Развитие внимания у ребенка в онтогенезе

Развитие внимания у ребенка в онтогенезе thumbnail

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Первоначальное внимание ребёнка осуществляется при помощи наследственных природных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты. Этот период в развитии ребенка, охватывающий естественное вызревание отдельных доминант, мы называем периодом натурального, или примитивного, развития внимания.

Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов головного мозга человека. Становлению этих трёх систем внимания соответствуют три основных этапа, условно выделяемых в развитии внимания младенца.

На первом этапе — с момента рождения до двух месяцев происходит становление подсистемы, отвечающей за поддержание определенного уровня бодрствования, и в частности состояния сосредоточенности.

На втором этапе — в возрасте от двух — трёх до шести месяцев наиболее быстрые изменения наблюдаются в функционировании подсистемы пространственной ориентировки внимания.

Малыш осваивает не только перенаправление внимания с одного места в окружающем пространстве на другое, но и фиксацию отдельных зрительных объектов.

На третьем этапе — с пяти до шести месяцев начинаются значительные изменения в работе подсистемы управления вниманием. Далее становление именно этой подсистемы является магистральной линией в развитии внимания, равно как и в общем развитии ребенка, поскольку ей принадлежит едва ли не ведущая роль в управлении поведением.

Это только первые шаги в становлении мозговых механизмов внимания. Процесс их созревания продолжается на протяжении всего детства и завершается примерно к 9-10 годам. Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои периоды развития:

  • 1. Первые месяцы жизни, характеризуется появлением ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Этот период способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. Второй и третий месяц жизни младенца характерной особенностью проявления внимания является то, что его привлекает взрослый человек;
  • 2. К концу первого года жизни, возникает ориентировочно- исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Ребёнок уже может сосредоточиваться на объекте по своему собственному выбору;
  • 3. Начало второго года жизни, характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет. Также в этот период ребёнок уже может переключать внимание на взрослого и обратно на своё занятие;
  • 4. Второй-третий год жизни, развивается первоначальная форма произвольного внимания. Внимание характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам приступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей;
  • 5. В четыре с половиной до пять лет, проявляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Также ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием, словесной самоинструкцией. У ребенка развивается способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях;
  • 6. В пять-шесть лет, появляется элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

А.А. Люблинская исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:

  • — Внимание ребёнка младенческого и младшего дошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность слабая. Оно, постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины;
  • — Маленький ребёнок не управляет своим вниманием. Оно, имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению: не может переключаться по его желанию;
  • — Маленький объём внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно;
  • — Чем меньше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращённых к ним. Только после двух лет можно вызвать внимание словесным сигналом;
  • — Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.

Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. Освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих предметов, особенно на те, которые значимы для выполнения деятельности. В старшем дошкольном возрасте, происходят изменения в развитии свойств внимания.

В четыре-пять лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях.

Увеличивается объём внимания дошкольника: он может действовать с 2-3 предметами, друг от друга не зависимых, и не связанных между собой, если предметы объединены в осмысленное целое, то количество увеличивается до 5предметов. Развитие объёма внимания по утверждениям Ю.Б. Дормашева находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.

Читайте также:  Онтогенетическое развитие ребенка валлон

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется круг предметов, которые привлекают внимание детей. В три — четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, в шесть лет внимание ребенка привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребёнок начинает замечать детали.

Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым, то есть снижается длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями. Исследования Т.В. Петуховой показали, наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Рост устойчивости внимания после трёх лет к шести годам достигает высокого уровня на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению. По данным В.Д. Чесноковой к 4-4,5 годам у ребенка формируется способность подчинять все свои действия, сосредоточивать все своё внимание на той деятельности, которую задает взрослый. Увеличивается и продолжительность игр до 96 минут.

Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений.

Выявлена важная роль устойчивости внимания в развитии познавательных процессов ребенка. По данным Ю.Г. Трошихиной, низкие результаты запоминания чаще наблюдаются у детей, имеющих столь же низкие показатели устойчивости внимания.

Нарушение свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Маленький объём внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Не способность распределения внимания — неумение эффективно, без ошибок выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Выполняя требования взрослого, ребёнок управляет своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Так же оно тесно связано с увеличением роли речевых компонентов в регуляции деятельности ребёнка.

В.С. Мухина, отмечает, что произвольное внимание у старших дошкольников развивается благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание и тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.

Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Слово в виде инструкции и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием.

Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Правильная организация деятельности ребёнка, насколько чётко обозначена цель, задачи, будет зависеть и уровень внимания ребенка. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Воспитание произвольного внимания является важной задачей дошкольной педагогики и важнейшим условием подготовки ребёнка к школе.

Развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

В период с четырёх до пяти лет внимание ребёнка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание.

До пяти лет опосредование детского внимания — прежде всего внешнее. Внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредование постепенно становиться внутренним.

Внимание ребёнка возникает на основе безусловного рефлекса. Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания. Характерной особенностью внимания является его непроизвольность. Непроизвольное внимание возникает без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.

Формирующееся познавательное отношение к окружающему и владением новыми видами деятельности перестраивает внимание ребенка. Большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь.

К старшему дошкольному возрасту, ребёнок научается подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания.

В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае возникает после произвольное внимание.

У детей старшего дошкольного возраста возрастают возможности распределения, переключения внимания, оно становиться более устойчивым, увеличивается объём и концентрация.

Читайте также:  Кризис возрастного развития ребенка

Развитие всех свойств внимания, во многом определяет дальнейшее развитие всех высших психических функций ребенка.

Источник

Хронология развития детского внимания

Умение психически сосредоточить сознание на объекте с помощью воли у маленького ребенка не существует. Психология рассматривает постепенное формирование этой способности, с более высокой активностью в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Выделяют несколько этапов развития детского внимания:

  1. Первые недели — месяцы жизни ребенка. Появление ориентировочного рефлекса в виде способности сосредоточения сознания на объекте на короткий промежуток времени. Является объективным, врожденным признаком непроизвольного внимания у детей.
  2. Окончание 1 года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности в качестве средства, которое помогает в будущем развивать произвольное внимание.
  3. Начало 2 года жизни. Обнаружение основных зачатков произвольного внимания под воздействием речевых инструкций взрослых (например, ребенок смотрит на названный взрослыми предмет).
  4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие рассмотренных выше форм произвольности внимания.
  5. 4,5 — 5 лет. Появление способности направлять внимание под воздействием сложных инструкций взрослых.
  6. 5 — 6 лет. На этой стадии проявляются элементарные формы произвольного внимания под воздействием самоинструкции, что опирается на внешние вспомогательные средства.
  7. Школьный возраст. Последующее развитие и совершенствование произвольного внимания.

Замечание 1

Развитие внимания в онтогенезе происходит по направлению от более простого (непроизвольное внимание) к более сложному (произвольное внимание).

Возникновение произвольного внимания происходит тогда, когда взрослое окружение ребенка, используя ряд стимулов и средств, направляет его внимание, руководит вниманием, подчиняет его своей власти. Например, взрослые учат детей тем средствам, посредством которых в дальнейшем они будут сами управлять своим вниманием. Закономерности развития внимания в онтогенезе состоят в том, что с помощью взрослых дети усваивают искусственные стимулы-средства, через которые они в дальнейшем направляют свое собственное поведение и внимание.

Улучшение произвольного внимания у детей происходит с возрастом. Тем не менее, непроизвольное (внешне опосредствованное) внимание развивается намного быстрее. В школе происходит переломный момент в развитии внимания, так как ребенок учится самостоятельно, используя усилие воли, управлять вниманием. Происходит усиление отличий в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания от дошкольного возраста, что достигает максимума в школе, а затем снова обнаруживается тенденция к уравниванию.

Замечание 2

Данная тенденция связана с тем, что в процессе собственного развития система действий, посредством которых обеспечивается произвольное внимание, из внешней системы постепенно превращается во внутреннюю.

Исследователь Л.С. Выготский полагал, что с первых дней жизни ребенка его внимание развивается, испытывая воздействие определенных двойных стимулов, которые его вызывают. Первый ряд стимулов представлен самими окружающими предметами, которые своими яркими, необычными свойствами способны приковать детское внимание. Второй ряд является речью взрослого человека, словами, которые первоначально играют роль стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание детей. Можно сказать, что с первых дней жизни развитие внимания ребенка в большей степени зависит от слов-стимулов, предложенных взрослыми.

Наряду с постепенным овладением активной речью дети учатся самостоятельному управлению вниманием. Первоначально они управляют вниманием других, направляя их сознание словом в необходимую сторону, а далее — и своим собственным.

Коррекция невнимательности

Часто можно услышать жалобы на недостаточное количество внимания и неправильность действий (ошибки), поскольку в случае длительной и сложной работы организм, чтобы не довести себя до утомления, как бы отключает сознание от предметной стороны деятельности. При этом происходит переключение внимания на другой объект. Здесь не способны помочь слова, приказы и крики, нужен небольшой отдых, а для удержания внимания требуется периодическая разрядка, взбадривание внимания. Этого легко достичь при переменой деятельности, ведь сохраняя общее направление, внимание периодически может как увеличиваться, так и ослабевать. Обязательным условием устойчивости внимания является чередование напряжения и расслабления.

Мы выяснили, что работе внимания присуща определенная динамика. Исследователи доказали, что изменение свойств внимания происходит в соответствии с фазами работоспособности. Фазы работоспособности можно рассмотреть на рис. 1.

Коррекция невнимательности

Рисунок 1. Фазы работоспособности I — мобилизация; II — врабатываемость; III — оптимальная работоспособность (компенсация); IV — неустойчивая работоспособность; V — стадия утомления

При осуществлении любой деятельности в первую очередь показатели работоспособности постепенно растут (стадия врабатывания). На этой стадии внимание и ошибочность идут рука об руку. Далее деятельность характеризуется пиком работоспособности; а через некоторое время происходит появление начальных признаков утомления на внешнем уровне (снижение внимание, появление двигательного беспокойства, рост количества ошибок) с одновременным ростом напряжения некоторых физиологических функций. Этого не видно, но возрастает цена работы по причине напряжения всех физиологических систем. Если здесь не происходит уменьшение нагрузки и человек продолжит трудиться с той же интенсивностью, то произойдет резкое падение работоспособности. Данная закономерность изменения работоспособности и внимания должна учитываться в процессе планирования работы на день.

В целом исследователи выявили дневные, недельные, месячные, даже сезонные циклы работоспособности. Они установили, что максимальная работоспособность с наилучшим режимом работы внимания приходится на утро (с 8 до 12 часов) и вечер (с 17 до 19 часов). С 14 до 16 часов — период времени максимального падения работоспособности. В течение недели изменение работоспособности происходит по тем же законам. Понедельник — фаза врабатывания; вторник, среда — наиболее высокая и устойчивая работоспособность, период с четверга — спад. Самыми непродуктивными днями недели являются понедельник и четверг. Так, известный педагог-новатор Шаталов в четверг всегда давал своим ученикам выходной, поскольку в этот день высокого утомления существенное волевое усилие и большой интерес способны на определенное время поддержать работоспособность. Если же не дать организму отдохнуть, сменить вид деятельности, то последующие 2 дня работы покажут низкую эффективность.

Читайте также:  Центр развития ребенка статья

Внимание зависит от динамики работоспособности. По этой причине начало рабочего дня (года, недели) необходимо облегчить. С наступлением утомления внимание и работа познавательных процессов характеризуется резким ухудшением. Изменения в организме, возникшие по причине утомления, временны. Они могут исчезнуть при отдыхе или смене деятельности. Люди не могут в полной мере избежать утомления, но должны стремиться к отдалению его наступления и предупреждения возникновения. Опасная сторона переутомления состоит в том, что оно отражается на общем состоянии здоровья человека. В этом состоянии изменения организма невозможно устранить кратковременным отдыхом и переключением на новые виды деятельности.

Главную роль в функционировании внимания человека, особенно детей, играет режим дня, создающий опорные точки и служащий внешним средством организации жизни.

В борьбе с невнимательностью важно соблюдать необходимую продолжительность сна ночью. Для младшего школьника продолжительность сна должна быть не меньше 10 часов, для подростков и взрослых — от 7 до 8 часов. Недосыпание накапливается постепенно, что ухудшает внимание, память, работоспособность. Снижение работоспособности и высокую утомляемость можно наблюдать при достаточном по времени, но беспокойном сне.

Важнейшая причина невнимательности заключается в неумении слушать, при этом многим мешают слушать негативные привычки:

  1. Наш ум не желает ждать. Мысли человека в 4-10 раз быстрее, чем речь. Пока человек ждет, когда будут произнесены слова, его мозг может то отключаться от того, что говорит собеседник, то опять включаться. В итоге в нем оседает только несколько слов с потерей смысла сказанного.
  2. Человек думает, что это он уже знает, поэтому он перестает слушать.
  3. Люди смотрят, а не слушают: человек может не запомнить имени нового знакомого только по той причине, что его мысли заняты его внешним видом (манерами).
  4. Люди слушают, будучи все время занятыми; они пытаются слушать, распределяя свое внимание между газетой, радио или телевизором, но не у всех это выходит.
  5. Человек не вдумывается в смысл сказанного, отвлекаясь на слова и игнорируя мысли.
  6. Эмоции оглушают людей: когда кто-либо пытается высказывать мнение, в противоположность тому, которое человек считает единственно верным, появляется чувство, что слушать рискованно, ведь можно услышать что-то такое, что заставит усомниться в справедливости своей позиции.

Теория эмоций Т. Рибо доказывала, что внимание всегда можно отнести к эмоциям, поскольку оно вызывается ими. Особенно тесную связь ученый видел между эмоциями и произвольным вниманием. На самом деле эмоции регулируют внимание и деятельность, а степень устойчивости внимания и эффективность деятельности зависят от характера и интенсивности эмоциональных переживаний. Д.О. Хеббу экспериментально получил кривую, которая отражала зависимость уровня эмоционального возбуждения индивида и успешности его практической деятельности.

Рассмотренная зависимость показала, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности индивида есть криволинейная, «колоколообразная» зависимость.

Замечание 3

С целью достижения максимально высокого результата в деятельности нежелательными являются как слишком слабое, так и очень сильное эмоциональное возбуждение.

Каждый человек характеризуется собственным оптимумом эмоциональной возбудимости, с помощью которого обеспечивается максимальная эффективность в работе. Этот уровень напрямую зависит от нескольких факторов, включая особенности выполняемой деятельности, условия протекания, индивидуальность включенного в нее человека и др. Очень слабый уровень эмоционального возбуждения не способен обеспечить необходимой мотивации деятельности, разрушая ее, дезорганизуя и делая почти неуправляемой.

Внимание при работе с текстами

Многие люди жалуются на невнимательность в процессе работы с текстами, когда наступает привыкание к материалу. В этом случае человек не читает, а узнает текст, значит, пропускает ошибки. Особые приемы, способные снять напряжение внимания и ошибочность, используются различными методами проверки текстов в учебной и профессиональной деятельности. Среди них можно назвать:

  1. Необходимо многократно прочитать работу без перерывов для проверки, что приведет к пропуску существенного числа ошибок. Рост перерывов между проверками текста работы способен уменьшить привыкание к тексту.
  2. Использование нового графического предъявления (изменение шрифта, цвета печати, переписка другим почерком), что снижает привыкание к тексту.
  3. Невозможность одновременного контроля различных сторон текста (проверка грамматических, стилистических, смысловых ошибок). Осуществляя проверку, важно читать несколько раз, каждый раз определяя для себя новую задачу. Для одного чтения — одна задача.
  4. Достижение высокого качества проверки при контроле текста с помощью двух-трех различных людей (автор, редактор, рецензент). Эксперименты показали, что одно независимое чтение текста двумя людьми в 3-4 раза эффективнее, чем чтение этого текста одним человеком.
  5. Повторение инструкций, проговаривание вслух своих действий.

Источник