дети.

Желтый – дети с хорошо развитой фантазией, мечтатели.

Фиолетовый – чуткие, ранимые, капризные, очень эмоциональные дети.

Коричневый – тревожные, часто болеющие дети.

Серый – дети безразличные к окружающему миру.

Черный – конфликтные, подвергающиеся стрессу, дети.

Сравнивая динамику успешности детей, виден положительный результат проведенной работы. Дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благоприятно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возрастаРазвития эмоционального мира ребенка с саду

Источник