Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте младшая группа
Игры на развитие воображения для детей младшего дошкольного возраста
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. «Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий» — определение Р. С. Немова. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
— Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
— Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
— Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
— Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
— Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. На третьем году жизни происходит свободное употребление предмета со знанием его функций. Это говорит о зарождении воображения и нового вида деятельности – игры. Ребенок использует карандаш, имитируя действие ножа для разрезание кубика, выполняющего роль хлеба. Действия побуждаются не только предметами, данными в восприятии, но и представлениями о них. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. У малышей 3-4 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. Воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Поэтому в этом возрасте образы скудны. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
Игры на развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста
1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Игра «Камешки на берегу».
Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5-7 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
3. Игра «Что это такое?».
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.
Использованная литература:
Немов Р.С. «Психология». Книга 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Урунтаева Г.А. «Детская психология»
Источник
Программа по развитию воображения
детей младшего дошкольного возраста.
Работа по формированию и развитию воображения младших дошкольников проводится в ходе обучающих занятий и в свободной деятельности.
Цель: развитие воображения детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование воображения детей, умения оперировать простейшими образами предметов и их конструкций в уме
- развитие воображения через творческое художественное конструирование, обеспечивающее взаимосвязь с игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой) деятельностью, рисованием, описательной и диалогической речью
- развитие у детей умения создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности
- развитие у детей умения использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослым
- развитее умения строить образы воображения целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности
Обучающие занятия включают:
- Сенсорное воспитание.
- Ознакомление с детской художественной литературой и развитие речи.
- Конструирование.
- Изобразительное искусство.
- Развитие игровой деятельности.
Организация занятий:
Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 4—6 детей.
Продолжительность 15—20 минут.
Количество занятий:
1. Занятия по сенсорному воспитанию.
Программа по развитию воображения через сенсорное воспитание в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности через знакомство детей с сенсорными эталонами: 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Занятие №1.
Цель. Учить детей расчленять воображение предмета на составные части и
воссоздавать сложные формы из частей.
Средства обучения. Эталоны прямоугольников разной величины.
Материал. Демонстрационный: образец аппликации кроватки
Раздаточный: лист бумаги для аппликации с контуром «кроватки» и без него; по 3 прямоугольника (1 большой и 2 маленьких) на каждого ребенка; клей; кисточки; салфетки; клеенка.
Приемы. Использование образцов, показ, анализ.
Программное содержание.
Аппликация «Кроватки». Дети вместе с воспитателем рассматривают образец-кроватку. Анализируют, из каких фигур она составлена (большой прямоугольник «лежит», маленькие по бокам «стоят»). Затем дети рассматривают контурное изображение кроватки. Детям предлагается положить свои фигурки на контур кроватки, делают аппликацию.
У детей формируется умение «всматриваться» рисунок, развивается наблюдательность, воображение.
Занятие №2.
Цель. Учить детей выделять на рисунках заданные геометрические фигуры.
Сравнивать предлагаемые изображения с эталонными и воссоздавать
изображение сложной формы из частей.
Средства обучения.
Эталоны 5-ти геометрических фигур разной величины и пропорций (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Материал.
Демонстрационный: образцы рисунков, составленные из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.
Раздаточный: фланелеграфы, квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы для фланелеграфа.
Приемы. Показ, подробное толкование анализ, самостоятельное конструирование, обобщение.
Программное содержание. «Составные картинки». Дети рассматривают образцы рисунков. Рисунок анализируется с точки зрения составных его частей (особенности величины, пропорции форм, особенности их расположения в пространстве). Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.
Занятие способствует развитию умения анализировать предметы, расчленять их на составные части. Это умение лежит в основе формирования воображения, оперирующего представлениями, накопленными в личном опыте.
Занятие №3.
Цель. 1. Развитие воображения детей: подбор предметов к заданному признаку; формирование у детей наглядных форм символизации – умения отбирать заместители для обозначения персонажей сказки.
2. Ознакомление детей со стихотворением М. Ивенсен «Елочка».
Средства обучения. Заместители для обозначения персонажей сказки. Словесная формулировка задания.
Материал. 2 кружка из бумаги: зеленого и белого цвета. Картинки с изображением предметов белого и зеленого цвета (например, снег, соль, сахар, врачебный халат, елка, крокодил, трава; огурец и т.п.). Несколько маленьких кружков белого и зеленого цветов. Игрушечная елка. Текст стихотворения «Елочка».
Приемы. Использование заместителей, объяснение, игровая ситуация, наглядность (елочка).
Программное содержание. Дети рассаживаются полукругом на стульчиках. Психолог показывает большой кружок белого цвета и просит детей придумать, что или кто это может быть. Психолог дает кружок одному из детей и просит дать ответ. Ребенок отвечает, а воспитатель дает ему картинку с изображением его ответа. Если такой картинки нет, можно дать маленький белый кружок. Точно так же обыгрывается зеленый кружок. Важно помочь детям дать как можно больше разных ответов. После этого психолог достает игрушечную елку, Предлагает детям поводить вокруг нее хоровод. Затем дети усаживаются, и им читается стихотворение «Елочка». Детей спрашивают, кто придет на праздник.
Примечание. Занятие проводится по подгруппам.
2. Занятия по художественной литературе и развитию речи.
Занятия направлены на развитие мышления и воображения, которые обеспечивают последующее формирование познавательных и творческих умственных способностей.
Занятие №1.
Цель. 1. Развитие воображения: подбор предметов е заданному признаку; формирование наглядных форм символизации – умения отбирать заместители для обозначения персонажей сказки.
2. Развитие умения рассказывать об игрушке.
Средства обучения. Заместители для обозначения персонажей сказки. Словесная формулировка задания.
Материал. 2 больших кружка — красный и оранжевый. Наборы картинок с предметами красного (пожарная машина, клубника, малина, праздничный флажок, звездочка, помидор и т. п.) и оранжевого (апельсин, морковка, лиса, белка, солнце и т. п.) цветов. Игрушечный бельчонок. Маленькие кружки красного и оранжевого цветов.
Приемы. Использование игровой ситуации, заместители для обозначения персонажей сказки, рассказ.
Программное содержание.
Дети рассаживаются полукругом на, стульчиках, психолог достает кружок красного цвета и просит придумать, на что или на кого это может быть похоже. Психолог дает кружок кому-нибудь из детей, ребенок отвечает и получает картинку в соответствующем изображении (или маленький кружок нужного цвета). Так же обыгрывается оранжевый кружок. После этого дети встают и идут «в лес» (на ковер). Психолог гуляет с ними, потом достает игрушечного бельчонка. Дети знакомятся с ним, усаживаются на ковре и, отвечая на вопросы, составляют с помощью психолога рассказ-описание. Затем вместе с детьми придумывается, что однажды случилось с бельчонком. Необходимо дать несколько вариантов.
Примечание. Занятие проводится по подгруппам. В «сильной» — дети сами составляют рассказ.
Это занятие направлено на развитие мышления и воображения детей и подготовку последующего развития познавательных и творческих умственных способностей.
Занятие №2.
Цель. 1. Развитие воображения: нахождение разных вариантов разрешения ситуации.
2. Разучивание стихотворения.
3. Отработка звукопроизношения гласного звука «А».
Средства обучения. Выразительное чтение стихотворения.
Материал. Текст стихотворения Е. Благининой «Мамин день».
Приемы. Чтение, анализ, интонационное выделение звука воспитателем.
Программное содержание.
Дети рассаживаются полукругом, с ними обсуждается праздник 3 Марта. Психолог читает стихотворение. С детьми разбирается значение эпитета «аленький». После чего у детей спрашивается, какой цветок-огонек можно подарить маме. Помочь детям дать как можно больше разных вариантов ответов: настоящий цветок, вырастить в горшочке, слепить из пластилина, нарисовать красками, карандашами, сделать аппликацию, вырезать из цветной бумаги и т. п. В свободное от занятий время дать детям возможность самим сделать цветочки-огонечки, кто какой захочет (приготовить разные материалы и помочь действовать с ними). После этого еще читается и разучивается стихотворение. В течение занятия психолог интонационно выделяет звук «А», дети повторяют за ним.
Это занятие направлено на развитие у детей умение создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности.
Занятие №3.
Цель. 1. Развитие воображения: развитие умения строить образы воображения целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности (дополнение рассказов).
2. Использование в речи эпитетов «гладкий» и «пушистый», а также обозначающих величину и цвет предметов.
Средства обучения. Интонационное выделение эпитетов, эталонов величины и цвета.
Материал. Игрушки, подобранные попарно (4-5 пар): гладкие и пушистые (например, гладкая и пушистая собачки). Одинаковые игрушки с разными признаками (большой, пушистый, коричневый мишка и маленький, гладкий, желтый мишка).
Приемы. Рассказ, показ, наглядность (игрушки), игровая ситуация.
Программное содержание.
Дети рассаживаются около столика, на котором попарно выставлены игрушки. Психолог объясняет и показывает, что про них можно рассказать, с открытыми глазами (цвет, величина) и с закрытыми (гладкость — пушистость). Показывает детям, как это делается и предлагает Попробовать самим. Дети с закрытыми главами берут игрушку и называют, гладкая она или пушистая. Затем психолог предлагает выбрать игрушку для игры. Для этого надо подойти к столику и описать игрушку (назвать цвет, величину и гладкая она или пушистая). Таким образом дети разбирают игрушки, воспитатель достает большую машину и предлагает отправиться в путешествие. Все едут «в лес», там встречают зайчонка и вместе с воспитателем придумывают про него историю.
Примечание. Занятия проводятся по подгруппам.
Это занятие способствует формированию воображения детей, умения создавать образы и придумывать с помощью взрослых различные ситуации.
Занятие №4.
Цель. 1. Развитие умения давать описание предмета.
2. Развитие воображения: «опредмечивание» схематических изображений.
Средства обучения. Эталоны геометрических форм; эталоны трех градаций величины: большой, средний, маленький.
Материал. 3-4 карточки со схематическими изображениями игрушек. Изображения такие, что можно к одной схеме подобрать несколько игрушек. Игрушки, подходящие к схемам на карточках.
Приемы. Наглядность, игровая ситуация, использование образцов.
Программное содержание.
Психолог предлагает детям поиграть в поезд, попутешествовать. Дети встают друг за другом «паровозиком» и едут по группе. Психолог говорит, что приехали на одну из станций, показывает первое схематическое изображение (например, схема человечка) и предлагает детям придумать, кто, может жить на этой станции. Дети придумывают, называют подходящий к схеме игрушки (например, кукла, солдатик, космонавт и т.п.), находят их в группе и берут с собой в путешествие. Так обыгрываются остальные схемы. Важно помочь детям по каждой схеме придумать как можно больше ответов. Затем дети усаживаются на одной «из станций», психолог берет одну из игрушек, дети составляют рассказ описание про нее и придумывают историю, что с ней случилось с помощью вопросов воспитателя.
Примечание. Занятия проводится по подгруппам. В «сильной» подгруппе дети сами составляют рассказ.
Это занятие развивает умение строить образы воображения целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности.
3. Занятия по конструированию.
Занятия направлены на формирование воображения детей, умения оперировать простейшими образами предметов и конструкций в уме. Они стимулируют возникновение и развитие самостоятельного детского конструктивного замысла.
Занятие №1.
Цель. 1. Формирование воображения детей, развитие самостоятельного детского конструктивного замысла.
2. Отработка техники сминания, разрывания бумаги.
3. Формирование умения отбирать размер и цвет бумаги в соответствии с заданием.
Средства обучения. План обдумывания замысла (последовательное обсуждение вслух выполнения поделок-украшений).
Материал. Картонная фигурка клоуна высотой 40-50 см., корзинка высотой 12-15 см..
Раздаточный: мягкая бумага (папиросная, салфеточная, туалетная гофрированная) разных цветов и размеров.
Приемы. Создание (словесных и наглядных) условий, стимулирующих возникновение самостоятельного детского конструктивного замысла: игровая ситуация, загадки, вспоминание реальной ситуации (клоун в цирке), самостоятельное конструирование.
Программное содержание. «Цирковой клоун». Под музыку В. Шаинского «Цирк» «появляется» фигурка клоуна. Психолог задает детям вопросы: видели ли они в цирке клоуна, в чем заключается его роль. Обобщает ответы детей и к нам пришел клоун, но для начала предлагает отгадать загадки: во что он одет (на нем колпачок, курточка, башмаки, штаны), для чего принес большую корзину (для разноцветных шаров, которыми забрасывают зрителей), чего не хватает в костюме клоуна (на костюме нет пуговиц, воротничка; на колпачке – помпона; на туфлях – бантиков). Психолог предлагает помочь клоуну – сделать из бумаги все, чего не хватает. Дети вспоминают сминание и разрывание бумаги. Для чего понадобится смятая бумага? (для пуговиц, помпона, цветных шаров). А если разорвем бумагу? (для волос, воротничка, «султанчиков», которыми клоун размахивает, когда скачет на лошади).
Примечание. Если дети затрудняются, психолог помогает: «Посмотрите на колпачок, хорошо бы к нему приделать помпон, а на курточку – пуговицы-шарики». При необходимости помогает выбрать цвет, размер, бумагу.
Все выполненные поделки дети приклеивают к фигурке клоуна, шары укладывают в корзину. Под музыку Шаинского «Цирк» дети играют с клоуном, перекидывают разноцветные шары.
Занятие №2.
Цель. 1. Формировать воображение путем создания новых оригинальных образов моделирования.
2. Дать представление о протяженности предметов по высоте.
3. Закрепить знание геометрических фигур.
Средства обучения. Образцы фигур, эталоны геометрических фигур, показ способов построения фигур.
Материал. Палочки разной длины, карточки с изображениями контура предметов.
Приемы. Показ, использование образцов, самостоятельное конструирование.
Программное содержание. Предложить детям палочки разной длины, попросить отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложить из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дать малышу карточку, рассмотреть с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложить выложить любую фигурку. В процессе работы необходимо закреплять названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Психолог может предложить выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
4. Занятия по изобразительному искусству
Эмоциональный настрой, направленный на развитие воображения ребенка, обеспечивает умение создавать художественный образ средствами живописи.
Занятие №1.
Цель. 1. Развитие воображения, формирование умения создать художественный образ средствами живописи.
2. Обучение заполнению листа бумаги пятнами с использованием полученных навыков в смешении основных цветов.
Средства обучения. Словесная формулировка задания. Демонстрация действия взрослым.
Материал. Листы бумаги формата А4, толстые кисти, банки с водой, салфетки, гуашь 6-ти цветов (выбор цвета дети осуществлият по собственному желанию).
Приемы. Подробное толкование, создание эмоционального настроя.
Программное содержание. Психолог предлагает детям самостоятельно выбрать тему для композиции. Создает эмоциональный настрой, основанный на состоянии природы («Солнечный день», «Цветущий луг», «Дождь». Дети самостоятельно выполняют работу, создавая Цветовую гамму, соответствующую заданному эмоциональному состоянию. Психолог ведет индивидуальную работу с детьми, обращает внимание на характеристики (теплые и холодные) полученной композиции. После окончания работы дети рассказывают о том, что изобразили.
Занятие №2.
Цель. Развитие зрительного воображения, формирование умения освоения
предметного рисунка.
Средства обучения. Словесное задание изобразить знакомый предмет.
Материал. Рисунки с незаконченными изображениями, бумага, карандаши.
Приемы. Объяснение.
Программное содержание. Детям предложены рисунки с разными незаконченными изображениями. Психолог просит нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда дети выполнили рисунок, психолог просит рассказать, что они изобразили.
5. Развитие игровой деятельности.
Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои возможности и интересы, способствует формированию воображения и является одним из важнейших средств развития детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра: «Больной мишка».
Цель. Сформировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение ребенка на партнера-взрослого, а затем партнера-сверстника. Стимулировать детей к «оживлению» партнеров-игрушек, развертыванию ролевой речи за себя и за игрушку.
Материал. Игрушка-мишка, куклы, медицинские костюмы, инструменты.
Приемы. Демонстрация, обобщение.
Программное содержание. Психолог берет на себя основную роль и втягивает в свою игру последовательно двое-трое детей, предлагая им одинаковые дополнительные роли по отношению к своей (основной), создавая условия к совместной игре не только со взрослыми, но и со сверстниками (болеет мишка, он на приеме у обычного врача, «ставим мишке градусник», «даем лекарства»). В игру вовлекаются дети, которые являются «папами» и «мамами» больных кукол.
Источник