Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста

Развитие воображения у детей  старшего дошкольного возраста.

       Воображение в старшем дошкольном возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами жизни ребёнка. Неуёмной фантазии шестилетнего ребёнка трудно не поразиться. И задача взрослых — развивать воображение. Ведь с этим психическим процессом тесно связаны и  готовность к школе, становление личности, его творчества.  Если ещё в  раннем дошкольном периоде воображение носит пассивный характер, непроизвольный, ребёнок идёт от действия к мысли, то у старшего дошкольника  возникает способность идти от мысли к действию, т.е. его воображение становится целенаправленным. Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения  у дошкольника  психологи связывают  с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменение содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь,  со взрослыми.

      Вначале  образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий  взрослого в сюжетно- ролевой игре. Позже произвольное воображение  проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования — рисование, лепка, конструирование, труд и др.

      К шести годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном планировании её хода.

      Если четырёх- пятилетний ребёнок планирует один шаг своих дальнейших действий, затем реализует его, видит результат и потом планирует следующий шаг, то у шестилетнего ребёнка уже появляется способность к целостному планированию (« Я нарисую наш дом. Здесь – моя семья. Небо нарисую синим карандашом, солнце будет жёлтым, рядом – речка »).

      Если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется набором игрушек, атрибутами роли, сходством предметов – заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала  и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.

       Воображение шестилетнего ребёнка часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чём говорит взрослый, сверстники, что написано в книге, чего ещё не было в непосредственном опыте, памяти ребёнка (события истории, дальние страны, редкие животные, растения и т. д.).

       В дошкольном возрасте возникает и активно развивается творческое воображение. Образам, возникающим в воображении в этот период, присуща особая яркость, наглядность, подвижность, эмоциональность. Это особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры для психического развития ребёнка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребёнком,- настоящие. Не зря известный режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.

      Но не все дети отличаются богатым развитым воображением в старшем дошкольном возрасте. Главное основание этому- имеющаяся пока ещё недооценка  воображения как важного процесса развития личности ребёнка. Нередко акцент в работе с детьми старшего дошкольного возраста делают на их интеллектуальном  развитии, форсируют развитие навыков письма, счёта, чтения…Забота же о развитии воображения, об игровой деятельности, где особенно интенсивно оно формируется, если не исчезает вообще, то занимает отнюдь не подобающее ей место. Деятельность шестилеток остаётся во многом «заорганизованной»  взрослыми, у детей не всегда есть достаточно времени и места для самостоятельной деятельности, специфически дошкольной, которая так важна для развития воображения. Возникает вопрос – как же его формировать у шестилетнего ребёнка?

     Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, взрослым следует позаботиться о расширении,  уточнении опыта ребёнка, обогащении предметно — развивающей среды.

      Для развития воображения важно не только богатство, разнообразие предметной среды, но и создание условий вообще, предоставление детям пространства, в котором они могли бы фантазировать, творить, реализовывать свои замыслы. И специальные исследования, и передовой опыт свидетельствуют о необходимости создания такой  предметной среды, которая служила бы « пусковым механизмом» развития воображения, побудила бы к творческой деятельности.

      Важно позаботиться  о развитии разных видов игр, художественной деятельности, которые так благодатны для воображения  старшего дошкольника.

Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка прогулка

     Поскольку воображение проявляется прежде всего при решении задач, которые не имеют  единственного решения, следует стимулировать самостоятельную  поисковую деятельность детей с новыми предметами, создавать благоприятные условия для опыта в процессе экспериментирования.

      Для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет и обучение в целом – методы, нормативные знания, система эталонов, с которыми взрослый знакомит ребёнка. Вместе с тем важно «не перегнуть палку», не допустить , чтобы предлагаемые образцы, эталоны («снег – только белый», «море- синее», «солнце круглое, жёлтое») тормозили, препятствовали развитию их собственного воображения, творчества.

        Нельзя забывать и за разнообразные частные приёмы развития воображения. Ёще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

        Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа ( в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет повествования), рассказов по пейзажу и др.

       Ценные рекомендации по развитию воображения ребёнка даёт известный  детский итальянский писатель Джанни  Родари в своей книге «Грамматика фантазии. Введение искусство придумывания историй».

       И самое главное, взрослые должны быть Сотрудниками, Соучастниками, Сообщниками  в игровой, художественной деятельности, но никак не генератором идей, руководителем.

Источник

Особенности развития воображения у детей

старшего дошкольного возраста

        Развитие воображения у детей начинается с завершения периода раннего детства, момента, когда ребенок в первый раз способен ставить взамен одних предметов другие, а также к использованию одних предметов в роли других (символическая функция). Последующее развитие воображение происходит в играх, где символические замещения совершаются ребенком с опорой на различные средства и приемы.

        О прогрессе детского воображения в дошкольном возрасте делают суждения не только по представлениям и ролям детей в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества (поделок и рисунков).

        В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает  репродуктивное воображение, которое неосознанно воспроизводит полученные впечатления в виде образов на основании непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа воссоздают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. В образах по большей части воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вследствие чего у него возникли вполне определенные эмоциональные реакции или что-то оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников еще довольно слабое.

        Если взрослый попросит ребенка 5-6 лет расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90°, то это у большинства детей это вызовет большие трудности. Им затруднительно мысленно видоизменить не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. Когда появляется произвольность в запоминании, т. е. в старшем дошкольном возрасте, воображение из репродуктивного, неосознанно воспроизводящего действительность превращается в творчески преобразующее действительность. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в связи с этим становится осознанной, целенаправленной. Сюжетно-ролевые игры  — вид деятельности детей, где проявляется творческое воображение, становятся совершеннее все познавательные процессы детей.

        Воображение, как и всякая другая деятельность психики, развивается в онтогенезе индивида по определенному пути. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии находится в зависимости от тех же законов, каким полагаются другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) переходит в произвольное (активное), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, при этом основным инструментом овладения им со стороны ребенка предстают сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось стремительно (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение предстает в двух основных формах: 1) произвольное, самостоятельное возникновение у ребенка некоторой идеи и 2) возникновение воображаемого плана ее воплощения. Кроме познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет и аффективно-защитную роль, то есть защищает растущим, ранимый и слабо защищенный внутренний мир ребенка от тяжелых переживаний. В силу познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка белоярский

        У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первоначально развитие воображения можно отнести к 2,5 — 3 годам. Именно в этом возрасте воображение как непосредственный и непроизвольный ответ на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и подразделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение развивается вследствие отделения образа от предмета и обозначения образа с подкреплением словами. Аффективное воображение приобретает законченность после того, как произойдет образование и осознание ребенком своего «Я», психологического отгораживания себя от других людей и от совершаемых поступков.

        На первом этапе развития воображение связано с процессом, в котором воображаемые образы, которые создает ребенок мысленно, переходят в предмет и воспроизводятся в нем.  Благодаря этому процессу ребенок приобретает умение управлять своими образами, изменять, уточнять и улучшать и как следствие регулировать свое воображение. Тем не менее, планировать его, предварительно составлять в уме программу своих будущих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей возникает лишь к 4 — 5 годам.

        Аффективное воображение детей с возраста 2,5 — 3 года — 4 — 5 лет развивается по несколько иной логике. В первую очередь отрицательные эмоциональные переживания у детей символически проявляются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации и прекращаются угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о человеке, который имеет наиболее  выраженные положительные качества).

        В конечном итоге, на третьем этапе развития этой функции воображения, приходят на смену действия, при осуществлении которых дети освобождаются от эмоционального напряжения, а неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают переноситься ребенком на других людей, окружающие предметы и животных. К возрасту около 6 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в мире фантазий.

        Воображение в этом возрасте проявляется в большей мере по сравнению с предшествующими годами, поражает фантазия ребенка.

         В главе «Беззаботность детской фантазии» в своей книге «Психология раннего детства» известный детский психолог В. Штерн соотносит ценность фантазии детей с беззаботностью. Эксперименты Д.Б. Эльконина, доказывают, что начиная с 3-4 лет до 6-7 лет, у детей возникает протест, если им предлагают съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. А анализируя сказку, в которой варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла, ребенок старшего дошкольного возраста уже обладает пониманием, что не все возможно.

        Своеобразный реализм, стремление следовать правде в манере поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми 6 лет. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, что дети выдумывают, сочиняют потому, что не знают основных закономерностей действительности и легко нарушают жизненную реальность, а видимое богатство детской фантазии является проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, пробудившись на границе раннего и дошкольного возраста, подвергается серьезным изменениям в дошкольном возрасте. Одновременно с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.

        Поначалу образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.).

        В процессе создания образов, ребенок 6 лет оперирует как  комплексом ранее полученных представлений, так и их переделыванием, которое осуществляется путем анализа и синтеза действующих представлений.

        К доступным для ребенка приемам видоизменения действительности причисляется переделывание величин предметов, доходящее до крайнего состояния. По большему счету преувеличение (гипербола) находит применение детьми в создании резких противоположностей, которые легко доступны не развитому еще усвоению (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.). Ребенок, создавая новые образцы, приписывает предметам качества, нередко антропоморфические, наделяет их способностью к перевоплощению в другой предмет, в другое состояние и т. п.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка польза

        Г.А. Урунтаева утверждает, что воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности обозначаются задатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о том, чтобы замыслы совпадали с действительностью. Это становится заметным в игре, где старший дошкольник не ограничивается уже любой вещью для любой игры, а отбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, которые осуществляет ребенок в игре, должны соответствовать требованиям и в установленных отношениях согласоваться с действительностью. Неправильно, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображенным.

         Несравненно, важную роль в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста выполняют игры,  в  особенности те, в которых они принимают на себя определенную роль, претворяют действия в соответствии с ролью,  что  подталкивает  их к стремлению  сходства изображаемого с действительностью.

        Значительное место в развитии  воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дети старшего дошкольного возраста охотно и много рисуют, сами проявляют желание, передают в рисунке раздолье фантазии, хотя и не могут реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому рисует редко молча, а в большинстве случаев сопровождает рисунок рассказом,  проговаривая то, что не может показать в рисунке.

        Согласно представлению О.М. Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.

Первый этап развития воображения (4 — 5 лет). Уровень творческого воображения ослабевает из-за  направленности на усвоение образцов социального поведения,  поэтому творческое воображение несколько снижается. Аффективное воображения возникает в ситуациях, вызванных реальными переживаниями. Познавательное воображение имеет воспроизводящий характер, появляется планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку движения.

Второй этап развития воображения (6 — 7 лет). Оно проявляется как свободное оперирования уясненных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение рассчитано на создание эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций и является препятствием негативных переживаний. Проигрывание ситуаций помогает ребенку побороть страх, например, игра в Бабу-Ягу или поросят и волка. При этом происходит обогащение познавательного воображения. Отличается процесс поиска идеи, создания замысла, а также в выборе средств их воплощения. Образ воображения представляет собой уже не отдельный предмет, а целостную ситуацию (квадрат дорисовывают к кирпичу, получается плита, которую поднимает кран на стройке). Планирование получает распространение во всей деятельности, хотя и исправляется в ходе осуществления.

        В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Развиваются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета или существа; образцов действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопровождаться рассматриванием рисунков, прослушиванием сказок. Оно приобретает самостоятельность, отгораживаясь от практической деятельности.

        В исследованиях, посвященных проблемам развития воображения детей старшего дошкольного возраста, отмечается, что в этом возрасте у ребенка наблюдается ряд черт, характеризующих его как творческую личность. Это проявление активности и инициативы в использовании уже освоенных приемов работы, которые можно применить к новому содержанию, нахождение индивидуальных способов решения поставленных задач, использование разных видоизменений.

Вместе с тем, нами не найдено каких-либо данных о развитии показателей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.

        В дошкольном возрасте происходит активное развитие воображения, которое:

— приобретает произвольный характер, предусматривая возникновение замысла, его планирование и осуществление;

— становится особой деятельностью, преобразуясь в фантазирование;

— ребенком осваиваются приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

        Таким образом, старший дошкольный возраст является самым сензитивным для развития воображения. По мнению Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется переходом репродуктивного воображения в творческое, что обусловливает производительность в запоминании. Воображение у детей этого возраста неразрывно связано с процессом мышления. Деятельность старших дошкольников становится осознанной и целенаправленной.

Источник