Развитие внимания у ребенка с дефицитом внимания

Развитие внимания у ребенка с дефицитом внимания thumbnail

Содержание:

  • СДВГ: как это выглядит
  • Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания
  • Игры для подготовки к школе

Предстоящий школьный год беспокоит вас: ребенок, первоклассник или постарше, — часто невнимательный, неусидчивый, иногда по отношению к нему даже звучит слово «гиперактивный». Да, вам потребуется много сил и терпения, но кое-что для подготовки к школе можно сделать уже сейчас. Например, включить в повседневную жизнь несложные игры на развитие памяти, внимания и сосредоточенности.

— Давай уже, делай! Сколько можно витать в облаках?! — с горечью восклицает мама.

Каждый день мама мучилась с моими уроками, пока папа не придумал удивительную штуку. До этого, стоило начать заниматься, как мои мысли отправлялись бродить сами по себе. Мама то и дело одергивала меня, я старался собраться, но опять тетрадка растворялась и буквы прыгали пред глазами. Мне было жалко ее, но ничего я не мог поделать с собой — хотелось лечь на стол и заснуть. Борис Ильич, наш невролог, сказал, что у меня какой-то синдром… активности, что ли?

Но вот как-то раз папа зашел в комнату, где мы с мамой только что начали страдания над тетрадкой, достал секундомер и сказал: «Начинай, посмотрим, сколько времени сможешь продержаться, не отвлекаясь».

Оказалось — примерно 7 минут. Тогда папа вышел и вернулся с кухонным таймером в руках — такая крутилка на пружине, заводишь ее на какое-то время, и потом она звенит.

Мы вместе быстренько определили, сколько примеров можно решать за 7 минут, и папа завел таймер. После звонка — отдых 5 минут, тоже по таймеру, — побегать, попрыгать, и со свежей головой — опять за уроки. Через каждый час — большой перерыв на 20 минут.

Через пару дней я уже сам засекал время и дело пошло веселее. Еще договорились, что если до 6 часов вечера домашку делаю, то иду гулять. Начал успевать гулять, и мама как-то спокойнее стала…

СДВГ: как это выглядит

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведения, для которого характерна гиперактивность, импульсивность и нарушение концентрации внимания. Психологи выделяют 3 варианта СДВГ.

  1. Смешанный тип — вариант, при котором наблюдается сочетание гиперактивности и нарушения внимания. Это наиболее распространенная форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип — вариант, при котором есть нарушение внимания, но нет гиперактивности. Эта форма чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в себя, мечтательностью.
  3. Гиперактивный тип — вариант с гиперактивностью, но без нарушения внимания. Эта форма встречается очень редко.

Гиперактивного ребенка узнать легко: он неусидчив, ему трудно сосредоточиться на задании, он находится в постоянном движении. Чтобы отличить активного в силу темперамента ребенка от гиперактивного, психологи разработали критерии, по которым и ставится диагноз.

Симптомы СДВГ:

  • неумение сосредоточиться;
  • забывчивость;
  • отсутствие торможения;
  • неспособность полностью выполнить предлагаемое задание;
  • быстрая отвлекаемость;
  • чрезмерная болтливость («Рот не закрывается»);
  • импульсивность;
  • немотивированная агрессия.

Что делать, если вы видите похожие признаки у своего ребенка или ему даже поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего необходимо набраться терпения, оно вам понадобится больше всего. Терпение, стремление понять, внимание и вера в ребенка — вот основные составляющие успеха. Необходимо помнить, что такой ребенок не только доставляет неудобства окружающим своим поведением, но и сам страдает. Ваша задача не ругать, а помогать.

Если у ребенка гиперактивность с дефицитом внимания

  1. Как можно чаще хвалите ребенка, отмечайте малейшие его успехи, искренне радуйтесь достижениям. Дети с СДВГ очень чувствительны к похвале, критику же они почти не воспринимают.
  2. Задания, которые вы даете ребенку, должны быть конкретными. Например, вместо «Собирайся в школу», лучше сказать «Приготовь свою одежду и сложи портфель».
  3. Когда даете ребенку задание, определите время, необходимое для его выполнения, это дисциплинирует, помогает меньше отвлекаться. Для контроля за временем подойдет таймер или песочные часы.
  4. Для ребенка с СДВГ важен физический контакт, поэтому не забывайте несколько раз в день обнять его, поцеловать, приласкать, взъерошить волосы и т.п.
  5. Разработайте четкий режим и постарайтесь не отходить от него. Упорядоченность дня, предсказуемость событий успокаивает таких детей.
  6. Ребенка с СДВГ лучше отдать в школу не в 6 лет, а на 1–2 года позже. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, такие дети отстают от сверстников в психическом развитии на 1,5–1,7 года. Во-вторых, часто синдром СДВГ сочетается с другими нарушениями: трудностями с чтением (дислексией), нарушением письма (дисграфией), проблемами со счетом (дискалькулией). Неспособность быстро воспринимать материал, проблемы с концентрацией внимания могут приводить к плохой успеваемости в школе, снижению самооценки.
  7. Старайтесь развивать способности ребенка: он должен знать, что есть области, где он действует лучше, чем остальные, это повысит его самооценку.

Игры для подготовки к школе

Память, внимание можно и нужно развивать с помощью специальных игр, способствующих развитию наблюдательности, увеличению объема памяти, — они будут хороши для всех детей перед школой.

Игра в корректора. Возьмите любой типографский текст с крупным шрифтом. Один кусок текста дайте ребенку, другой оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «к» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами, для взаимопроверки. Если ребенок хорошо справился с заданием, усложните его: теперь нужно найти буквосочетание «ко», и т.д. Взрослому рекомендуется время от времени допускать ошибки, чтобы ребенок мог находить их, тем самым тренируя внимание.

Стимуляция объема внимания. Ребенок должен последовательно выполнить 3 и более команд. Например, вы можете дать ему следующие команды:

  • подпрыгни 2 раза;
  • назови любую птицу;
  • встань рядом с предметом красного цвета.

После успешного выполнения задание можно усложнить:

  • подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • назови птицу на букву «в»;
  • встань рядом с деревянной мебелью.

Затем добавляется 4-й пункт, 5-й и т.д. Лучше, если в этих играх будут участвовать несколько детей (4–5) примерно одного возраста. Важно называть сразу все пункты для выполнения, именно это будет способствовать увеличению объема памяти.

Игра на развитие наблюдательности. Можно сделать специальные карточки с изображением овощей, фруктов, животных или взять несколько мелких предметов (коробок спичек, карандаш, ручку, ластик и так далее). Играют несколько человек. Предметы или карточки раскладываются на столе, тот, кто водит, должен запомнить, в каком порядке они разложены, далее он отворачивается, и несколько предметов меняются местами. Повернувшись, он должен сказать, что изменилось. Потом следующий занимает его место — и игра продолжается.

Читайте также:  Этапы развития ребенка во время беременности по неделям

Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.

Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.

Главное — занимайтесь с ребенком, и вы обязательно увидите результат. Но, играя, не забывайте проявлять эмоции, не будьте безучастным, ребенок должен видеть, как вы рады его победам. Если что-то в игре не удается или непонятно, попробуйте объяснить еще раз, не жалейте времени и усилий. Во время занятий старайтесь убрать любые отвлекающие предметы, так вы быстрее добьетесь успеха.

Обычно проявления СДВГ уменьшаются к возрасту 12–15 лет, именно в этом возрасте происходит полное созревание всех структур мозга.

Источник

Канал Мир Прекрасного Здоровья предоставляет справочную информацию. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Адекватная диагностика и лечение болезней возможны только под наблюдением добросовестного врача.

Публикация 040. Как было написано в предыдущих статьях, посвященных детям с синдромом Дефицита внимания и гиперактивностью – этих детей нельзя считать плохо воспитанными. На самом деле они стараются понять, что от них требуется, но не могут это претворить в жизнь из-за поражений в организме и в первую очередь в нервной системе. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность у таких детей выражается в неспособности концентрироваться, длительное время оставаться внимательным, дождаться своей очереди чтобы что-то делать, потерпеть, дослушать взрослого (все время перебивают), они постоянно что-то делают, если нужно сидеть, то они будут грызть ногти, вскакивать, махать руками и подобное.

Пока они дети – им можно помочь воспитать некоторые навыки в форме игр. Эти игры вы можете проводить с детьми вначале в семье. Так как такие дети легко отвлекаются и быстро перевозбуждаются в присутствии других людей, то им нужно играть по началу только в паре со взрослым. Потом можно подключать к малым группам с еще одним ребенком. Постепенно увеличивая численность группы детей, в которой будет играть ребенок с СДВГ. Для этого лучше начать посещать специализированные центры для детей с СДВГ или хотя бы группы детей, с которыми работают психологи, например студии рисования песком, где они будут учиться управлять и проживать эмоции и др. Рисование пальцами и взаимодействие с песком очень полезно для детей с СДВГ (расслабляет их, снимает тонус и т.д.). Очень полезно разговаривать с детьми, у которых СДВГ о том, что вызывает у них интерес.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Игры, которые могли бы корректировать поведение детей с СДВГ должны учитывать их особенности. Начинать нужно с пары (взрослый — ребенок) постепенно привлекая новых участников (пап, мам, дедушек, бабушек, других детей и т.д.). Игры должны быть с четкими правилами. Начинать лучше с игр на развитие внимания, так как это очень важно для таких детей. Нужно стараться увлечь ребенка, взрослому придется быть положительно-эмоционально заряженным, чтобы ребенку было интересно (дети с СДВГ быстро теряют интерес, если потеряли внимание). Полезно вводить различные интерпретации в игре, чтобы в различных ситуациях закреплять новые формирующиеся в мозге связи. Если вы видите, что ребенок перевозбуждается, то отправьте его на тайм-аут (писали в прошлой статье) посидите с ним вдвоем, погладьте его, чтобы он успокоился. Но постепенно учите его оставаться во время этой передышки одному. Это нужно, так как дети с СДВГ очень быстро утомляются, хотя кажутся наоборот – неутомимыми. Поэтому, когда они сильно устают, они выходят из под контроля, и у них начинается истерика.

Игры на развитие внимания

1. Игра Найди отличия. Игра направлена на развитие внимания к деталям. Взрослый просит ребенка нарисовать какой-нибудь простой рисунок. Потом взрослый забирает рисунок и что-нибудь дорисовывает на нем. После этого он возвращает рисунок ребенку и тот должен найти, что изменилось в рисунке. Ребенок может поменяться со взрослым ролями.

2. Игра Запрещенное движение. Эта игра с простыми и понятными правилами, помогает ребенку организоваться, помогает дисциплине и вызывает положительные эмоции. Взрослый определяет какое движение запрещено в зависимости от возраста ребенка, например подпрыгивание на одной ноге. Потом взрослый делает движение, а ребенок его повторяет. Периодически взрослый делает запрещенное движение. Игра идет до тех пор, пока ребенок не сделает запрещенное движение. Если эта игра в группе детей, то выполнивший запрещенное движение выбывает. Побеждает тот, кто остался последним. Так же можно вместо движений называть цифры, одна из которых – запрещенная. Если ребенок называет запрещенную цифру, то пусть выполнит какое-нибудь движение (подпрыгнет или присядет и т.п.)

3. Игра Съедобное – несъедобное. Подобно игре Запрещенное движение учит и закрепляет внимательность и сосредоточенность. Берется мяч (чем меньше ребенок, тем больше мяч, чтобы ребенку было удобно ловить и он не сильно отвлекался). Взрослый объясняет правила. Потом бросает мяч и вместе с тем выкрикивает слово (например, морковка, стол, машина, конфета). Если это съедобное, то ребенок ловит мяч. Если несъедобное – то опускает руки и не ловит мяч. Потом кидает мяч ребенок и также выкрикивает какое-нибудь слово. Так попеременно взрослый и ребенок выкрикивают слова и бросают друг другу мяч.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в каждом возрастном периоде развития

4. Игра Ласковые лапки. Игра направлена на снятие напряжения, агрессивности, мышечных зажимов, доверительного отношения в паре взрослый – ребенок. Берется 7 предметов, например: стеклянная бутылочка, кисточка, карандаш, вата, кусочек меха, вилка, машинка. Ребенок изучает предметы и затем закрывает глаза. Взрослый по очереди берет предмет и касаясь, старается делать приятные прикосновения этим предметом по оголенной руке ребенка. А ребенок старается угадать какой «зверек» своими ласковыми лапками ходит по его руке.

5. Игра Передай мяч. Групповая. Игра для развития внимательности, концентрации и снятия излишней активности. Сидя на стульях или на полу или стоя в кругу, участники игры передают друг другу мяч, стараясь его не уронить. Начинают, например, передавать игроку слева и так дальше в левую сторону. Потом сторону можно поменять и передавать мяч по кругу в правую сторону. Постепенно задание нужно усложнять, например, передавая мяч максимально быстро, или передавая, повернувшись спиной, или перебрасывать мяч соседу, или передавать с закрытыми глазами, или используя в игре одновременно несколько мячей – так дети будут не успевать отвлекаться и находится в интересе. После этой игры должна быть передышка.

6. Игра Броуновское движение. Групповая. Для распределения внимания за несколькими объектами одновременно. Участники встают в круг, взрослый закатывает в круг мячи от большого тенниса (сначала 3-5), мячи можно толкать рукой или ногой, но мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, т.е. мячи должны быть все время в движении внутри круга. Если это просто, то вкатываются по одному еще несколько мячей и так пока дети не перестанут справляться. После этого подсчитывается количество мячей и объявляется результат. В следующий раз постарайтесь удержать большее количество мячей, чтобы поставить рекорд.

Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашей оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью.

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

По сути это неврологическое нарушение, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.

Читайте также:  Внутриутробное развитие и общение с ребенком

Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.

Признаки гиперактивности:

  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.

Симптомы импульсивности:

  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Читайте также: синдром Туретта у детей

Источник