Развитие возрастного скелета ребенка

Под костным возрастом в медицинской терминологии понимается условное значение возраста, уровню которого отвечает развитие костей скелета обследуемого ребенка. Выяснить костный возраст можно при проведении рентгенологического исследования, когда по специально разработанным таблицам специалисты сравнивают нормальные значения показателей костного возраста подростков или детей с теми, что они могут видеть у конкретного пациента. Данные таблицы обязательно учитывают не только рост и вес человека, но и окружность груди, а также период полового созревания, в котором на момент обследования находится ребенок.

Особенности процедуры

Для грамотного определения костного возраста в медицине есть несколько основных методик, которые учитывают возникновение эпифизов или конечных отделов трубчатой кости, этапы развития данного процесса (зоны роста), слияние эпифизов и метафизов, образование синостозов или костных соединений. Поскольку в кистях рук присутствует большое число ядер окостенения и костной растущей ткани или эпифизарных участков, костный возраст очень часто определяется именно по исследованию кистей.

Обычно у детей норма доли хрящевой ткани значительно выше в скелете, чем у взрослых. Так, например, новорожденные имеют хрящевую ткань в большинстве костей в скелете – эпифизы пяточной кости, большеберцовой, бедренной, таранной, кубовидной, губчатой на кисти, а также позвонков – состоят из хрящевой ткани и лишь опираются на точки окостенения. При развитии и росте организма хрящевая ткань замещается костной в определенной природой последовательности.

Показания и противопоказания для диагностики

Основными показаниями для проведения исследования по определению костного возраста ребенка выступают различные нарушения в его физическом развитии, замедленный рост, болезни гипофиза, щитовидной железы и гипоталамуса. При этом проблемой занимаются такие специалисты, как эндокринологи, педиатры, ортопеды, отправляя пациента на рентгенологическое обследование в любом медицинском учреждении, где есть рентген-аппарат.

При этом по рентгенологическому исследованию кисти возможно определить, например, наличие в организме ребенка таких патологий как гипофизарный нанизм или карликовость в результате дефицита гормона роста, ранее половое созревание, нарушение костного развития вследствие генетических расстройств, таких как:

  • синдром Шерешевского-Тернера;
  • врожденная гиперплазия надпочечников.

Среди основных противопоказаний к проведению исследования по определению костного возраста ребенка врачи выделяют возраст до 14 лет, когда подобную процедуру можно проводить исключительно по рекомендации лечащего врача. Также нельзя повторять данное обследование чаще, чем один раз в полгода, из-за сильного рентгеновского излучения, которое вредно для неокрепшего организма. При этом важно помнить, что какой-либо специализированной подготовки к исследованию пациенту проводить не нужно.

Методики и результаты проведения исследований

Чтобы правильно определить костный возраст пациента чаще других используются рентгенограммы лучезапястного сустава и кисти. При проведении исследования специалист анализирует и сравнивает ту картину, которую он видит на рентгене, с данными, которые признаны нормой в данной возрастной группе.

При диагностируемых и возможных патологиях гипофиза физическое развитие в значительной степени отстает от реальных возрастных показателей ребенка. Такое отставание может иногда достигать и двух лет. А вот при диагностировании скелетной дисплазии либо низкорослости, обусловленной генетически, задержка костного роста обычно отсутствует либо выражена минимальными показателями.

Также при проведении диагностики скелета человека важно помнить, что у него существуют не только возрастные, но и половые особенности. Так, например, женский скелет развивается значительно, иногда на 1-2 года, быстрее мужского. Такие особенности окостенения, которые зависят от половых признаков, проявляют себя с первого года жизни ребенка.

Таким образом, на основании данных рентгена можно судить о стадии полового созревания, на которой в момент обследования находится пациент. По возникновении сесамовидной кости пястно-фалангового сустава можно судить о повышенной функции половых желез в организме, при окостенении пястной кости у девочек начинаются менструальные циклы, а у мальчиков – регулярные поллюции.

При этом наблюдается скачок роста, когда длина тела очень резко увеличивается в короткий промежуток времени. При преждевременном половом созревании можно говорить о развитии процесса зрелости костей, а при уменьшенном синтезировании гормона роста или гипофизарном нанизме – о его замедлении.

При исследовании с использованием рентгенографии костей черепа выявляется патологическое состояние турецкого седла, что говорит о эндокринных заболеваниях. Гипофизарный нанизм характеризуется уменьшением размеров седла, при новообразованиях в гипофизе истончаются его стенки, расширяется вход и возникают места обызвествления. При наличии внутричерепной опухоли, которая происходит из гипофизных клеток, – краниофарингиомы – расходятся черепные швы и возникают вдавленности с внутренней стороны черепной коробки ребенка.

Любые результаты рентгенографии обязательно необходимо предоставить специалисту, который направил пациента на анализ, чтобы он смог своевременно диагностировать заболевание и назначить эффективную терапию.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Фурманова Елена Александровна

Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог.

Общий стаж: 7 лет.

Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия.

Опыт работы инфекционистом более 3 лет.

Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей». А также автор публикаций в журналах ВАК.

Источник

В процессе пренатального и постнатального онтогенеза костная система ребенка подвергается сложным преобразованиям. Формирование скелета начинается в середине второго месяца эмбриогенеза и продолжается до 18 — 25 лет после рождения. Вначале у эмбриона весь скелет состоит из хрящевой ткани, окостенение которой не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного в скелете еще много хрящей. Да и сама кость по химическому составу значительно отличается от кости взрослого человека. В первые годы она содержит много органических вешеств, не обладает прочностью и   легко искривляется под влиянием неблагоприятный внешних воздействий: узкой обуви, неправильного положения ребенка в кроватке и т.д. Интенсивное утолщение костей и повышение их механической прочности идет до 6-8 лет. Затем до 14 лет толщина компактного слоя кости почти не меняется, а в пубертатный период вновь наблюдается интенсивное усиление прочности костей. Окостенение скелета завершается у женщин в 17-21 год, а у мужчин — в 20 — 26 лет. Кости различных отделов окостеневают в разное время. Например, окостенение позвоночника завершается к 20 — 25 годам, а копчиковых позвонков — даже к 30 годам; окостенение

трубчатых костей кисти заканчивается к 6 — 8 годам, а запястья — в 16 — 17 лет В связи с этим напряженная тонкая ручная работа может нарушить развитие костей кисти, а ношение неудобной обуви — привести к деформациям стопы (чаще всего — к развитию плоскостопия). Следует отметить, что темпы развития костей кисти хорошо коррелируют с общим физическим развитием детей и подростков. Поэтому сопоставление паспортного и «костного» возраста дает относительно правильную характеристику темпов общего физического развития детей и подростков, их биологического возраста.

Позвоночник новорожденного не имеет изгибов и отличается чрезвычайной гибкостью. К 3 — 4 годам он приобретает все четыре физиологических изгиба. В 3 месяца появляется шейный лордоз, в 6 месяцев — грудной кифоз, к 1-му году — поясничный лордоз. Крестцовый кифоз формируется последним. Однако до 12 лет позвоночник ребенка остается эластичным и изгибы слабо фиксированы, что легко приводит к искривлениям при неблагоприятных условиях развития. Наиболее интенсивный рост позвоночника наблюдается в 7-9 лет и в пубертатный период. После 14-15 лет позвоночник почти не растет в длину. Грудная клетка к 12 —13 годам также приближается к параметрам взрослого состояния.

Читайте также:  Развитие речи ребенка дошкольного возраста воспитателем

Кости таза срастаются к 8 — 9 годам, тогда же начинают формироваться его половые различия. В целом строение таза приближается к взрослому состоянию к 14 — 17 годам, с этого возраста таз способен выдерживать значительные нагрузки.

Весьма большие изменения претерпевает череп (рис. 66). Закрытие родничков происходит в 1 — 2 года, а сращивание черепных швов — только к четырем-пяти годам. Лицевая часть черепа интенсивно растет в пубертатном периоде до наступления половой зрелости. Смена молочных зубов и формирование постоянных зубов заканчивается к пубертатному периоду и только третьи большие коренные зубы (зубы «мудрости») появляются после полового созревания.

Сроки появления молочных зубов и их смена на постоянные также коррелирует с общим физическим развитием и используется для определения уровня биологической зрелости детей и подростков.

Таким образом, в целом скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью, что всегда является угрозой его деформации
при нарушении гигиенических норм. Неправильное, положение ребенка за рабочим столом, перегрузки детей и подростков, а также сниженная двигательная активность являются факторами риска в развитии патологий скелета.

Наиболее  часто встречаются различные искривления позвоночника (сколиозы-  боковые изгибы).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Особое значение для правильного развития костной системы имеет неценное и богатое витаминами питание. Например, при недостатке витамина  Д возможно развитие заболевания, названного рахитом. Оно проявляется в задержке роста и деформации различных частей скелета: в искривлении ног, деформации черепа, грудной клетки и позвоночника.

Мышечная система

Сокращения скелетных мышц обеспечивают движения тела и удержание его в вертикальном положении. Вместе со скелетом мышцы придают телу форму. С деятельностью скелетных мышц связаны функции дыхания (работа межреберных мышц и диафрагмы), глотания, слуха (работа мышц, перемещающих слуховые косточки), зрения (перемещение глаза в глазнице), звуковая речь (работа мышц гортани и языка) и т.д.

В теле человека насчитывается около 600 скелетных мышц (рис. 67). Мускулатура у мужчин составляет 35-45%, а у женщин 28-35% от общей массы тела.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

  1. Анатомия
  2. Книги по анатомии
  3. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб. пособие для студ. пед. вузов

  Все кости конечностей, за исключением ключиц, которые развиваются на основе соединительной ткани, проходят три стадии развития: соединительнотканную, хрящевую и костную.

Процесс окостенения в ключице начинается на 6-й неделе эмбрионального развития и почти полностью заканчивается к моменту рождения.

В диафизах трубчатых костей первые точки окостенения (первичные) появляются в конце 2-го — в начале 3-го месяца внутриутробного развития, в эпифизах и апофизах (буграх) — после
рождения. Лишь некоторые эпифизы начинают окостеневать незадолго до рождения. Срастание эпифизов с диафизами, как правило, происходит в 13—15 лет, причем у девочек на 1—2 года раньше, чем у мальчиков.

В костях запястья точки окостенения появляются после рождения: в головчатой на первом году жизни, в крючковидной — в конце первого — в начале второго года, а в остальных — в период от 2 до 11 лет.

В костях пояса нижних конечностей (подвздошной, седалищной и лобковой) точки окостенения появляются в период от 3,5 до 5,5 месяцев внутриутробного развития. Срастание всех трех костей в тазовую кость происходит в 12—15 лет.

В костях предплюсны (пяточной, таранной и кубовидной) точки окостенения появляются до рождения (на 5—9-м месяце внутриутробной жизни). В ладьевидной, кубовидной и клиновидной костях точки окостенения появляются в период от 3 мес после рождения до 5 лет. Остальные (вторичные) точки окостенения образуются после рождения.

Развитие синовиальных соединений (суставов) начинается на 6-й неделе эмбрионального развития. Суставные капсулы (суставов) новорожденного туго натянуты, большинство связок еще не сформировалось. Наиболее интенсивно развитие суставов и связок происходит в возрасте до 2—3 лет, что связано с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей 3—8 лет размах движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагенизации фиброзной мембраны суставных капсул, связок. Формирование суставных поверхностей, капсул и связок завершается в основном в подростковом возрасте (13— 16 лет).

У новорожденных детей нижние конечности растут быстрее, и они становятся длиннее верхних. Наибольшая скорость роста нижних конечностей отмечена у мальчиков в 12—15 лет. У девочек увеличение длины ног происходит в возрасте 13—14 лет.

В постнатальном онтогенезе изменение формы и размеров таза происходит под влиянием силы тяжести тела, органов брюшной полости, под воздействием мышц, а также под влиянием половых гормонов. В результате этих разнообразных воздействий увеличивается переднезадний размер таза (с 2,7 см у новорожденного до 9,5 см в 12 лет). Возрастает также поперечный размер 1аза, который в 13—14 лет становится таким же, как у взрослых. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет. У мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у девочек.

  1. Назовите особенности в строении костей нижних конечностей, отличающие их от аналогичных костей верхних конечностей.
  2. Назовите соединения костей, участвующих в образовании костного таза.
  3. Назовите стенки и границы большого и малого таза.
  4. Перечислите анатомические особенности, отличающие женский таз от мужского.
  5. Какие особенности строения тазобедренного сустава ограничивают размах движений в нем?
  6. Какие анатомические структуры коленного сустава придают ему устойчивость при стоянии и ходьбе?
  7. Укажите, какие кости нижней конечности имеют лодыжки. Как эти лодыжки называются и с какими костями они образуют сустав?
  8. Какие своды стопы вы знаете? Какие функции выполняют своды стопы?

Источник: Сапин М. Р., Брыксина З.Г., &laquoАнатомия и физиология детей и подростков. Учеб. пособие для студ. пед. вузов» 2002

А так же в разделе «  Развитие и возрастные особенности скелета конечностей »

  •   Кости верхних конечностей и их соединения 
  •   Кости нижних конечностей и их соединения

Источник

Ðîñò è ðàçâèòèå êîñòíîãî ñêåëåòà

Êîñòíûé ñêåëåò è ïðèêðåïëåííûå ê íåìó ìûøöû ñîñòàâëÿþò îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò ÷åëîâåêà. Êàê è ó âñåõ ïîçâîíî÷íûõ, ñêåëåò ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñòðóêòóðíóþ îñíîâó åãî òåëà, îïðåäåëÿåò åãî ôîðìó, ðàçìåð è ïðîïîðöèè. Ñêåëåò çàùèùàåò îò ìåõàíè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé ãîëîâíîé è ñïèííîé ìîçã, à òàêæå ôîðìèðóåò ïîëîñòè, â êîòîðûõ ïîä íàäåæíîé çàùèòîé íàõîäÿòñÿ âíóòðåííèå îðãàíû. Ïåðåìåùåíèÿ çâåíüåâ òåëà îñóùåñòâëÿþòñÿ áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî îòäåëüíûå êîñòè ñîåäèíåíû îäíà ñ äðóãîé ïðè ïîìîùè ïîäâèæíûõ ñî÷ëåíåíèé, à ìûøöû, ïðèêðåïëåííûå ê ðàçíûì êîñòÿì, ñïîñîáíû ïåðåìåùàòü îäíó êîñòü îòíîñèòåëüíî äðóãîé. Âñå äâèæåíèÿ ÷åëîâåêà — ýòî ïåðåìåùåíèå â ïðîñòðàíñòâå çâåíüåâ åãî òåëà.

Читайте также:  Развитие ребенка на шестом году жизни

Îñîáåííîñòè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà ÷åëîâåêà âî ìíîãîì ñâÿçàíû ñ ðàçìåðàìè åãî òåëà, à òàêæå ñ ïðÿìîõîæäåíèåì. Òåì íå ìåíåå, êàê è ó âñåõ ìëåêîïèòàþùèõ, òåëî ÷åëîâåêà ñîñòîèò èç ãîëîâû, òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé, ïðè÷åì òàêîå ñòðîåíèå ïðèîáðåòàåò ýìáðèîí óæå íà 3-ì ìåñÿöå âíóòðèóòðîáíîé æèçíè.

Êîñòü. Ñêåëåò ñîñòîèò èç êîñòåé, êîòîðûõ ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà áîëåå 200. Êîñòü — ýòî ñëîæíåéøèé îðãàí, èìåþùèé, êàê è âñå äðóãèå îðãàíû, êëåòî÷íîå ñòðîåíèå. Âíóòðè êîñòè ïðîõîäÿò ìíîãî÷èñëåííûå ïîëîñòè è êàíàëû, êîñòü îáèëüíî ñíàáæàåòñÿ êðîâüþ è ëèìôîé, ê íåé ïîäõîäÿò ìíîãî÷èñëåííûå íåðâíûå îêîí÷àíèÿ, êîòîðûå âîñïðèíèìàþò èíôîðìàöèþ î ñîñòîÿíèè êîñòíîé òêàíè è ïåðåäàþò óïðàâëÿþùèå èìïóëüñû èç íåðâíûõ öåíòðîâ. Âíóòðè ìíîãèõ êîñòåé èìååòñÿ ïîëîñòü, ãäå ðàñïîëîæåí êîñòíûé ìîç㠗 âàæíåéøèé îðãàí êðîâåòâîðåíèÿ, â êîòîðîì îáðàçóþòñÿ âñå òèïû êëåòîê êðîâè. Ñíàðóæè êîñòü ïîêðûòà íàäêîñòíèöåé — ñïåöèàëüíîé çàùèòíîé, î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíîé ê ìåõàíè÷åñêîìó âîçäåéñòâèþ îáîëî÷êîé. Êëåòêè íàäêîñòíèöû ðàñòóò è ðàçìíîæàþòñÿ, îáåñïå÷èâàÿ óòîëùåíèå êîñòè ïî ìåðå ðîñòà.

Êîñòü — î÷åíü ïðî÷íîå è òâåðäîå âåùåñòâî: â 30 ðàç òâåðæå êèðïè÷à, â 2,5 ðàçà òâåðæå ãðàíèòà; ïðî÷íîñòü êîñòè â 9 ðàç âûøå, ÷åì ó ñâèíöà, è ïî÷òè ñòîëü æå âåëèêà, êàê ó ÷óãóíà. Áåäðåííàÿ êîñòü ÷åëîâåêà â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè âûäåðæèâàåò äàâëåíèå äî 1,5 ò, à áîëüøåáåðöîâàÿ — äî 1,8 ò.

Ìåõàíè÷åñêàÿ ïðî÷íîñòü êîñòè çàâèñèò îò ñîäåðæàíèÿ â íåé ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ, îñîáåííî ñîëåé êàëüöèÿ.  ñîñòàâå êîñòè îêîëî 10 % âîäû, 30 % áåëêà è äðóãèõ îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ, à îñòàëüíîå (60 %) — ìèíåðàëüíûå ñîëè. Âàæíåéøèì îðãàíè÷åñêèì ñîñòàâëÿþùèì êîñòíîé òêàíè ÿâëÿåòñÿ áåëîê êîëëàãåí, îáðàçóþùèé ýëàñòè÷íûå è âÿçêèå âîëîêíà. Èìåííî ýòîò áåëîê ïðèäàåò êîñòÿì óïðóãîñòü. Õðÿùåâàÿ òêàíü, âûñòèëàþùàÿ ñóñòàâû è íàõîäÿùàÿñÿ íà ïåðèôåðèè êîñòåé ìîëîäîãî îðãàíèçìà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ãîðàçäî ìåíåå ìèíåðàëèçîâàííóþ ñòðóêòóðó, ñîäåðæàùóþ ìíîãî êîëëàãåíà è ìàëî ñîëåé êàëüöèÿ.

Развитие возрастного скелета ребенка

Ðèñ. 2. Ïîñëåäîâàòåëüíûå ñòàäèè îêîñòåíåíèÿ

Ó äåòåé â êîñòíîé òêàíè ñîäåðæàíèå ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ çíà÷èòåëüíî íèæå, ïîýòîìó èõ ñêåëåò áîëåå ãèáêèé è ýëàñòè÷íûé, ñïîñîáåí ëåãêî äåôîðìèðîâàòüñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì âíåøíèõ ïðè÷èí — òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé ðàáîòû, íåïðàâèëüíîãî ïîëîæåíèÿ òåëà è ò. ï.

Ïðîöåññ íàñûùåíèÿ êîñòè ìèíåðàëüíûìè âåùåñòâàìè íàçûâàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèåé. Ïî ìåðå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ìèíåðàëèçàöèÿ åãî êîñòåé óâåëè÷èâàåòñÿ, äîñòèãàÿ îïòèìàëüíûõ çíà÷åíèé ê êîíöó ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Ìèíåðàëèçàöèÿ êîñòè ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî õðÿùåâûå ó÷àñòêè ïîñòåïåííî ïðåâðàùàþòñÿ â êîñòíûå, ïîýòîìó ýòîò ïðîöåññ íàçûâàåòñÿ òàêæå îêîñòåíåíèåì (ðèñ. 2). Ñ âîçðàñòîì êîñòè ñòàíîâÿòñÿ ìåíåå ýëàñòè÷íûìè, íî áîëåå õðóïêèìè. Ê ñòàðîñòè, êîãäà ìèíåðàëüíûé îáìåí íàðóøàåòñÿ, èç êîñòè âûìûâàåòñÿ çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî êàëüöèÿ, â ðåçóëüòàòå êîñòè óòðà÷èâàþò ïðî÷íîñòü, ñîõðàíÿÿ ïðè ýòîì ñâîþ õðóïêîñòü. Âîò ïî÷åìó ó ñòàðèêîâ òàê ÷àñòû ïåðåëîìû êîñòåé.

 òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè îêîñòåíåíèå ñêåëåòà ïðîèñõîäèò î÷åíü àêòèâíî âî ìíîæåñòâå òî÷åê. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò ñïåöèôè÷åñêîå ñòðîåíèå êîñòíîé òêàíè ðåáåíêà, â ÷àñòíîñòè îòíîñèòåëüíî áîëüøåå (â 5-10 ðàç â ðàñ÷åòå íà åäèíèöó ïëîùàäè ïîïåðå÷íîãî ñå÷åíèÿ) êîëè÷åñòâî êàíàëîâ, ïî êîòîðûì âíóòðè êîñòè ïðîõîäÿò ìåëêèå ñîñóäû. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñíàáæåíèå êîñòåé êðîâüþ ó äåòåé ãîðàçäî áîëåå èíòåíñèâíîå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Íà ðàçâèòèè êîñòíîãî ñêåëåòà ìîæåò îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàòüñÿ íàðóøåíèå áàëàíñà âèòàìèíà D, êîòîðûé ó÷àñòâóåò â ìåòàáîëèçìå êàëüöèÿ â êîñòíîé òêàíè. Íåäîñòàòîê âèòàìèíà âåäåò ê ïîÿâëåíèþ ðàõèòà, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â çàìåäëåíèè ïðîöåññîâ îêîñòåíåíèÿ è, êàê ñëåäñòâèå, — â íàðóøåíèè ïðîïîðöèé â ðàçâèòèè ñî÷ëåíÿåìûõ êîñòåé. Ïðèçíàêè ðàõèòà îñîáåííî ÷àñòî âèäíû ïî èçìåíåííîé ôîðìå ÷åðåïà è ãðóäíîé êëåòêè. Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàõèòà ïðèíÿòî äàâàòü äåòÿì ïåðâîãî ãîäà æèçíè ðûáèé æèð èëè ñèíòåòè÷åñêèé âèòàìèí D.  òî æå âðåìÿ èçáûòîê ýòîãî âèòàìèíà òàêæå íåæåëàòåëåí, òàê êàê îí ìîæåò ïðèâîäèòü ê óñêîðåíèþ ïðîöåññîâ îêîñòåíåíèÿ è òîðìîæåíèþ ðîñòîâûõ ïðîöåññîâ â êîñòíîé òêàíè.

Развитие возрастного скелета ребенка

Ðèñ. 3. Âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ ôîðìû è ðàçìåðîâ ÷åðåïà. Öèôðû 5, 7, 9 îçíà÷àþò ìåñÿöû âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ

Ðîñò è ðàçâèòèå êîñòåé çàêàí÷èâàþòñÿ ê 20–24 ãîäàì ó ìóæ÷èí è íà 2–3 ãîäà ðàíüøå — ó æåíùèí. Ê ýòîìó âðåìåíè çàâåðøàåòñÿ îêîñòåíåíèå âñåõ çîí ðîñòà, ò. å. çàìåíà â íèõ õðÿùåâîé òêàíè íà êîñòíóþ. Ðîñò êîñòè â òîëùèíó ìîæåò â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ïðîäîëæàòüñÿ è ïîçäíåå. Íà ýòîì, â ÷àñòíîñòè, îñíîâàíî ñðàùèâàíèå êîñòåé ïîñëå ïåðåëîìà.

×åðåï. Âìåñòèëèùåì ãîëîâíîãî ìîçãà, à òàêæå êàðêàñîì äëÿ ìûøö, îáåñïå÷èâàþùèõ ìèìèêó è ïåðâè÷íóþ îáðàáîòêó ïèùè â ðîòîâîé ïîëîñòè, ÿâëÿþòñÿ êîñòè ÷åðåïà (ðèñ. 3).

×åðåï íîâîðîæäåííîãî ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ îòäåëüíûõ êîñòåé, ñîåäèíåííûõ ìÿãêîé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíüþ.  òåõ ìåñòàõ, ãäå ñõîäÿòñÿ 3–4 êîñòè, ýòà ïåðåïîíêà îñîáåííî âåëèêà, òàêèå çîíû íàçûâàþò ðîäíè÷êàìè. Áëàãîäàðÿ ðîäíè÷êàì êîñòè ÷åðåïà ñîõðàíÿþò ïîäâèæíîñòü, ÷òî èìååò âàæíåéøåå çíà÷åíèå ïðè ðîäàõ, òàê êàê ãîëîâà ïëîäà â ïðîöåññå ðîäîâ äîëæíà ïðîéòè ÷åðåç î÷åíü óçêèå ðîäîâûå ïóòè æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðîäíè÷êè çàðàñòàþò â îñíîâíîì ê 2–3 ìåñÿöàì, íî ñàìûé áîëüøîé èç íèõ — ëîáíûé — òîëüêî ê âîçðàñòó 1,5 ëåò.

Ìîçãîâàÿ ÷àñòü ÷åðåïà äåòåé çíà÷èòåëüíî áîëåå ðàçâèòà, ÷åì ëèöåâàÿ. Èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ëèöåâîé ÷àñòè ïðîèñõîäèò â ïåðèîä ïîëóðîñòîâîãî ñêà÷êà, è îñîáåííî — â ïîäðîñòêîâîì ïåðèîäå ïîä âîçäåéñòâèåì ãîðìîíà ðîñòà. Ó íîâîðîæäåííîãî îáúåì ìîçãîâîãî îòäåëà ÷åðåïà â 6 ðàç áîëüøå îáúåìà ëèöåâîãî, à ó âçðîñëîãî — â 2–2,5 ðàçà.

Ãîëîâà ðåáåíêà îòíîñèòåëüíî î÷åíü âåëèêà. Ñ âîçðàñòîì ñóùåñòâåííî èçìåíÿåòñÿ ñîîòíîøåíèå ìåæäó âûñîòîé ãîëîâû è ðîñòîì. Ýòî ñîîòíîøåíèå èñïîëüçóåòñÿ êàê îäèí èç ìîðôîëîãè÷åñêèõ êðèòåðèåâ áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà ðåáåíêà.

Ïîçâîíî÷íèê. Ïîçâîíî÷íèê íîâîðîæäåííîãî, êàê è âçðîñëîãî, ñîñòîèò èç 32–33 ïîçâîíêîâ (7 øåéíûõ, 12 ãðóäíûõ, 5 ïîÿñíè÷íûõ, 5 òàçîâûõ è 3-4-õ õâîñòîâûõ), ïðè÷åì èõ ðîñò è îêîñòåíåíèå çàêàí÷èâàþòñÿ òîëüêî ñ ïîëîâûì ñîçðåâàíèåì. Ãëàâíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ïîçâîíî÷íèêà ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè ÿâëÿåòñÿ ïðàêòè÷åñêîå îòñóòñòâèå èçãèáîâ. Îíè ôîðìèðóþòñÿ ïîñòåïåííî (ðèñ. 4), ïî ìåðå ðîñòà òóëîâèùà è ðåàëèçàöèè àíòèãðàâèòàöèîííûõ ðåàêöèé (ñèäåíèå, ñòîÿíèå, ïðÿìîõîæäåíèå), è ïðèçâàíû îáåñïå÷èòü áèîìåõàíè÷åñêè íàèáîëåå ýôôåêòèâíûå ðåæèìû êàê ïðè ñòàòè÷åñêîé, òàê è ïðè äèíàìè÷åñêîé íàãðóçêå. Ïåðâîé îáðàçóåòñÿ øåéíàÿ êðèâèçíà (âûïóêëîñòüþ âïåðåä), êîãäà ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü óäåðæèâàòü â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè ãîëîâó. Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà æèçíè ôîðìèðóåòñÿ ïîÿñíè÷íàÿ êðèâèçíà (òàêæå âûïóêëîñòüþ âïåðåä), íåîáõîäèìàÿ äëÿ ðåàëèçàöèè ïîçû ñòîÿíèÿ è àêòà ïðÿìîõîæäåíèÿ. Ãðóäíàÿ êðèâèçíà (âûïóêëîñòüþ íàçàä) ôîðìèðóåòñÿ ïîçæå. Ïîçâîíî÷íèê ðåáåíêà ýòîãî âîçðàñòà åùå î÷åíü ýëàñòè÷åí, è â ëåæà÷åì ïîëîæåíèè åãî èçãèáû ñãëàæèâàþòñÿ. Íåäîñòàòîê äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè â ýòîì âîçðàñòå îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè íîðìàëüíîé êðèâèçíû ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста с дцп

Развитие возрастного скелета ребенка

Ðèñ. 4. Ôîðìèðîâàíèå èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà â îíòîãåíåçå ðåáåíêà

Ñëåäóåò ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ôîðìèðîâàíèå íîðìàëüíîé êðèâèçíû ïîçâîíî÷íèêà — âàæíåéøèé ýòàï â ðàçâèòèè íå òîëüêî êîñòíîãî ñêåëåòà, íî è âñåõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, òàê êàê îò ôîðìû è èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà çàâèñèò âçàèìíîå ðàñïîëîæåíèå îðãàíîâ â ãðóäíîé êëåòêå è áðþøíîé ïîëîñòè. Êðîìå òîãî, ïîçâîíî÷íèê — âìåñòèëèùå ñïèííîãî ìîçãà, èç êîòîðîãî ïðîâîäÿùèå íåðâíûå ïóòè îòõîäÿò êî âñåì ïîëîñòíûì îðãàíàì è òêàíÿì, à òàêæå ê êàæäîé ñêåëåòíîé ìûøöå. Íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè ïîçâîíî÷íèêà ìîãóò èìåòü ñàìûå òÿæåëûå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ çäîðîâüÿ. Èìåííî ïîýòîìó òàê âàæíà ïðîôèëàêòèêà, êîòîðóþ ñëåäóåò íà÷èíàòü óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ðåáåíêà, âûïîëíÿÿ ñ íèì îñòîðîæíûå è óìåðåííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è ìàññàæèðóÿ åãî ïðè ñîáëþäåíèè ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì è ïðàâèë îáðàùåíèÿ ñ ðåáåíêîì. Íàèáîëåå ÷àñòî ðàçâèâàåòñÿ ñêîëèîç — áîêîâûå èñêðèâëåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà â øåéíîì è ãðóäíîì îòäåëàõ (ðèñ. 5), ïðè÷åì íåðåäêî îíè âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå íåïðàâèëüíîãî óõîäà çà ðåáåíêîì. Òàê, î÷åíü âàæíî ñëåäèòü, ÷òîáû ðåáåíîê ñïàë íà äîñòàòî÷íî òâåðäîé ïîâåðõíîñòè ñ íåâûñîêîé ïîäóøêîé, â óäîáíîé è åñòåñòâåííîé ïîçå, à òàêæå ïåðèîäè÷åñêè åå ìåíÿë — ýòî îäíî èç ñðåäñòâ ïðîôèëàêòèêè ñêîëèîçîâ øåéíîãî îòäåëà. Ñêîëèîçû ãðóäíîãî îòäåëà, à òàêæå êèôîç (ïåðåäíå-çàäíåå èñêðèâëåíèå ãðóäíîãî îòäåëà) è ëîðäîç (÷ðåçìåðíûé èçãèá â ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè âïåðåä) â ðàííåì âîçðàñòå ðàçâèâàþòñÿ ðåäêî.

Развитие возрастного скелета ребенка

Ðèñ. 5. Îñàíêà:

à — íîðìàëüíàÿ; á — âûïðÿìëåííàÿ; ⠗ êèôîòè÷åñêàÿ; 㠗 ëîðäîòè÷åñêàÿ; ä — ñóòóëîâàòàÿ; å — ñêîëèîòè÷åñêàÿ

Ðîñò ïîçâîíî÷íèêà íàèáîëåå èíòåíñèâíî ïðîèñõîäèò â ïåðâûå 2 ãîäà æèçíè. Ïðè ýòîì ñíà÷àëà âñå îòäåëû ïîçâîíî÷íèêà ðàñòóò îòíîñèòåëüíî ðàâíîìåðíî, à íà÷èíàÿ ñ 1,5 ëåò ðîñò âåðõíèõ îòäåëî⠗ øåéíîãî è âåðõíåãðóäíîãî — çàìåäëÿåòñÿ, è óâåëè÷åíèå äëèíû ïðîèñõîäèò â áîëüøåé ìåðå çà ñ÷åò ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà. Òàêèì îáðàçîì, â äèíàìèêå ðîñòà ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà òàêæå îòìå÷àåòñÿ âûðàæåííûé ãðàäèåíò òåìïîâ ðàçâèòèÿ — «îò ãîëîâû ê õâîñòó». Ñëåäóþùèé ýòàï óñêîðåíèÿ ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà — ïåðèîä «ïîëóðîñòîâîãî» ñêà÷êà. Ïîñëåäíåå âûòÿãèâàíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðîèñõîäèò íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, ïîñëå ÷åãî ðîñò ïîçâîíêîâ çàìåäëÿåòñÿ.

Îêîñòåíåíèå ïîçâîíêîâ ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå âñåãî äåòñêîãî âîçðàñòà, ïðè÷åì äî 14 ëåò îêîñòåíåâàþò òîëüêî èõ ñðåäíèå ÷àñòè. Çàâåðøàåòñÿ îêîñòåíåíèå ïîçâîíêîâ òîëüêî ê 21–23 ãîäàì. Èçãèáû ïîçâîíî÷íèêà, íà÷àâøèå ôîðìèðîâàòüñÿ íà 1 — ì ãîäó æèçíè, ïîëíîñòüþ ôîðìèðóþòñÿ â âîçðàñòå 12–14 ëåò, ò. å. íà íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Ãðóäíàÿ êëåòêà. Ãðóäíîé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà, 12 ïàð ðåáåð è ãðóäèíà ñîñòàâëÿþò ãðóäíóþ êëåòêó, â êîòîðîé ïîä ýòîé íàäåæíîé çàùèòîé ðàçìåùåíû ñåðäöå, ëåãêèå è äðóãèå æèçíåííî âàæíûå îðãàíû. Äâèæåíèÿ ðåáåð ïîä âîçäåéñòâèåì ìåæðåáåðíûõ ìûøö îáåñïå÷èâàþò àêò äûõàíèÿ. Âîò ïî÷åìó ôîðìà è ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè èìåþò âàæíåéøåå çíà÷åíèå äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Ó íîâîðîæäåííîãî ãðóäíàÿ êëåòêà èìååò êîíè÷åñêóþ ôîðìó, ïðè÷åì åå ðàçìåð îò ãðóäèíû äî ïîçâîíî÷íèêà áîëüøå, ÷åì ïîïåðå÷íûé. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà — íàîáîðîò.

Ïî ìåðå ðîñòà ðåáåíêà ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè ìåíÿåòñÿ. Óìåíüøàåòñÿ óãîë, ïîä êîòîðûì ðåáðà ñîåäèíåíû ñ ïîçâîíî÷íèêîì. Óæå ê êîíöó 1-ãî ãîäà æèçíè ýòî îáåñïå÷èâàåò çíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå àìïëèòóäû äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ãðóäíîé êëåòêè, ÷òî äåëàåò äûõàíèå áîëåå ãëóáîêèì è ýôôåêòèâíûì è ïîçâîëÿåò ñíèçèòü åãî òåìï. Êîíè÷åñêàÿ ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè ïîñëå 3–4 ëåò ñìåíÿåòñÿ íà öèëèíäðè÷åñêóþ, à ê 6 ãîäàì ïðîïîðöèè ãðóäíîé êëåòêè ñòàíîâÿòñÿ ïîõîæèìè íà ïðîïîðöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ýòî â åùå áîëüøåé ñòåïåíè ïîçâîëÿåò óâåëè÷èòü ýôôåêòèâíîñòü äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé, îñîáåííî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå. Ê 12–13 ãîäàì ãðóäíàÿ êëåòêà ïðèîáðåòàåò òó æå ôîðìó, ÷òî ó âçðîñëîãî.

Ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè ïîñëå 12–13 ëåò òåñíî ñâÿçàíà ñ òåëîñëîæåíèåì. Ïðåäñòàâèòåëè äîëèõîìîðôíûõ (âûòÿíóòûõ â äëèíó) òèïîâ èìåþò óäëèíåííóþ, öèëèíäðè÷åñêóþ ãðóäíóþ êëåòêó ñ îñòðûì ýïèãàñòðàëüíûì óãëîì (óãîë ìåæäó äâóìÿ íèæíèìè ðåáðàìè â òî÷êå èõ ñðàùåíèÿ ñ ãðóäèíîé). Ó ïðåäñòàâèòåëåé áðàõèìîðôíûõ (ñ ïðåîáëàäàíèåì øèðèíû) òèïîâ ãðóäíàÿ êëåòêà ñòàíîâèòñÿ áî÷êîîáðàçíîé, êîðîòêîé, ñ òóïûì ýïèãàñòðàëüíûì óãëîì. Ó ïðîìåæóòî÷íîãî ìåçîìîðôíîãî òèïà ýïèãàñòðàëüíûé óãîë áûâàåò ïðÿìûì.

Ñêåëåò âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé. Ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé ñîñòîèò èç äâóõ ëîïàòîê è äâóõ êëþ÷èö. Îíè îáðàçóþò æåñòêèé êàðêàñ, ôîðìèðóþùèé âåðõíþþ ãðàíèöó òóëîâèùà. Ê ëîïàòêàì ïîäâèæíî ïðèêðåïëåíû êîñòè ñâîáîäíûõ êîíå÷íîñòåé (ïðàâîé è ëåâîé), êîòîðûå âêëþ÷àþò ïëå÷åâóþ êîñòü, ïðåäïëå÷üå (ëó÷åâàÿ è ëîêòåâàÿ êîñòè) è êèñòü (ìåëêèå êîñòè çàïÿñòüÿ, 5 äëèííûõ ïÿñòíûõ êîñòåé è êîñòè ïàëüöåâ).

Îêîñòåíåíèå ñâîáîäíûõ êîíå÷íîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ äî 18–20 ëåò, ïðè÷åì ðàíåå âñåãî îêîñòåíåâàþò êëþ÷èöû (ïðàêòè÷åñêè åùå âíóòðèóòðîáíî), çàòåì — ëîïàòêè è ïîñëåäíèìè — êîñòè êèñòè. Èìåííî ýòè ìåëêèå êîñòè ñëóæàò îáúåêòîì ðåíòãåíîãðàôè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ïðè îïðåäåëåíèè «êîñòíîãî âîçðàñòà». Íà ðåíòãåíîãðàììå ýòè ìåëêèå êîñòî÷êè ó íîâîðîæäåííîãî òîëüêî íàìå÷àþòñÿ è ñòàíîâÿòñÿ ÿñíî âèäèìûìè òîëüêî ê 7 ãîäàì. Ê 10–12 ãîäàì âûÿâëÿþòñÿ ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ, êîòîðûå çàêëþ÷àþòñÿ â áîëåå áûñòðîì îêîñòåíåíèè ó äåâî÷åê ïî ñðàâíåíèþ ñ ìàëü÷èêàìè (ðàçíèöà ñîñòàâëÿåò ïðèìåðíî 1 ãîä). Îêîñòåíåíèå ôàëàíã ïàëüöåâ çàâåðøàåòñÿ â îñíîâíîì ê 11 ãîäàì, à çàïÿñòüÿ — â 12 ëåò, õîòÿ îòäåëüíûå çîíû ïðîäîëæàþò îñòàâàòüñÿ íå îêîñòåíåâøèìè äî 20–24 ëåò.

Ñêåëåò íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ïîÿñ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé âêëþ÷àåò òàç è ñâîáîäíûå íèæíèå êîíå÷íîñòè. Òàç ñîñòîèò èç êðåñòöà (íèæíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà) è íåïîäâèæíî ñîåäèíåííûõ ñ íèì äâóõ òàçîâûõ êîñòåé. Ó äåòåé êàæäàÿ òàçîâàÿ êîñòü ñîñòîèò èç òðåõ ñàìîñòîÿòåëüíûõ êîñòåé: ïîäâçäîøíîé, ëîáêîâîé è ñåäàëèùíîé. Èõ ñðàùåíèå è îêîñòåíåíèå íà÷èíàåòñÿ ñ 5–6 ëåò, à çàâåðøàåòñÿ ê 17–18 ãîäàì. Êðåñòåö ó äåòåé òàêæå åùå ñîñòîèò èç íåñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ, êîòîðûå ñîåäèíÿþòñÿ â åäèíóþ êîñòü â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.  ýòîì âîçðàñòå âàæíî ñëåäèòü çà ïîõîäêîé, êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå îñòåðåãàòüñÿ ðåçêèõ óäàðîâ, ñïîñîáíûõ ïðè÷èíèòü âðåä ïîçâîíî÷íèêó. Íåïðàâèëüíîå ñðàùåíèå èëè äåôîðìàöèÿ êîñòåé òàçà ìîæåò îêàçàòü íåáëàãîïðèÿòíîå âëèÿíèå íà çäîðîâüå â äàëüíåéøåì.  ÷àñòíîñòè, äëÿ äåâî÷åê î÷åíü âàæíû ôîðìà è ðàçìåð âûõîäà èç ìàëîãî òàçà, êîòîðàÿ âëèÿåò íà ïðîõîæäåíèå ïëîäà ïðè ðîäàõ. Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ñòðîåíèè òàçà íà÷èíàþò ïðîÿâëÿòüñÿ â âîçðàñòå 9 ëåò.

Ê òàçîâûì êîñòÿì ïðèêðåïëåíû áåäðåííûå êîñòè ñâîáîäíûõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Íèæå ðàñïîëîæåíû ïàðû êîñòåé ãîëåíè — áîëüøåáåðöîâûå è ìàëîáåðöîâûå, à çàòåì êîñòè ñòîïû: ïðåäïëþñíà, ïëþñíà, ôàëàíãè ïàëüöåâ. Ñòîïà îáðàçóåò ñâîä, îïèðàþùèéñÿ íà ïÿòî÷íóþ êîñòü. Ñâîä ñòîïû — èñêëþ÷èòåëüíàÿ ïðèâèëåãèÿ ÷åëîâåêà, ñâÿçàííàÿ ñ ïðÿìîõîæäåíèåì. Ñâîä äåéñòâóåò êàê ðåññîðà, ñìÿã÷àÿ óäàðû è òîë÷êè ïðè õîäüáå è áåãå, à òàêæå ðàñïðåäåëÿÿ òÿæåñòü ïðè ïåðåíîñêå ãðóçîâ. Ñâîä÷àòîñòü ñòîïû ôîðìèðóåòñÿ òîëüêî ïîñëå 1 ãîäà, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò õîäèòü. Óïëîùåíèå ñâîäà ñòîïû — ïëîñêîñòîïèå (ðèñ. 6) — îäíî èç ÷àñòûõ íàðóøåíèé îñàíêè, ñ êîòîðûì íåîáõîäèìî áîðîòüñÿ.

Развитие возрастного скелета ребенка

Ðèñ. 6. Ôîðìà ñòîïû:

à — íîðìàëüíàÿ; á — ïëîñêàÿ; ⠗ ðàçëè÷íûå ñòåïåíè ïëîñêîñòîïèÿ

Ïîðÿäîê è ñðîêè îêîñòåíåíèÿ ñâîáîäíûõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé â öåëîì ïîâòîðÿþò çàêîíîìåðíîñòè, õàðàêòåðíûå äëÿ âåðõíèõ.

Источник