Развитие восприятия у ребенка зпр
Зрительное восприятие и произвольное внимание у дошкольников с задержкой психического развития
Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. Информацию о меняющемся внешнем мире человек больше всего получает через зрительный анализатор, который является сложным и очень важным инструментом в жизнедеятельности человека.
Но человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире простых и сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие является источником объяснения поведения человека – это весьма сложный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения человека.
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: младенческий возраст (с рождения до 1 года) сензитивен для развития ощущений, ранний возраст – для становления речи, старший дошкольный – для развития восприятия и наглядно образного мышления, младший школьный (с 6 – 7 до 10 лет) – для становления логических форм мышления.
С другой стороны, важнейшей характеристикой развития ребенка как субъекта образовательной деятельности, является развитие у него произвольности внимания. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Уже в дошкольном возрасте от ребёнка требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, предлагаемый на занятиях, причём те или иные компоненты деятельности могут при этом и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий. Слабое развитие процесса саморегуляции, а также снижение таких функций, как острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательных функций приводит к торможению формирования и развития произвольности внимания и к нарушению восприятия как психического процесса.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам задержки психического развития. Многие психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью, как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями и многих детей с трудностями в обучении. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.
Слабое развития внимания детей с ЗПР в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе учебной деятельности. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.
Зрительное восприятие у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности – его можно назвать поверхностным — они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у таких детей недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.
Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т.п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость. В этих случаях значительно увеличивается латентный период опознания объектов.
Изменение условий восприятия влияет и на нормально развитых детей, но количественные различия этих изменений чрезвычайно велики.
Так, при повороте объекта на 45° время, необходимое для опознания изображения, увеличивается у нормально развивающихся 8-летних школьников на 2,2 %, а у их сверстников с задержкой психического развития на 31 %; при уменьшении яркости и четкости изображения — соответственно на 12 и 47 %. Следовательно, влияние разных осложняющих факторов на восприятие детей с задержкой психического развития оказывается в несколько раз более выраженным, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти исследования дали основание для вывода, что многие даже хорошо знакомые объекты окружения могут не восприниматься ребенком с задержкой психического развития, когда они видны в непривычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены. Причем у нормально развивающегося ребенка такие же условия не вызывают сколько-нибудь значительных затруднений восприятия.
С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.
Значительное увеличение времени реакции выбора, основанной на опознании стимула, по сравнению с временем простой реакции, которая возникает уже при обнаружении сигнала, свидетельствует о том, что замедленность восприятия у детей с задержкой психического развития связана с более медленной, чем у нормально развивающихся детей, переработкой информации. Следует думать, что на замедление переработки информации в процессе восприятия влияют также такие факторы, как недостатки ориентировочной деятельности, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов-представлений — их нечеткость и неполнота. Бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов — представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста установлены в исследовании С.К. Сиволапова.
Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с задержкой психического развития (при объяснении материала, демонстрации опытов, показе картин и т. д.).
Изучение восприятия и внимания детей с задержкой психического развития имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей этих процессов. Количественная характеристика внимания и восприятия (устойчивость внимания, скорость выполнения задания, количество ошибок, скорость восприятия) может быть показателем умственной работоспособности.
Работая с такими детьми, учителя и воспитатели должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Предлагаемая детям инструкция может не вызывать никакого действия не из-за их негативной установки, а из-за того, что она не была по-настоящему воспринята и усвоена.
Источник
Консультация
по теме: «Развитие восприятия у учащихся с ЗПР»
Особой проблемой в системе общего образования является стойкая неуспеваемость учащихся. По данным различных авторов трудности в обучении испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Отмечается, что число учащихся начальной школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза.
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, как задержка психического развития.
Определение, применяемое в специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.
У детей с ЗПР наблюдается недостаточная подготовленность к школе. Эта недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности, которая обнаруживается во всех сферах психической деятельности детей. Знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, речь не сформирована до необходимого уровня, произвольная регуляция поведения отсутствует.
Психологические особенности учащихся с трудностями в обучении,
обусловленными ЗПР.
Установлено, что многие дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия. Об этом свидетельствуют, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире, что является следствием не только бедности опыта ребенка. При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность, что проявляется в трудностях узнавания предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображений предметов. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы.
Страдает и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое, в построение целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне.
Недостатки восприятия обычно приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» много из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.
Отклонения в переработке сенсорной информации связаны с неполноценностью тонких форм зрительного и слухового восприятия. Детям с ЗПР необходимо больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и других впечатлений, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это проявляется в более медленном реагировании на внешние стимулы.
В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми.
В целом у детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (зрительный, слуховой, тактильный).
Нарушение зрительного и слухового восприятия обусловливает большие трудности при обучении грамоте.
Кроме нарушения зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР наблюдаются недостатки пространственного восприятия, что проявляется в трудности установления симметричности, тождественности частей конструируемых фигур, расположении конструкций на плоскости, соединении фигур в единое целое, восприятии перевернутых, перечеркнутых изображений. Недостатки пространственного восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов.
Нужно отметить, что в структуре нарушения познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушение памяти. Недостатки памяти проявляются во всех видах запоминания (непроизвольном и произвольном), в ограничении объема памяти, снижении прочности запоминания.
Значительное отставание и своеобразие наблюдается у детей с ЗПР и в развитии мышления. У учащихся обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. К началу школьного обучения дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню сформированности всех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).
На становление учебной деятельности у учащихся с ЗПР негативно сказывается нарушение внимания. Недостатки внимания становятся очевидными при простом наблюдении за детьми: они плохо сосредотачиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво, что проявляется в любой деятельности, которой они занимаются. Особенно ярко это наблюдается не в экспериментальных условиях, а в свободном поведении ребенка, когда в значительной мере раскрываются несформированность саморегуляции психической деятельности и слабость мотивации. Внимание отличается более узким полем, что приводит к фрагментарности выполнения заданий.
Таким образом, перечисленные особенности познавательной деятельности учащихся с ЗПР обусловливают значительные трудности в их обучении, что вызывает необходимость проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы и основными направлениями коррекционной работы по развитию познавательной деятельности являются развитие зрительного и слухового восприятия; пространственных и временных представлений; мнестической деятельности (основных мыслительных операций и различных видов мышления); воображения; внимания.
Развитие восприятия
Познавательное развитие имеет многоаспектный характер. Психические процессы и свойства развиваются неравномерно, накладываясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга.
Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
Развитие восприятия различной модальности (зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов и т.д.) создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального мира, а также первичную основу, на которой начинает развиваться речь. А позже речь, в свою очередь, начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.
Учитывая, что у детей с ЗПР отмечается замедление восприятия сенсорной информации, прежде всего, необходимо создать определенные условия, которые улучшали бы показатели восприятия. В частности, при организации работы по развитию зрительного восприятия необходимо хорошее освещение, не следует располагать предметы под непривычным углом зрения, нежелательно присутствие рядом аналогичных предметов.
При значительных нарушениях зрительного восприятия работу следует начинать с восприятия цвета, величины, формы, постепенно переходя к узнаванию разных объектов и предметных картинок в условиях постепенного изменения количества информативных признаков (реальные, контурные, пунктирные рисунки, с зашумленным фоном, наложенные друг на друга рисунки, вписанные друг в друга геометрические фигуры, пунктирные изображения предметов, предметы с недостающими деталями).
Развитию зрительного восприятия способствует копирование геометрических фигур, букв, цифр, предметов; рисование по слову; дорисовывание до целого предметов, предметных картинок с недостающими элементами, геометрических фигур и т.д.
Важно обучать анализу образца, т.е. его целенаправленному рассмотрению с вычленением существенных признаков, чему способствует, например, сравнение двух похожих, но не тождественных объектов, а также преобразование какого-либо объекта путём изменения некоторых его признаков. При этом необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.
Восприятие пространства и пространственных отношений является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней.
На начальных этапах работы развитие пространственной ориентировки связано с выделением в пространстве правого и левого, сзади и впереди, сверху и снизу и т.д. Этому способствуют показ правой и левой рукой указанных педагогом предметов, разделение бумаги на левую и правую, рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по речевой инструкции, дорисовывание у предметов недостающих элементов – справа или слева, расположение по инструкции педагога предметов, например: геометрических фигур в середине листа, сверху, снизу, установка стрелки часов по образцу, инструкции и т.д.
Важно научить учащихся хорошо ориентироваться на плоскости листа. В частности, по инструкции педагога располагать предметы по порядку слева направо и наоборот, рисовать линии сверху вниз и наоборот, обучать штриховке слева направо, сверху вниз, по кругу и т.д.
Развитие зрительного и пространственного восприятия имеет огромное значение в предупреждении и устранении оптической дислексии и дисграфии. В связи с этим развитие зрительного восприятия предполагает, прежде всего, развитие буквенного гнозиса.
Развитии. Пространственных отношений необходимо уделять особое внимание, так как оно тесно связано со становлением конструктивного мышления.
Развитие познавательной деятельности детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного не только зрительного, но и слухового восприятия, что особенно проявляется в недоразвитии фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Нарушение слуховой дифференциации звуков приводит к замене букв, соответствующих фонетически близким звукам, несформированность фонематического анализа и синтеза – к искажению звукослоговой структуры слова, что проявляется в пропуске, добавлении или перестановке гласных и слогов.
Таким образом, развитие восприятия учащихся с ЗПР взаимосвязано с коррекцией других познавательных процессов и речевой деятельности, развитием моторных навыков и эмоционально-волевой сферы.
В заключении следует отметить, что успех коррекционно-развивающей работы зависит в значительной степени от профессионального мастерства педагога и специалистов (психолога, дефектолога, логопеда), обеспечивающих индивидуальный подход к учащемуся с ЗПР на основе понимания его психологических особенностей.
Источник