Развитие внимания ребенка в дошкольном возрасте

Развитие внимания ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Родители должны направить этот интерес в нужное русло для
правильного развития внимания, ведь уже в три года дошкольник может быть
увлечен чем-то на небольшой период. К шестилетнему возрасту ребенок способен
удерживать внимание, концентрироваться на каком-то занятии. Взрослым нужно
научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием
поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него
как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и
запоминать.

Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также
нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать
ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от
простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы
закрепить результат.   

Виды внимания

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит
некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на
которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с
младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут
погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого
достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная
реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников. Достаточно
сделать акцент (наглядный или звуковой) – появляется непроизвольное внимание.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем
вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру,
отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество.
Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное
внимание. На нем основаны многие шаги к познанию дошколят.

Произвольное внимание

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен
сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением
быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность
появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс
лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить
деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно,
постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не
только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять
внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой
информации. Но на это потребуется время.     

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников

Нормы концентрации внимания у дошкольников

Младшие дошкольники совершенно не могут осознанно
концентрировать внимание. Ими движет интерес. Если интересно, появляется
непроизвольное внимание. Интерес пропал – начинается поиск нового источника
«вдохновения». Внимание малышей опосредованное. Совершенно по-другому ведут
себя старшие дошколята. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг
требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок
учится владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становится, тем
успешнее он овладевает искусством быть внимательным.

У дошкольников нормы концентрации внимания выглядят следующим
образом:

  • У детей до трех лет – максимум 15 минут, нервные дети могут сосредотачиваться на предмете или игре не более 5 минут.
  • У детей четырех лет – максимум 20 минут, болезненные дети предельно внимательны не более 8 минут.
  • Дети 5 лет достигают концентрации внимания на 10-25 минут.
  • Шестилетние дошкольники способны концентрировать внимание до получаса. Дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут.       

Способы оценки внимания у ребенка

Внимание может быть концентрированным, устойчивым, способным к
перераспределению.

В работе с дошкольниками используют несколько способов оценки
внимания.

1. Найти начало и конец линии, обозначить предмет

В этом случае ребенку предлагается картинка, на которой от
нескольких предметов (например, гриб, цветок, дом, солнце) тянутся линии,
которые переплетаются, но потом расходятся каждая к своему пустому квадрату. В
этом квадрате ребенку предлагается сделать отметку. Но у каждого предмета свое
обозначение. Так, солнце нужно обозначить кружочком, гриб – галочкой, цветок –
крестиком, дом – точкой. На выполнение задания дается пару минут. Это тестовое
задание помогает определить возможность ребенка к устойчивому вниманию и
возможность переключать внимание.

2. Разложить картинки в нужной последовательности. Это помогает
определить кратковременную память малыша.

3. Ребенку предлагают картинку, на которой изображено множество
разных предметов: звездочек, грибочков, цветочков, елочек, флажков, которые
изображены не по порядку, а произвольно. Ребенок получает задание вычеркнуть
какой-то предмет. Данный тест помогает понять устойчивость внимания ребенка. На
задание отводится две с половиной минуты. Потом используется формула для
вычисления результата: S = (0,5N – 2,8n) / t, где S – продуктивность ребенка, N – число предметов
всего, t
– время, потраченное на тест, n
– совершенные ошибки.

По данным, полученным в результате расчетов, строится график, по
которому видна устойчивость внимания.

Если:

  • Продуктивность
    выше 1,25 – это 10 баллов, высокий уровень.
  • В
    районе 1,00-1,25 – 8-9 баллов, высокая устойчивость внимания.
  • В
    промежутке 0,5-1,00 – от 4 до 7 баллов, средний уровень устойчивости внимания.
  • В
    районе 0,24-0,5 – 2-3 балла, это низкий уровень.
  • Между
    0,00 и 0,2 – очень плохой результат, 0-1 балла, очень слабая устойчивость
    внимания.        

Упражнения и игры на развитие внимания

Для овладения нужной информацией ребенка не нужно насильно
сажать за стол и пытаться научить концентрации внимания. Дошкольнику по душе
игры. Значит нужно играть. Только в данном случае это будет дидактическая игра.

Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у
каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических
особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно
подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные
занятия. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами,
которые дети будут различать по цвету, форме, величине.

Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее:
выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших
группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные
развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с
интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным
предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В
коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые
помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и
грамотному распределению внимания.     

Развитие наблюдательности

Для развития наблюдательности у ребенка можно использовать игры за
столом, подвижные игры.

Хорошая игра по развитию наблюдательности – поиск отличий на картинках.
Ребенку предлагаются две иллюстрации, на которых нужно найти отличные детали,
разные цвета или формы.

Также интересной будет игра «Прятки». Это не традиционные прятки.
Ребенку предлагается на картинке найти спрятавшиеся предметы. К примеру, на
иллюстрации изображена полянка, на которой спрятались зайчики. Они могут быть
за кустиками, за деревом, за грибом, а видны лишь части тела – уши, хвостик,
мордочка. Ребенок находит животных с большим удовольствием. Можно разнообразить
эту игру. Перед ребенком кладут картинку-раскраску. Ребенок смотрит на нее, а
потом отворачивается. Воспитатель (родитель) закрашивает один из элементов.
Ребенок поворачивается и говорит, что закрашено. Ребенок снова отворачивается,
на картинке закрашивается еще один элемент, ребенок снова должен назвать, какой
именно закрашен элемент. Трудно, но интересно.

Читайте также:  Развитие ребенка 23 февраля

Хорошим упражнением для развития наблюдательности будет игра «Делай как
я!». Взрослый выполняет какое-то движение. Ребенок правильно повторяет его.
Можно сопровождать упражнение музыкой.         

Развитие произвольного внимания

Для развития произвольного внимания можно использовать собирание
пазлов. Желательно, чтобы разрезанная картинка иллюстрировала интересный сюжет
из любимого мультфильма, сказки.

Можно воспользоваться игрой «Все красное» (цвет можно менять). Детям
предлагается искать на протяжении конкретного времени, достаточно несколько
секунд, предметы конкретного цвета, в данном случае – красного. Дети называют
эти предметы вслух.

Пригодится и такая игра как «Я все замечу!». Перед ребенком выкладывают
предметы, до десяти. Потом ребенок отворачивается, а один из предметов убирают.
Ребенок должен назвать «потеряшку». Так можно играть до того момента, пока на
«витрине» не останется всего несколько предметов. Игру можно продолжить,
выкладывая по одному спрятанные предметы.

Как развить произвольное внимание у ребенка: ВИДЕО

Развитие слухового внимания

«Слушать. Слышать. Выполнять» – так можно кратко охарактеризовать игры
для развития слухового внимания. Ребенку предлагается в игровой форме повторять
движения воспитателя, родителя, инструктора. Сначала по одному движению, потом
– несколько движений, потом – целую комбинацию.

Веселой и полезной будет игра с музыкой. В данном случае могут
использоваться разные вариации: произвольный танец под музыку, который
прекращается, если музыка останавливается; «Веселые стулья», когда дети бегают
вокруг стульчиков под музыку и немедленно садятся на место при остановке
музыкальной композиции; «Самолетики», когда дети под музыку бегают по залу, а
когда музыка прерывается, они должны «сесть на аэродром» – забежать в обруч,
положенный на пол.

Звуковое внимание хорошо развивают упражнения и игры с музыкальными
инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.

Развитие зрительного внимания

Неразвитое зрительное внимание кратковременно. И то, что увидел глаз,
еще не успел осознать и зафиксировать мозг. Поэтому зрительное внимание нужно
развивать, а также и зрительную память. Полученные навыки пригодятся ребенку в
школе.

Развитие происходит с помощью иллюстраций и игры. Так, ребенку
предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Важно, чтобы
предметы, изображенные на картинках, были дошкольнику хорошо знакомы и понятно
нарисованы. Ребенок смотрит на картинки. Потом иллюстрации убирают. И
предлагают озвучить, что же было на картинках. Ребенок называет. Ничего
страшного, если он не назовет какие-либо. Можно показать картинки, что
позабылись, снова, потом предложить назвать. Эту игра во «внимательного
разведчика» понравится ребенку, а играя, он будет развивать зрительное внимание
и память.

Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только
предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.

Хороший вариант – игра в мозаику. В этом случае предлагается образец,
по которому ребенку нужно выполнить работу. Без внимательности тут не обойтись.
С одной стороны ребенок играет, с другой – тренирует внимание.

Еще один вариант развития внимания – игра с «близнецами». То есть
предлагается выбрать из множества фигур (предметов, картинок и прочее)
одинаковые.

Новая статья о полезном питании: » Самое полезное для здоровья растительное масло«

Методики развития внимательности

Развивать внимательность у дошколят нужно ежедневно, по 15
минут. Это самый оптимальный отрезок времени для хорошего погружения ребенка в
процесс.

Существует множество методик, основанных на играх.

Так, можно предложить ребенку описать взрослого, который с ним
занимается. При этом ребенку задают наводящие вопросы: Какого цвета моя
рубашка? На мне есть часы? У меня на волосах есть заколка? Вопросы могут быть
разные. Чтобы ребенку было интереснее, потом он сам может задавать вопросы, а
взрослый на них будет отвечать.

Интересная методика развития внимательности – предложить ребенку
выложить из палочек, к примеру, узор или фигуру. Образец при этом представлен.

Достаточно популярна методика с нанизыванием бусин разного
цвета. Предлагается чертеж, на котором обозначены разными знаками бусины различного
цвета. Ребенок должен нанизать бусины в таком порядке, который представлен на
чертеже.

Игра с тенью – еще одна методика, набравшая популярность.
Ребенок должен отыскать из нескольких теней на картинке нужную, относящуюся к
персонажу на этой же картинке.

Развитие внимательности у ребенка: ВИДЕО

Нарушения внимания и их причины

Психологи называют несколько видов нарушения внимания:

  1. Низкая
    концентрация, распыленность.
  2. Низкая
    переключаемость, рассеянность.
  3. Низкая
    форма устойчивости.
  4. Низкая
    распределяемость.
  5. Произвольное
    внимание с задержкой.

Ребенок может страдать невнимательностью по нескольким причинам.

1. Врожденная патология

Нервная система малыша дала сбой, в результате он не может
концентрировать внимание, страдает забывчивостью, рассеянностью.

2. Нарушения речи

Малыш плохо говорит, он нуждается в коррекции речи. Часто это
становится причиной слабого внимания.

3. Нарушение интеллект

Мозгу тяжело воспринимать конкретные предметы, взгляду – на них
фокусировать внимание.

4. Ошибки педагогики

В данном случае воспитатель или родители либо перегнули палку в
процессе обучения и нагрузили мозг ребенком информацией, либо пустили все на
самотек, ребенок постоянно предоставлен сам себе. В результате он не может
сконцентрировать внимание.

5. Эмоциональное воздействие

Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если находится в
обстановке, далекой от комфортной. Если он находится в состоянии страха
совершить ошибку, за которой последует наказание. Если он чувствует
неудовлетворенность родителей своим поведением и своими успехами.

Читайте также:

  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста
  • Развивающие методики для детей

Что влияет на развитие внимательности у ребенка

Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно
ребенку занятие. А поскольку дошкольник находится в том самом благодатном
возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно
сыграть на этих исследовательских струнах.

На развитие внимательности окажут воздействие:

  1. Постоянные интересные упражнения и игры.
  2. Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
  3. Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение, даже если ребенок совершает ошибки. Атмосфера должна быть дружелюбной и спокойной.
  4. Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
  5. Самостоятельность детей. Нужно научить ребенка выполнять определенные дела: самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после того как он порисовал, поиграл. Самостоятельно умываться, одеваться. Эти навыки способствуют развитию внимательности.
  6. Знание ребенком режима дня, это поможет дисциплинировать его и сделать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день. 

Читайте также:

  • ПДД для детей дошкольного возраста
  • ЗОЖ для детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие внимания

Книги на развитие внимания у детей: скачать бесплатно

Читайте также: Как подготовить ребенка к школе

Отзывы

Валерия, Краснодар:

– Очень важно уделять развитию внимания ребенка как можно больше времени. На своем примере убедилась. Пестовала сына, лишила совсем самостоятельности, а когда пошел в школу, поняла свои ошибки. Мальчик абсолютно не умеет слушать, запоминать. Учительница сказала, что он «маменькин сынок», даже сам одеваться не может. Даже в дневник не может записать домашнее задание! Он не слышит, что говорит учительница! Нет внимания!

Ольга, Володарск:

– Хорошие методики помогут развить внимание. Мне нравится «чудесный горшочек». Это горшок, который наполняют всякой всячиной. Дети суют руку, и наощупь узнают, что так лежит. Моим ребятам очень нравится.

Владимир, Гай-Кодзор:

– Даже не знал, что ребенок может быть поглощен каким-то делом всего 15-20 минут! Вижу, что допускал ошибку в воспитании дочки. Надо исправляться. Познавательная статья.

Читайте также: Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Эти несложные правила помогут развить внимательность ребенка, что станет ступенькой к его успешности в школе. Важно помнить, что формирование внимательности дошкольника должно проходить не только в дошкольном учреждении, но и дома. Терпеливое, приветливое отношение к ребенку, тщательное закрепление полученных навыков даст хороший результат.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова    

Источник

Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 3 лет лечение

Что такое внимание?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Виды

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Возраст, летНорма, минут
24-10
35-15
48-20
510-25
611-30
715-35

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

Формирование внимания

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Виды упражнений для развития

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.
    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.
  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

Примеры простых игр

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного детства

Слуховое внимание

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

Серия заданий

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

  1. Попрыгай 7 раз.
  2. Принеси красный предмет.
  3. Назови садовый цветок.

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

Другие эффективные игры

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

Зрительное внимание

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

  • Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
  • «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
  • Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
  • Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
  • Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
  • «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник